ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1235/2021 от 03.08.2021 Кингисеппского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 5-1235/2021

УИД 47RS0007-01-2021-002138-76

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Кингисепп 03 августа 2021 года

Судья Кингисеппского городского суда Ленинградской области Штурманова Н.В.,

с участием защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Горбачевской Т.А., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

в отношении Ивангородского гуманитарно-технического института – филиала Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения», <данные изъяты>, адрес места нахождения: Ленинградская область, г. Ивангород, ул. Котовского д.1,

У С Т А Н О В И Л:

«07» мая 2021 г. в 15 часов 30 минут по адресу: <адрес>, по результатам плановой документарной проверки, проведенной на основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 11.03.2021 № 284 в отношении федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения» (далее - организация, лицензиат) в части Ивангородского гуманитарно-технический института (филиала) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения» (далее - филиал) были выявлены грубые нарушения лицензионных требований при ведении образовательной деятельности установленные Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1490 (далее - Положение о лицензировании), а именно:

подпункта «в» пункта 7 Положения о лицензировании

образовательной деятельности, утвержденного постановлением

Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 14 90 (далее - Положение о лицензировании) у лицензиата отсутствуют самостоятельно разработанные и утвержденные дополнительные образовательные программы детей и взрослых, сведения о которых содержатся в реестре лицензий;

подпункта «г» пункта 7 Положения о лицензировании, статьи 4 6 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», - у лицензиата отсутствуют в штате или привлеченные им на ином законном основании педагогические работники, имеющие профессиональное образование, обладающие соответствующей квалификацией, имеющие стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, сведения о которых содержатся в реестре лицензий. (Отсутствуют педагогические работники, реализующие в 2020/2021 учебном году подготовку по ряду дисциплин образовательной программы направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция: учебный план (прием 2017 года) «Воздушное право», «Прокурорский надзор», «Административный процесс», «Судебная медицина и психиатрия», «Международное морское право», «Европейское право», «Конституционный механизм разделения властей»; учебный план (прием 2018 года) «Юридическая конфликтология». Отсутствуют педагогические работники, реализующие в 2020/2021 учебном году подготовку по ряду дисциплин образовательной программы направление подготовки 38.03.01 Экономика: учебный план (прием 2017 года) - «Финансы предприятия», «Учет и анализ банкротств», «Бухгалтерская финансовая отчетность», «Организация и методика проведения налоговых проверок», «Иностранные инвестиции», «Внутренний аудит финансово-хозяйственной деятельности фирмы», «Налоговые системы зарубежных стран налоговое администрирование», «Информационные системы финансов и бухгалтерского учета», «Процедуры и методы контроля деятельности предприятий», «Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски»; учебный план (прием 2018 года), «Информационно-аналитическая деятельность ига предприятиях», «Бухгалтерское дело», «Инвестиции и кредитование», «Корпоративные финансы», «Налоговый учет». Отсутствуют педагогические работники, реализующие в 2020/2021 учебном году подготовку по ряду дисциплин образовательной программы специальность 38.05.02 Таможенное дело: учебный план (прием 2016 года) - «Таможенные платежи»; учебный план (прием 2017 года) - «Основы технических средств таможенного контроля», «Управление таможенными органами и таможенной

деятельностью», «Валютное регулирование и валютный контроль»;

учебный план (прием 2018 года) - «Основы внешнеэкономической деятельности»; учебный план (прием 2019 года) - «Экономика таможенного дела», «Теория государственного управления». Отсутствуют педагогические работники, реализующие в 2020/2021 учебном году подготовку по ряду дисциплин образовательной программы направление подготовки 09.03.01 Информатика и вычислительная техника: учебный план (прием 2017 года) - «Технология оцифровки трехмерных объектов», «Разработка приложений для мобильных устройств», «Распределенные и параллельные вычисления», «Администрирование распределенных систем», «Web-программирование», «Трудовое право»).

Своими действиями Ивангородский гуманитарно-технический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения» совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ.

Законный представитель Ивангородского гуманитарно-технического института - филиала Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения» директор института ФИО2 в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного разбирательства уведомлен в установленном порядке. Заявлений или ходатайств об отложении судебного разбирательства не поступало.

Законный представитель Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения» - ректор Университета ФИО3 в судебное заседание не явилась. О времени и месте судебного разбирательства уведомлена в установленном порядке. Заявлений или ходатайств об отложении судебного разбирательства не поступало.

Защитник Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения» ФИО5, действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного разбирательства уведомлен в установленном порядке. Заявлений или ходатайств об отложении судебного разбирательства не поступало.

