УИД 34RS0005-01-2020-003245-80
Дело № 5-1243/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
20 августа 2018 года город Волгоград
Судья Краснооктябрьского районного суда <адрес> Рогозиной В.А., рассмотрев единолично дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.14 КоАП РФ в ФИО11» (далее – ФИО12»), зарегистрированного по адресу 400119 <адрес>, ИНН №, ОГРН №, дата постановки на учет в налоговом органе 07.04.1999г.
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ консультантом отдела надзора, контроля и учета объектов культурного наследия Комитета государственной охраны объектов культурного наследия <адрес>ФИО2 в отношении ФИО13» составлен протокол об административном правонарушении предусмотренном ст. 7.14 КоАП РФ в отношении ФИО14», согласно которому юридическим лицом допущено организация или проведение земляных строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно, чем нарушено требования законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ФИО15» ФИО7 вину в совершении вменяемых юридическому лицу правонарушений признал. Пояснял, что проводились работы по устранению выявленных недостатков по исполненному контракту, получение разрешения в указанных условиях было невозможно, вместе с тем устранить недостатки было необходимо. Просил назначить наказание в виде административного предупреждения, в случае отсутствия оснований назначить наказание на основании ч.3.2. ст. 4.1.1. КоАП РФ ниже низшего предела.
Представитель Комитета государственной охраны объектов культурного наследия <адрес>ФИО3 в судебном заседании считала вину юридического лица установленной, при назначении наказания полагалась на усмотрение суда.
Выслушав участников производства по делу, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 7.14 КоАП РФ организация или проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей.
Специальным федеральным законом, регулирующим отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ).
В преамбуле к названному Федеральному закону говорится о том, что государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры (абзац 1 статьи 3 Федерального закона N 73-ФЗ).
Одним из видов объектов культурного наследия являются памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями, мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия (абзацы 5 и 6 статьи 3 Федерального закона N 73-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
При этом под сохранением объекта культурного наследия в силу пункта 1 статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ являются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия установлен статьей 45 указанного выше Федерального закона, которая предусматривает, что работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением (пункт 1).
Пунктом 2 указанной статьи установлено, что выдача разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются:1) федеральным органом охраны объектов культурного наследия -в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;2) региональным органом охраны объектов культурного наследия -в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия;3) муниципальным органом охраны объектов культурного наследия -в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности (пункт 6 статьи 45).
В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ (пункт 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о лицензировании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности).
В соответствии со статьей 3 Закона N 99-ФЗ лицензионные требования представляют собой совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Согласно подпункту 48 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 349 "О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" утверждено Положение о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее по тексту -Положение о лицензировании), которое определяет порядок лицензирования деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее -объекты), осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Перечень работ, составляющих деятельность по сохранению объектов культурного наследия народов Российской Федерации, содержится в приложении к Положению о лицензировании.
Подпунктом «в» пункта 4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 349 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" (вместе с "Положением о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской установлено, что лицензионным требованием, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) на осуществление деятельности по сохранению объектов, является в т.ч.: в) проведение лицензиатом работ по сохранению объектов в порядке, установленном статьей 45 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Приказом Министерства культуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2625 утвержден Порядок выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия" (далее – Порядок).
В соответствии с п. 5.2 Порядка, утвержденного Приказом N 2625 в случае проведения работ на объекте культурного наследия, связанных с сохранением историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающих реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования прилагаются:
1) заявление о выдаче Разрешения по рекомендуемому образцу (приложение N 3 к Порядку), подлинник, в 1 экземпляре;
2) копии титульных листов проектной документации по сохранению объекта культурного наследия, прошитые и пронумерованные, заверенные в установленном порядке, со штампом о ее согласовании или копия письма о согласовании проектной документации соответствующим Органом охраны объекта культурного наследия, в 1 экземпляре;
В примечании указано, что данный документ не представляется, если заявитель является субподрядчиком и ранее данная документация была представлена генподрядчиком.
3) копия договора на проведение авторского надзора и (или) копия приказа о назначении ответственного лица за проведение авторского надзора (прошитая, пронумерованная, заверенная в установленном порядке, в 1 экземпляре);
В примечании указано, что данный документ не представляется, если заявитель является субподрядчиком и ранее данная документация была представлена генподрядчиком.
