ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-123/19 от 17.05.2019 Черкесского городского суда (Карачаево-Черкесская Республика)

Административное дело № 5-123/19

УИД 09RS0001-01-2019-001175-30

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

17 мая 2019 года г. Черкесск

Судья Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики Яичникова А.В.,

с участием: лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, начальника отдела бухгалтерского учета и хозяйственного обслуживания Министерства финансов КЧР ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Черкесского городского суда по адресу: КЧР, <...> материалы дела №5-123 об административном правонарушении в отношении должностного лица – начальника отдела бухгалтерского учета и хозяйственного обслуживания Министерства финансов КЧР ФИО1, привлекаемого к административной ответственности по ст.15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

В Черкесский городской суд поступил административный материал об административном правонарушении в отношении должностного лица – начальника отдела бухгалтерского учета и хозяйственного обслуживания Министерства финансов КЧР ФИО1, привлекаемого к административной ответственности по ст.15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Судьей установлено, что актом Федерального казначейства РФ внеплановой проверки исполнения консолидированного бюджета РФ по расходам в части обоснованности и достоверности кредиторской задолженности в Министерстве финансов Карачаево-Черкесской Республики за период с 01.01.2017 года по 31.12.2017 года от 22.11.2018 года установлено, что в нарушение приказа 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ» Министерством финансов Карачаево-Черкесской Республики кредиторская задолженность в сумме 8 448 384,44 рублей не отражена по счету 1 302 91 000 «Расчеты по прочим расходам» как просроченная, что привело к искажению показателей бюджетной отчетности - сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф.0503169) по состоянию на 01.01.2018 года и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за данное правонарушение предусмотрена статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением от 07.03.2019 09КСП № 0000000007 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование в отношении начальника отдела бухгалтерского учета и хозяйственного обслуживания Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики ФИО1 по факту содержания в акте выездной внеплановой проверки исполнения консолидированного бюджета РФ по расходам в части обоснованности и достоверности кредиторской задолженности в Министерстве финансов Карачаево-Черкесской Республики за период с 01.01.2017 года по 31.12.2017 года от 22.11.2018 года признаков административного правонарушения, ответственность за данное правонарушение предусмотрена статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно представленным Министерством финансов Карачаево-Черкесской Республики выпискам из журнала учета и регистрации исполнительных документов юридического отдела исполнительные листы на взыскание в пользу ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» поступили в Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики в следующие даты:

13.03.2013 на сумму 5 358 359,74 рублей, в том числе 5 353 591,78 рублей- проценты, 4 767,96 рублей- расходы, связанные с уплатой государственной пошлины;

17.09.2013 на сумму 73 784,39 рублей, в том числе 70 946,53 рублей- проценты за пользование чужими денежными средствами, 2 837,86 рублей- государственная пошлина;

18.08.2015 на сумму 3 016 240,70 рублей, в том числе 2 982 043,26 рублей- проценты за пользование чужими денежными средствами, 34 197,44 рублей- расходы, связанные с уплатой государственной пошлины.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета. Не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета, регистрация мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета.

В бухгалтерском учете Министерства финансов исполнительные листы на взыскание в пользу ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» на сумму 8 448 384,44 рублей отражены 29.12.2017 года, что нарушает требования статьи 10 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлено главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.

На момент принятия Министерством финансов Карачаево-Черкесской Республики к учету исполнительных листов на сумму 8 448 384,44 рублей срок исполнения судебных актов, установленный пунктом 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса РФ, истек. По состоянию на 01.01.2018 года Министерством финансов Карачаево-Черкесской Республики кредиторская задолженность в пользу ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» в сумме 8 448 384,44 рублей не оплачена и является просроченной кредиторской задолженностью.

Однако, Министерством финансов Карачаево-Черкесской Республики в графах 4, 11, 14 бюджетной отчетности - Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) на 01.01.2018 года не отражены данные о просроченной кредиторской задолженности (неисполненной задолженности при наступлении даты ее исполнения на соответствующую отчетную дату) в сумме 8 448 384,44 рублей на начало года, на конец отчетного периода и на конец аналогичного отчетного периода прошлого финансового года соответственно, что нарушает требования пункта 167 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 №191н (далее по тексту - Инструкция №191н). В разделе 2 Приложения не раскрыта аналитическая информация о просроченной кредиторской задолженности Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики, что нарушает требования пункта 167 Инструкции №191н. Периодичность представления Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) - по состоянию на 1 июля, 1 октября, 1 января года, следующего за отчетным.

Порядок составления и представления бюджетной отчетности установлен Инструкцией №191 н. Согласно пункту 1 Инструкции №191н бюджетную отчетность обязаны представлять главные распорядители, распорядители, получатели бюджетных средств; государственные (муниципальные) бюджетные, автономные учреждения, осуществляющие полномочия федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме; иные получатели бюджетных средств, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени соответствующего публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета; главные администраторы, администраторы доходов бюджетов; главные администраторы, администраторы источников финансирования дефицита бюджетов; финансовые органы РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и органы управления государственными внебюджетными фондами и территориальными государственными внебюджетными фондами, осуществляющие составление и исполнение соответствующих бюджетов; органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ; органы, осуществляющие кассовое обслуживание государственных (муниципальных) бюджетных учреждений, государственных (муниципальных) автономных учреждений и иных организаций.

