ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-122/20 от 03.07.2020 Тындинского районного суда (Амурская область)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Тында 03 июля 2020 года

Судья Тындинского районного суда Амурской области Киритова С.В.

при секретаре ФИО2,

с участием законного представителя «Центральный ломбард» ФИО5, защитника ФИО3,

рассмотрев материал об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.27 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Центральный Ломбард» (<данные изъяты>, адрес места нахождения и почтовый адрес: <адрес>),

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГ главным юрисконсультом юридического отдела Отделения по Амурской области Дальневосточного главного управления Центрального банка РФ ФИО4 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.27 КоАП РФ в отношении ООО «Центральный Ломбард».

Определением заместителя управляющего Отделением по Амурской области Дальневосточного главного управления Центрального банка РФ от ДД.ММ.ГГГГ дело об административном правонарушении в отношении ООО «Центральный Ломбард» передано в Тындинский районный суд Амурской области для принятия решения.

ДД.ММ.ГГГГ в Тындинский районный суд Амурской области поступил административный материал в отношении ООО «Центральный Ломбард» по ч.3 ст. 15.27 КоАП РФ.

Представитель отделения по Амурской области Дальневосточного главного управления Центрального Банка РФ, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания в суд не явился. Судом определено о рассмотрении дела в отсутствие не явившегося лица.

В судебном заседании законный представитель ООО «Центральный Ломбард» ФИО5 вину в инкриминируемом административном правонарушении признал частично, пояснив, что предписание Обществом было в целом исполнено, скорректированное ФЭС с необходимым номером записи было направлено своевременно, только не с тем типом, но содержание правильное, скорректированное. Номер тот же, тип они проставили не тот по невнимательности, не умышленно. На сегодня информация отправлена с нужным типом повторно, инструктаж с работниками проведен. На протяжении длительного времени они испытывали затруднения, касающиеся входа в программу для отправки ФЭС, так как Росфинмониторинг менял требования к входу, менялись браузеры, в мае, июне, июле 2019 года они обращались за тех поддержкой. Кроме того, в настоящий момент организация находится в затруднительном финансовом положении. Просит учесть данные обстоятельства при принятии решения.

Защитник ФИО3 поддержал доводы ФИО5, считает, что организацией добровольно устранены допущенные нарушения, тяжких последствий по делу не наступило, просил учесть, что организация привлекается к административной ответственности впервые и в настоящее время испытывает финансовые трудности.

В письменных пояснениях, поступивших в суд ДД.ММ.ГГГГ представитель отделения по Амурской области Дальневосточного главного управления Центрального Банка РФ настаивала на применении к ООО «Центральный ломбард» по ч.3 ст. 15.27 КоАП РФ административного наказания в виде приостановления деятельности ввиду того, что до настоящего времени предписание от ДД.ММ.ГГГГ не исполнено в полном объеме.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, судья приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

При рассмотрении дела об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее данное противоправное действие (бездействие), его виновность, и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), т.е. устанавливается состав административного правонарушения.

Ответственность по ч.3 ст.15.27 КоАП РФ наступает за неисполнение предписаний, выносимых надзорным органом в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма или финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Учитывая диспозицию ч.3 ст. 15.27 КоАП РФ, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном данной статьей, в соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ является законность предписания, выданного органом государственного надзора.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.27 КоАП РФ, судья должен выяснять законность вынесенного предписания, имея в виду, что оно должно быть выдано уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, содержать характеристику допущенных нарушений и требование об устранении нарушений законодательства, но не определять характер необходимых действий, которые должны быть совершены для его выполнения, а также не разрешать правовые споры, подменяя собой судебные органы.

Таким образом, предписание следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке.

Не отмененное к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении предписание органов, осуществляющих государственный надзор, обязательно для исполнения и лица, игнорирующие такие предписания, подлежат административной ответственности.

В соответствии с положениями ст.76.1 Федерального закона от 10 июля 2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» (далее 86-ФЗ) ООО «Центральный Ломбард» является не кредитной финансовой организацией.