4) копия договора на проведение технического надзора и (или) копия приказа о назначении ответственного лица за проведение технического надзора (прошитая, пронумерованная, заверенная в установленном порядке, в 1 экземпляре);
В примечании указано, что данный документ не представляется, если заявитель является субподрядчиком и ранее данная документация была представлена генподрядчиком.
5) копия приказа о назначении ответственного лица за проведение научного руководства, заверенная в установленном порядке, в 1 экземпляре;
6) копия договора подряда на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия со всеми изменениями и дополнениями, приложениями, существующими на момент подачи заявления, прошитая, пронумерованная, заверенная, в 1 экземпляре (при наличии);
7) документы в соответствии с абзацем третьим пункта 6 статьи 45 Федерального закона, подтверждающие аттестацию лиц в области сохранения объектов культурного наследия (за исключением спасательных археологических полевых работ), осуществляющих авторский надзор и научное руководство, в случае проведения работ по реставрации объекта культурного наследия (предоставляются по желанию заявителя);
8) документы в соответствии с абзацем третьим пункта 6 статьи 45 Федерального закона, подтверждающие аттестацию лиц в области сохранения объектов культурного наследия (за исключением спасательных археологических полевых работ), осуществляющих проведение работ по реставрации объекта культурного наследия (предоставляются по желанию заявителя).
Из пункта 7 Порядка следует, что внесение изменений в выданное Разрешение не допускается.
В случае изменения одного или нескольких документов, указанных в подпунктах 5.1 - 5.4 Порядка, и послуживших основанием для выдачи Разрешения, в соответствующий Орган охраны объектов культурного наследия представляются заявление для выдачи Разрешения и измененные документы (п.8 Порядка).
Соответствующий Орган охраны объектов культурного наследия имеет право принять решение о приостановлении действия Разрешения (п.10 Порядка).
Решение о приостановлении действия Разрешения принимается в ходе проведения контрольных мероприятий соответствующего Органа охраны по выявленным нарушениям при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия (п.11. Порядка):
1) невыполнение условий выданного Разрешения;
2) обнаружение недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения Разрешения;
3) проводимые работы не соответствуют согласованной проектной документации;
4) проводимые работы не предусмотрены выданным Разрешением;
5) не предоставление лицу, уполномоченному на осуществление государственного надзора за проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, доступа на объект культурного наследия;
6) прекращение действия одного или нескольких документов, на основании которых было выдано Разрешение.
В случае выявления нарушений выдается предписание о приостановлении работ на объекте культурного наследия и устранении нарушений на основании статьи 11 Федерального закона (п.12 Порядка).
Судом установлено, что приказом Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-р объект культурного наследия регионального значения «Комплекс застройки проспекта им. Ленина», 1952-1955 гг., расположенный по адресу: <адрес>, пр. им. Ленина, кварталы №, 726-728 зарегистрирован в едином реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, ему присвоен регистрационный №.
Согласно информации, представленной комитетом государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> в письме № от ДД.ММ.ГГГГ, жилой <адрес> по пр. им. Ленина <адрес> входит в состав объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс застройки проспекта им. Ленина».
Судом установлено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства об охране объектов культурного наследия и о лицензировании отдельных видов деятельности при производстве строительных (ремонтных) работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, пр. им. Ленина, 93 по результатам которой было установлено, что между ФИО18" ФИО16" заключен договор № от ДД.ММ.ГГГГ о проведении капитального ремонта на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества объекта, а именно: капитальный ремонт подвальных помещений; фундамента; систем: холодного водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения.
По заявлению ФИО17" от ДД.ММ.ГГГГг. № Комитетом выдано разрешение на проведение работ по сохранению от ДД.ММ.ГГГГг. № (на срок до ДД.ММ.ГГГГг).
В ходе проверки прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГг. (с выходом на место) установлено, что работы по капитальному ремонту объекта продолжались. Кроме того, в ФИО19 не сдан ни один вид работ по договору.
Так, в январе и феврале 2020 года на объекте проводились следующие виды работ:
- по капитальному ремонту подвала - штукатурка, шпатлевка, окраска стен и потолков;
по капитальному ремонту системы электроснабжения - устройство молниезащиты, переподключение собственников помещений на новую систему электроснабжения.
