ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-123/19 от 11.04.2019 Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

УИД № ******

Дело № ******

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

11 апреля 2019 года судья Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга Стекольникова Ж.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Грицус Ольги Семеновны ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, пенсионера, замужней, иждивенцев не имеющей, не судимой, ранее не привлекавшейся к административной ответственности за совершение однородного правонарушения, имеющей инвалидность второй группы,

У С Т А Н О В И Л:

Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 73-ФЗ) на основании задания от 22 ноября 2018 года № ****** на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия, ДД.ММ.ГГГГ проведен внешний визуальный осмотр объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой», расположенный по адресу: <адрес>.

Поводом для проведения проверки послужило обращение, поступившее в адрес Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области от ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ о демонтаже оконного проема с устройством дверного проема со стороны юго-западного фасада <адрес>, расположенной в объекте культурного наследия.

Собственником <адрес> является Грицус О.С. (право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ№ ****** с ограничением прав и обременением объекта недвижимости: объект культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ№ ******. Кроме того, на данную квартиру, расположенную в объекте культурного наследия, Грицус О.С. Министерству культуры и туризма <адрес> выдано охранное обязательство по недвижимому объекту культурного наследия областного значения (квартира) (далее охранное обязательство) от ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам проведения проверки и в соответствии с актом осмотра № ****** от ДД.ММ.ГГГГ, Управлением выявлены нарушения требований законодательства по охране объектов культурного наследия, допущенные Грицус О.С., а именно установлено, что со стороны южного торца объекта культурного наследия демонтирован оконный проем, на его месте устроен дверной проем. Дверное заполнение изготовлено из пластикового профиля белого цвета, в нижней части с наружной стороны закрыто фальшпанелью. Со стороны западного фасада два оконных заполнения и оконный проем, совмещенный с балконной дверью, выполнены из пластика белого цвета, рисунок расстекловки нарушен. Решетчатое ограждение балкона из металлического гнутого прута покрыто ржавчиной, деревянные перила деформированы. Внутри жилого помещения ведутся работы по ремонту. Выполнена перепланировка квартиры: перенесен вход на кухню.

В судебном заседании Грицус О.С. вину в совершении административного правонарушения признала полностью, просила назначить минимально возможное наказание. Пояснила, что, несмотря на выявленные нарушения, ею по мере материальных возможностей предпринимаются активные действия, направленные на сохранение объекта культурного наследия.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, ведущий специалист отдела государственного надзора за объектами культурного наследия Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области Винокурова П.Н. в судебном заседании просила привлечь Грицус О.С. к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку в соответствии с требованиями действующего законодательства и охранным обязательством, ответственность за нарушение предмета охраны объекта культурного наследия возложена на собственника недвижимого имущества.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

Согласно п. 1 ст. 40 Федерального закона № 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия – меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

В силу пункта 3 статьи 40 Федерального закона № 73-ФЗ изменение площади и (или) количества помещений объекта культурного наследия или его частей возможно исключительно путем проведения предусмотренных Федеральным законом № 73-ФЗ работ по сохранению объекта культурного наследия.

В соответствии с требованиями статей 42, 44 и пункта 1 статьи 45 Федерального закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, в том числе ремонт памятника, приспособление объекта культурного наследия для современного использования (перепланировка) проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В соответствии с абз. 1 ст. 47.1 Федерального закона № 73-ФЗ ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, являются установленные пунктами 1 – 3 статьи 47.3 данного федерального закона требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия.

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия собственники такого имущества обязаны: не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия.

Как следует из п. 11 ст. 47.6 Федерального закона № 73-Ф3 установлено, что охранное обязательство подлежит выполнению лицом, которому объект культурного наследия принадлежит на праве собственности.

В пункте 2 преамбулы Охранного обязательства закреплены особенности памятника и квартиры, подлежащие обязательному сохранению.

В силу п.п. 3.3, 3.4 гл. II Охранного обязательства собственнику запрещается изменять количество, размер и форму проемов в стенах фасадов, самовольно изменять конструкцию, рисунок и цвет оконных заполнений.

Пунктом 1 преамбулы Охранного обязательства, установлено, что собственник обеспечивает сохранность жилого помещения четвёртого этажа – <адрес>, расположенной в памятнике «Дом жилой» – объекте культурного наследия областного значения, находящемся по адресу: муниципальное образование <адрес> и несет ответственность за неизменность внешнего облика памятника в соответствии с особенностями квартиры, как части памятника.

Пунктом 1 главы I Охранного обязательства установлено, что в целях обеспечения сохранности памятника собственник обеспечивает проведение работ по сохранению квартиры, в том числе реставрацию, ремонт, приспособление для современного использования в соответствии со своими потребностями с учетом требований обязательства. Организация работ по сохранению квартиры осуществляется собственником.Пунктом 2 главы II Охранного обязательства установлено, что собственник обеспечивает содеpжание квартиры и всего связанного с ней имущества в надлежащем санитаpном, пpотивопожаpном и техническом поpядке, при этом не допускается ухудшение состояния или искажение предмета охраны.