На основании статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской федерации бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации. План счетов бюджетного учета и инструкция по его применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. Бюджетная отчетность включает: 1) отчет об исполнении бюджета; 2) баланс исполнения бюджета;3) отчет о финансовых результатах деятельности ;4) отчет о движении денежных средств;5) пояснительную записку.

Пунктом 7 Инструкция №191н предусмотрено, что бюджетная отчетность составляется:

- на основе данных Главной книги и (или) других регистров бюджетного учета, установленных законодательством Российской Федерации для получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджетов, администраторов источников финансирования дефицита бюджетов, финансовых органов, органов казначейства, с обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета;

- на основании показателей форм бюджетной отчетности, представленных получателями, распорядителями, главными распорядителями бюджетных средств, администраторами, главными администраторами доходов бюджета, администраторами, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета, финансовыми органами, органами казначейства, органами, осуществляющими кассовое обслуживание, обобщенных путем суммирования одноименных показателей по соответствующим строкам и графам с исключением в установленном настоящей Инструкцией порядке взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям форм бюджетной отчетности.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» под бухгалтерской (финансовой) отчетностью понимается информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.

Согласно статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами. Также предусмотрено, что бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта.

Пунктом 3 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н (далее по тексту- Инструкция №157н) предусмотрено, что в бухгалтерском учете подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений, позволяющая ее пользователям положиться на нее как на правдивую. В целях бухгалтерского учета существенной признается информация, пропуск или искажение которой может повлиять на экономическое решение учредителей учреждения (пользователей информации), принятое на основании данных бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта учета.

В соответствии с пунктом 4 Инструкции №157Н при ведении бухгалтерского учета субъект учета обеспечивает формирование полной и достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества, его использовании, о принятых учреждением обязательствах, полученных учреждением финансовых результатах и формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности, необходимой внутренним пользователям (руководителям, наблюдательным советам автономных учреждений, органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя, собственникам имущества, на базе которого создано учреждение, участникам бюджетного процесса, осуществляющим в соответствии с бюджетным законодательством соответствующие полномочия), а также внешним пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности (приобретателям (получателям) услуг (работ), социальных пособий, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности).

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.

Статьей 15.15.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что по результатам проведенной проверки соблюдения должностным лицом Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики требований бюджетного законодательства ведущим инспектором Контрольно – счетной палаты КЧР 27 марта 2019 года возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.6 КоАП РФ, в отношении должностного лица - начальника отдела бухгалтерского учета и хозяйственного обслуживания Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики ФИО1.

В ходе проверки установлено, что Министерством финансов Карачаево-Черкесской Республики кредиторская задолженность в сумме 8 448 384,44 рублей не отражена по счету 1 302 91 000 «Расчеты по прочим расходам» как просроченная, что привело к искажению показателей бюджетной отчетности - сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф.0503169) по состоянию на 01.01.2018 года.

Согласно п. 3.1.32. должностной инструкции начальника отдела бухгалтерского учета и хозяйственного обслуживания Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики составление отчетности об исполнении бюджета по смете доходов и расходов Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики, предоставление ее в орган, организующий исполнение бюджета и Контрольно – счетную палату Карачаево – Черкесской Республики входит в должностные обязанности начальника отдела бухгалтерского учета и хозяйственного обслуживания.

В результате ненадлежащего исполнения должностных обязанностей начальником отдела бухгалтерского учета и хозяйственного обслуживания искажены показатели бюджетной отчетности - сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф.0503169) по состоянию на 01.01.2018 года.

Указанные действия должностного лица - начальника отдела бухгалтерского учета и хозяйственного обслуживания Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики ФИО1 квалифицированы по ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения и виновность ФИО1 в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.

На основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены суд приходит к выводу о доказанности вины ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Вместе с тем имеются основания для признания совершенного ФИО1 административного правонарушения малозначительным.

Бюджетная отчетность по состоянию на 01.01.2018 не повлияла на составление и рассмотрение проекта бюджета и исполнения бюджета.

Искажение показателей форм бюджетной отчетности проявляется в расхождении показателей, содержащихся в отчетных формах и главной книге (ф.0504072) бухгалтерского (бюджетного) учета учреждения. В соответствии с Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н при ведении бухгалтерского учета Министерством финансов Карачаево – Черкесской Республики обеспечено формирование полной и достоверной информации по всем счетам, а бухгалтерская (финансовая) отчетность, соответствует данным первичного учета отражающим информацию о принятых Министерством финансов Карачаево – Черкесской Республики обязательствах (к которым относятся долговые обязательства). Приводимые в акте проверки нарушения не повлияли на достоверность бухгалтерского учета, о чем свидетельствует отсутствие необходимости исправления данных, по которому сформирована бухгалтерская (финансовая) отчетность на 01.01.2018.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Принимая во внимание вышеизложенное, все обстоятельства по делу и то, что совершение указанного правонарушения не повлекло вредных последствий, существенного нарушения охраняемых общественных отношений не последовало, имеются основания для признания административного правонарушения малозначительным.

При таких обстоятельствах производство по делу подлежит прекращению на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.6 КоАП РФ, в отношении должностного лица - начальника отдела бухгалтерского учета и хозяйственного обслуживания Министерства финансов КЧР ФИО1 прекратить на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, объявить ФИО1 устное замечание.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики с подачей жалобы через Черкесский городской суд в течение десяти суток со дня получения копии постановления.

Судья Черкесского городского суда А.В. Яичникова