Изложенные обстоятельства подтверждаются актом проверки прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГг., объяснениями сотрудников ФИО20" Свидетель №3, ФИО4 и ФИО5, опрошенными сотрудниками прокуратуры.
Повторно ФИО21" направлено заявление от ДД.ММ.ГГГГ№ (входящий от ДД.ММ.ГГГГ№) о выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия. Письмом Комитета от ДД.ММ.ГГГГ№ направлен отказ в выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта в связи с прекращением действия договора №-№ (далее - договор).
Проведение ФИО22" ремонтно-строительных работ по капитальному ремонту объекта культурного наследия в части: штукатурки, шпатлевки, окраски стен и потолков; устройство молниезащиты, переподключение собственников помещений на новую систему электроснабжения, без специального разрешения является нарушением требований законодательства об охране объектов культурного наследия памятников истории и культуры народов Российской Федерации, ответственность за которые предусмотрена ст. 7.14 КоАП РФ.
Вина юридического лица ФИО23" в совершении правонарушения подтверждается имеющимися в деле доказательствами: протоколом об административном правонарушении 53-07-07/47 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.3-7); актом проверки прокуратуры от 03.03.2020г. (л.д.8-9), выпиской из ЕГРЮЛ (л.д.31-35), уставом ФИО24" (л.д.40-58), информационным письмом Комитета государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> от 03.03.2020г. (л.д.59), заявлением о выдаче разрешения на проведение работ (л.д.60-66), заявлением о выдаче задания на проведение работ (л.д.67-70), разрешение от 26.07.2019г. (л.д.71-74), заданием о выдаче разрешения (л.д.75-82), объяснениями ФИО4 (л.д.89-90), Свидетель №3 (л.д.91-92), ФИО5 (л.д.93-94).
Указанные доказательства являются относимыми и допустимыми, и полностью подтверждают вину ФИО25" в совершении вменяемого правонарушения.
Причиной допущенных нарушений является ненадлежащее отношение к исполнению своих обязанностей со стороны ФИО26", ответственного за соблюдение требований законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия при проведении работ на указанных объектов.
В силу части 1 статьи 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно частям 1,3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Судом, в ходе рассмотрения дела в соответствии со ст.4.2.-4.3. КоАП РФ смягчающих и отягчающих обстоятельств не установлено.
В судебном заседании защитником ФИО27" заявлено ходатайство о применении части 1 ст.4.1.1. КоАП РФ при назначении наказания юридическому лицу.
Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ предусмотрена возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением юридическим лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если за него не предусмотрено административное наказание в виде предупреждения, при условии, что ответственность за совершенное административное правонарушение не установлена нормами, перечисленными в части 2 данной статьи, и при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса.
Из буквального содержания части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ следует, что наказание в виде административного штрафа может быть заменено только при наличии совокупности приведенных в этой норме условий и только к субъектам малого и среднего предпринимательства. Вместе с тем при рассматриваемых обстоятельствах указанная совокупность не достигнута. Оснований для назначения наказания в виде предупреждения суд не усматривает.
В соответствии с ч.3.2. ст. 4.1. КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Учитывая, что в судебном заседании установлено, что в настоящий момент, нарушения законодательства со стороны ФИО28" - устранены, что подтвердил в судебном заседании представитель надзорного органа, суд считает возможным при назначении наказания применить ч.3.2. ст. 4.1. КоАП РФ снизив ниже низшего размер назначенного штрафа до 50 000 рублей.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.7.14 КоАП РФ, ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Признать ФИО29», ИНН №, ОГРН № виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного статьей 7.14 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000,00 (пятьдесят тысяч) рублей.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки по следующим реквизитам:
Реквизиты для уплаты штрафа: р/с 40№, операционный департамент Банка России <адрес>, 701, БИК банка 044501002, ИНН/КПП получателя 7705851331/770301001, наименование получателя Межрегиональное операционное УФК (Министерство культуры Российской Федерации л/сч 04951000540), КБК классификации дохода 054 1 1601071 01 0013 140 (штрафы за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, код по ОКТМО 45382000.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток, со дня вручения или получения его копии в Волгоградский областной суд, через Краснооктябрьский районный суд <адрес>.
Судья подпись Рогозина В.А.
Справка: резолютивная часть постановления оглашена 18 августа 2020 года.
Судья подпись Рогозина В.А.