ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-124/2021 от 15.03.2021 Ломоносовского районного суда (Ленинградская область)

Дело № 5-124/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ломоносов 15 марта 2021 года

Судья Ломоносовского районного суда Ленинградской области Золотухина А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении зала суда №5, материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

ТЕРЮШОВА Михаила Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего и зарегистрированного по адресу: <адрес> имеющего паспорт – выдан ДД.ММ.ГГГГ ТП Межрайонного отдела УФМС России по <адрес> и <адрес>, код подразделения – ,

УСТАНОВИЛ:

согласно протоколу об административном правонарушении № 36/20-ГКН от 10 ноября 2020 года - 14.07.2020 года в результате проведенного осмотра (обследования) территории объектакультурного наследия (далее - ОКН) федерального значения«Водоподводящая система Петергофа», 1720 - 1721 гг., 2-я пол. XVIII в.,1944 - 1948 гг., 1970-е гг. (реставрация)» и земельногоучастка с кадастровым номером - , расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>»,<адрес>, выявлен факт незаконной хозяйственной деятельности (земельные и строительные работы), проводимые неизвестным лицом (лицами). В ходе проверке установлено, что собственником земельного участка с кадастровым номером - является Терюшов М.В. В действиях Терюшова М.В. усматриваются признаки нарушения требований законодательства об охране ОКН (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 7.13Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), выраженного в действиях, предусмотренных ч. 1 указанной статьи KoAП РФ, совершенные в отношении отдельных ОКН федерального значения, перечень которых Устанавливается Правительством Российской Федерации, особо ценных ОКН народов Российской Федерации, ОКН, включенных в Список всемирного наследия.

В судебном заседании Терюшов М.В. и его представитель –Труфанова П.И., действующая на основании доверенности № 78 АБ 9169946 от 07.11.2020 года сроком на 3 года, пояснили, чтоТерюшовым М.В. приобретен земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>», <адрес> с кадастровым номером - по договору купли-продажи земельного участка от 21.05.2017 года, что согласно выписки из ЕГРН данный земельный участок имеет категорию земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для размещения индивидуального (одноквартирного) жилого дома, что Терюшов М.В. обращался в Администрацию МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области повопросу строительства дома на указанном земельном участке, что ему был дан ответ о том, что Министерством культуры РФ проводятся мероприятия по отнесению уникальных историко-культурных территорий Петергофа, включая земли, прилегающие к Ансамблю, к ОКН в виде достопримечательного места, что в рамках данной работы будут утверждены требования к градостроительным регламентам и осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, ориентировочный срок утверждения июль 2018 года, что строительство дома было им начато с 23.06.2018 года.

Представители Управления министерства культуры РФ по Северо-Западному федеральному округу –Налимов М.А. и Антонов А.М., представившие доверенности № 3 от 12.01.2021 года сроком по 31.12.2021 года и № 2 от 12.01.2021 года сроком по 31.12.2021 года, пояснили, что п. 2 ч. 3 ст. 34.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» определяетграницы защитной зоны объекта культурного наследия для ансамбля, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 150 метров от внешних границ территории ансамбля, для ансамбля, расположенного вне границ населенного пункта, на расстоянии 250 метров от внешних границ территории ансамбля, что земельный участок Терюшова М.В. затрагивает границы защитной зоны объекта культурного наследия для ансамбля, что в соответствии с законодательством перед строительством дома необходимо утвердить генеральный план, который отсутствует у Терюшова М.В., что ими была осуществлена проверка в рамках объекта культурного наследия «Водоподводящая система Петергофа», в результате которой были выявлены нарушения на нескольких земельных участках.

Выслушав объяснения лиц, принимавших участие в судебном заседании, исследовав материалы дела, оценив совокупность представленных доказательств, суд приходит к выводу о наличии в действиях Терюшова М.В. признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ, подтверждающейся следующими доказательствами:

- протоколом № 36/20-ГКН от 10 ноября 2020 годаоб административном правонарушении, составленном в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ;

- заданием на осмотр (обследования) территории ОКН № 33-20 от 10.07.2020 года;

- актом осмотра (обследования) ОКН, проведенного 14.07.2020 года на основании задания руководителя Управления № 33-20 от 10.07.2020 года;

- распоряжением Правительства РФ от 01.06.2009 года № 759-р «О перечне отдельных ОКН федерального значения, полномочия по государственной охране которых осуществляется Минкультуры России»;

- п. 6 приказа Минкультуры России от 07.02.2019 года № 121 «Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства культуры РФ»;

- п. 13 ч. 1 ст. 9 «Полномочия федеральных органов государственной власти в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны ОКН» Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятника истории и культуры) народов РФ»;

- письмом Администрации муниципального образования «Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области» от 09.07.2020 года № 02и-4844/2020;

- объяснениями привлекаемого лица Терюшова М.В.;

- выпиской из ЕГРН от 22.07.2020 года ;

- планами с Публичной кадастровой карты от 13.07.2020 года и от 15.07.2020 года;

- фотоматериалами и другими материалами дела.

