Дело № 5-124/2019 УИД 76RS0014-02-2019-000520-66 Резолютивная часть оглашена 27.08.2019 года ПОСТАНОВЛЕНИЕ 29 августа 2019 года г. Ярославль Судья Кировского районного суда г. Ярославля Логвинова Е.С., при секретаре Конаевой Е.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении Моисеева Евгения Анатольевича,<данные изъяты>, директора департамента дорожного хозяйства Ярославской области, у с т а н о в и л: При проведении контрольного мероприятия «Проверка использования бюджетных трансфертов из федерального бюджета и бюджетных ассигнований субъектов Российской Федерации, направленных на реализацию мероприятий национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», за 2018 год и истекший период 2019 года» (с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации) в департаменте дорожного хозяйства Ярославской области (далее - ДДХ ЯО, Департамент) по адресу: Ярославская область, г. Ярославль, ул. Чайковского, 42-а, установлено нарушение главным распорядителем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов. В соответствии с положениями статьи 129 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в том числе в форме иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации. Согласно статьи 132.1 БК РФ в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, бюджетам бюджетной системы Российской Федерации могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты. Правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, форма которых предусмотрена, в том числе, пятым абзацем статьи 129 БК РФ, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (часть 1 ст.130 БК РФ). Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» (далее – БКД) государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы», утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2017 г. №47 (далее - Правила БКД). Подпунктом «л» пункта 12 установлено обязательство субъекта Российской Федерации по направлению на цели, указанные в пункте 2 Правил БКД, средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (без учета средств федеральной поддержки) в размере не менее объема предоставляемых иных межбюджетных трансфертов согласно графику перечисления средств. В соответствии с пунктом 16(1) Правил БКД в случае если субъектом Российской Федерации по состоянию на 31 декабря текущего финансового года допущены нарушения обязательств, указанных в подпункте «л» пункта 12 Правил БКД, до 1 мая года, следующего за годом предоставления иных межбюджетных трансфертов, из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет подлежат возврату средства в размере, определяемом как разница между размером иного межбюджетного трансферта, предоставленного бюджету субъекта Российской Федерации, и размером средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, фактически направленных на цели, указанные в пункте 2 настоящих Правил. Согласно абзацу 2 статьи 132.1 БК РФ и пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. №705 «Об особенностях реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляется на основании соглашений. 8 февраля 2018 года Федеральным дорожным агентством (далее - Росавтодор) и Правительством Ярославской области было заключено Соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта № 108-17-2018-023 (далее - Соглашение БКД) (с учетом изменений, внесенных дополнительным соглашением от 25 мая 2018 г. 108-17-2018-023/1 к Соглашению БКД) ( далее – Допсоглашение №1 БКД). Уполномоченным органом исполнительной власти Ярославской области, на который возложены функции и ответственность за исполнение (координацию исполнения) Соглашения БКД и предоставление отчетности, является Департамент дорожного хозяйства Ярославской области (подпункт 6.1.1. пункта 6.1. Соглашения БКД). Согласно пункту 1.1 Соглашения БКД предметом соглашения является предоставление из федерального бюджета в 2018 году бюджету Ярославской области иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках БКД, в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Росавтодору как получателю средств федерального бюджета по кодам классификации расходов бюджетов: код главного распорядителя средств федерального бюджета 108, раздел 04, подраздел 09, целевая статья 24 2 П1 53900, вид расходов 540 в рамках подпрограммы «Дорожное хозяйство» государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы». Пунктом 2.1 Соглашения БКД определено, что общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Ярославской области на финансовое обеспечение расходных обязательств, на исполнение которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, составляет в 2018 году 1 340 000,0 тыс. рублей. Согласно подпункту «б» пункта 2.2 Соглашения БКД общий размер иного межбюджетного трансферта, предоставляемого из федерального бюджета бюджету Ярославской области, составляет в 2018 году не более 730 000,0 тыс. рублей. Пунктом 3.2 Соглашения БКД предусмотрено, что иной межбюджетный трансферт предоставляется при наличии в бюджете Ярославской области бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходных обязательств, на исполнение которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, в объеме, предусмотренном пунктом 2.1 Соглашения БКД (1 340 000,0 тыс. рублей). Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2017 г. № 2966-р и от 30 марта 2018 г. № 537-р утверждено распределение иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых в 2018 году бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы», согласно которому бюджету Ярославской области был предоставлен иной межбюджетный трансферт на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках БКД в размере 738 614,3 тыс. рублей. Лимиты бюджетных обязательств в общей сумме 738 614,3 тыс. рублей были доведены Департаменту расходными расписаниями от 9 февраля 2018 г. № 00100108/0094 и от 28 апреля 2018 г. № 00100108/0343. На реализацию мероприятий Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Ярославской области, согласованной Росавтодором и утвержденной Губернатором Ярославской области 6 февраля 2018 г. №11-11/128 (далее - ПКРТИ) в 2018 году, в рамках которой реализовывались мероприятия БКД, в консолидированном бюджете Ярославской области были предусмотрены средства в общем объеме 739 565,0 тыс. рублей. На 1 января 2019 года кассовое исполнение расходов в рамках реализации ПКРТИ составило 1 448 557,2 тыс. рублей, в том числе за счет иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета - 736 481,1 тыс. рублей, за счет консолидированного бюджета Ярославской области - 712 074,1 тыс. рублей, или на 24 409,07 тыс. рублей меньше объема средств федерального бюджета, направленных на реализацию мероприятий ПКРТИ. Согласно положению пункта 16 (1) Правил БКД до 1 мая года, следующего за годом предоставления иных межбюджетных трансфертов, из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет подлежат возврату средства в размере, определяемом как разница между размером иного межбюджетного трансферта, предоставленного бюджету субъекта Российской Федерации, и размером средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, фактически направленных на цели, указанные в пункте 2 Правил БКД. Таким образом, до 1 мая 2019 года возврату в федеральный бюджет подлежали средства консолидированного бюджета Ярославской области в общем объеме 26 540,2 тыс. рублей (738 614,3 тыс. рублей - 712 074,1 тыс. рублей = 26 540,2 тыс. рублей). В ходе контрольного мероприятия установлено, что до 1 мая 2019 года, а также на момент проведения контрольного мероприятия на объекте контроля (с 1 по 19 июля 2019 года) средства из бюджета Ярославской области в размере ) 26 540,2 тыс. рублей в федеральный бюджет не возвращены. Только 26 июля 2019 года Департамент обратился в Финансовый департамент Ярославской области (письмо от 26 июля 2019 г. № НХ 49-854/19) с просьбой дополнительно предусмотреть департаменту дорожного хозяйства Ярославской области при очередной корректировке бюджета (сентябрь 2019 года) ассигнования в объеме 26 540,2 тыс. рублей. Таким образом, Департаментом допущено грубое нарушение порядка предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов. Подпунктом 6.1.1 пункта 6.1 Соглашения БКД уполномоченным органом исполнительной власти Ярославской области, на который возложены функции и ответственность за исполнение (координацию исполнения) Соглашения БКД и предоставление отчетности, определен Ддпартамент дорожного хозяйства Ярославской области. Полномочия департамента дорожного хозяйства Ярославской области установлены Положением о департаменте дорожного хозяйства Ярославской области, утвержденным постановлением Правительства Ярославской области от 28 марта 2018 г. № 195-п (далее - Положение о департаменте). В соответствии с установленными полномочиями департамент выполняет, в том числе, функции по: 1. разработке и реализации единой государственной и инвестиционной политики в сфере дорожного хозяйства области; 2. подготовке предложений, утверждаемых нормативными правовыми Ярославской области: - по распределению средств дорожного фонда Ярославской области и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на дорожную деятельность в рамках программ дорожного хозяйства; - по нормативам финансовых затрат и правилам расчета размера ассигнований областного бюджета на проведение капитального ремонта, ремонта, содержание региональных автомобильных дорог, в том числе обеспечивает ежегодную корректировку уровня затрат на указанные цели при распределении средств дорожного фонда в соответствии с утвержденными нормативами; - по методикам предоставления субсидий из областного бюджета местным бюджетам на финансирование дорожного хозяйства; 3. подготовке проектов договоров (соглашений), заключаемых Правительством области с Федеральным дорожным агентством, о направлении в областной бюджет субсидий и иных межбюджетных трансфертов на финансирование дорожного хозяйства области из средств федерального бюджета. 4. предоставлению субсидии и иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета местным бюджетам на финансирование дорожного хозяйства, осуществляет контроль их целевого использования. 5. осуществлению мониторинга разработки и утверждения программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов. 6. осуществлению мониторинга расходования средств дорожного фонда области муниципальных дорожных фондов. В соответствии с пунктом 5.1 Положения о департаменте Департамент возглавляет директор департамента, назначаемый на должность и освобождаемый от должности распоряжением Губернатора области. Распоряжением Губернатора Ярославской области от 11 апреля 2018 г. №178-рлс на должность директора департамента дорожного хозяйства Ярославской области назначен Моисеев Евгений Анатольевич. Согласно пункту 5.3 Положения о департаменте директор департамента, в том числе, руководит департаментом, организует и контролирует его деятельность, действуя на принципах единоначалия; обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными департаменту бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; обеспечивает соблюдение финансовой и учетной дисциплины; несет персональную ответственность за достижение значений показателей деятельности департамента, в том числе показателей реализации государственных программ Ярославской области и основных мероприятий государственных программ Ярославской области, по которым департамент является ответственным исполнителем; обеспечивает исполнение поручений, относящихся к полномочиям департамента, осуществляет контроль за их исполнением. В соответствии с пунктом 7 служебного контракта, заключенного представителем нанимателя в лице Губернатора Ярославской области ФИО1 и Моисеевым Е.А., гражданский служащий в том числе обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение. Пунктом 18 служебного контракта предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, на Моисеева Е.А. директора департамента дорожного хозяйства Ярославской области возложена ответственность за надлежащее исполнение Соглашения БКД, а также соблюдение условий и порядка предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, в том числе в части соблюдения сроков возврата средств из бюджета Ярославской области в федеральный бюджет. Обстоятельства, препятствующие Моисееву Е.