ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1252/2022 от 21.03.2022 Вахитовского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

копия

УИД 16RS0046-01-2022-002406-33

дело № 5-1252/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

21 марта 2022 года г. Казань, ул. Лесгафта, д. 33

Вахитовский районный суд города Казани в составе председательствующего судьи Идрисовой М.А.,рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Промышленная компания «Возрождение», юридический адрес: ..., офис 3.1, 3.2, ИНН ..., ОГРН ...,

УСТАНОВИЛ:

из протокола об административном правонарушении ..., составленного 17 января 2022 года государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Марий Эл и Чувашской Республике, заместителем начальника отдела государственного экологического надзора Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора, следует, что 17 января 2022г. в 16.00 час. на объекте ...П, Ш-я категория, ООО «ПК «Возрождение» (юридический адрес: 420107, ... офис 3.1, 3.2) фактический адрес осуществления деятельности: 420107, ..., Бобыльский овраг, установлено:

1. на земельном участке с кадастровым номером ... выявлено несанкционированное размещение отходов на общей площади 15289 кв.м. глубиной 1 м. (в Едином государственном реестре недвижимости сведения о правах отсутствуют).

2. на земельном участке с кадастровым номером ... выявлено несанкционированное размещение отходов на общей площади 7573 кв.м. глубиной 1 м. (в Едином государственном реестре недвижимости сведения о правах отсутствуют).

Обмер территории складирования (захоронения отходов) производился с использованием спутникового геодезического оборудования TOPCON Hiper SR (Свидетельство о поверке № ГСИ 045326 действительно до 06.04.2022).

Согласно справке о принятии отходов ООО «ПК «Возрождение» за 2 квартал 2021 года на Казанский участок (Бобыльский овраг) приняты следующие отходы 4 класса опасности: лом и отходы изделий из стеклотекстолита незагрязненные (ФККО 43423111204) — 0,088 т., отходы базальтового волокна и материалов на его основе (ФККО 45711201204) —162,754, щетки для электрических машин и оборудования из графита, утратившие потребительские свойства (ФККО 48290311514) — 0,027 т., пыль (порошок) от шлифования цветных металлов (содержание цветных металлов не более 5%) (ФККО 36122251424) — 1,499 т., отходы рубероида (ФККО 82621001514) — 5,791 1 отходы стеклолакоткани (ФККО 45144101294) — 0,293 т., отходы штукатурки затвердевшей малоопасные (ФККО 82491111204) — 363,079 т., шлак сварочный (ФККО 91910002204) — 0,761 т., лом и отходы прочих изделий из асбоцемента незагрязненные (ФККО 45551099514) — 0,637 т., изделия из гетинакса, утратившие потребительские свойства (ФККО 43424111294) — 0,011 т., осадок гашения извести при производстве известкового молока (ФККО 34691001394) —100,464 т., смет с территории предприятия малоопасный (ФККО 73339001714) — 282,059 т., отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ (ФККО 89000001724) — 29698,923 т., древесные отходы от сноса и разборки зданий (ФККО 81210101724) — 0,133 т., отходы шлаковаты незагрязненные (ФККО 45711101204) — 15,137 т., лом обмуровки паровых котлов (ФККО 91210221214) — 21,348 т., отходы асбестовой бумаги (ФККО 45532001204) — 0,01 т., смет с территории гаража, автостоянки малоопасный (ФККО 73331001714) — 26,791 т., растительные отходы при расчистке охранных зон и полос отвода объектов инженерной инфраструктуры малоопасные (ФККО 73338201204) — 84,7 т., мусор от сноса и разборки зданий несортированный (ФККО 81290101724) — 1т., отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ (ФККО 89000001724), лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий (ФККО 83020001714) —15030,11 т., песок формовочный горелый отработанный малоопасный (ФККО 35715001494) — 16,5 т., отходы песка от очистных и пескоструйных устройств (ФККО 36311001494) — 15 т., осадок с песколовок при очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод малоопасный (ФККО 72210201394) — 257,43 т..