В соответствии со ст.5 Федеральным законом от 07 августа 2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» ООО «Центральный Ломбард» относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами.

Согласно ч.9 ст.7 указанного Федерального закона контроль за исполнением физическими и юридическими лицами настоящего Федерального закона в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, за организацией и осуществлением внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными органами.

В соответствии со ст.76.5 Федерального закона 86-ФЗ Банк России проводит проверки деятельности не кредитных финансовых организаций, направляет не кредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к не кредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.

Таким образом, Банк России, по отношению к ООО «Центральный Ломбард» является государственным органом, осуществляющим контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученным преступным путем, и финансированию терроризма, и надзорным органом, осуществляющим контроль за организацией и осуществлением внутреннего контроля за организациями, осуществляющими операции с денежными средствами, уполномоченным выносить предписания.

Как усматривается из материалов дела Банком России в лице Отделения по Амурской области Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации в адрес ООО «Центральный Ломбард» в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма вынесено предписание о предоставлении информации и документов не позднее 10 рабочих дней с даты получения предписания, а именно: 1. направить в уполномоченный орган скорректированное ФЭС с номером записи 2019_2808000090_280801001_00000003; 2. Принять меры, направленные на недопущение в дальнейшей деятельности аналогичных нарушений, указанных в предписании; отчет об исполнении предписания с приложением копий документов, подтверждающих устранение нарушения (копия ФЭС и квитанции, содержащей подтверждение принятия ФЭС в форматах, в которых они были направлены в уполномоченный орган (получены из уполномоченного органа) и проведение мероприятий, направленных на недопущение в дальнейшей деятельности нарушений законодательства, в срок не позднее 10 рабочих дней, следующих за днем получения предписания в электронном виде через личный кабинет с указанием ссылки на исходящий номер предписания.

Данное предписание Обществом не обжаловалось, его законность не оспаривалась.

Соответственно предписание вынесено надлежащим должностным лицом, в пределах полномочий, в связи с выявленными нарушениями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, содержит конкретные требования, в связи с чем, является законным и обоснованным.

Как следует из протокола об административном правонарушении от 27 мая 2020 года, предписание было исполнено Обществом не в полном объеме, а именно: представленные ФЭС от 25 февраля 2020 года было направлено в уполномоченный орган с неверным типом записи «4» - удаление ранее исправленной информации; не исполнен п.2 предписания, а именно не представлены документы, подтверждающие проведение мероприятий, направленных на недопущение в дальнейшей деятельности нарушений законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ, а именно документов, свидетельствующих о прохождении сотрудниками ООО «Центральный Ломбард» внепланового инструктажа по ПОД/ФТ, организацией, предоставлен только приказ от 18 февраля 2020 года о поручении проведения данного инструктажа; отчет о выполнении предписания не содержит документы, подтверждающие устранение нарушений предписания, а именно копию скорректированного ФЭС с типом записи 3 и квитанции содержащие принятие данного ФЭС и проведение мероприятий направленных на недопущение в дальнейшем нарушений законодательства в сфере ПОД/ФТ.

В обоснование виновности ООО «Центральный Ломбард» в инкриминируемом правонарушении должностным лицом, помимо протокола об административном правонарушении представлены следующие доказательства: распечатка ответа на предписание от 26 февраля 2020 года, в котором зафиксирован текст обращения и приложенные документы; сканированные копии ответа на предписание и приказа от 18 февраля 2020 года; копия квитанции о принятии уполномоченным органом ФЭС с номером записи 2019_2808000090_280801001_00000003; предписание от 17 февраля 2020 года ; сведения о получении ООО «Центральный Ломбард» предписания 17 февраля 2020 года.

Вместе с тем, совокупность представленных доказательств не позволяет суду прийти к выводу о наличии в действиях ООО «Центральный Ломбард» состава вмененного ему административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.27 КоАП РФ.

Объективную сторону правонарушения образует бездействие организации, выражающееся в невыполнении или ненадлежащем выполнении какого-либо требования законодательства о легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма, о фиксировании, хранении и предоставлении информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, и об организации внутреннего контроля за выполнением приведенных выше предписаний закона по фиксированию, хранению и представлению информации.