Защитник ГУАП – Горбачевская Т.А., действующая на основании доверенности указала, что ГУАП вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, признает, раскаивается в содеянном.

В соответствии с Планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, утвержденным руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и на основании приказа Рособрнадзора от 11.03.2021 № 824 в отношении ГУАП в части ИФ ГУАП в период с 09.04.2021 по 07.05.2021 была проведена плановая документарная проверка.

Проверка проводилась путем мониторинга документов, размещенных на официальном сайте ИФ ГУАП в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://ifguap.ru/main.

В настоящее время ИФ ГУАП разработана, утверждена и размещена на официальном сайте ИФ ГУАП в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» дополнительная образовательная программа дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Русский язык как иностранный» (копия программы прилагается). Дисциплины образовательной программы направления подготовки 40.03.01 «Юриспруденция», а именно: учебный план (прием 2017 года) «Воздушное право», «Прокурорский надзор»,
«Административный процесс», «Судебная медицина и психиатрия»,
«Международное морское право», «Европейское право», «Конституционный механизм разделения властей», учебный план (прием 2018 года) «Юридическая конфликтология», образовательной программы направления подготовки 38.03.01 «Экономика», а именно: учебный план (прием 2017 года) «Финансы предприятия», «Учет и анализ банкротств», «Бухгалтерская финансовая отчетность», «Организация и методика проведения налоговых проверок», «Иностранные инвестиции», «Внутренний аудит финансово-хозяйственной деятельности фирмы», «Налоговые системы зарубежных стран», «Информационное системы финансов и бухгалтерского учета», «Процедуры и методы контроля деятельности предприятий», «Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски», учебный план (прием 2018 года) «Информационно-аналитическая деятельность на предприятиях», «Бухгалтерское дело», «Инвестиции и кредитование», «Корпоративные финансы», «Налоговый учет», образовательной программы специальности 38.05.02 «Таможенное дело», а именно: учебный план (прием 2016 года) «Таможенные платежи», учебный план (прием 2017 года) «Основы технических средств таможенного контроля», «Управление таможенными органами и таможенной деятельностью», «Валютное регулирование и валютный контроль», учебный план (прием 2018 года) «Основы внешнеэкономической деятельности, учебный план (прием 2019 года) «Экономика таможенного дела», «Теория государственного управления», образовательной программы направления подготовки 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника», а именно: учебный план (прием 2017 года) «Технология и оцифровка трехмерных объектов», «Разработка приложений для мобильных устройств», «Распределенные и параллельные вычисления», «Администрирование распределительных систем», «Web-программирование», «Трудовое право», являются альтернативными и не были выбраны студентами для изучения в 2020/2021 учебном году (копии заявлений студентов, служебная записка прилагаются).

ИФ ГУАП обладает полным штатом сотрудников (профессорско-преподавательским составом), который реализует образовательные программы по вышеперечисленным дисциплинам и полностью соответствует предъявляемым квалификационным требованиям.

Информация о профессорско-преподавательском составе, преподающем вышеуказанные дисциплины, не была размещена на официальном сайте ИФ ГУАП в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», поскольку данные дисциплины в 2020/2021 учебном году не преподавались.

В настоящее время сведения о педагогических работниках размещены на сайте ИФ ГУАП в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://ifguap.ru/sveden/employees.

Таким образом, выявленные нарушения лицензионных требований при ведении образовательной деятельности не нарушили прав обучающихся и были в кратчайшие сроки устранены филиалом.

В соответствии с пунктом 1.3 устава ГУАП является унитарной некоммерческой организацией, созданной в форме федерального государственного автономного учреждения.

Допущенное Университетом нарушение лицензионных требований при ведении образовательной деятельности совершено впервые, не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не повлекло причинения вреда интересам граждан, обществу и государству, а также имущественного ущерба.

Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства ГУАП просит суд административное наказание в виде административного штрафа заменить на предупреждение.

В случае, если суд не усмотрит обстоятельств для замены административного штрафа на предупреждение ГУАП просит суд в соответствии с частью 3 ст. 4.1. КоАП РФ при назначении наказания учесть имущественное и финансовое положение Университета, а также обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

Университет является некоммерческой организацией, осуществляющей образовательную деятельность в целях удовлетворения потребностей общества и государства в квалифицированных специалистах с высшим образованием, организации и проведении фундаментальных, прикладных научных исследований, обеспечении системной модернизации высшего образования.

Финансовое обеспечение деятельности Университета осуществляется, в основном, за счет субсидий из федерального бюджета на выполнение государственного задания, субсидий на иные цели образовательной организации, предусмотренные законодательством, бюджетных инвестиций, грантов, предоставляемых в форме субсидий, на безвозмездной основе физическими и юридическими лицами.