Согласно п. 1 ст. 33 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» № 73-ФЗ от 25.06.2002 года- ОКН, включенные в реестр, выявленные ОКН подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред ОКН, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В соответствии со ст. 5.1 вышеуказанного закона, установлены обязательные требования к осуществлению деятельности в границах территории ОКН:

- на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемнопространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства;

- проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению ОКН или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды Объекта.

В силу п. 1 ст. 34.1 указанного закона, защитными зонами ОКН являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям, и в границах которых в целях обеспечения сохранности ОКН и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади).

Указанной статьей установлены границы защитной зоны ОКН:

для памятника, расположенного в границах населённого пункта, на Расстоянии 100 метров от внешних границ территории памятника, для памятника, расположенного вне 1раниц населённого пункта, на расстоянии 200 метров от внешних границ территории памятника;

для ансамбля, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 150 метров от внешних границ территории ансамбля, для ансамбля, расположенного вне границ населенного пункта, на расстоянии 250 метров от внешних границ территории ансамбля.

Согласно п. 7 ст. 3.1 данного закона, сведения о границах территории ОКН, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в границах территории ОКН, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений, указанных в настоящем пункте, не является основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в границах территории ОКН, установленных земельным законодательством Российской Федерации и статьей 5.1 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 47.3 на собственников и пользователей налагаются обязательные требования по содержанию и использованию указанного ОКН; не проведение работ, изменяющих облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, в случае, если предмет охраны ОКН не определен; обеспечение сохранности и неизменности облика выявленного ОКН.

Согласно материалам дела, Терюшовым М.В. приобретен земельный участок, расположенный по адресу:<адрес>, <адрес>»,<адрес> кадастровым номером - договору купли-продажи земельного участка от 21.05.2017 года.

Согласно выписки из ЕГРН от 29.05.2017 года земельный участок с кадастровым номером - по адресу:<адрес>, <адрес>»,<адрес> имеет категорию земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для размещения индивидуального (одноквартирного) жилого дома.

Согласно ответу из Администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области от 25.12.2017 года № ОБ-7359-6381/17-0-1 Терюшев М.В. обращался по вопросу строительства на указанном земельном участке, расположенном в зоне ОКН «Водоподводящая система Петергофа». При этом,Терюшеву М.В. разъяснено, что Министерством культуры РФ проводятся мероприятия по отнесению уникальных историко-культурных территорий Петергофа, включая земли, прилегающие к Ансамблю, к ОКН в виде достопримечательного места, что в рамках данной работы будут утверждены требования к градостроительным регламентам и осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, ориентировочный срок утверждения июль 2018 года.

Согласно объяснениям Терюшова М.В. строительство дома было им начато 23.06.2018 года, то есть после получения им ответа на его обращение вАдминистрацию МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской областипо вопросу строительства на указанном земельном участке, расположенном в зоне ОКН «Водоподводящая система Петергофа». Строительство дома он закончил 29.10.2018 года. Данный дом является его единственным жильем. Полагал, что поскольку в настоящее время не утверждены требования к осуществлению деятельности в рамках границах территории достопримечательного места - «Водоподводящая система Петергофа» и требования к градостроительному регламенту в границах территории данного объекта культурного наследия, то в его действиях нет административного правонарушения.

В соответствии со ст. 48 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» № 73-ФЗ от 25.06.2002 годаобъекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РоссийскойФедерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных Формах собственности, если иной порядок не установлен законом.Особенности владения, пользования и распоряжении ОКН, включенным в реестр и выявленным ОКН определяются№ 73-ФЗ, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительнымзаконодательством Российской Федерации, земельным законодательством РФ.

В соответствии со ст. 99 ЗК РФ к землям историко-культурного назначения относятся земли: объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия; достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел; 3) военных и гражданских захоронений.Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением. Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.

При этом, в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.

В силу ст. 104 ЗК РФ определены цели установления зон с особыми условиями использования территорий: зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в целяхобеспечения сохранности объектов культурного наследия, в целях, предусмотренных п. 1 настоящей статьи, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земельесли иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и воднымзаконодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право:возводить жилые,производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

При этом в п. 2 ч. 2 ст. 56 ЗК РФ устанавливаются следующие ограничения прав на землю: ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий; особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

Вместе с тем, градостроительный кодекс Российской Федерации (далее ГрК) регулирует отношения в области градостроительной деятельности, а именно: планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений.

В силу п. 3 ст. 4 ГрК,к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.

Согласно п. 17 ст. 51 ГрК,выдача разрешения на строительство не требуется в случае:строительства, реконструкции гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определенных в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества; строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства; строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства; строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.

В соответствии со ст. 51.1 ГрК, в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением овручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

Кроме того, для строительства объекта капитального строительства (далее ОКС) или объекта индивидуального жилищного строительства (далее ИЖС) или садового Дома (далее СД), уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местногосамоуправления, проводит проверку соответствия указанных в Уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС или СД предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройкии обязательным требованиям к параметрам ОКС, установленным ГрК, другими федеральными законами и действующим на дату поступления Уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта ИЖС или СД в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 10 ст. 51.1 указанного Федерального закона Госорган уведомляет Застройщика о несоответствии указанных в Уведомление о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС или СД предельным параметрам разрешённого строительства, установленным правилами землепользования и застройки и обязательным требованиям к параметрам ОКС, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта ИЖС или СД в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Сведения, необходимые для отражения Застройщиком в Уведомлении о планируемом строительстве, в том числе: о виде разрешенного использования земельного участка и ОКС или ИЖС, или СД, о планируемых параметрах ОКС или ИЖС или СД, в силу ст. 57.3 ГрК РФ содержатся в Градостроительном плане земельного участка, который выдаётся правообладателю земельного участка в целях в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.

Для получения Градостроительного плана земельного участка правообладатель земельного участка, иное лицо в случае, предусмотренном ч. 1.1 ст. 57.3 ГрК РФ, должен обратиться с заявлением в Госорган по месту нахождения земельного участка и получить его в установленные сроки.

Таким образом, правообладатель земельного участка (Застройщик) имеет право осуществлять хозяйственную и градостроительную деятельность на принадлежащем ему земельном участке только после получения Градостроительного плана земельного участка, направления в Госорган Уведомления о планируемом строительстве и получения от указанного Госоргана о соответствии указанных в Уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС и/или СД предельным параметрам разрешённого строительства, установленным правилами землепользования и застройки. В иных случаях хозяйственная и градостроительная деятельность правообладателя земельного участка на принадлежащем ему земельном участке следует полагать - незаконной.

Согласно ответу на запрос,Терюшов М.В. не подавал заявление о выдаче Градостроительного плана земельного участкас кадастровым номером - , расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>»,<адрес>.

В судебном заседании Терюшов М.В. подтвердил данный факт, пояснив, что в настоящее время он планирует оформить дом в соответствии с требованиями законодательства.

Действия Терюшова М.В. по нарушению требований, содержащихся в нормативных правовых актах, регулирующих вопросы государственной охраны ОКН образуют объективную сторону административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд признает их достоверными, допустимыми и достаточными, а вину Терюшова М.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.13КоАП РФ, доказанной.

Доказательств, подтверждающих отсутствие нарушенийТерюшовым М.В. на земельном участке с кадастровым номером - , расположенным по адресу: <адрес>, <адрес>»,<адрес>,не представлено.

При назначении наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, наличие отягчающих и смягчающих административную ответственность обстоятельств.

Согласно ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа вразмере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.

Отягчающих административную ответственность обстоятельств, судом не установлено.

В качестве смягчающих административную ответственность обстоятельств суд учитывает раскаяние лица, совершившего административное правонарушение и принимает во внимание то обстоятельство, что по состоянию на 20.01.2021 года сроки завершения работ по разработке проекта охранной зоны ОКН - «Водоподводящая система Петергофа» не установлены, что за совершение однородных правонарушений Терюшов М.В. не привлекался.

С учетом изложенного, суд полагает возможным назначить Терюшову М.В. наказание, в виде административного штрафав размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

ТЕРЮШОВА Михаила Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего и зарегистрированного по адресу: <адрес> г. <адрес>, имеющего паспорт – выдан ДД.ММ.ГГГГ ТП Межрайонного отдела УФМС России по <адрес> и <адрес>, код подразделения – виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ, и подвергнутьТЕРЮШОВА Михаила Владимировича административному наказанию в виде административного штрафа с учетом положений ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФв размере 10 000 (десять тысяч) рублей.

Штраф необходимо перечислить в УФК по Санкт-Петербургу (Управление Министерства культуры Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу), ИНН: 7838415359,КПП: 783801001,Код ОКТМО: 40303000,р/с: 03100643000000017200, БИК: 014030106, Код классификации доходов федерального бюджета: 05411601071010013140, наименование банка: Северо-Западное ГУ Банка России//УФК по Санкт-Петербургу

Постановление может быть обжаловано в Ленинградской областной суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.

Судья Золотухина А.В.