ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1232/2022 от 20.09.2022 Новочеркасского городского суда (Ростовская область)

61RS0019-01-2022-005418-33

Дело № 5-1232/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

20 сентября 2022 год г. Новочеркасск

Судья Новочеркасского городского суда Политко Ф.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении ООО «Ростполимерпром» (ИНН <***>, ОГРН <***>, осуществляющего деятельность по адресу: ул. Шоссе Нового гаража, д. 13, г. Новочеркасск, Ростовская область, юридический адрес <...>) по ч. 1 ст. 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Прокуратурой города Новочеркасска 08.08.2022 г. проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды на ООО «Ростполимерпром». В ходе проверки установлено, что на территории предприятия по адресу: ул. Шоссе Нового гаража, д. 13, г. Новочеркасск размещен ангар с 8-ю станками для агломерации полиэтиленовой пленки, 1 роторноножевая дробилка ДМ-63ОА, 1 шредер и 1 дробилка G 50/60.

Согласно проекту нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух ООО «Ростполимерпром», утвержденному генеральным директором ФИО1, станки агломерации предназначены для переработки пленочных отходов (измельчения и агломерирования полиэтиленовых отходов).

В соответствии с представленными ООО «Ростполимерпром» документами, юридическому лицу передают отходы пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненные и отходы полиэтиленовой тары незагрязненной (ПЭТ), отнесенные к V классу опасности отхода, что подтверждается договором поставки от 08.07.2021 № 31.

08.08.2022 Федеральным государственным бюджетным учреждением «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному федеральному округу» на основании технического задания от 04.08.2022 № 28.РО.7/542 произведен отбор проб отхода (сырья) в виде отхода упаковочного материала (полиэтилен) в производственном цеху (ангар), что подтверждается протоколом отбора проб от 08.08.2022 № 104.

В соответствии с экспертным заключением от 15.08.2022 № 7 установлено, что данный отход, отобранный в точке 1 (производственный цех), отнесен к малоопасным и принадлежит к IV классу опасности (ФККО: 4 38 196 42 52 4 упаковка из разнородных полимерных материалов, загрязненная пищевыми продуктами).

Приобретаемый ООО «Ростполимерпром» отход пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненные и отходы полиэтиленовой тары нерагрязненной (ПЭТ) используется для производства продукции (полимер-песчаных изделий).

Таким образом, фактически в качестве перерабатываемого сырья используются отходы потребления: загрязненные полиэтиленовые пакеты, спрессованные в брикеты, относящиеся к IV классу опасности.

Документы, подтверждающие происхождение перерабатываемых отходов, а также санитарно-эпидемиологическое заключение на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов IV класса опасности не представлены.

Таким образом, в действиях ООО «Ростполимерпром» содержится состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ.

В судебном заседании помощник прокурора г. Новочеркасска Дворниченко С.П., представитель территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Новочеркасске, Аксайском, Багаевском, Веселовском районах по доверенности ФИО2 настаивали на привлечении ООО «Ростполимерпром» по ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ.

В судебном заседании защитники ООО «Ростполимерпром» адвокат Алешин А.В., действующий по доверенности и ордеру, по доверенности ФИО3, ФИО4, ФИО5 возражали против привлечения к административной ответственности. Алешин А.В. сослался на следующие доводы. Вмененные в вину действия охватываются диспозицией ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ, по которой прокуратурой возбуждено отдельное производство, в связи с чем общество дважды привлекается к административной ответственности за нарушение процедуры лицензирования. Общество не использует в своей деятельности отходы IV класса опасности. При получении отходов пленки был произведен входящий контроль качества в независимой лаборатории, который подтвердил принадлежность к V классу опасности. Таким образом, отраженные в экспертном заключении № 7 от 15.08.2022 г. сведения не соответствуют действительности.

Общество было лишено возможности присутствовать при проведении экспертизы, наблюдать за правильностью и последовательностью ее проведения, и заявлять свои возражения и замечания, а с самим заключением было ознакомлено лишь по итогам проверки, достоверность указанного заключения вызывает сомнения. В ходе отбора проб и проведения экспертизы нарушены ПНД Ф 12.4.2.1-99, ПНД Ф 12.1:2:2.2:2.3:3.2-03.

Таким образом, проведенная при проведении проверки экспертиза вызывает сомнения в соблюдении предусмотренной нормативными документами процедуры и законности ее назначения, и была проведена с нарушением прав Общества, как субъекта правоотношений, возникающих в процессе проверки.

