ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1245/2021УИД230045-01-2021-002925-84 от 24.11.2021 Славянского городского суда (Краснодарский край)

Дело № 5-1245/2021 УИД 23RS0045-01-2021-002925-84

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Славянск-на-Кубани 24 ноября 2021 года

Судья Славянского городского суда Краснодарского края Пелюшенко Ю.Н., с участием представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ в отношении юридического лица Потребительского кооператива «СЛАВЯНСКОЕ ГОРПО»,

УСТАНОВИЛ:

МРУ Пробирной палаты России по ЮФО проведена внеплановая документарная проверка в отношении Потребительского кооператива «СЛАВЯНСКОЕ ГОРПО» по вопросам соблюдения законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма в деятельности, по результатам которой государственным инспектором отдела контроля (надзора) за использованием и обращением драгоценных металлов, драгоценных камней № 2 ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении от 01.10.2021 № 004-21/066 по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ в отношении юридического лица Потребительского кооператива «СЛАВЯНСКОЕ ГОРПО».

В судебном заседании представитель юридического лица ФИО1 вину не признала, пояснила, что с 01 января 2021 года по 10 января 2021 были нерабочими праздничными днями, в связи с чем, должностное лицо ФИО3 в первый рабочий день, а именно 11.01.2021 г., отправила соответствующую форму. Считает, что отсутствует состав административного правонарушения, поэтому просила производство по делу прекратить. В случае принятия судом решения о виновности юридического лиц а, назначить наказание ниже низшего предела.

Представитель МРУ Пробирной палаты России по ЮФО в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Согласно заявления просил суд рассмотреть дело в отсутствие.

Выслушав представителя юридического лица, исследовав представленные материалы, суд находит вину юридического лица Потребительского кооператива «СЛАВЯНСКОЕ ГОРПО» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, установленной по следующим основаниям.

Часть 1 ст. 15.27 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом относятся, в том числе организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения.

ПК «СЛАВЯНСКОЕ ГОРПО» предоставлены выписки по заявленным счетам за период деятельности с 01 января 2021 г. по 06 сентября 2021 г.

Установлено, что ПК «СЛАВЯНСКОЕ ГОРПО» в проверяемом периоде осуществлял операции из ДМ и ДК в связи с чем, ПК «СЛАВЯНСКОЕ ГОРПО» является субъектом статьи 5 Федерального закона № 115-ФЗ на него распространяются требования Федерального закона № 115-ФЗ и иных нормативных правовых актов, принятых в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ, в целях предотвращения легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом обязаны назначить специальных должностных лиц.

Так, согласно распоряжению Председателя Совета ПК «СЛАВЯНСКОЕ ГОРПО» № 2/1 от 15.01.2021 «О назначении специального должностного лица ответственного за соблюдение правил и реализации программ осуществления внутреннего контроля в ПК «Славянское ГОРПО»», специальным должностным лицом, назначена Д, о чем последняя уведомлена под роспись.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2014 г. № 492 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов правительства РФ» к специальным должностным лицам организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля предъявляются следующие квалификационные требования: наличие высшего образования по специальностям, направлениям подготовки, относящимся к укрупненной группе специальностей, направлений подготовки "Экономика и управление", либо по направлению подготовки "Юриспруденция", а при отсутствии указанного образования - наличие опыта работы не менее 2 лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по ПОД/ФТ; прохождение в соответствии с настоящим постановлением обучения в целях ПОД/ФТ.

Д предоставила сведения о высшем образовании по специальности « от 22.02.2011г.).

Согласно пункту 10 Положения «О требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, в целях противодействия летализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденного приказом Федеральной службой по финансовому мониторингу от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Положение ), однократно обучение в форме целевого инструктажа должен пройти: в течение года с даты возложения соответствующих должностных обязанностей либо с даты вступления в силу Положения , руководитель организации (индивидуальный предприниматель), главный бухгалтер, либо сотрудник, осуществляющий в организации функции по ведению бухгалтерского учета; до начала осуществления возложенных должностных функций - специальное должностное лицо.

