Дело № 5-122/2019
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
город Мурманск 28 февраля 2019 года
Судья Первомайского районного суда города Мурманска Кутушова Ю.В., (<...>), рассмотрев административное дело в отношении:
ФИО2, ***, ранее к административной ответственности за совершение правонарушений в области таможенного дела не привлекавшегося, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.16.2 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
*** из *** на таможенную территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на таможенный пост *** на транспортном средстве – автомобиле «***», регистрационный знак №***, в качестве водителя прибыл ФИО2
Для совершения таможенных операций ФИО2 проследовал по «зеленому» коридору, пассажирскую таможенную декларацию не подавал, о товарах, подлежащих таможенному декларированию не заявлял.
При проведении визуального осмотра транспортного средства, на котором пересекал таможенную границу ЕАЭС ФИО2, было установлено, что в автомобиле «***», регистрационный знак №*** находятся товары, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС могут быть установлены запреты и ограничения.
Данная категория товаров подпадает под контроль Россельхознадзора, осуществляющего свои полномочия в пункте пропуска.
*** по результатам проведения карантинного фитосанитарного контроля, уполномоченным государственным инспектором Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Управления Россельхознадзора по Мурманской области был составлен акт карантинного фитосанитарного контроля №*** в котором указано, что в результате досмотра подкарантинной продукции – ***, ввозимой ФИО2, выявлено нарушение законодательства – отсутствует фитосанитарный сертификат, в связи с чем ввоз вышеуказанной продукции запрещен.
В результате таможенного осмотра товаров (АТО №***), перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС ФИО2 было установлено, что ФИО2 ввозит на таможенную территорию ЕАЭС товар – *** общий вес брутто ***
В объяснении ФИО2 пояснил, что за пределами таможенной территории ЕАЭС он приобрел *** которые он ввез из *** на таможенную территорию ЕАЭС, поскольку не знал о том, что их ввоз на таможенную территорию запрещен либо ограничен.
Разрешительных документов (фитосанитарный сертификат), дающих право на ввоз вышеуказанных товаров на таможенную территорию ЕАЭС, ФИО2 представлено не было.
В судебном заседании ФИО2 не участвовал, о месте, дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в связи с чем, суд в соответствии с ч.2 ст.25.1 КоАП РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, судья находит вину ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.2 КоАП РФ, установленной и доказанной.
Факт совершения ФИО2 административного правонарушения доказан исследованными в судебном заседании письменными материалами дела:
- Определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования №*** от *** (л.д. 1-7);
- протоколом изъятия вещей и документов от *** и актом приема-передачи вещественных доказательств от ***, согласно которым изъятый у ФИО2 товар помещён на хранение на склад временного хранения таможенного поста *** (л.д.8-11, 13);
- Актом карантинного фитосанитарного контроля (надзора) №***, которым установлено, что в отношении представленного образца, изъятого у ФИО2 предписываются следующие карантинные фитосанитарные мероприятия – ввоз запрещен; (л.д 16-17).
- Актом таможенного осмотра товаров №*** от ***, согласно которому ФИО2 к таможенному осмотру предъявлен товар, в отношении которого могут быть установлены запреты и (или) ограничения при перемещении через таможенную границу ЕАЭС, а именно: *** общий вес брутто *** (л.д. 18-20);
- Объяснением ФИО2 от ***, из которого следует, что за пределами таможенной территории ЕАЭС он приобрел *** которые ввез из *** на таможенную территорию ЕАЭС, поскольку не знал о том, что их ввоз на таможенную территорию запрещен либо ограничен. Факт нарушения таможенных правил и свою вину ФИО2 признал (л.д. 25);
- Актом таможенного наблюдения от ***, согласно которому товар – *** весом брутто *** принадлежащий гражданке ФИО1, был вывезен за пределы таможенной территории ЕАЭС в *** на транспортном средстве «***», регистрационный знак №*** (л.д. 16);
- Служебной запиской отделения контроля таможенной стоимости Мурманской таможни от ***№***, согласно которой таможенная стоимость товара, явившегося предметом административного правонарушения, на *** составляет 1 241 (одна тысяча двести сорок один) руб. 02 коп. (л.д. 32);
- Служебной запиской отдела товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений Мурманской таможни от ***№***, согласно которой товар, являющийся предметом административного правонарушения, классифицируются следующим образом: *** в подсубпозиции *** ТН ВЭД ЕАЭС. Указанный товар включен в Перечень подкарантинной продукции, подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору)на таможенной границе ЕАЭС и таможенной территории ЕАЭС, утвержденный Решением Комиссии Таможенного Союза от 18.06.2010 № 318 «Об обеспечении карантина *** в Евразийском экономическом союзе». Таким образом, международным законодательством установлены ограничения на перемещение через таможенную границу ЕАЭС данного товара в виде карантинных фитосанитарных мер (л.д. 34);
- Протоколом об административном правонарушении №*** от *** (л.д. 54-57).
Совокупность исследованных судом доказательств по делу об административном правонарушении суд находит достаточной для установления наличия события административного правонарушения и виновности лица, привлекаемого к административной ответственности.
Статьей 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) определены понятия для целей настоящего Кодекса:
пункт 3: «ввоз товаров на таможенную территорию Союза» - совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами;
пункт 10: «запреты и ограничения» - применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов;
пункт 16: «лицо» - физическое лицо, юридическое лицо, а также организация, не являющаяся юридическим лицом;
пункт 27: «перемещение товаров через таможенную границу Союза» - ввоз товаров на таможенную территорию Союза или вывоз товаров с таможенной территории Союза;
пункт 37: «таможенные операции» - действия, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании;
пункт 41: «таможенный контроль» - совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании;
пункт 46: «товары для личного пользования» - товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом.
Согласно статье 9 ТК ЕАЭС все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом или в соответствии с настоящим Кодексом. Товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 ТК ЕАЭС товары, ввозимые на таможенную территорию Союза, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Союза.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Как следует из пункта 3 статьи 7 ТК ЕАЭС соблюдение санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер и радиационных требований подтверждается по результатам осуществления санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, карантинного фитосанитарного, радиационного контроля (надзора) в порядке, установленном Договором о Союзе и принятыми в соответствии с ним актами Комиссии, и (или) в порядке, установленном законодательством государств-членов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 101 Договора о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 года) (далее – Договор от 29.05.2014) к запретам и ограничениям относятся применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования (в том числе вводимые исходя из общих исключений, защиты внешнего финансового положения и обеспечения равновесия платёжного баланса в одностороннем порядке), меры технического регулирования, меры экспортного контроля и меры в отношении продукции военного назначения, а также санитарные, ветеринарно-санитарные карантинные фитосанитарные меры и радиационные требования.
При перемещении товаров через таможенную границу Союза, в том числе товаров для личного пользования, и (или) помещении товаров под таможенные процедуры соблюдение запретов и ограничений подтверждается в случаях и порядке, установленных Комиссией или нормативными правовыми актами государств-членов в соответствии с настоящим Договором либо установленных в соответствии с законодательством государств-членов, путем представления документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений.
В соответствии со статьей 58 Договора от 29.05.2014 ветеринарно-санитарные меры применяются в отношении ввозимых на таможенную территорию Союза и перемещаемых по таможенной территории Союза товаров (в том числе товаров для личного пользования), включенных в единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утверждаемый Комиссией, а также в отношении объектов, подлежащих ветеринарному контролю (надзору). К товарам и объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), применяются единые ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования, утверждаемые Комиссией.
В соответствии со статьей 59 Договора от 29.05.2014 карантинные фитосанитарные меры применяются в отношении продукции, включенной в перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Союза и на таможенной территории Союза (далее - перечень подкарантинной продукции), карантинных объектов, включенных в единый перечень карантинных объектов Союза, а также подкарантинных объектов.
Карантинный фитосанитарный контроль (надзор) на таможенной территории Союза и таможенной границе Союза осуществляется в отношении продукции, включенной в перечень подкарантинной продукции, карантинных объектов, включенных в единый перечень карантинных объектов Союза, а также подкарантинных объектов.