Финансовое положение ГУАП подтверждается справками об остатках денежных средств на расчетных счетах ГУАП в ПАО «<данные изъяты>» от 19.07.2021, филиале <данные изъяты> от 16.07.2021 и ПАО «<данные изъяты>» от 16.07.2021 (справки прилагаются)

Деятельность ИФ ГУАП является убыточной, что подтверждается налоговой декларацией по налогу на прибыль организации (копия прилагается). Выплаты заработной платы работникам ИФ ГУАП производятся за счет средств Университета, что подтверждается распоряжениями ГУАП «О перечислении денежных средств Ивангородскому гуманитарно-техническому институту (филиалу) ГУАП» от 28.04.2021 , от 31.05.2021 , от 29.06.2021 (копии прилагаются).

Учитывая характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение Университета, привлечение к административной ответственности впервые, отсутствие существенных негативных последствий административного правонарушения, отсутствие отягчающих обстоятельств по делу ГУАП просит суд назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Административным правонарушением, предусмотренным ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ, влекущим наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток признается осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ).

В соответствии с пп. «в, г» п.7 Постановления Правительства РФ от 18.09.2020 N 1490 «О лицензировании образовательной деятельности» (вместе с «Положением о лицензировании образовательной деятельности») лицензионными требованиями к лицензиату являются: в) наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии с частями 2 - 8 статьи 12 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Программы профессионального обучения водителей транспортных средств должны быть также согласованы с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации; г) наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам в соответствии с пунктом 2 части 3, частью 10 статьи 11, статьей 46 и статьей 50 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

Согласно ч.2-8 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы. К основным образовательным программам относятся: 1) основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования; 2) основные профессиональные образовательные программы: а) образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена; б) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки; 3) основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих. К дополнительным образовательным программам относятся: 1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы; 2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования. Образовательные организации высшего образования, имеющие в соответствии с настоящим Федеральным законом право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты, разрабатывают соответствующие образовательные программы высшего образования на основе таких образовательных стандартов.

В соответствии с ч.10 ст.11 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория "федеральный университет" или "национальный исследовательский университет", а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.

Нормами ч.1 ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, предусматриваются должности педагогических работников и научных работников, которые относятся к научно-педагогическим работникам. Педагогические работники относятся к профессорско-преподавательскому составу указанных организаций (ст. 50 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

В соответствии с п.9 Постановления Правительства РФ от 18.09.2020 N 1490 "О лицензировании образовательной деятельности" (вместе с "Положением о лицензировании образовательной деятельности"). К грубым нарушениям лицензионных требований относятся: нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "ж" пункта 7 и подпунктами "б", "д" и "е" пункта 8 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

В ходе судебного заседания установлено и подтверждено материалами дела, что «07» мая 2021 г. в 15 часов 30 минут по адресу: <адрес>, по результатам плановой документарной проверки, проведенной на основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 11.03.2021 № 284 в отношении федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения» (далее - организация, лицензиат) в части Ивангородского гуманитарно-технический института (филиала) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения» (далее - филиал) были выявлены грубые нарушения лицензионных требований при ведении образовательной деятельности установленные Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1490, данные обстоятельства подтверждены: приказом № 284 от 11.03.2021 Рособрнадзора о проведении плановой документарной проверки; актом проверки № 82/Л/З/К/Д от 07.05.2021.

При назначении административного наказания административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с ч.2 ст. 4.2 КоАП РФ обстоятельством, смягчающим административную ответственность юридического лица, признаю отсутствие действующих однородных правонарушений.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность юридического лица, согласно положению ст. 4.3 КоАП РФ, не установлено. В соответствии с нормами ст. 4.1.1 КоАП РФ, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи (ч.1).

Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса (ч.2)

В случае замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение дополнительное административное наказание, предусмотренное соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, не применяется (ч.3).

С учетом наличия смягчающих и отсутствия отягчающих административную ответственность обстоятельств; отсутствия последствий, установленных частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также того обстоятельства, что ИФ ГУАП незамедлительно предприняты меры к устранению выявленных нарушений, нахожу возможным, заменить наказание, предусмотренное санкцией части 3 статьи 19.20 КоАП РФ, на предупреждение.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Признать юридическое лицо – Ивангородский гуманитарно-технический институт – филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуть административному наказанию в виде предупреждения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Ленинградский областной суд.

Судья: Штурманова Н.В.