ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-123/19 от 24.09.2019 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 5-123/2019

Резолютивная часть постановления

оглашена 24 сентября 2019 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

27 сентября 2019 года г. Ярославль

Судья Кировского районного суда г. Ярославля Жаварцова Ю.Г., при секретаре Сухаревой Е.В., с участием защитника ФИО1, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, в отношении Государственного автономного учреждения культуры Ярославской области «Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник»(Ярославский музей-заповедник), расположенного по адресу <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, КПП 760401001,

у с т а н о в и л :

Ярославский музей-заповедник является пользователем объектов культурного наследия регионального значения «колокольня», 1690-е гг., «Святые ворота», 1690-е гг., «ограда с воротами», 1875-1876 гг., входящих в состав объекта культурного наследия регионального значения «ФИО3 в Толчкове», расположенного по адресу: <...>, в соответствии с постановлением Администрации Ярославской области от 03.09.2004 года № 148. Объекты культурного наследия находятся в собственности Российской Федерации, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 03.07.2018 года, письмом МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях от 07.09.2018 года, переданы в безвозмездное пользование Ярославскому музею-заповеднику на основании договора от 16.03.2015 года № 8-фп, заключены охранные обязательства от 06.08.2010 г. №№ 376-6-41/2, 376-7-41/3, 376-8-41/4 с актами технического состояния объекта культурного наследия от 06.06.2018 года, которыми определены состав (перечень) видов работ по сохранению объектов культурного наследия и сроки (периодичность) проведения таких работ в соответствии с пунктом 13 раздела 2 охранного обязательства, пунктом 2 статьи 47.2 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в акты технического состояния были внесены изменения дополнительными соглашениями от 13.01.2015 г. к охранным обязательствам. Актами технического состояния от 06.06.2018 года (в редакции дополнительных соглашений от 13.01.2015 г.) по всем объектам предусматривалось выполнение Ярославским музеем-заповедником проекта реставрации объектов в сроки до 31.12.2016г., 31.12.2017 г., выполнение реставрации в срок до 31.12.2018 года, выполнение работ по благоустройству территории в срок до 31.12.2018 года. Разрешение на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия департаментом не выдавалось, проектная документация в департамент не поступала.

На основании приказа департамента от 10.04.2019 года № 54 в период с 15.05.2019 года по 22.05.2019 года главным специалистом департамента ФИО2 проведена внеплановая документарная проверка в отношении Ярославского музея-заповедника, на основании задания департамента от 06.02.2019 года № 10-ВК 1 марта 2019 года проведено также мероприятие по контролю за состоянием объектов культурного наследия регионального значения «колокольня», 1690-е гг., «Святые ворота», 1690-е гг., «ограда с воротами», 1875-1876 гг., входящих в состав объекта культурного наследия регионального значения «ФИО3 в Толчкове», расположенного по адресу: <...>. По результатам проведения мероприятия по контролю составлен акт осмотра объекта культурного наследия от 01.03.2019 года и установлено, что объекты находятся в ненадлежащем, неудовлетворительном техническом состоянии, реставрационные работы на объектах культурного наследия, предусмотренные актами технического состояния от 06.08.2010 года, не выполнены, отсутствуют информационные надписи и обозначения. Письмом Ярославского музея-заповедника от 26.04.2019 года представлены документы, подтверждающие осуществление расходов на содержание территории церкви Иоанна Предтечи в размере 234 604,62 рублей за 2018 год; договор, заключенный 05.12.2018 года с ООО «НПРМ «Яблоко» на выполнение предварительных работ, необходимых для составления сметы-калькуляции на разработку научно-проектной документации по реставрации объекта культурного наследия «ограда с воротами».

В судебном заседании защитник Ярославского музея-заповедника по доверенности ФИО1 вину Ярославского музея-заповедника не признал, пояснил, что выполнение проектных и реставрационных работ возможно только при условии выделения субсидий, собственные средства музей-заповедник в первую очередь расходует на выполнение государственного задания, кроме того, они имеют периодический характер, связанный с количеством туристов в летний и зимний период и являются явно недостаточными для осуществления высокозатратного финансирования для осуществления проектирования и реставрации всех объектов культурного наследия – 37, которые находятся в пользовании музея-заповедника. Вместе с тем, музей-заповедник осуществил частичное финансирование отдельных видов работ – разработка калькуляции, на самой церкви в 2013 году был проведен ремонт кровли галереи, регулярно, начиная с 2014 года музей-заповедник обращался с заявлениями о выделении финансирования для выполнения работ, предусмотренных актами технического состоянии, производил предварительные расчеты, в 2018 году обращался с заявкой на участие в федеральной программе, установить информационные надписи и обозначения музей не мог в связи с отсутствием порядка согласования, что подтверждается письмом департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области от 10.07.2019 года.

Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области представителя в судебное заседание не направил.

Заслушав защитника Ярославского музея-заповедника, исследовав письменные материалы дела, прихожу к выводу о том, что в действиях Ярославского музея-заповедника отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ.

В соответствии с п.1 ст.33 Федерального закона от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов российской Федерации» объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В силу п.п.1,2,3 п.1 ст.47.3 Федерального закона № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия собственник или иной законный владелец обязан осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия, не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен. Состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенном пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия.

Согласно абзацу 3 пункта 11 статьи 47.7 Федерального закона № 73-ФЗ в случае, если объект культурного наследия, включенный в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению либо не передан в безвозмездное пользование, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования охранное обязательство подлежит исполнению федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, уполномоченными на осуществление полномочий собственника соответствующего имущества.

Согласно п.1.1 положения о департаменте охраны объектов культурного наследия Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 17.06.2015 года №659-п, департамент является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим функции в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

Согласно части 1 статьи 7.13 КоАП РФ нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.

Суд, прекращая производство по делу в соответствии с частью 4 статьи 24.5 КоАП РФ, исходит из того, что Ярославский музей-заповедник вносил департамент культуры Ярославской области заявления о финансировании – письма от 24.05.2017 года, от 02.08.2017 года, от 20.09.2018 года, 21.12.2018 года была отправлена заявка на финансирование из федерального бюджета, однако финансирование выделено не было. Вместе с тем, музей-заповедник осуществил частичное финансирование расходов на содержание территории церкви Иоанна Предтечи в размере 234 604,62 рублей за 2018 год; был заключен договор с ООО «НПРМ «Яблоко» на выполнение предварительных работ, необходимых для составления сметы-калькуляции на разработку научно-проектной документации по реставрации объекта культурного наследия «ограда с воротами». Установить информационные надписи и обозначения музей не мог в связи с отсутствием порядка согласования, что подтверждается письмом департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области от 10.07.2019 года. Указанные выше обстоятельства подтверждаются материалами дела.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Учитывая, что Ярославский музей-заповедник не имел реальной возможности своевременно исполнить возложенные на него обязанности, при этом предпринял надлежащие и достаточные меры для их исполнения судья приходит к выводу о прекращении производства по делу в соответствии с частью 4 статьи 24.5 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

постановил:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, в отношении Государственного автономного учреждения культуры Ярославской области «Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Кировский районный суд г.Ярославля в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья: Ю.Г.Жаварцова