Так, на основании свидетельства (серия дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ) о прохождении обучения в форме повышения уровня знаний по программе «Предупреждение отмывания преступных доходов и финансирования терроризма в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом», выданного Д, установлено, что специальное должностное лицо Д в проверяемом периоде (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к специальному должностному лицу организации.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг (за исключением профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность исключительно по инвестиционному консультированию), операторов инвестиционных платформ, страховых организаций (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), иностранных страховых организаций, страховых брокеров, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, обществ взаимного страхования, негосударственных пенсионных фондов, ломбардов, операторов финансовых платформ, операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, операторов обмена цифровых финансовых активов в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом.

В нарушение требований вышеуказанного закона, ПК «СЛАВЯНСКОЕ ГОРПО» в проверяемом периоде сообщение по форме ФЭС-ЗФМ ( от ДД.ММ.ГГГГ) направлено за пределами сроков трех месяцев, чем предыдущее сообщение ( от ДД.ММ.ГГГГ). В соответствии с законодательством сообщение ФЭС 3-ФМ должно быть направлено не позднее ДД.ММ.ГГГГ

ПК «СЛАВЯНСКОЕ ГОРПО» предоставлена справка о своих контрагентах. Установлено, что все организации и индивидуальные предприниматели включены в реестр организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с ДМ и ДК.

Таким образом, работа по соблюдению законодательства о ПОД/ФТ/ФРОМУ у ПК «СЛАВЯНСКОЙ ГОРПО» ведется с нарушениями действующего законодательства.

Эти же нарушения указаны в акте проверки МРУ Пробирной палаты России по ЮФО Министерства Финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Вина ПК «СЛАВЯНСКОЕ ГОРПО» в неисполнении вышеприведенных требований законодательства подтверждаются собранными по делу доказательствами, отвечающими принципам допустимости, относимости и достоверности, а в совокупности достаточным для принятия решения по существу дела.

Таковыми являются протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица ПК «Славянское ГОРПО» от ДД.ММ.ГГГГ; акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, составленный в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой, документарной проверки ПК «Славянское ГОРПО», распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ о назначении специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил и реализации программ осуществления внутреннего контроля в ПК «СЛАВЯНСКОЕ ГОРПО»; уведомление о постановке на специальный учет юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями и присвоении ему учетного номера от ДД.ММ.ГГГГ; карта специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, распоряжение 2/1 от ДД.ММ.ГГГГ, выписка о движении денежных средств за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; скриншоты отчетов об отправке сообщений в Росфинмониторинг; справка о контрагентах.

Все доказательства получены в рамках закона, документы по делу составлены надлежащим образом, уполномоченным лицом.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что юридическое лицо ПК «СЛАВЯНСКОЕ ГОРПО» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.

Судья не может согласиться с доводами представителя юридического лица относительно нерабочих праздничных дней, поскольку сообщение по соответствующей форме должно было быть направлено не позднее 03.01.2021 г., то есть заблаговременно.

Санкция ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ предусматривает наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии с п. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания ПК «СЛАВЯНСКОЕ ГОРПО» суд учитывает невысокую степень общественной опасности совершенного правонарушения, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств.

С учетом изложенного в отношении ПК «СЛАВЯНСКОЕ ГОРПО»следует назначить наказание в соответствии с санкцией статьи.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать юридическое лицо ПК «СЛАВЯНСКОЕ ГОРПО» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей

Штраф должен быть уплачен по следующим реквизитам: КБК 1451160115101902140, УФК по Ростовской области(04581F93940 МРУ Пробирной палаты России по ЮФО), ИНН <***>, КПП 616501001, ОКТМО 60701000, счет 03100643000000015800, кор.счет 40102810845370000050, Отделение Ростова-на-Дону банка России УФК по Ростовской области, г. Ростова-на-Дону, БИК 016015102.

Разъяснить лицу, привлеченному к административной ответственности, что в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет судье, вынесшим постановление. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней с указанного срока судья, вынесший постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25.

В соответствии со ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток либо обязательные работы до пятидесяти часов.

Копию квитанции об оплате штрафа представить в Славянский городской суд по адресу: <адрес>.

Постановление может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Славянский городской суд в течение 10-ти суток со дня получения его копии лицами, указанными в ст. 25.1-25.5 КоАП РФ.

Копия верна Согласованно

Судья -