ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-123/18 от 13.09.2018 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

13 сентября 2018 года г. Иркутск

(резолютивная часть постановления

объявлена 10.09.2018 г.)

Судья Кировского районного суда г. Иркутска Почепова С.В.,

с участием защитника – Ивлева Г.А.,

рассмотрев материалы дела №5-123/2018 об административном правонарушении, предусмотренном частью 18 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении:

Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области, <данные изъяты>

УСТАНОВИЛ:

Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области в установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ не выполнила требования выданного Управлением Минкультуры России по СФО предписания от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: не устранено нарушение п.5 ст.11 Федерального закона от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», выразившееся в непринятии мер в рамках федерального государственного надзора за соблюдением градостроительных регламентов в границах территорий зон охраны объектов культурного наследия федерального и регионального значения (охранной (объединенной) зоны) и установленных для этих территорий особых режимов использования земель, расположенных в Историко-мемориальном комплексе <данные изъяты> на земельном участке строительства административных зданий по <адрес>

В судебном заседании защитник Службы Ивлев Г.А. указал, что вины юридического лица в совершении правонарушения нет, просил производство по делу прекратить.

Из исследованных материалов дела следует, что Иркутским территориальным отделом Управления Минкультуры России по СФО проведена проверка полноты и качества осуществления Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области переданных Российской Федерацией федеральных полномочий в части государственной охраны и федерального государственного надзора за соблюдением обязательных требований градостроительных регламентов в границах территорий зон охраны в мемориальном комплексе <данные изъяты> и установленных для этих территорий особых режимов использования земель на земельном участке строительства административных зданий по <адрес>

По итогам проверки составлен Акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ и внесено предписание об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно предписанию, в ходе проверки выявлено нарушение требований пункта 5 статьи 11 Федерального закона от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», выразившееся в непринятии мер в рамках федерального государственного надзора за соблюдением градостроительных регламентов в границах территорий зон охраны объектов культурного наследия федерального и регионального значения (охранной (объединенной) зоны) и установленных для этих территорий особых режимов использования земель, расположенных в Историко-мемориальном комплексе <данные изъяты> на земельном участке строительства административных зданий по <адрес>. Срок устранения нарушений установлен до ДД.ММ.ГГГГ включительно.

Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.<данные изъяты>) установлено, что предписание об устранении нарушений от ДД.ММ.ГГГГ Службой не выполнено, а именно: не устранено нарушение п.5 ст.11 Федерального закона от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ».

В соответствии с положениями статьи 9.1 Федерального закона №73-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществление следующих полномочий в отношении объектов культурного наследия: государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, федеральный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия.

Согласно Постановлению администрации Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, расположенных на территории г. Иркутска, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон» для объекта культурного наследия Историко-мемориальный комплекс «<данные изъяты> установлен режим охранной (объединенной) зоны ОКН ОЗ, запрещающий новое строительство, за исключением специальных мер, направленных на комплексное сохранение ОКН и регенерацию его историко-градостроительной, природной среды.

Из Акта проверки , представленного Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области, следует, что в границах охранной (объединенной) зоны указанного объекта культурного наследия имеется земельный участок с кадастровым номером , собственником которого является ООО <данные изъяты> В результате осуществления мероприятий – систематическое наблюдение, установлено, что на земельном участке ведутся работы по возведению двухэтажного кирпичного здания с подвальным и мансардным этажами. Здание расположено в непосредственной близости от выявленного объекта культурного наследия <данные изъяты>

Аналогичные сведения приведены в Заключении Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ

Должностное лицо Министерства культуры РФ по СФО, обязывая Службу предписанием устранить выявленные нарушения, исходило из того, что на территории охранной (объединенной) зоны объекта культурного наследия, расположенного по адресу: <адрес>, ведется строительство здания вопреки установленному Постановлением администрации Иркутской области от 12.09.2008 г. №254-ПА запрету на новое строительство в этой зоне.

Согласно Акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ требования предписания не выполнены, поскольку такое строительство продолжается, а Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области не предприняты меры по пресечению допускаемого ООО <данные изъяты> нарушения требований Федерального закона №73-ФЗ и Постановления администрации Иркутской области от 12.09.2008 г. №254-ПА.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Службы протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 18 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Оценивая имеющиеся в деле доказательства, судья признает их допустимыми, достоверными, и достаточными для разрешения дела по существу и приходит к выводу, что Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области предписание не исполнено, и это бездействие образует состав вмененного юридическому лицу административного правонарушения.

