ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1242/2021 от 02.12.2021 Эжвинского районного суда г. Сыктывкара (Республика Коми)

УИД 11RS0010-01-2021-002898-89

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Сыктывкар 02 декабря 2021 года

Судья Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми Арефьева Т.Ю., рассмотрев дело № 5-1242/2021 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 10.3 КоАП РФ, в отношении юридического лица – открытого акционерного общества «Российские железные дороги» ... зарегистрированного по адресу: ...

установил:

Североморским межрегиональным Управлением Россельхознадзора в Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми передано на рассмотрение дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 10.3 КоАП РФ, в отношении ОАО «Российские железные дороги».

В судебном заседании защитник ОАО «РЖД» участие не принимал, извещен о времени и месте рассмотрения дела.

Судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствие защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, в соответствии с положениями ст. 25.1 КоАП РФ.

Представитель административного органа Североморского межрегионального Управления Россельхознадзора О. действующий по доверенности от **.**.**№..., в судебном заседании настаивает на привлечении юридического лица к административной ответственности по ст. 10.3 КоАП РФ, поскольку ОАО «РЖД» приняло к перевозке груз по сертификатам с истекшим сроком действия, то есть фактически без сертификата.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав представителя административного органа, прихожу к следующему.

Статьей 10.3 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.07.2014 года № 206-ФЗ «О карантине растений» (далее – Закон № 206-ФЗ) введение карантинного фитосанитарного режима, его изменение, отмена осуществляются в отношении очагов карантинных объектов, подкарантинных объектов и прилегающих к ним земельных участков, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, решением руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений.

В силу п. 5 ч. 3 ст. 18 Закона № 206-ФЗ на период действия карантинного фитосанитарного режима могут устанавливаться запреты и (или) ограничения в отношении вывоза без карантинного сертификата из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции, для которой характерны заражение и (или) засорение карантинным объектом, в связи с выявлением которого введен карантинный фитосанитарный режим.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 32 указанного Федерального закона граждане, юридические лица, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты или осуществляют производство (в том числе переработку), ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, хранение, перевозку и реализацию подкарантинной продукции, обязаны осуществлять перевозку подкарантинной продукции с применением мер, исключающих возможность ее потерь и возможность заражения и (или) засорения территории Российской Федерации карантинными объектами.

Как следует из материалов дела, приказом руководителя Управления Россельхознадзора по Иркутской области от **.**.**№... «Об установлении карантинных финтосанитарных зон и карантинных фитосанитарных режимов в пределах границ земель лесного фонда и границ земель иных категорий ..., на которых располагаются леса по карантинным вредителям леса», приказа от **.**.**№... «О внесении изменений в приказ от **.**.**№...», для хозяйствующих субъектов, лесозаготовителей и отправителей лесоматериалов предписано недопущение вывоза за пределы ... области зараженных карантинными организмами лесоматериалов, а также лесоматериалов без сопровождения карантинными сертификатами (при внутрироссийских перевозках) и фитосанитарными сертификатами (при вывозе за пределы Российской Федерации).

В период с **.**.** года, более точное время не установлено, со ... железной дороги ОАО «РЖД» приняло к перевозке и перевезло подкарантинную продукцию, а именно: деревянные упаковочные материалы по ...), с истекшим сроком действия, т.е. без карантинных сертификатов из карантинной фитосанитарной зоны, установленной приказом №... от **.**.** «Об установлении карантинных фитосанитарных зон и карантинных фитосанитарных режимов в пределах границ земель лесного фонда и границ земель иных категорий ... области, на которых располагаются леса по карантинным вредителям леса».

Указанные обстоятельства подтверждаются: рапортом об обнаружении правонарушения, информацией о выданных карантинных сертификатах, определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, договором на оказание услуг, связанных с перевозкой грузов, дорожной ведомостью на перевозку грузов, оригиналом транспортной железнодорожной накладной, копиями карантинных сертификатов, отметками в железнодорожных транспортных накладных №..., объяснительной Б. договором транспортной экспедиции и сопутствующих услуг, иными материалами дела.

В отношении ОАО «РЖД» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 10.3 КоАП РФ, за нарушение требований п. 5 ч. 3 ст. 18 и п. 9 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 21.07.2014 года № 206-ФЗ «О карантине растений».