Согласно разъяснениям Министерства культуры Российской Федерации от 27 мая 2014 года № 106-01-39/12-ГП «Разъяснения о ремонтных и противоаварийных работах» необходимость в ремонте памятника подтверждается актом (техническим отчетом о состоянии объекта культурного наследия), в котором фиксируются повреждения (дефекты) объекта и его элементов с причинами их возникновения для обоснования проведения локальных ремонтных работ на памятнике или его элементах, подвергшиеся в процессе эксплуатации износу. Проектная документация либо рабочие чертежи на проведение локальных ремонтных работ с ведомостью объемов таких работ должны основываться на ранее разработанной научно-проектной документации, согласованной в установленном порядке, в которой указаны исторически применяемые материалы, конструкции, цветовое решение, для того чтобы исключить изменение особенностей, составляющих предмет охраны памятника.

Также в соответствии с разъяснениями Министерства культуры Российской Федерации от 17 июля 2017 года № 207-01.1-39-ВА «Разъяснение о проведении работ по инженерным сетям на территории объекта культурного наследия» в ситуации, когда требуется ремонт существующих инженерных коммуникаций на объекте культурного наследия согласование проектной (рабочей) документации по ремонту в органе охраны объекта культурного наследия не требуется. Однако, необходимо получение разрешения на проведение ремонтных работ.

Заявления о выдаче задания, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, а также документация, обосновывающая проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, и обращение о согласование перепланировки квартиры и выдаче заключения о допустимости проведения перепланировки (переустройства) жилого помещения, расположенного в объекте культурного наследия от Грицус О.С. в Управление государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области не поступали и Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области не выдавались.

Таким образом, анализ вышеуказанных норм права свидетельствует о том, что не допускается самостоятельное изменение планировки квартиры, образованной капитальными стенами, в границах территории выявленных объектов культурного наследия.

Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ проведен внешний визуальный осмотр объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой», расположенный по адресу: <адрес>, в результате которого установлено, что планировка <адрес>, образованная капитальными стенами, изменена, на месте одного оконного проема смонтирован дверной проем, расстекловка оконных заполнений нарушена, что является нарушением предмета охраны объекта культурного наследия. Как следует из выписки ЕГРН, собственником <адрес> (жилое помещение) является Грицус О.С. (право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ№ ******.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу и исследованными в судебном заседании в их совокупности относимыми и допустимыми доказательствами: протоколом № ****** от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении; обращением ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ; постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ ******-ПП о постановке на государственную охрану вновь выявленных памятников истории и культуры; сведениями из ЕГРН; охранным обязательством по недвижимому объекту культурного наследия областного значения от ДД.ММ.ГГГГ; актом о состоянии объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ; планом <адрес> в <адрес>; письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ ******; заданием на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ№ ******; актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ№ ******; письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ ******; письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ ******; объяснениями ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ и в судебном заседании; фотоматериалами.

Оснований полагать, что указанные доказательства получены с нарушением требований закона, не установлено.

Оценивая собранные по делу об административном правонарушении доказательства, в совокупности с другими материалами дела, прихожу к выводу о наличии состава административного правонарушения и доказанности вины Грицус О.С. в совершении правонарушения, действия юридического лица квалифицирую по ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 2.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.

При назначении административного наказания Грицус О.С. принимаю во внимание характер совершенного административного правонарушения, личность виновной, её имущественное положение.

В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, нахожу тот факт, что Грицус О.С. ранее не привлекалась к административной ответственности за однородные правонарушения, предпринимает меры к добровольному прекращению противоправного поведения, а также вину в совершении административного правонарушения признала.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

В соответствии с требованиями ч. 2.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учитывая характер совершенного административного правонарушения, отсутствие тяжких последствий, имущественное положение Грицус О.С., наличие совокупности смягчающих административную ответственность обстоятельств, прихожу к выводу, что вышеуказанные обстоятельства являются исключительными, позволяющими назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.1, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Признать Грицус Ольгу Семеновну виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание с применением ч. 2.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 7500 (семь тысяч пятьсот) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 указанного кодекса.

Административный штраф подлежит оплате по следующим реквизитам:

УФК по Свердловской области (Свердлохранкультура)

Получатель: 06211690020020000140

Банк получателя: Уральское ГУ Банка России

ИНН 6671035429

КПП 667101001

БИК 046577001

расчетный счет № 40101810500000010010

ОКТМО 65701000

Документ, подтверждающий уплату штрафа, необходимо представить судье.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения или вручения его копии в Свердловской областной суд через Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья Стекольникова Ж.Ю.