Химкинский городской суд Московской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Химкинский городской суд Московской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Материал №5-123/2010
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Химки Московской области 26 октября 2010 года
Судья Химкинского городского суда Московской области - Галанова С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении ОАО «Полигон ТБО», юридический адрес: 141400, Московская область, г. Химки, ул. Союзная, д. 11, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
06 октября 2010 года старшим государственным инспектором Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу составлен протокол №15-22/4134 об административном правонарушении в отношении ОАО «Полигон ТБО», которым зафиксированы нарушения требований п.5 ст. 18, ч.5 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ, а именно:
-требований к эксплуатации предприятий, зданий, сооружений и иных объектов, требования к объектам размещения отходов, требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований;
-п.2 ст.51, п.1 ст. 35 ФЗ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
-СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03;
-п.13 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 № 190 ФЗ;
Согласно Протоколу об административном правонарушении углы откоса тела полигона не соответствуют проектным решениям.
Наличие георешетки не выявлено, в результате чего происходит стихийный обвал отходов производства и потребления и попадание их на окружающую территорию.
В настоящее время максимальная высота тела полигона составляет более 50 метров, при проектной высоте - 49 метров (с финальным перекрытием). Превышение проектных параметров указывает на сверхнормативное размещение отходов производства и потребления на теле полигона ТБО.
Ближайший жилой дом расположен на юго-запад от полигона на расстоянии 500 метров.
В ходе проведенной проверки установлено, что ОАО «Полигон ТБО» не выполнил пункт 16.4 «Заключения» ГУ Московской области «Мособлгосэкспертиза» за № 5-1-0162-08 от 15 апреля 2008 года в части получения в срок до 01.10.2008 заключения ФС Роспотребнадзора по сокращению санитарно-защитной зоны полигона (в 500 –метровой СЗЗ объекта попадают огороды (280 метров), что не соответствует требованиям СанПиН 2.2.1./2.1.1 1200-03. До настоящего времени проект сокращения санитарно-защитной зоны в установленном порядке не получен.
ОАО «Полигон ТБО» не оформил разрешительную документацию на рекультивацию полигона, чем нарушил требования п.2 ст. 10 Закона «Об отходах производства и потребления» № 89 ФЗ от 24.06.1998 года.
В нарушение пункта 16.5 «Заключения» ГУ Московской области «Мособлгосэкспертиза» за № 5-1-0162-08 от 15 апреля 2008 года не выполнены работы по срезке и перемещению отходов с северной части свалочного тела (с площадей за границами землеотвода полигона), срок завершения которых был установлен до 31.12.2009 года.
Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу действия ОАО «Полигон ТБО» квалифицирует по ст. 8.2 КоАП РФ ( несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами).
Допущенные нарушения были зафиксированы на полигоне ТБО «Левобережный» Химкинского района Московской области, расположенном по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки, вблизи микрорайона Левобережный.
Копия указанного протокола 06 октября 2010 года вручена законному представителю юридического лица – инженеру-экологу Колпакову К.М., представившему соответствующую доверенность.
Законные представители ОАО «Полигон ТБО» в судебном заседании вину Общества в совершении административного правонарушения признали в части, считают, что оснований для приостановления деятельности ОАО не имеется.
В обоснование своих возражений ссылались на то, что :
- ОАО «Полигон ТБО» ведет свою деятельность на территории города Химки с 1980 года по рекультивации Полигона для захоронения бытовых, строительных и промышленных отходов Химкинского района и из г. Москвы;
- все необходимые санитарно-эпидемиологические заключения необходимые для осуществления деятельности у ОАО «Полигон ТБО» имеются, в 2001 году ЗАО «Геоспецэкология» разработала проект «Рекультивация и реконструкция полигона ТБО «Левобережный Химкинского района», одобренный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, дозагрузка полигона планируется до 2012 года, в 2008 году дано положительное Заключение «Мособлгосэкспертизы» по рекультивации полигона;
- осадки в виде дождя и снега - неотъемлемая часть природных явлений и смыв некоторых составляющих отходов неизбежен в воды, которые проходят рядом с полигоном, а именно в реку Бусинку, а также грунтовые воды; выше по течению реки расположены кладбище г. Долгопрудный и такой же полигон ТБО г. Долгопрудный. Строительство системы, предотвращающей загрязнение реки, должно быть произведено к окончанию эксплуатации полигона, приблизительно в 2012 году;
- обоснование суммы ущерба, нанесенного ОАО «Полигон ТБО» окружающей среде в размере 405221 рубль, ничем по делу не подтвержден, расчет не представлен, что лишает Общество права в соответствии ст. 4.2 КоАП РФ возместить действительно нанесенный ущерб;
- ОАО «Полигон ТБО» во исполнение Предписания №10-36/815 от 09.06.2010 года был заключен Договор на поставку материалов с дальнейшим выполнением работ по укреплению откосов, во избежание попадания отходов на прилегающую территорию;