Допустимых доказательств виновности Общества по делу не представлено, а квалификация правонарушения со стороны прокурора является неправильной, отсутствует как состав, так и само событие правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.35. КоАП РФ.

Суд, выслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Административная ответственность по ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ наступает за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ) граждане имеют право, в том числе, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 40 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отдельные виды деятельности, представляющие потенциальную опасность для человека, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления следующих видов деятельности: деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV класса опасности.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина ООО «Ростполимерпром» в совершении указанного выше административного правонарушения подтверждается совокупностью следующих доказательств. Справкой от 09.08.2022 г. по результатам осмотра территории ООО «Ростполимер», составленной должностными лицами прокуратуры г. Новочеркасска и территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Новочеркасске, Аксайском, Багаевском, Веселовском районах. Справкой по результатам проверки исполнения законодательства в области охраны окружающей среды ООО «Ростполимер», составленной государственным инспектором Ростовской области в области охраны окружающей среды. Договором поставки № 31 от 08.07.2021 г. Протоколами отбора проб отхода № 104 от 08.08.2022 г. и № 148 от 15.08.2022 г. составленным ФГБУ «центр лабораторного анализа и технических измерений по ЮФО». Экспертным заключением № 7 от 15 августа 2022 года, согласно которому установлено, что данный отход, отобранный в точке 1 (производственный цех), отнесен к малоопасным и принадлежит к четвертому классу опасности.

Исходя из приведенных норм действующего законодательства, установленных фактических обстоятельств, прихожу к выводу, что у ООО «Ростполимерпром» имелась возможность для соблюдения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, за нарушение которого ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Ч. 1 и 2 ст. 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Исходя из положений ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ, не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

В соответствии со ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья оценивает доказательства по делу об административном правонарушении по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех доказательств дела в их совокупности.

В силу ст. 26.11 КоАП РФ оцениваю представленные материалы дела вышеуказанные документы и другие материалы дела, как надлежащие доказательства.

Доводы защиты не могут быть основанием для освобождения ООО «Ростполимерпром» от административной ответственности. Действия ООО «Ростполимерпром» образуют состав ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ. При проведении экспертизы не допущено нарушений, влекущих признание данного доказательства недопустимым.

По смыслу ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, определяющей цели административного наказания, выбор административной санкции в каждом конкретном случае необходимо осуществлять с учетом целей административной ответственности (карательной и превентивной), что предполагает выбор такой меры воздействия, которая не может выходить за пределы, противоречащие указанным принципам и целям.

В соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Из анализа вышеприведенных положений следует, что при избрании меры ответственности в каждом конкретном случае судья должен исходить из того, что целью наказания является пресечение выявленного правонарушения и предупреждение совершения новых правонарушений. При этом наказание не должно быть чрезмерно суровым и должно быть соотнесено с характером совершенного административного правонарушения, имущественным и финансовым положением лица, обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, и обстоятельствами, отягчающими административную ответственность.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 25.02.2014 г. N 4-П отметил, что согласно части 3 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. При этом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, исходя, в частности, из того, что административное наказание не может иметь своей целью нанесение вреда деловой репутации юридического лица (часть 2 статьи 3.1), предоставляет судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, правомочие признать смягчающими обстоятельства, не указанные в данном Кодексе или законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 2 статьи 4.2). Соблюдение этих - вытекающих из конституционных принципов равенства, пропорциональности и соразмерности - требований призвано обеспечить индивидуализацию наказания юридических лиц, виновных в совершении административных правонарушений, и одновременно не допустить при применении мер административной ответственности избыточного ограничения их имущественных прав и интересов.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о назначении наказания в виде административного штрафа в размере 250000 руб. Основания для назначения более строго наказания в виде административного приостановления деятельности в данном случае не имеется. В данном случае менее строгий вид наказания сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 и 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ООО «Ростполимерпром» (ИНН <***>, ОГРН <***>, осуществляющего деятельность по адресу: ул. Шоссе Нового гаража, д. 13, г. Новочеркасск, Ростовская область, юридический адрес <...>) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа в размере 250000 (двести пятьдесят тысяч) рублей.

Разъяснить, что в соответствии со ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 Кодекса. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении указанного срока, судья, изготавливает второй экземпляр настоящего постановления и направляют его судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. В дальнейшем судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

Постановление может быть обжаловано в Ростовский областной в течение 10 дней со дня вручения или получения копии.

Судья: