ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-124/19 от 03.06.2019 Камызякского районного суда (Астраханская область)

УИД 30RS0009-01-2019-000525-61

№5-124/2019

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

3 июня 2019 года г. Камызяк Астраханской области, ул. Ленина, 20

Судья Камызякского районного суда Астраханской области Шараева Г. Е.

при секретаре Кравцовой Е. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении юридического лица - администрации муниципального образования «Камызякский район» о совершении административного правонарушения по ч.1 ст.12.34 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

27 марта 2019 года в 16.00 ч. при надзоре за дорожным движением госинспектором ДН ОГИБДД ОМВД России по Камызякскому району ФИО1 на участке автодороги с твердым покрытием с ориентирами от автодороги 12-225-844-ОП МП Р 001 мимо школы до пересечения с автодорогой <адрес> установлено, что юридическое лицо – администрация муниципального образования «Камызякский район» не обеспечило осуществление полномочий по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Камызякского района и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а именно, не организовало проведение своевременных работ по ремонту покрытия проезжей части на вышеуказанных участках автодороги, что привело к образованию выбоин, размерами превышающими требования ГОСТ Р 50597-2017, а также до ликвидации выбоин не приняло мер по введению временного ограничения движения, обеспечивающего безопасность дорожного движения.

Представитель юридического лица ФИО2 в судебном заседании с нарушением не согласилась, пояснила, что юридическое лицо -администрация муниципального образования «Камызякский район» не является надлежащим ответчиком по данному делу, исполнение полномочий по дорожной деятельности на территории МО «Камызякский район» возложено на юридическое лицо - муниципальное казенное учреждение «Центр обработки вызовов и оперативного управления в чрезвычайных ситуациях Система -112» (далее МКУ «ЦОВ Система -112»). Постановлением главы Администрации муниципального образования «Камызякский район» от 31 мая 2018 года МКУ «ЦОВ Система - 112» установлены дополнительные виды деятельности: деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей общего пользования местного значения устройство дорожной вертикальной и горизонтальной разметки по автомобильным дорогам общего пользования местного значения, установка дорожных ограждений, сигнальных столбиков и дорожных знаков по автомобильным дорогам общего пользования местного значения, установка уличного освещения и светофоров по автомобильным дорогам общего пользования местного значения, т.е. решение задач в области комплексного содержания автомобильных дорог в районе. На проведение мероприятий по автодорогам на территории МО «Камызякский район» и устранения недостатков в 2019 году в рамках муниципальной программы «Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения Камызякского района», за счет средств бюджета муниципального образования «Камызякский район» в размере 1 090 000 руб. утвержден перечень мероприятий, исполнитель мероприятий по муниципальной программе - МКУ «ЦОВ «Система 112». Просит суд освободить от административной ответственности и производство по делу прекратить.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, ФИО1 в судебном заседании пояснил, что согласно пункта 5 статьи 9 Устава муниципального образования «Камызякский район» к вопросам местного значения Камызякского района относится: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значениями обеспечении безопасности дорожного движения на них. Из сообщения директора муниципального казенного учреждения «Центр обработки вызовов и оперативного управления в чрезвычайных ситуациях Система -112» установлено, что передача на баланс автодорог общего пользования местного значения в населенных пунктах Камызякского района Астраханской области от администрации муниципального образования «Камызякский район» в МКУ «ЦОВ Система -112» не производилось.

Суд, выслушав представителя юридического лица, должностное лицо, исследовав материалы дела, считает, что вина юридического лица в инкриминируемом деянии подтверждается следующими доказательствами:

- протоколом об административном правонарушении 30 ДН № 005513 от 23 апреля 2019 года, составленным в отношении юридического лица – администрации муниципального образования «Камызякский район» по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ;

- Актом № 41 от 27 марта 2019 года, которым зафиксированы недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги:

1. На <адрес> на всем протяжении асфальтобетонного покрытия проезжей части имеются дефекты в виде выбоин, проломов и иных повреждений длиной 100 м, площадью 300 кв.м, отдельная выбоина длиной 200 см, глубиной 13 см, площадью 5 кв.м, присутствует древесно-кустарниковая растительность на обочине высотой более 15 см в нарушение п. 5.3.1 ГОСТ Р 50597 – 2017, дорожный знак «Дети» установлен с нарушениями п. 6.2.1, п. 6.2.4 ГОСТ Р 50697 – 2017, п. 5.1.8, п. 5.2.25 ГОСТ Р 52289 – 2004 и не на щите со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета, отсутствует повторный дорожный знак 1.23 «Дети», 3.24 «Ограничение максимальной скорости,

2. На <адрес> на всем протяжении асфальтобетонного покрытия проезжей части имеются дефекты в виде выбоин, проломов и иных повреждений длиной 100 м, площадью 300 кв.м, отдельная выбоина длиной 220 см, глубиной 11, 5 см, площадью 6,6 кв.м, имеет место занижение обочины высотой 30 см в нарушение требования ГОСТ Р 50597 – 2017, отсутствует горизонтальная разметка 1.14.1, 1.24.1, деформированы дорожные знаки «Дети», «Пешеходный переход», установлены не на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета, отсутствует повторный дорожный знак 1.23 «Дети», 3.24 «Ограничение максимальной скорости, отсутствуют искусственные неровности и светофорный объект типа Т.7 в нарушение ГОСТ Р 52289-2004,

- приложенной к Акту фототаблицей;