- наличие георешетки не является обязательным условием эксплуатации полигона, устройство финального перекрытия на склонах с углами заложения 1:3 и менее не предусматривает наличие георешетки, укрепление откосов со сверхнормативными углами заложения георешеткой включено в работы по формированию финального перекрытия и должно быть выполнено по завершению подготовки поверхности отходов и вывод о превышении проектных параметров и сверхнормативное размещение отходов производства и потребления на теле полигона является необоснованным;
- согласно заключению и топографической карте, ближайший дом находится на расстоянии 750 м ( г. Химки), с южной стороны располагаются земли бывшей деревни Ново-Киреево, которая является не жилой, а сам полигон находится на данном месте с 1970-x годов, полигон ТБО «Левобережный» в соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке расположен на землях промышленности;
По утверждению законных представителей ОАО «Полигон ТБО» в данном случае Департаментом Росприроднадзора был нарушен порядок проведения проверки:
- в пункте 2 приказа № 2076-пр от 10.09.2010 года о привлечении к проведению проверки в качестве экспертов, представителей экспертных организаций ФГУ «ЦЛАТи по ЦФО», ФГУ «Мосрыбвод» - в нарушение п. 2 части 2 ст. 14 Федерального закона N2 294-ФЗ от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не указаны должности и Ф.И.O. экспертов;
- в соответствии ч. 3 и ч. 4 ст. 16 Федерального закона №294-ФЗ от 26.12.2008 к акту проверки не приложены протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. B нарушение действующего законодательства к акту копии протоколов, технических отчетов приложены и вручены представителю ОАО «Полигон ТБО» не были.
- в нарушение ч. 6 ст. 2 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 года и прав ОАО «Полигон ТБО» мероприятия экспертных организаций проводились без приглашения и соответственно без присутствия представителей ОАО «Полигон ТБО», таким образом, ходатайство № ОЗ-24/5846 от 07.10.2010 года о применении к ОАО «Полигон ТБО» административного наказания в виде административного приостановления деятельности с указанием причинения вреда биологическим ресурсам водного объекта в размере 405221 рубль необоснованно;
- положительное заключение ГУ Московской области «Мособлэкспертиза» не аннулировано, ОАО «Полигон ТБО» осуществляет деятельность по обращению с опасными отходами на основании действующей разрешительной документации.
Выслушав законных представителей ОАО «Полигон ТБО», допросив свидетелей, изучив представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
По делу установлено, что 03 сентября 2010 года Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЦФО издан Приказ №2001-пр. о проведении плановой выездной проверки в отношении ОАО «Полигон ТБО». Приказом от 30 сентября 2010 года № 2203- пр срок проведения плановой проверки был продлен до 27 октября 2010 года.
Из акта проверки в отношении ОАО «Полигон ТБО» от 01 октября 2010 года, проведенной 13 сентября 2010 года Департаментом Росприроднадзора по Центральному федеральному округу с участием специалистов ФГУ «ЦЛАТИ по ЦФО», начальника межрайонного отдела Канала им. Москвы ФГУ «Мосрыбвод», следует, что Полигон ТБО, принадлежащий ОАО «Полигон ТБО», расположен в восточной части Химкинского района на землях г.о. Химки Московской области, на расстоянии 0,7 км от МКАД, с северной стороны полигон граничит с Долгопрудненским городским кладбищем, с восточной стороны на расстоянии от 80 до 100 метров протекает р. Бусинка (между телом полигона и рекой зафиксированы многочисленные поверхностные водоемы заполненные фильтратом поступающим с тела полигона ТБО), с южной стороны от полигона располагается территория бывшей деревни Ново-Киреево, занятая стихийными огородами, с западной стороны на расстоянии 30 метров проходит Лихачевское шоссе, за которым расположена территория Химкинского лесопарка.
В ходе проведения проверки установлено, что на территории хозяйственной зоны полигона ТБО размещена тара с ГСМ без поддонов, также выявлено наличие разливов ГСМ, тара от ГСМ также размещена в помещениях без поддонов; существующий пост мойки колес и ванна для дезинфекции колес в момент проверки и работы полигона не использовались; на территории Полигона ТБО размещена мойка автотранспорта не оборудованная очистными сооружениями, техническая документация на мойку, согласованная в соответствии с законодательством, не представлена; в соответствии с Проектом по периметру участка захоронения была сооружена дренажная канава для сбора и отведения поверхностного стока с прилегающей территории, однако на момент проведения проверки канава засыпана, в результате чего поверхностные стоки вместе с фильтратом попадают в реку Бусинка. Среднее и нижнее течение реки Бусинка в результате деятельности ОАО «Полигон ТБО» в течение последних лет подвержено крайне неблагоприятному воздействию. Защитная обваловка берега реки практически отсутствует, системы дренажа сточных вод, поверхностных стоков и их очистки практически не имеется. Происходит как открытое загрязнение реки ливневыми стоками с территории полигона ТБО, а также фильтрация загрязненных поверхностных вод в русло реки.
