ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1253/20 от 31.08.2020 Центрального районного суда г. Новокузнецка (Кемеровская область)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Новокузнецк 31 августа 2020 г.

Судья Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области Данилова О. Н., рассмотрев дело о привлечении к административной ответственности Общества с ограниченной ответственностью «Инком-С» (, ), <адрес><адрес>, за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 Кодекса РФ об АП,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Инком-С» совершило нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, питьевому хозяйственно бытовому водоснабжению, то есть правонарушение, предусмотренное ст. 6.5 Кодекса РФ об АП, при следующих обстоятельствах.

22 июля 2020 г. при проведении административного расследования с 14.07.2020 по 04.08.2020 в отношении ООО «Инком-С», возбужденного на основании обращения граждан, в связи с низкой температурой горячей воды в жилом <адрес>, установлено, что температура горячей воды на домовводе и разводящей сети жилого дома не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы, а именно, температура горячей воды на домовводе жилого <адрес>, не соответствует гигиеническим требованиям и составляет 42,6 оС (при норме не ниже 60,0 оС), также температура горячей воды в разводящей сети (<адрес><адрес><адрес>) не соответствует гигиеническим требованиям – составляет 39,2 оС (при норме 60-75 оС).

Представитель Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Новокузнецке и Новокузнецком районе – ведущий специалист – эксперт Х, действующая на основании доверенности, подтвердила наличие выявленных нарушений санитарного законодательства, ссылаясь на протоколы лабораторных испытаний, заключение эксперта, что послужило основанием для составления в отношении юридического лица протокола о привлечении к административной ответственности.

Лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, ООО «Инком-С» в лице защитника Сафроновой Ю. А., действующей на основании доверенности, судебном заседании вину не признала, пояснив, что температура горячей воды уже не соответствовала требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09. Вместе с тем, ответственность за данный факт должна нести ресурсоснабжающая организация, так как именно ею нарушены требования санитарных норм и правил о качестве горячей воды централизованных систем водоснабжения. Кроме того, просит учесть, что собственниками помещений в многоквартирном доме по <адрес> заключен договор горячего водоснабжения напрямую с теплоснабжающей организацией.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав представленные материалы административного дела, судья считает, что вина ООО «Инком-С» в совершении административного правонарушения установлена.

В соответствии со ст. 6.5 Кодекса РФ об АП нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу ст. 1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения.

Забор воды из водного объекта и сброс сточных вод в водный объект регулируются водным законодательством.

Требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании (далее также - установленные требования).

В силу ст. 24 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам горячую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона (п. 1).

В случае осуществления горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) понижение температуры горячей воды, подаваемой на вводе в здание (в том числе в многоквартирный дом), сооружение, до температуры горячей воды, определенной в соответствии с установленными требованиями, в местах водоразбора обязаны обеспечить лица, ответственные за эксплуатацию систем инженерно-технического обеспечения внутри здания (п. 3).

В силу ст.11 ФЗ РФ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства.

Осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Согласно ст. 19 ФЗ РФ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

В силу ч. 1 ст. 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами…

По договору управления многоквартирным домом управляющая организация в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам… (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ).

Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (ч. 1 ст.161 ЖК РФ).

Потребитель вправе получать коммунальные услуги в необходимых объемах и надлежащего качества (п. 31 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354).

ООО «Инком-С» является исполнителем коммунальных услуг, в том числе по горячему водоснабжению многоквартирного <адрес>, поскольку между собственниками помещений многоквартирного <адрес> и ООО «Инком-С» 01 июня 2015 г. заключен договор управления многоквартирным домом.

В силу п. 1.1 СанПиН 2.1.4.2496-09. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения (далее - СЦГВ), а также правила контроля качества воды, подаваемой СЦГВ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.

В силу п.п. 1.2, 1.3 СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения.

Санитарные правила распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения, на системы теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, а также автономные системы горячего водоснабжения на объектах повышенного эпидемического риска (лечебные, школьные, дошкольные учреждения и др.).

В силу п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.

Судом установлено, в Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Новокузнецке и Новокузнецком районе поступило на рассмотрение обращение гр. Ш, <адрес> в <адрес><адрес><адрес>, на нарушение требований санитарного законодательства, связанных с низкой температурой горячей воды и ее качеством, подаваемой в квартиры всего многоквартирного жилого дома.

На основании поступившего обращения, 14 июля 2020 г. ведущим специалистом – экспертом Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Новокузнецке и Новокузнецком районе возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования.

14 июля 2020 г. вынесено определение о назначении по делу экспертизы по делу об административном правонарушении, на разрешение эксперта были постановлены следующие вопросы:

1. провести лабораторные испытания температуры горячей воды на границе балансовой принадлежности, на домоводе и в разводящей сети жилого дома по адресу <адрес>;

2. соответствует (не соответствует) полученный результат требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09.

Производство экспертизы было поручено Филиалу ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» в г. Новокузнецке и Новокузнецком районе.

Как следует из протокола лабораторных испытаний (измерений) физических факторов № 20914 от 22 июля 2020 г., температуры воды в подвальном помещении (тепловом узле) подъезда <адрес><адрес><адрес> – 42,6 °C, при норме не ниже 60°C. Температура воды в ванной комнате <адрес> многоквартирного <адрес> составляет 39,2 °C, при норме 60-75 °C.

Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» в г. Новокузнецке и Новокузнецком районе от 24 июля 2020 г., температура горячей воды на домоводе (граница балансовой принадлежности) и в разводящей сети (<адрес>) <адрес>: <адрес> не соответствует требованиям п. 2.4, п. 3.1.10 СанПиН 2.1.4.2496-09.

01 июня 2017 г. между ООО «Инком-С» и собственниками многоквартирного жилого дома по <адрес>.

Таким образом, ООО «Инком-С» совершено нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, питьевому хозяйственно бытовому водоснабжению, то есть правонарушение, предусмотренное ст. 6.5 Кодекса РФ об АП. Поскольку температура горячей воды в разводящей сети жилого <адрес> не соответствует требованиям п. 2.3, п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы, а именно составляет 39,2 оС, при норме 60-75оС.

Вина ООО «Инком-С» в совершении правонарушения предусмотренного ст. 6.5 Кодекса РФ об АП подтверждается:

- протоколом № 687 по делу об административном правонарушении от 04.08.2020.

- обращением жителя <адрес> о нарушение требований санитарного законодательства, связанных с низкой температурой горячей воды и ее качеством, подаваемой в квартиры дома;

- определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении по делу административного расследования;

- протоколом лабораторных испытаний филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» №20914 от 22.07.2020.

- экспертным заключением филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области»;

- договором управления многоквартирным домом №2-15 от 01.06.2020;

- выпиской из ЕГРЮЛ;

- договором на приобретение горячей воды, потребляемой при содержании общего имущества многоквартирных домов от 01.10.2018, заключенного между ООО «ЭнергоТранзит» и ООО «Инком-С».

- протоколом об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 21.07.2020.

Совокупность исследованных судом доказательств, которые согласуются между собой, не противоречат друг другу, дополняют друг друга, позволяют суду считать вину юридического лица ООО «Инком-С» в совершении административного правонарушения установленной и квалифицировать действия по ст. 6.5 Кодекса РФ об АП, как нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде.

Не доверять результатам исследований и проведенным на основании их изучения экспертным заключениям Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» в городе Новокузнецке и Новокузнецком районе, у судьи не имеется оснований. Все представленные доказательства согласуются между собой, дополняют и подтверждают друг друга.

Доводы защитника об отсутствии вины ООО «Инком-С», в связи с тем, что температура воды в тепловом узле уже не соответствовала требованиям санитарных норм, а также о том, управляющая компания не является исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжения и не отвечает за качество горячего водоснабжения поставляемого теплоснабжающей организацией, т.к. собственниками помещений многоквартирного дома по <адрес> принято решение заключить договор горячего водоснабжения с ресурсоснабжающей организацией, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, суд не может принять во внимание, при этом исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 4 ст.2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоснабжение представляет собой водоподготовку, транспортировку и подачу питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировку и подачу горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).

В соответствии с пунктом 1.2. СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», устанавливающим гигиенические требования к качеству воды и организации системы централизованного горячего водоснабжения, а также правила контроля качества воды, эти требования являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения.

В соответствии с п. 1.3 СанПиН 2.1.4.2496-09 санитарные правила распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения, на системы теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, а также автономные системы горячего водоснабжения на объектах повышенного эпидемического риска (лечебные, школьные, дошкольные учреждения и др.)

В соответствии с пунктом 1.3 СанПиН 2.1.4.1074-01, Санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Водопроводная сеть представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения (пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ).