Как следует из материалов дела ООО «Центральный ломбард» были исполнены все пункты предписания.

Так, п.1 предписания Обществу установлено направить в уполномоченный орган скорректированное ФЭС с номером записи 2019_2808000090_280801001_00000003, как следует из протокола об административном правонарушении и распечатки ответа на предписание Обществом было направлено в уполномоченный орган ФЭС с номером записи 2019_2808000090_280801001_00000003. Сведений о том, что в повторно направленном ФЭС за № 2019_2808000090_280801001_00000003 не были устранены нарушения порядка заполнения отдельных показателей ФЭС представленные материалы дела не содержат и протоколом об административном правонарушении Обществу не вменяются. Соответственно установленное предписанием нарушение было устранено.

При этом некорректно указанный тип записи ФЭС (4 – удаление ранее направленной информации), при направлении в уполномоченный орган не свидетельствует о невыполнении указанного пункта предписания, поскольку как следует из объяснений законного представителя ООО «Центральный ломбард» и ФЭС от 25 февраля 2020 года с номером записи 2019_2808000090_280801001_00000003 направленное ФЭС являлось скорректированным. Более того, как следует из представленных законным представителем ООО «Центральный ломбард» в ходе судебного разбирательства документов, после выявления протоколом об административном правонарушении неверного типа записи, ими повторно был направлен ФЭС с другим типом записи.

Относительно невыполнения Обществом п.2 предписания прихожу к следующему. Предписание не может определять характер необходимых действий, которые должны быть совершены для его выполнения.

Пунктом 2 предписания Обществу установлено принять меры, направленные на недопущение в дальнейшей деятельности аналогичных нарушений, указанных в предписании.

Как следует из представленных материалов, ООО «Центральный Ломбард» 18 февраля 2020 года был вынесен приказ о проведении внепланового инструктажа в теме соблюдения периодичности проведения проверки среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества – не реже чем раз в три месяца, также обратить внимание на правильность заполнения отдельных показателей ФЭС. Соответственно Обществом были предприняты меры на недопущение в дальнейшей деятельности аналогичных нарушений, указанных в предписании, а именно запланирован внеплановый инструктаж, что подтверждается приказом от 18 февраля 2020 года. При этом указание в протоколе об административном правонарушении о том, что Обществом не представлены доказательства о прохождении работниками ООО «Центральный Ломбард» внепланового инструктажа ПОД/ФТ не свидетельствует о неисполнении Обществом п. 2 предписания.

Вопреки указанию в протоколе Отчет о выполнении предписания, представленный Обществом содержит документы, подтверждающие устранение нарушений выявленных предписанием, а именно Отчет о выполнении предписания со ссылкой на номер предписания, приказ от 18 февраля 2020 года о проведении внепланового инструктажа ПОД/ФТ, ФЭС с номером записи 2019_2808000090_280801001_00000003, с подтверждением принятия 25 февраля 2020 года.

Предписание Обществом выполнено своевременно, в полном объеме.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства не установлено бездействие ООО «Центральный Ломбард», выражающееся в невыполнении или ненадлежащем выполнении предписания, соответственно объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.27 КоАП РФ в действиях Общества отсутствует.

При таких обстоятельствах, судья приходит к выводу об отсутствии в действиях ООО «Центральный Ломбард» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.27 КоАП РФ.

В силу п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Учитывая изложенное, производство по делу подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ за отсутствием в действиях ООО «Центральный Ломбард» состава вмененного правонарушения.

Руководствуясь ст.29.10 КоАП РФ,

П О С ТА Н О В И Л:

Производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Центральный Ломбард» прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.27 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано в Амурский областной суд через Тындинский районный суд Амурской области в течение десяти суток с момента вручения либо получения копии постановления.

По вступлению в законную силу постановление может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (по адресу г. Владивосток Приморского края, ул. Светланская, д.54), в порядке, предусмотренном ст. ст.30.12 - 30.14 КоАП РФ.

Судья С.В. Киритова