Вышеперечисленные отходы 4 класса опасности приняты ООО «ПК «Возрождение» от следующих предприятий: Казанская ТЭЦ-1, Кулонэнергомаш, Психиатрическая больница Бехтерева, Жилсервис, Волга-Автодор, ИП Заманов Р.Т., ООО «Фортэкс», СКД, ДиМ Мостоотряд-41, ИП Даминов Д.Р., ИП Миндубаев А.Р., Казанькомпрессормаш, ЭкоДис-Сервис, Казанские тепловые сети, Казанская ТЭЦ-3 ТТК-16, Прогресс СМК, Вертолетный завод, АТТ, ЭкоГрад, Эстетика, Городское благоустройство, КазТрансАвто, Чистый мир ТС, Зеленодольский завод им.Горького, САДАКА, Блик, ООО Техгазсервис, Казаньоргсинтез, Горводзеленхоз, Ак Таш СМК, Казанская ТЭЦ-2, Билтинг-Комплект ТД, ООО ПЭК, ТАИФ-СТ, Этт Сервис, Эталон Строй, Велес ДСК, Сабсаннеруд, Аракчинский гипс, ТСК Экоспецстрой, Капитал Строй, Строитель, Эттон Урал, Импэкс Строй, Стройтехаренда, ООО СП АЛО, Барсэлитстрой СК, ИМИДЖ СК, Интер, Грин ПСБ, Современный дом, Шайхеразиев А.И. и другие.

Также из справки следует, что принимались и другие виды отходов 4-5 классов опасности. Из журнала учета движения отходов за 2020 год следует, что ООО «ПК «Возрождение» приняты отходы 4 класса опасности в количестве 404243,1 т.

Тем самым, по мнению должностго лица, ООО «ПК «Возрождение» нарушены требования земельного законодательства, законодательства об охране окружающей среды и об отходах производства и потребления.

В судебном заседании представители ООО «ПК «Возрождение» ХуртинК.В., Тихомирова Л.А. вину не признали.

Представитель административного органа Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора Хисматуллина К.Л. просила привлечь ООО «ПК «Возрождение» к административной ответственности.

Выслушав лиц, участвующих в деле, пояснения свидетеля Каримова И.Р., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 данной статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель (часть 2).

Пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;

Как усматривается из материалов дела, 17 января 2022г. в 16.00 час. на объекте ...П, Ш-я категория, ООО «ПК «Возрождение» (юридический адрес: 420107, ... офис 3.1, 3.2) фактический адрес осуществления деятельности: 420107, ..., Бобыльский овраг, установлено:

1. на земельном участке с кадастровым номером ... выявлено несанкционированное размещение отходов на общей площади 15289 кв.м. глубиной 1 м. (в Едином государственном реестре недвижимости сведения о правах отсутствуют).

2. на земельном участке с кадастровым номером ... выявлено несанкционированное размещение отходов на общей площади 7573 кв.м. глубиной 1 м. (в Едином государственном реестре недвижимости сведения о правах отсутствуют).

Обмер территории складирования (захоронения отходов) производился с использованием спутникового геодезического оборудования TOPCON Hiper SR (Свидетельство о поверке № ГСИ 045326 действительно до 06.04.2022).

Согласно справке о принятии отходов ООО «ПК «Возрождение» за 2 квартал 2021 года на Казанский участок (Бобыльский овраг) приняты следующие отходы 4 класса опасности: лом и отходы изделий из стеклотекстолита незагрязненные (ФККО 43423111204) — 0,088 т., отходы базальтового волокна и материалов на его основе (ФККО 45711201204) —162,754, щетки для электрических машин и оборудования из графита, утратившие потребительские свойства (ФККО 48290311514) — 0,027 т., пыль (порошок) от шлифования цветных металлов (содержание цветных металлов не более 5%) (ФККО 36122251424) — 1,499 т., отходы рубероида (ФККО 82621001514) — 5,791 1 отходы стеклолакоткани (ФККО 45144101294) — 0,293 т., отходы штукатурки затвердевшей малоопасные (ФККО 82491111204) — 363,079 т., шлак сварочный (ФККО 91910002204) — 0,761 т., лом и отходы прочих изделий из асбоцемента незагрязненные (ФККО 45551099514) — 0,637 т., изделия из гетинакса, утратившие потребительские свойства (ФККО 43424111294) — 0,011 т., осадок гашения извести при производстве известкового молока (ФККО 34691001394) —100,464 т., смет с территории предприятия малоопасный (ФККО 73339001714) — 282,059 т., отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ (ФККО 89000001724) — 29698,923 т., древесные отходы от сноса и разборки зданий (ФККО 81210101724) — 0,133 т., отходы шлаковаты незагрязненные (ФККО 45711101204) — 15,137 т., лом обмуровки паровых котлов (ФККО 91210221214) — 21,348 т., отходы асбестовой бумаги (ФККО 45532001204) — 0,01 т., смет с территории гаража, автостоянки малоопасный (ФККО 73331001714) — 26,791 т., растительные отходы при расчистке охранных зон и полос отвода объектов инженерной инфраструктуры малоопасные (ФККО 73338201204) — 84,7 т., мусор от сноса и разборки зданий несортированный (ФККО 81290101724) — 1т., отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ (ФККО 89000001724), лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий (ФККО 83020001714) —15030,11 т., песок формовочный горелый отработанный малоопасный (ФККО 35715001494) — 16,5 т., отходы песка от очистных и пескоструйных устройств (ФККО 36311001494) — 15 т., осадок с песколовок при очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод малоопасный (ФККО 72210201394) — 257,43 т..

Указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, а именно:

протоколом об административно правонарушении ... от 17 января 2021 года;

протоколом осмотра от 22 ноября 2021 года;

протоколом осмотра от 03 декабря 2021 года;

планом-схемой к протоколу осмотра от 03 декабря 2021 года;

протоколом осмотра от 12 января 2022 года;

планом-схемой к протоколу осмотра от 12 января 2022 года;

пояснительной запиской от 03 декабря 2021 года и приложением к ней (схематический чертёж, фототаблица);

фотоматериалами,

которым должностным лицом дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, выводы должностного лица подтверждаются представленными в материалы дела в ходе рассмотрения дела доказательствами, а именно:

ответом МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» от 15 сентября 2021 (202) года № 15/10-ИСХ/9622;

ответом на запрос от 01 октября 2021 года № 99;

договором аренды земельного участка с кадастровым номером ...;

договором аренды земельного участка с кадастровым номером ...;

договором аренды земельного участка с кадастровым номером ..., и другими материалами дела.

Допрошенный в качестве свидетеля государственный инспектор Республики Татарстан по использованию и охране земель Каримов И.Р. пояснил, что 03 декабря 2021 им произведен осмотр и обмер участков отбора проб и территории складирования (захоронения) ТБО. В результате обработки полученных координат и сопоставления их со сведениями, имеющимися в Едином государственном реестре недвижимости, установлено, что отбор проб участка 1 осуществлен на земельном участке с кадастровым номером ..., отбор проб участка 2 осуществлен на земельном участке с кадастровым номером ..., отбор проб участка 3 осуществлен на земельном участке с кадастровым номером ..., отбор проб участка 4 осуществлен на земельном участке с кадастровым номером .... Территории дополнительного складирования ТБО, относительно территории указанной в пояснительной записке от 09.07.2021 составляет 22862 кв.м: из них 15289 кв.м на земельном участке с кадастровым номером ... кв.м на земельном участке с кадастровым номером .... Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым ... с уточненной площадью 46264 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - организация открытых складов грунта, каркасных сооружений хранения техники, без права возведения капитальных сооружений (объектов недвижимости) (9-й вид), сведения о правах отсутствуют. Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером ... с уточненной площадью 5000 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - охрана природных территорий, предоставленна праве аренды ООО «Промышленная компания «Возрождение»дата регистрации права ... Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером ... с уточненной площадью 151838 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – благоустройство территории, сведения о правах отсутствуют. Дата постановки на учет 20.10.2021 г.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером ... с уточненной площадью 396277 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного - Сельскохозяйственная база, принадлежит на праве собственности Муниципальному образованию город Казань Республики Татарстан, дата регистрации права 07.04.2015 г.

Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Совокупность установленных должностным лицом и судом фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Несогласие защитников общества с выводами должностного лица и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в данном деле, основанием для прекращения производства по делу не является.

Смягчающих и отягчающих административную ответственность общества обстоятельств не установлено.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

В силу пункта 3 данной статьи, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Пунктом 3.2 указанной статьи установлено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно пункту 3.3 указанной статьи при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Санкцией ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ минимальный штраф для юридических лиц установлен в размере 300 000 руб.

При производстве по делу об административном правонарушении обстоятельства, отягчающие административную ответственность, административным органом не установлены.

При избрании меры ответственности в каждом конкретном случае судья должен исходить из того, что целью наказания является пресечение выявленного правонарушения и предупреждение совершения новых правонарушений. При этом наказание не должно быть чрезмерно суровым и должно быть соотнесено с характером совершенного административного правонарушения, имущественным лица, обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, и обстоятельствами, отягчающими административную ответственность.

В Постановлении от 14 февраля 2013 года N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения.

Принимая во внимание положения названных норм, учитывая отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, прихожу к выводу о наличии правовых оснований для назначения штрафа в размере 150000 рублей.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 29.7 – 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

ПОСТАНОВИЛ:

признать общество с ограниченной ответственностью «Промышленная компания «Возрождение», юридический адрес: ..., офис 3.1, 3.2, ИНН ..., ..., виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 150000 тысяч рублей.

Административный штраф оплатить в течение 60 дней с момента вступления в законную силу постановления на расчетный счет ... «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды».

Документ, подтверждающий уплату штрафа, предъявить в административный отдел Вахитовского районного суда города Казани.

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд города Казани в течение 10 суток со дня получения или вручения его копии.

Судья /подпись/ М.А.Идрисова

Копия верна

Судья М.А.Идрисова

Постановление08.04.2022