- рапортом госинспектора ДН ОГИБДД ОМВД России по Камызякскому району ФИО1 о выявленных 27 марта 2019 года в 16.00 ч. при надзоре за дорожным движением недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог на участках автодороги <адрес> от автодороги мимо школы до пересечения с автодорогой Раздор- Каспий дорога с твердым покрытием и <адрес> от автодороги мимо школы до пересечения с автодорогой Раздор- Каспий дорога с твердым покрытием,

- свидетельством о государственной регистрации права от 09.02.2015, из которого следует, что автодорога площадью 300.0000 м, расположенная по адресу: <адрес>, от автодороги 12-225-844-ОП МП Р 001 мимо школы до пересечения с автодорогой Раздор-Каспий 12 ОП РЗ 12 Н 101 дорога с твердым покрытием находится в собственности муниципального образования Камызякский район,

- Уставом муниципального образования «Камызякский район», согласно ст. 45 которого администрация района обладает правами юридического лица.

Частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ).

В соответствии с п.6 ст.3 этого Закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (ст. 13 Федерального закона № 257 - ФЗ).

Согласно п.2 ст.12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 37 названного Закона).

Пунктом 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе и дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно положениям п. 3 и п. 4 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения сельского поселения, в том числе и дорожная деятельность на территориях сельских поселений, являются вопросами местного значения муниципальных районов.

В силу п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 (далее - Основные положения), должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены Национальным стандартом Российской Федерации «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 года № 1245-ст) (далее - ГОСТ Р 50597-2017).

Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.

Предельные размеры отдельных повреждений (выбоина, просадка, пролом) согласно п. 5.3 ГОСТ Р 50597-2017 не должны превышать 15 см и более в длину, 5 см и более в глубину, площадь равную 0.06 м2, или более.

Согласно пункту 5 статьи 9 Устава муниципального образования «Камызякский район», к вопросам местного значения Камызякского района отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Камызякского района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Камызякского района и обеспечение безопасности дорожного движения на них.

Судом установлено, что юридическое лицо – администрация муниципального образования «Камызякский район» не организовало проведение своевременных работ по ремонту покрытия проезжей части на участках автодороги с твердым покрытием с ориентирами от автодороги 12-225-844-ОП МП Р 001 мимо школы до пересечения с автодорогой <адрес>, что привело к образованию выбоин, размерами превышающими требования ГОСТ Р 50597-2017, а также до ликвидации выбоин не приняло мер по введению временного ограничения движения, обеспечивающего безопасность дорожного движения.

Доводы представителя юридического лица о том, что исполнение полномочий по дорожной деятельности на территории МО «Камызякский район» возложено на МКУ «ЦОВ Система -112» судом отклоняются, поскольку обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе по их ремонту и содержанию, и обеспечению безопасности дорожного движения, в силу закона возложена на соответствующий орган местного самоуправления.

Более того, согласно внесенным изменениям в устав МКУ «ЦОВ Система-112» одним из видов деятельности Учреждения является деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей общего пользования местного значения, что исключает их содержание.

В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств того, что юридическим лицом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, не представлено и судом не установлено.

Суд считает, что юридическое лицо – администрация муниципального образования «Камызякский район» своими действиями совершило правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.12.34 КоАП РФ - несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, судом не установлено.

При назначении наказания суд учитывает следующее.

Согласно ч. 1, 3 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом.

При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В силу ст. 3.1 КоАП РФ целью административного наказания (в том числе административного штрафа) является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Следовательно, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.

Федеральным законом от 31 декабря 2014 № 515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. № 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ, ст.4.1 КоАП РФ дополнена, в частности, частями 3.2 и 3.3.

В соответствии с ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с ч.3.2. размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Вводя для юридических лиц административные штрафы, минимальные размеры которых составляют значительную сумму, федеральный законодатель, следуя конституционным требованиям индивидуализации административной ответственности и административного наказания, соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, обязан заботиться о том, чтобы их применение не влекло за собой избыточного использования административного принуждения, было сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями и одновременно позволяло бы надлежащим образом учитывать реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица.

Принимая во внимание характер административного правонарушения, отсутствие отягчающих обстоятельств, то, что юридическое лицо – администрация муниципального образования «Камызякский район» - это исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления района, финансирование которого осуществляется в соответствии с утвержденным бюджетом муниципального образования «Камызякский район», полагаю возможным назначить наказание ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Юридическое лицо – Администрацию муниципального образования «Камызякский район» (ИНН <***>, КПП 300501001, ОГРН <***>), местонахождение: Российская Федерация, <адрес> помещение 1), признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (ста тысяч) рублей.

Штраф подлежит оплате по следующим реквизитам: УФК по Астраханской области (УМВД России по Астраханской области), УИН: 18810430190070001040 ИНН <***> КПП 301501001 Банк: ГРКЦ ГУ Банка Росси по Астраханской области БИК Банка: 041203001 Расчетный счет <***> ОКТМО 12625101 КБК 18811630020016000140.

Предупредить юридическое лицо - Администрацию муниципального образования «Камызякский район» об административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, согласно которой в случае неуплаты им административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом (не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу), влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление может быть обжаловано в течение 10суток со дня вручения или получения копии постановления в Астраханский областной суд через Камызякский районный суд Астраханской области.

Постановление вынесено и изготовлено в совещательной комнате.

Судья Г. Е. Шараева

Судья Г. Е. Шараева