Вместе с тем, ОАО «РЖД» не является собственником перевозимого подкарантинного груза, в связи с чем, не может нести административную ответственность по ст. 10.3 КоАП РФ.

Согласно п. 36 ст. 2 Федерального закона «О карантине растений», собственник подкарантинной продукции - лицо, у которого находится подкарантинная продукция на праве собственности.

Статья 22 указанного Федерального закона возлагает на собственника оформление карантинного сертификата для перевозки подкарантинной продукции из карантинной фитосанитарной зоны.

Согласно п. п. 2, 3 Приказа Минтранса России от 14.01.2020 № 24 «Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом подкарантинных грузов» на перевозку подкарантинных грузов должна оформляться транспортная железнодорожная накладная. Грузоотправитель должен прилагать к накладной сертификат (фитосанитарный, реэкспортный фитосанитарный, карантинный).

Подкарантинные грузы с истекшим сроком действия сертификата (фитосанитарного, реэкспортного фитосанитарного, карантинного) к перевозке не принимаются (п. 4 вышеприведенных Правил).

Из объяснения Б. работающей в ОАО «РЖД» агентом системы фирменного транспортного обслуживания ..., следует, что при оформлении **.**.** железнодорожных вагонов ... она не сверила дату действия карантинных сертификатов, срок действия которых был **.**.**

Согласно должностной инструкции Б. на нее возложена обязанность по информированию клиентов ОАО «РЖД» о правилах и условиях перевозки грузов, оформлению перевозочных документов и проверке перевозочных документов по приему грузов к перевозке.

Как следует из правовой позиции, приведенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 14.04.2020 N 17-П, виновность юридического лица так или иначе является следствием виновности его должностных лиц (работников), привлечение которых к административной или уголовной ответственности не освобождает - в силу прямого указания части 3 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации - от административной ответственности само юридическое лицо. Вина юридического лица проявляется в виновном действии (бездействии) соответствующих физических лиц, действующих от его имени и допустивших правонарушение (постановления от 17 января 2013 года N 1-П и от 25 февраля 2014 года N 4-П, определения от 14 декабря 2000 года N 244-О и от 26 ноября 2018 года N 3062-О).

По смыслу статей 1 (часть 1), 10, 46 (части 1 и 2), 118 и 120 Конституции Российской Федерации и конкретизирующих их положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности его статьи 29.10, окончательная юридическая квалификация действий (бездействия) лица является прерогативой суда (судьи).

В п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что несмотря на обязательность указания в протоколе об административном правонарушении наряду с другими сведениями, перечисленными в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, конкретной статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за совершенное лицом правонарушение, право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица КоАП РФ относит к полномочиям судьи.

Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 10.2 КоАП РФ, рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный карантинный фитосанитарный контроль (ст. 23.15 КоАП РФ). Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 10.3 КоАП РФ, рассматривают судьи в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).

Составы административных правонарушений, предусмотренных ст. 10.3 КоАП РФ и ст. 10.2 КоАП РФ, имеют единый родовой объект: правонарушения в сфере сельского хозяйства, ветеринарии и мелиорации земель.

Санкция ст. 10.2 КоАП РФ, предусматривающая наказание для юридических лиц в виде штрафа от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, менее тяжкая по отношению к ст. 10.3 КоАП РФ, которая влечет наказание в виде административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Действия ОАО «РЖД» за нарушение порядка вывоза из карантинных фитосанитарных зон подкарантинной продукции подлежат квалификации по ст. 10.2 КоАП РФ.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ОАО «РЖД» не представлено доказательств того, что им были предприняты все необходимые и достаточные меры для соблюдения правил перевозки подкарантинных грузов из карантинных фитосанитарных зон.

В силу ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Учитывая характер совершенного правонарушения, отсутствие сведений об отягчающих и смягчающих административную ответственность обстоятельств, считаю возможным назначить ОАО «РЖД» наказание в виде административного штрафа в размере ... рублей.

Руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

постановил:

Признатьоткрытое акционерное общество «Российские железные дороги» (...) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 10.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере ...

Штраф подлежит уплате в течение шестидесяти дней со дня вступления постановления суда в законную силу по следующим реквизитам:

...

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Эжвинский районный суд г.Сыктывкара в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Мотивированное постановление изготовлено 03.12.2021г.

Судья Т.Ю. Арефьева