ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
06 июня 2017 года <адрес>
Судья Кизлярского городского суда Республики Дагестан Ефремов Ю.А.,
с участием начальника Управления социальной защиты населения в Муниципальном образовании «<адрес>» ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении в отношении
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, ДАССР, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, работающей начальником Управления социальной защиты населения в Муниципальном образовании «<адрес>»,
привлекаемой административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ главным инспектором счетной палаты РД ФИО3 в отношении начальника Управления социальной защиты населения в Муниципальном образовании «<адрес>» ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ – нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Так, в соответствии с законом РД «О счетной палате РД и некоторых вопросах деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований» от ДД.ММ.ГГГГ№, Плана работы Счетной палаты РД на 2017 год (пункт 1.1.4), распоряжения Счетной палаты РД на 2017 год (пункт 1.1.4), распоряжения Счетной палаты РД №-р от ДД.ММ.ГГГГ и удостоверения Счетной палаты РД №-р от ДД.ММ.ГГГГ и удовлетворения на право проведения проверки от ДД.ММ.ГГГГ№-у, им, главным инспектором Счетной палаты РД ФИО4 в рамках проведения проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств выделенных УСЗН в МО «<адрес>» установлено следующее:
Согласно уточненной бюджетной смете на 2016 год Управлением утверждены расходы на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с отдыхом и оздоровлением 114 детей, находящихся в трудовой жизненной ситуации по видам расходов классификации расходов бюджета 148 0707 19710 54570 323 262 922 в сумме 1310430 рублей (из расчета 11495 за 1 путевку). Фактически на организацию отдыха и оздоровление детей зарегистрированных и проживающих в МО «<адрес>» израсходовано 40 путевок.
Бюджетные средства в сумме 1310430 рублей израсходованы на приобретение 114 путевок на организацию отдыха и оздоровление детей, зарегистрированных и проживающих в муниципальных образованиях <адрес> – 50 путевок, <адрес> – 64 путевки.
Вместе с тем, в соответствии с утвержденными: пунктом 1 раздела 1 приказом Министерства труда и социального развития РД от 07ДД.ММ.ГГГГ№ Положением об Управлении социальной защиты населения в муниципальном образовании «<адрес>», Управление является территориальным органом Министерства труда и социального развития РД, осуществляющим полномочия в сфере социальной защиты населения на территории МО «<адрес>»; п. 28 утвержденного приказом Минтруда РД от ДД.ММ.ГГГГ№ Административным регламентом Министерства труда и социального развития РД установлен порядок предоставления государственной услуги по организации отдыха детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, управлениями социальной защиты населения в муниципальных районах и городских округах которым предусмотрено, что государственная услуга предоставляется по месту жительства (на территории муниципального образования по месту пребывания, фактического проживания граждан), то есть Управление должно было направить детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации зарегистрированных и проживающих в МО «<адрес>». Из вышеизложенного следует, что бюджетные средства в сумме 1310430 рублей израсходованы на цели, не соответствующие целям, определенным бюджетной сметой, что является нарушением ст. 38 и п. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ.
ФИО1 виновной себя не признала и представила свои возражения, из которых усматривается, что с данным протоколом и привлечением ее к административной ответственности она не согласна и считает, что в ее действиях отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ. Согласно государственным контрактам и кассовым заявкам определены конкретные цели использования бюджетных средств, а именно финансовое обеспечение мероприятий, связанных с отдыхом и оздоровлением детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Однако, в связи с отсутствием детей, желающих отдыхать в летних оздоровительных лагерях, Управлением не была подана заявка на потребность в денежных средствах на оздоровление детей, но не смотря на это, Министерством были перечислены денежные средства. При обращении об отзыве этих средств, начальником отдела по делам семьи и детей Минтруда РД были даны указания о перечислении этих средств с целью направления детей из других районов. В этой связи по согласованию с Министерством труда и социального развития РД бюджетные средства в сумме 1310430 рублей израсходованы на приобретение 114 путевок на организацию отдыха детей. зарегистрированных и проживающих в муниципальных образованиях <адрес> – 50 путевок, <адрес> – 64 путевок. В результате дети были отправлены в ООО СОК «Березка» <адрес> и ООО ДОЛ «Сулак» <адрес>. Предметом заключенного государственного контакта являлось оказание услуги по обеспечению отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и поставка для этих целей заказчику путевок. Путевка в загородное стационарное учреждение отдыха и оздоровления детей, является документом, подтверждающим право заказчика на услуги по отдыху и оздоровлению, представляемые учреждением. Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденным приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ№н виды расходов классификации расходов бюджетов РФ подразделяются на группы. При этом существуют группы расходов, по которым невозможна оплата услуг не в интересах учреждения. Ими была применена группа видов расходов 300, то есть ее применение означает выплаты и оплату услуг в интересах получателя независимо от места его нахождения. Привязка к территориальному расположению получателя социальной выплаты противоречит Закону РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О праве граждан РФ на свободы передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, а также Концепции государственной семейной политики в РФ, утвержденной распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-р». Аналогичная позиция отмечена и в письме Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ№/В-8544 «О недопущении отказов в представлении мер социальной поддержки семьям с детьми исходя из данных регистрационного учета граждан на территории РФ,
Считает, что данным протоколом не установлена ее вина в совершении указанного правонарушения, так как бюджетные средства, выделенные Министерством труда и социального развития РД на приобретение путевок в детские оздоровительные лагеря для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, израсходованы строго по их целевому назначению, в соответствии с государственным контрактом на приобретение путевок и не были отвлечены на другие цели. В связи с чем указанное не является нецелевым использованием бюджетных средств исходя из определения данного статьями 38 и 306.4 БК РФ.