На день проверки в районе полигона ТБО и ниже по течению, на расстоянии порядка 3000 м., загрязненные стоки с территории полигона поступают в реку Бусинка, в результате чего вода в реке имеет неприятный гнилостный запах с примесью сероводорода, нехарактерный для речных водоемов сине-зеленый цвет, прозрачность снижена до 0,2 м. (Акт Начальника межрайонного отдела Канала им. Москвы ФГУ Мосрыбвод от 13 сентября 2010 года).
В составе предоставленной ОАО «Полигон ТБО» документации были получены данные о замерах в четырех наблюдательных скважинах, которые в ходе осмотра обнаружены не были.
В результате проведенной проверки также установлено, что фактическая площадь тела полигона ТБО на рельефе составляет 18 га, границы размещения тела полигона в целом соответствуют проектным значениям, но имеются участки, превышающие проектные границы. Такие участки наблюдаются на северной части тела полигона (у границы с кладбищем) – участок 3,5 га, на южной части тела полигона – участок 0,4 га, на юго-восточной части имеется незаполненный участок 0,5 га.
Углы откоса тела полигона находятся в пределах от 1:2 до 1:4, с преобладанием значений 1:2 и 1:3, а в соответствии с Проектом рекультивации полигона ТБО ОАО «Полигон ТБО» «Отходы складируются в виде насыпного холма, с заложением наружных откосов свалочного тела 1:3», при условии укрепления откосов с помощью георешетки. В ходе осмотра наличие георешетки не выявлено, в результате чего происходит обвал мусора и попадание его на окружающую территорию. В настоящее время максимальная высота тела полигона составляет 57 метров, а проектная высота должна составлять 49 метров ( с финальным покрытием).
Ближайший жилой дом расположен на юго-западе от полигона на расстоянии 500 метров.
Из Акта проверки в отношении ОАО «Полигона ТБО» также следует, что проект санитарно-защитной зоны не имеет положительного заключения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, не разработан и не согласован проект сокращения санитарно-защитной зоны полигона ТБО, а согласно п. 4.4 СанПин 2.2.1./2.1.1.1200-03 санитарно-защитная зона полигона ТБО должна составлять 1000 метров.
В ходе проверки было выявлено превышение проектных параметров дозагрузки и перекрытия тела полигона, что указывает на сверхлимитное размещение отходов на теле полигона.
По изложенным выше фактам в отношении ОАО «Полигон ТБО» 06 октября 2010 года старшим государственным инспектором Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу был составлен протокол №15-22/4134 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Допрошенные в судебном заседании свидетели старший государственный инспектор Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу Попов А.А., начальник межрайонного отдела Канала имени Москвы ФГУ Мосрыбвод Велигура А.Н., начальник Пушкинского отделения ФГУ ЦЛАТИ по ЦФО Калашник П.И. подтвердили в суде факты нарушений, зафиксированных протоколом №15-22/4134 об административном правонарушении в отношении ОАО «Полигон ТБО». Не доверять показаниям свидетелей у суда нет никаких оснований.
Вина ОАО «Полигон ТБО» в совершенном административном правонарушении подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении, Актом проверки, актом начальника межрайонного отдела Канала им. Москвы и ведущего ихтиолога, техническим отчетом ФГУ ЦЛАТИ по ЦФО, протоколами количественного химического анализа и морфологического состава (КХА) почв и твердых отходов №171/П-180/П, заключением к указанным протоколам, в соответствии с которым установлено , что фоновая концентрация хлоридов превышает норму от 4,6 до 13 раз, сульфатов – от 3-9 раз, азота аммония от 2 до 4 раз, нитратов - в 3 раза, никель – в 3,5 раза, цинк в 2,2-2,7 раза, медь в 12,8-22 раза, нефтепродуктов в 7,8-8 раз, концентрация железа превышает норму в 25,3-26,6 раз.
Также в ходе проверки ФГУ «ЦЛАТИ по ЦФО» было проведено биотестирование отходов (протоколы №79-78), отходам присвоены III и IV классы опасности.
По результатам производства замеров атмосферы, воздуха рабочей зоны (протоколы №117/В-120/В от 13 сентября 2010 года) выявлены превышения ПДК по веществам: толуол, ксилол, метан.
