П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
24 июля 2013 года г.п.Угольные Копи
Судья Анадырского районного суда Чукотского автономного округа Евланова А.В., рассмотрев административное дело в отношении ФИО1, <данные изъяты> о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.19.3 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
25 июня 2013 года в Анадырский районный суд поступил протокол об административном правонарушении от 11 июня 2013 года в отношении ФИО1, составленный начальником филиала по Анадырскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Магаданской области, в котором указано, что 10 июня 2013 года в установленное время, в 10 часов, ФИО1 не явился по повестке, врученной ему 6 июня 2013 года без уважительной причины в филиал по Анадырскому району ФКУ УИИ УФСИН России по вопросу отбывания обязательных работ, чем нарушил ч.1 ст.26 УИК РФ, воспрепятствовав исполнению сотрудником уголовно-исполнительной системы обязанностей по исполнению уголовного законодательства, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.19.3 КоАП РФ.
В судебном заседании ФИО1 вину в совершенном административном правонарушении признал и пояснил, что забыл о том, что ему необходимо было явиться в уголовно-исполнительную инспекцию. Утором 11 июня 2013 года его вызвали по телефону в уголовно-исполнительную инспекцию. Когда он явился по вызову, ему пояснили, что в отношении него будет составлен протокол об административном правонарушении. Протокол составили, права ему разъяснили.
Представитель ФКУ УИИ УФСИН России по Магаданской области Т.С.В. пояснил, что 11 июня 2013 года ФИО1 был вызван в связи с его неявкой 10 июня 2013 года в уголовно-исполнительную инспекцию. Документы по факту его вызова по телефону не составлялись.
Ранее в процессе рассмотрения дела представитель ФКУ УИИ УФСИН России по Магаданской области Н.О.П. пояснила, что ФИО1 поставлен на учет 30 апреля 2013 года. Местом отбывания обязательных работ являлось его место работы в ОАО РЭО «Камчатский» кочегаром-машинистом. Затем он уволился и тем самым перестал отбывать наказание в виде обязательных работ. В соответствии с Инструкцией по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества №142 от 20 мая 2009 года они должны выдать ему направление на отбытие наказания в виде обязательных работ в ООО «Шахта Угольная», а также выяснить причины увольнения с работы. Своей неявкой в уголовно-исполнительную инспекцию 10 июня 2013 года ФИО1 воспрепятствовал исполнению сотрудником уголовно-исполнительной системы своих служебных обязанностей.
Согласно ч.1 ст.19.3 КоАП РФ, неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей, влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения порядка управления, а также общественного порядка и общественной безопасности, а именно, неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника уголовно-исполнительной системы и сотрудников некоторых других правоохранительных органов, что препятствует нормальной деятельности государственных органов, исполнению представителями власти своих служебных обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
Часть 1 ст.19.3 КоАП РФ содержит два состава административного правонарушения: неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и общественной безопасности; противодействие исполнению служебных обязанностей указанными лицами.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 4 апреля 2013 года приговором мирового судьи судебного участка Анадырского района ФИО1 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.327 УК РФ и ему назначено наказание в виде обязательных работ, сроком на 260 (двести шестьдесят) часов. Приговор вступил в законную силу.
Согласно справке от 30 апреля 2013 года по результатам проведения первоначальной беседы с осужденным к обязательным работам, у ФИО1 отобрана подписка об ознакомлении с условиями отбывания наказания, выдана памятка о надлежащем поведении осужденного к обязательным работам. ФИО1 под роспись уведомлен о явке в уголовно-исполнительную инспекцию для отчёта о своем поведении – каждый первый понедельник месяца.
Справкой от 6 июня 2013 года о беседе с осужденным к обязательным работам подтверждается явка ФИО1 в уголовно-исполнительную инспекцию. В ходе беседы было установлено, что ФИО1 30 мая 2013 года уволился с ОАО РЭО «Камчатский». Уведомлен под роспись о явке 7 июня 2013 года для предоставления копии приказа об увольнении из ОАО РЭО «Камчатский». Под роспись уведомлен о явке в уголовно-исполнительную инспекцию 10 июня 2013 года.
Согласно письменным объяснениям от 11 июня 2013 года ФИО1, он не явился в уголовно-исполнительную инспекцию 10 июня 2013 года, поскольку у него было плохое самочувствие и предупредить сотрудников уголовно-исполнительной инспекции о том, что не сможет придти в назначенное время, забыл.