Просит производство по делу об административном правонарушении предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ в отношении нее прекратить в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
Представитель Счетной палаты Республики Дагестан будучи извещен о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседания не явился. От руководителя аппарата поступило заявление с просьбой рассмотреть дело об административном правонарушении без участия представителя Счетной палаты РД.
Изучив, представленный материал об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Согласно приказу №-с от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 назначена на должность начальника управления социальной защиты населения муниципальном образовании «<адрес>» с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно акту Счетной палаты РД от ДД.ММ.ГГГГ проверкой установлено, что в ходе проверки законности, целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных Министерству труда и социального обслуживания РД и подведомственности учреждениям на реализацию установленных функций Управлением Социальной защиты населения в муниципальном образовании «<адрес>» в июне 2016 года бюджетные средства в сумме 1310430 рублей израсходованы на приобретение 114 путевок на организацию отдыха и оздоровление детей зарегистрированных и проживающих в муниципальных образованиях: <адрес> – 50 путевок, <адрес> – 64 путевки, в то время как Управление социальной защиты населения в муниципальном образовании «<адрес>» должно было направить детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, зарегистрированных и проживающих в МО «<адрес>». Из вышеизложенного следует, что бюджетные средства в сумме 1310430 рублей израсходованы на цели, не соответствующие целям определенным бюджетной сметой, что является нарушением ст. 38 и п. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ.
Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ начальник УСЗН в МО «<адрес>» ФИО1 совершила административное правонарушение предусмотренное ст. 15.14 КоАП РФ.
Как усматривается из объяснений начальника УСЗН в МО «<адрес>» ФИО1, на 1 смену 2016 года была сформирована группа в количестве 40 детей из семей безработных граждан, из многодетных и неполных семей которые изъявили желание отдохнуть в детском оздоровительном лагере «Юность», который находится в семнадцати километрах от города. Однако, министерством труда и социального развития РД на 1 смену в лагерь «Юность» не были закуплены путевки и эти дети отдыхали в вышеуказанном лагере по путевкам, приобретенным Министерством образования. Одновременно, сообщает, что без предоставления заявки на путевки в летние оздоровительные лагеря ею были доведены лимиты бюджетных обязательств на организацию летнего отдыха и оздоровления детей по коду бюджетной классификации 148 0707 1971054570 323 ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1367430 рублей. Финансирование денежных средств было поэтапно: 1 этап – ДД.ММ.ГГГГ, 2 этап – ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что нецелевое использование бюджетных средств не имеется, так как все средства направлены на организацию отдыха и оздоровления детей. Заключенные ими государственные контракты с ООО ДОЛ «Сулак» и ООО СОК «Березка» являются оказанием услуг по обеспечению отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Согласно приложению к выписке из лицевого счета получателя бюджетных средств за ДД.ММ.ГГГГ на счет Управления социальной защиты населения в муниципальном образовании «<адрес>» на 2016 год текущий финансовый год установлен лимит бюджетных обязательств в сумме 1367430 рублей.
Согласно приложению к выписке из лицевого счета получателя бюджетных средств за ДД.ММ.ГГГГ предельные объемы за исключением связанных кредитов составляют 393129 рублей.
Согласно приложению к выписке из лицевого счета получателя бюджетных средств за ДД.ММ.ГГГГ предельные объемы бюджетных данных за исключением связанных кредитов составляют 917301 рубль.
Согласно должностному регламенту начальника управления социальной защиты населения в МО «<адрес>» ФИО1 утвержденному Министром труда и социального развития РД ДД.ММ.ГГГГ, в ее должностные обязанности входит обеспечение отдыха и оздоровление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ начальник УСЗН в МО «<адрес>» просит начальника УСЗН в МО «<адрес>» ФИО1 выделить путевки в ООО ДОЛ «Сулак» в количестве 64 штук.
Согласно письму № от ДД.ММ.ГГГГ врио начальника УСЗН в МО «<адрес>» просит начальника УСЗН в МО «<адрес>», в связи с тем, что УСЗН в МО «<адрес>» не закупило путевки на первую смену, предоставить 50 путевок детям-воспитанникам вышеназванных школ в детское оздоровительное учреждение ООО СОК «Березка».
Согласно акту УСЗН в МО «<адрес>» по результатам организации отдыха детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в 1 смену 2016 года, численность детей направленных на отдых и оздоровление УСЗН в ООО ДОЛ «Сулак» составила 64 человека.
Согласно акту УСЗН в МО «<адрес>» по результатам организации отдыха детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, численность детей направленных на отдых и оздоровление УСЗН в ООО СОК «Березка» составила 50 человек.