А. надлежащим образом исполнить должностные полномочия в части соблюдения условий и порядка предоставления (расходования) иных межбюджетных трансфертов, не установлены. Необходимые действия в пределах компетенции, направленные на обеспечение возврата в федеральный бюджет части иного межбюджетного трансферта, в установленный срок Моисеевым Е.А. не осуществлены. Подобные действия Моисеевым Е.А. инициированы только 26 июля 2019 года, что подтверждается письмом в Финансовый департамент Ярославской области от 26 июля 2019 г. № НХ 49-2854/19. Таким образом, Моисеев Е.А., замещая должность директора департамента дорожного хозяйства Ярославской области, допустил нарушение условий и порядка предоставления (расходования) иных бюджетных трансфертов, то есть совершил правонарушение предусмотренное частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Лицо, привлекаемое к административной ответственности ответственности, Моисеев Е.А., в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, что подтверждено телефонограммой. Защитник лица, привлекаемого к административной ответственности, Моисеева Е.А. по доверенности ФИО2 в судебном заседании пояснила, что в рамках действующего заключенного соглашения о предоставлении межбюджетного трансферта денежные средства расходуются, предоставляются в соответствии с условиями данного соглашения, а также в соответствии с Правилами предоставления трансфертов бюджетам субъектов, утвержденными Постановлением от 21.01.2017 года №47. Несвоевременный возврат имел место быть, но это не является следствием того, что нарушались условия либо порядок предоставления межбюджетных трансфертов. Задержка возврата денежных средств была вызвана объективными причинами, так как по состоянию на декабрь месяц было невозможно определить эту сумму. В период 2018 года по результатам торгов сложилась экономия программы и заключённых контрактов, в ходе исполнения данных контрактов часть денежных средств оставалась невостребованной и необходимо было определить размер суммы, подлежащей возврату в бюджет. Состава правонарушения (вины) в действиях Моисеева Е.А. нет, ущерба бюджета не причинено, в связи с чем просила прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, считаю виновность Моисеева Е.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, установленной. Вина Моисеева Е.А. в совершении административного правонарушения в полной мере подтверждается: постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2017 года №47 «Об иных межбюджетных трансфертах, предоставляемых бюджетам субъектов российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы»; Соглашением о предоставлении иного межбюджетного трансферта на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» государственной программы российской Федерации «Развитие транспортной системы», бюджету Ярославской области из федерального бюджета от 8 февраля 2018 года №108-17-2018-023 (с изменениями, внесенными дополнительным соглашением от 25 мая 2018 года №108-17-208-023/1); пояснительной запиской Моисеева Е.А. от 12 июля 2019 года №162; пояснениями Моисеева Е.А. от 16 июля 2019 года №166; пояснениями заместителя Председателя Правительства Ярославской области – директора департамента финансов Ярославской области ФИО3 от 24 июля 2019 года №33-3071/19; письмом Росавтодора от 12 июля 2019 года №01-25/26109; письмом департамента дорожного хозяйства Ярославской области от 26 июля 2019 года №НХ 49-2854/19; актом по результатам контрольного мероприятия «Проверка использования межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и бюджетных ассигнований субъектов Российской Федерации, направленных на реализацию мероприятий национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», за 2018 год и истекший период 2019 года» (с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации) в департаменте дорожного хозяйства Ярославской области (Ярославская область, г.Ярославль), протоколом №ПА-20/10-04 об административном правонарушении от 29.07.2019 года. Оценив представленные доказательства по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, считаю, что все они являются относимыми, допустимыми и достаточными для вывода о виновности Моисеева Е.А. в совершении указанного административного правонарушения. Действия Моисеева Е.А. подлежат квалификации по ч.3 ст. 15.15.3 КоАП РФ как нарушение главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, установленных ст.ст. 129, 132.1, Правил БКД, Соглашением БКД и Допсоглашением №1 БКД. Доводы защитника о том, что Моисеевым Е.А. об отсутствии его вины в совершенном административное правонарушение опровергаются представленными в материалы дела доказательствами. При этом, Департамент дорожного хозяйства Ярославской области только 26 июля 2019 года, то есть после составления Счетной палатой Российской Федерации акта по результатам контрольного мероприятия, обратился в финансовый департамент Ярославской области с просьбой предусмотреть департаменту дорожного хозяйства Ярославской области при очередной корректировке бюджета (сентябрь 2019 года) ассигнования в объеме 26 540,2 тыс. руб. Учитывая общественную опасность совершенного административного правонарушения, считаю, что правовые основания для признания его малозначительным отсутствуют. При назначении наказания учитываю характер совершенного правонарушения, имущественное положение и личность лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, то, что ранее Моисеев Е.А. к административной ответственности привлекался за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ. С учетом изложенного, считаю необходимым назначить Моисееву Е.А. наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья, п о с т а н о в и л: Моисеева Евгения Александровича признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей. <данные изъяты> В силу ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу. В соответствии с ч.1 ст.31.9 КоАП РФ срок предъявления постановления для исполнения 2 года со дня его вступления в законную силу. Постановление может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии. Судья: Е.С.Логвинова |