Перечень подкарантинной продукции, единый перечень карантинных объектов Союза и единые карантинные фитосанитарные требования утверждаются Комиссией. Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 318 «Обеспечении карантина растений в Евразийском Экономическом Союзе» было утверждено «Положение о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза» (далее – Положение) и «Перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Евразийского экономического союза и таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - Перечень подкарантинной продукции).
В соответствии с пунктом 3.1. Положения, карантинному фитосанитарному контролю (надзору) подлежит каждая ввозимая на таможенную территорию Евразийского экономического союза партия подкарантинной продукции, включенной в Перечень подкарантинной продукции. Подкарантинная продукция высокого фитосанитарного риска ввозится на таможенную территорию Евразийского экономического союза в сопровождении фитосанитарного сертификата на ввозимую партию указанной продукции.
В Перечень подкарантинной продукции включен товар: *** (код ТН ВЭД ***)).
Согласно статье 257 ТК ЕАЭС в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза может применяться система двойного коридора. «Зеленый» коридор является специально обозначенным в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза местом, предназначенным для перемещения через таможенную границу Союза в сопровождаемом багаже товаров для личного пользования, не подлежащих таможенному декларированию. Пересечение физическим лицом линии входа (въезда) в «зеленый» коридор является заявлением физического лица об отсутствии товаров, подлежащих таможенному декларированию.
В соответствии с пунктом 4 статьи 258 ТК ЕАЭС в отношении товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию, перемещаемых через таможенную границу Союза в сопровождаемом и несопровождаемом багаже либо доставляемых перевозчиком, после их ввоза на таможенную территорию Союза физическими лицами, которые в соответствии с ТК ЕАЭС могут выступать декларантами таких товаров для личного пользования, должны быть совершены таможенные операции, в том числе связанные с их таможенным декларированием для выпуска в свободное обращение.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 260 ТК ЕАЭС таможенному декларированию подлежат товары для личного пользования, за исключением транспортных средств для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза любым способом, в отношении которых подлежат соблюдению запреты и ограничения в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС и требуется представление документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких запретов и ограничений.
Согласно пунктам 3,6 статьи 260 ТК ЕАЭС таможенное декларирование товаров для личного пользования, производится с использованием пассажирской таможенной декларации. Сведения, подлежащие указанию в пассажирской таможенной декларации, определяются Комиссией при определении порядка заполнения такой таможенной декларации. Таможенное декларирование товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Союза в сопровождаемом багаже, производится физическими лицами при их следовании через таможенную границу Союза с одновременным представлением таможенному органу этих товаров.
Таким образом, ФИО2 осуществил ввоз на таможенную территорию ЕАЭС товаров для личного пользования, в отношении которых законодательством ЕАЭС применяются ограничения в виде карантинных фитосанитарных мер, не произвел декларирование по установленной письменной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию.
Действия правонарушителя судья квалифицирует по ч.1 ст.16.2 КоАП РФ, ФИО2 совершил недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса.
Назначая наказание, судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность правонарушителя, его имущественное положение, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Обстоятельствами, смягчающими наказание ФИО2, судьей признаются: совершение административного правонарушения впервые; признание вины, оказание содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.
Обстоятельств, отягчающих наказание ФИО2, судьей не установлено.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что ФИО2 ранее к административной ответственности за совершение правонарушений в области таможенного дела не привлекался, правонарушение тяжких последствий за собой не повлекло, судья считает возможным назначить ему наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения, без назначения штрафа.
Руководствуясь статьями 3.5, 29.10 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
ФИО2 признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения.
Предметы административного правонарушения: *** общий вес брутто ***
изъятые по протоколу изъятия от *** и помещенные на ответственное хранение на складе временного хранения таможенного поста *** – конфисковать, обратить в собственность Российской Федерации.
Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд г. Мурманска в течение 10-ти дней со дня получения его копии.
Судья Ю.В. Кутушова