Пунктом 16 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ, установлено, что организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, является юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованной системы горячего водоснабжения, отдельных объектов такой системы. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим горячее водоснабжение, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем горячего водоснабжения, отдельных объектов таких систем.

Централизованная система горячего водоснабжения представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее - открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее - закрытая система горячего водоснабжения) (пункт 27 статьи 2Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ).

В рамках осуществления своей деятельности ООО «Инком-С» эксплуатирует систему водоснабжения, т.к. разводящая сеть жилого дома является частью центральной системы горячего водоснабжения. Деятельность ООО «Инком-С» связана, в том числе с осуществлением горячего водоснабжения с использованием централизованных систем холодного и горячего водоснабжения.

В силу приведенных выше положений пункта 2 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ организации, осуществляющие горячее водоснабжение с использование централизованных систем горячего водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Таким образом, на организации, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем водоснабжения, в силу закона возложена обязанность обеспечить соответствие качества воды в указанных системах санитарным правилам. Все исполнители, участвующие в обеспечении населения водой, ответственны за качество подаваемой воды в границах принадлежности соответствующих сетей.

Санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению подлежат соблюдению как лицами, осуществляющими забор воды, так и лицами, которые производят ее транспортировку, подачу в жилой фонд и по внутридомовым сетям непосредственно потребителю.

Таким образом, субъектами административной ответственности, предусмотренной ст. 6.5 Кодекса РФ об АП выступают индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие забор воды, производящие ее транспортировку, подачу в жилой фонд и по внутридомовым сетям непосредственно потребителю по централизованным сетям водоснабжения, находящихся в эксплуатации у данных лиц.

Как следует из акта на установление границ обслуживания и эксплуатационной ответственности за состояние тепловых сетей, пиложенного к договору на приобретение горячей воды, потребляемой при содержании общего имущества многоквартирных домов от 01.10.2018, заключенному между ООО «ЭнергоТранзит» (теплоснабжающая организация) и ООО «Инком-С» (исполнитель), границей эксплуатационной ответственности по тепловым сетям между указанными организациями в доме по <адрес> является врезка в первый ответный фланец вводной задвижки точки поставки.

В соответствии с п. 3.2.5 указанного договора, исполнитель обязан обеспечивать соответствие показателей качества горячей воды во внутридомовых инженерных систем до границы балансовой принадлежности.

Учитывая, что ООО «Инком-С» эксплуатирует внутридомовую сеть жилого дома, являющуюся частью централизованной сети горячего водоснабжения многоквартирного <адрес>, то следовательно обязано обеспечить соответствие качества горячей воды, подаваемой абонентам.

Не соответствие температуры горячей воды требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 в том числе было выявлено в <адрес>, т. е. в зоне ответственности ООО «Инком-С». То обстоятельство, что в тепловом узле подвала дома температуры воды также не соответствовала СанПиН, не является основанием для освобождения ООО «Инком-С» от ответственности. Доказательств того, что ООО «Инком-С» были приняты все зависящие от него меры, в том числе для побуждения поставщика горячей воды к соблюдению санитарно-эпидемиологических требований, а также меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об АП предусмотрена административная ответственность, не представлено.

Все процессуальные документы составлены уполномоченными должностными лицами в строгом соответствии со ст. 27.8 Кодекса РФ об АП, являются допустимыми и относимыми доказательствами по делу, подлежат исследованию по правилам ст. 26.11 Кодекса РФ об АП в совокупности с иными доказательствами по делу.

В соответствии с ч. 3 ст. 4.1 Кодекса РФ об АП при назначении административного наказания юридическому лицу суд учитывает характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Смягчающим по делу обстоятельством является признание вины, а также то, что юридическое лицо впервые привлекается к административной ответственности.

Отягчающих обстоятельств судом не установлено.

Учитывая изложенное, суд полагает возможным назначить наказание в виде административного штрафа в минимальном размере.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. ст. ст. 29.9 - 29.11 Кодекса РФ об АП, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Инком-С» (, ), <адрес><адрес>, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 Кодекса РФ об АП, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 20000 (двадцати тысяч) рублей.

Реквизиты для уплаты штрафа:

В соответствии со ст. 32.2 ч. 1 Кодекса РФ об АП, административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток, путем подачи жалобы судье, которым вынесено постановление по делу, или непосредственно в Кемеровский областной суд.

Судья: О. Н. Данилова