Заявками на кассовый расход №№ от ДД.ММ.ГГГГ №№ от ДД.ММ.ГГГГ, №№, 637, 641-647 от ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 1310,43 тыс. рублей. подтверждается произведение оплаты.
Согласно представленным государственным контрактам от ДД.ММ.ГГГГ заключенным между УСЗН в МО «<адрес> в лице начальника ФИО1 и ООО ДОЛ «Сулак» в лице директора ФИО5, ООО ДОЛ «Сулак» находящееся в <адрес> обязуется оказать услугу по обеспечению отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Согласно представленным государственным контрактам от ДД.ММ.ГГГГ заключенным между УСЗН в МО «<адрес> в лице начальника ФИО1 и ООО СОК «Березка» в лице начальника ФИО6, ООО СОК «Березка» находящееся в <адрес> обязуется оказать услугу по обеспечению отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Нахождение детей в детском оздоровительном учреждении ООО ДОЛ «Сулак» и ООО СОК «Березка» подтверждается обратными талонами к путевке в детское оздоровительное учреждение.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, являются наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы РФ и оплате денежных обязательств в целях не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением), либо иным документом являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если тайное действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятнадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц – от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, использованных не по целевому назначению.
В соответствии с п. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Из письма Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ№, усматривается, что в отношении единого толкования нецелевого использования бюджетных средств сообщают, что определение данного понятия содержится в Бюджетном кодексе РФ (ст. 306.4 БК РФ).
При этом для определения нарушения бюджетного законодательства, в том числе нецелевого использования бюджетных средств, в каждой конкретной ситуации необходимо выявить несоответствие факта осуществления финансово-хозяйственной операции конкретным положениям нормативных правовых актов и иных документов, повлекшее данное нарушение, и привести полные доводы в подтверждение выводов о нарушении. Анализируются все несоответствия, которые можно отнести к доказательствам допущения нарушения бюджетного законодательства, а также условия проведения неправомерной операции, первичная документация, подтверждающая ее состав. На основании указанных данных по конкретной ситуации лицами, осуществляющими контрольные мероприятия, определяются конкретные нарушения бюджетного законодательства.
Таким образом, определение нецелевого использования бюджетных средств, представленное в ст. 306.4 БК РФ является достаточным.
Объективная сторона нецелевого использования бюджетных средств заключается в использовании средств бюджета бюджетной системы РФ на цели не соответствующие полностью или частично целям, указанным в законе (решении) о бюджете, сводной бюджетной росписи, бюджетной росписи, бюджетной смете, договоре (соглашении), либо ином документе, являющемся правовым основанием предоставления указанных средств.
Для наличия объективной стороны данного бюджетного нарушения необходимо наличие двух деяний: направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств.
В связи с этим объективная сторона нецелевого использования бюджетных средств характеризуется:
- действиями по направлению средств бюджета бюджетной системы РФ на цели, не предусмотренные правовыми актами, например подписание заявки на кассовый расход, иного документа, подтверждающего направление бюджетных средств;
- совершением конкретной платежно-расчетной операции по расходованию средств, что подтверждается исполненным платежным поручением, чеком, квитанцией, иным платежным документом.
В ходе судебного заседания установлено, что бюджетные средства в сумме 1310430 рублей израсходованы на приобретение 114 путевок на организацию отдыха детей. зарегистрированных и проживающих в муниципальных образованиях <адрес> – 50 путевок, <адрес> – 64 путевок и дети находящиеся в трудной жизненной ситуации были отправлены в ООО СОК «Березка» <адрес> и ООО ДОЛ «Сулак» <адрес>.
Таким образом, из материалов дела следует, что выделенные Министерством труда и социального развития денежные средства в размере 1310430 рублей фактически израсходованы на организацию отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, что также подтверждается заключенными государственными контрактами с ООО ДОЛ «Сулак» и ООО СОК «Березка».
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно исследованному в ходе судебного заседания должностному регламенту начальника управления социальной защиты населения в МО «<адрес>» ФИО1 в ее должностные обязанности входит обеспечение отдыха и оздоровление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Таким образом, начальником УСЗН в МО «<адрес>» ФИО1 должностные обязанности по обеспечению отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, исполнены.
С учетом вышеуказанных положений и установленных по делу обстоятельств нельзя признать обоснованным вывод о наличии в действиях начальника УСЗН в МО «<адрес>» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, так как, бюджетные средства, выделенные Министерством труда и социального развития РД на приобретение путевок в детские оздоровительные лагеря для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, израсходованы по их целевому назначению.
В силу ч. ч. 1,4 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что действия начальника УСЗН в МО «<адрес>» ФИО1 не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ и считает необходимым производство по настоящему делу в силу положений пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению, в связи отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ч. ч. 1, 4 ст. 1.5, п. 2 ч. 1 ст. 24.5, п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ в отношении начальника УСЗН в МО «<адрес>» ФИО1 прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Дагестан в течении 10 суток со дня получения копии постановления через Кизлярский городской суд Республики Дагестан.
Судья Ю.А. Ефремов