Частью 5 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.

В соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 09.03.2010 N 31-пп "О службе по охране объектов культурного наследия Иркутской области" Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), осуществляющим на территории Иркутской области государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия в соответствии с законодательством.

Задачами службы является государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия в соответствии с законодательством; сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, в том регионального, федерального значения, государственная охрана объектов культурного наследия.

В соответствии с п. 10 Постановления к функциям службы среди прочего относится принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений; привлечение к административной ответственности и принятие мер по предотвращению правонарушений; направление в уполномоченные органы материалов, связанных с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений; предъявление в суд исков в случаях нарушения законодательства в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия;

Пунктом 10 Постановления Правительства РФ от 23.07.2015 N 740 "О федеральном государственном надзоре за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия" определено, что федеральный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок, мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия, а также систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами своей деятельности.

Должностные лица государственных органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: выдавать предписания, привлекать к административной ответственности и принимать меры по предотвращению правонарушений; направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений; предъявлять в суд иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре или об изъятии из собственности указанных лиц объекта культурного наследия либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия (пункт 11 Постановления Правительства РФ от 23.07.2015 N 740)..

Из материалов дела неоспоримо следует, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, собственником которого является ООО <данные изъяты> находится в границах охранной (объединенной) зоны объекта культурного наследия Историко-мемориальный комплекс <данные изъяты>

При этом из актов проверок как Службы по охране объектов культурного наследия, так и Иркутского территориального отдела Управления Министерства культуры РФ по СФО явствует, что на названном земельном участке осуществляются работы по возведению административного здания, в непосредственной близости от выявленного объекта культурного наследия <данные изъяты>

Судья приходит к выводу, что такие работы не соответствуют установленному режиму зоны охраны объекта культурного наследия и соглашается с доводами лица, вынесшего предписание, о наличии нарушении законодательства.

Так, из материалов дела следует, что ранее на месте строительства административного здания располагался деревянный двухэтажный жилой дом. Соответственно, возведение двухэтажного административного здания из монолитного железобетонного каркаса с кирпичной кладкой не может быть отнесено к разрешенной в этой зоне регенерации историко-градостроительной среды, определяемой п. 9 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) (утв. Постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 N 972) как восстановление, воссоздание, восполнение частично или полностью утраченных элементов и (или) характеристик историко-градостроительной и (или) природной среды.

Предписание следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке. Не отмененное к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении предписание органов, осуществляющих государственный надзор, обязательно для исполнения и лица, игнорирующие такие предписания, подлежат административной ответственности.

Имеющейся в деле совокупностью доказательств законность выданного Службе по охране объектов культурного наследия Иркутской области предписания также подтверждена, оно выдано надлежащим должностным лицом в пределах предоставленных полномочий и направлено на охрану объектов культурного наследия.

При таких обстоятельствах Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области, не оспорившая выводы должностного лица Министерства культуры о допущенных ООО Охранное бюро «Сократ» нарушениях законодательства и выданное предписание, отвечающее требованиям законности и исполнимости, должна была принять меры, направленные на устранение таких нарушений. Вместе с тем, ни одно из полномочий, которыми Служба наделена для пресечения и предотвращения нарушений, не реализовано.

Судья приходит к выводу, что Служба, имея реальную возможность для принятия необходимых и достаточных мер для соблюдения законодательства и выполнения предписания должностного лица, не приняло все зависящие от него меры для его своевременного исполнения, в связи с чем, такое бездействие юридического лица образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

При решении вопроса о мере наказания, судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, способствовавшие его совершению, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, сведения о привлекаемом юридическом лице, являющемся исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, судья считает возможным назначить наказание в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного частью 18 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, находя его соразмерным содеянному и справедливым.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9 - 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать Службу по охране объектов культурного наследия Иркутской области виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 18 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить наказание виде штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

Реквизиты для внесения административного штрафа: Реквизиты для внесения административного штрафа: <данные изъяты>

Постановление может быть обжаловано или опротестовано в Иркутский областной суд в течение 10 суток со дня получения его копии. Жалоба или протест могут быть поданы непосредственно в Иркутский областной суд, либо через Кировский районный суд г. Иркутска.

Судья: С.В. Почепова