В ходе химического анализа природных вод реки Бусинка ниже по течению на 50 м. и выше по течению на 50 м. от территории тела полигона ОАО «Полигон ТБО» г. Химки Московской области выявлены превышения ПДК по следующим исследуемым ингредиентам: аммоний-ион в 14,7 раза, фосфат-ион –7,4 раза, нефтепродукты –в 2, 2 раза, железо- в 8, 7 раза, медь – в 3 раза, цинк- в 6,1 раза, никель- в 7, 8 раза, БПК-5 – в 2, 6 раза.
В соответствии с протоколом измерений мощности амбиентного эквивалента дозы (МЭД) гамма-излучения при проведении измерений гамма-фона по периметру и внутри полигона ТБО «Левобережный» радиационных аномалий не выявлено, гамма-фон на участке не отличается от нормального естественного уровня внешнего гамма-излучения на открытых территориях в средней полосе России.
Из представленных в материалы дела актов отбора проб почвы, жидких и твердых отходов, осадков, шлаков, активного ила и донных отложений №171-180, актов отбора проб сточных, природных вод №136-137 и актов отбора проб воздуха атмосферы, воздуха рабочей зоны, промышленных выбросов от 13 сентября 2010 года следует, что при производстве отбора проб принимал участие представитель ОАО «Полигон ТБО».
Таким образом, установлено, что ОАО «Полигон ТБО» не соблюдаются экологические, санитарно-эпидемиологические требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей среды и здоровья человека при обращении с отходами производства и потребления при эксплуатации зданий, строений и иных объектов и требования п. 1 ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», п.п. 1 и 2 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды», не соблюдается режим использования земельных участков в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов (п. 6 ст. 56 Водного кодекса РФ от 03.06.2006г. №74-ФЗ); не соблюдаются требования, предъявляемые к проектированию, строительству, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий строений, сооружений и иных объектов, что является нарушением положений п. 2 ст. 51 и п. ст. 35 Федерального закона «Об охране окружающей среды»; не соблюдаются нормативы образования отходов и лимитов на их размещение, что является нарушением п. 5 ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».
С учетом выявленных нарушений, суд приходит к выводу о необходимости применения административного наказания в виде приостановления деятельности, считая, что менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ – не имеется.
Эксплуатация полигона ТБО «Левобережный» (на землях промышленного назначения) предусмотрена до 2012 года, с 2008 года полигон находится в процессе рекультивации.
Ранее, 23 марта 2010 года Постановлением Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу ОАО «Полигон ТБО» уже привлекалось к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, административное наказание было назначено в виде штрафа в размере 180.000 рублей.
Доводы законных представителей ОАО «Полигон ТБО» о том, что в данном случае был нарушен порядок проведения проверки, что имеющиеся на полигоне нарушения норм и правил не являются существенными, и работы по перемещению отходов с северной части свалочного тела ведутся (при том, что завершить эти работы они должны были до 31.12.2009 года), суд отклоняет, поскольку проверка в отношении ОАО «Полигон ТБО» проведена с участием специалистов в порядке, установленном законом. Достоверность сведений, изложенных в актах отбора проб, протоколах у суда сомнений не вызывает.
ОАО «Полигон ТБО» осуществляет деятельность с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, причиняя существенный вред состоянию и качеству окружающей среды.
Принимая во внимание, что ОАО «Полигон ТБО», являясь юридическим лицом, совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.2 КоАП РФ, руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, суд
п о с т а н о в и л:
ОАО «Полигон ТБО» (юридический адрес : Россия, Московская область. Г. Химки ул. Союзная д.11) признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и подвергнуть административному наказанию в виде приостановления деятельности сроком на 45 (сорок пять) суток.
Срок приостановления деятельности ОАО «Полигон ТБО» исчислять с 25 октября 2010 года.
Постановление может быть обжаловано в Московский областной суд через Химкинский городской суд в течение 10 дней.
Судья: подпись С.Б. Галанова
Решением Московского областного суда от 08 ноября 2010 года постановление Химкинского городского суда Московской области от 26 октября 2010 года по делу об административном правонарушении в отношении ОАО «Полигон ТБО» по ст. 8.2 КоАП РФ отменено.
Постановлением заместителя председателя Московского областного суда от 12 ноября 2010 года удовлетворен надзорный протест первого заместителя прокурора Московской области, решение Московского областного суда от 08 ноября 2010 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Решение Московского областного суда от 15 ноября 2010 года постановление Химкинского городского суда Московской области от 26 октября 2010 года по делу об административном правонарушении в отношении ОАО «Полигон ТБО» по ст. 8.2 КоАП РФ изменено, из резолютивной части исключено указание об исчислении срока административного приостановления деятельности ОАО «Полигон ТБО» с 25 октября 2010 года. В остальной части постановление оставлено без изменения, жалоба ОАО «Полигон ТБО» без удовлетворения.