На основании ч.1 ст.25 УИК РФ наказание в виде обязательных работ исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных.
Согласно ч.1 ст. 26 УИК РФ, неявка без уважительных причин осужденного в уголовно-исполнительную инспекцию является нарушением порядка и условий отбывания наказания.
При незначительном нарушении, в силу ч.1 ст.29 УИК РФ, уголовно-исполнительная инспекция ограничивается предупреждением осужденного об ответственности, разъясняя ему при этом последствия повторного нарушения.
В соответствии с ч.2 ст.29 УИК РФ в случае злостного уклонения от отбывания обязательных работ по представлению уголовно-исполнительной инспекции суд может заменить данный вид наказания на ограничение свободы, арест или лишение свободы из расчета один день ограничения свободы, ареста или лишения свободы за восемь часов неотбытых обязательных работ.
Согласно п.48 Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утвержденной Приказом Минюста РФ от 20 мая 2009 года №142 (ред. от 27 декабря 2010 года) по окончании первоначальной беседы инспекция выдает осужденному направление (приложение N 22) о необходимости явки в организацию для отбывания обязательных работ.
В п.49 инструкции указано, что контроль за явкой осужденного в организацию по вопросу привлечения к общественно полезным работам осуществляется инспекцией ежедневно путем получения информации с использованием средств связи, о чем делается отметка в учетной карточке. При необходимости посещается организация и составляется справка.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность.
В силу ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
ФИО1 был осужден приговором мирового судьи судебного участка Анадырского района 4 апреля 2013 года к обязательным работам сроком 260 часов. Приговор вступил в законную силу. Уголовно-исполнительной инспекцией, в соответствии с требованиями УИК РФ, в отношении осужденного исполняется назначенное ему наказание. В связи с этим, вопросы исполнения наказания регулируются уголовно-исполнительным законодательством.
Поскольку УИК РФ предусмотрен порядок исполнения наказания в отношении осужденного к обязательным работам, а именно, прямо предусмотрено вынесение предупреждения осужденному об ответственности с разъяснением ему при этом последствий повторного нарушения (ч.1 ст.26, ч.1 ст.29 УИК РФ), а в случае злостного уклонения от отбывания обязательных работ уголовно-исполнительная инспекция может выйти в суд с представлением о замене данного вида наказания на ограничение свободы, арест или лишение свободы (ч.2 ст.29 УИК РФ), суд приходит к выводу, что протокол об административном правонарушении в отношении ФИО1 от 11 июня 2013 года о привлечении его к административной ответственности по ч.1 ст.19.3 КоАП РФ за нарушение ч.1 ст.26 УИК РФ нельзя признать законным.
Отсутствие состава административного правонарушения на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с ч.1 ст.1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно ч.1 ст.4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
В силу ч.1.3 ст.28.2 КоАП РФ, о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст.28.4, частями 1 и 3 ст.28.6 настоящего Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Частью 4 ст.28.2 КоАП РФ предусмотрено, что физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Пункт 4.1 ст.28.2 КоАП РФ определяет, что в случае неявки физического лица, законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Частями 5-6 ст.28.2 КоАП РФ предусмотрено, что протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Из административного материала усматривается, что протокол об административном правонарушении оставлен 11 июня 2013 года, права, предусмотренные ст.ст.24.2, 25.1 КоАП РФ, ст.51 Конституции РФ ФИО1 разъяснены, отобрано объяснение.
Документов, подтверждающих, что ФИО1 извещался о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, суду не представлено. Извещение его по телефону о необходимости явки в уголовно-исполнительную инспекцию без указания цели явки и без соответствующего оформления данного извещения не является надлежащим извещением о месте и времени составления протокола в силу требований КоАП РФ.
Таким образом, суд полагает установленным, что ФИО1 привлечен к административной ответственности ФКУ УИИ УФСИН России по Магаданской области с нарушением установленного законом порядка.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ постановление отменяется, а дело возвращается на новое рассмотрение соответствующему компетентному органу (должностному лицу, судье) правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Однако учитывая, что судом установлено отсутствие состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.3 КоАП РФ, в деянии ФИО1, суд полагает возможным прекратить производство по делу на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст.29.1-29.11 КоАП РФ, суд
п о с т а н о в и л:
прекратить производство по административному делу в отношении ФИО1 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.19.3 КоАП РФ, на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в суд Чукотского автономного округа через Анадырский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья А.В.Евланова