ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1255/20 от 23.07.2020 Первомайского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 5-1255/2020

УИД 51RS0002-01-2020-002972-51

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

город Мурманск 23 июля 2020 года

Судья Первомайского районного суда города Мурманска Кутушова Ю.В., (<...>), рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «Улисс Риферс», *** ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение правонарушений в области таможенного дела, в совершении правонарушений, предусмотренных ч. 3 ст.16.1 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

*** при прибытии на таможенную территорию Евразийского экономического союза в порт *** из порта *** транспортного средства международной морской перевозки рефрижераторного судна *** (***) с грузом ***, таможенному органу перевозчиком, среди прочих, были предоставлены документы и сведения в соответствии с пп.2 п.1 ст.89 ТК ЕАЭС.

В ходе совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля прибытия судна был проведен совместный с досмотровой группой ПУ ФСБ России осмотр транспортного средства *** в результате которого установлено, что:

- *** находятся товары, не заявленные в стандартных документах перевозчика при прибытии - ***

- в помещении *** находятся товары, не заявленные в стандартных документах перевозчика при прибытии - ***

Из объяснений старшего механика судна т/х ***ФИО1, следует, что ***, находящееся в ***, хранится на борту судна длительное время в закрытом помещении, которое реф. механик посещает только по необходимости. В результате данных обстоятельств, при заходе судна в порт *** сведения о *** не были указаны в стандартных документах перевозчика. Пятый месяц рейса, возможно, это человеческий фактор, усталость.

Из объяснений капитана судна ФИО2 от *** следует, что *** образовалась в результате зачистки *** была собрана и упакована в мусорные мешки и перед «экономической зоной России» помещена в мусорные контейнеры для последующей сдачи в порту захода. При заходе в порт *** пограничной службой был обнаружен данный мусор. Также капитаном указано, что данный мусор не является ***.

*** по факту нарушения правил рыболовства должностным лицом ПУ ФСБ России в отношении капитана судна ***ФИО2 вынесено определение о возбуждении дела об АП №*** по ч.2 ст.8.17 КоАП РФ.

*** была арестована должностным лицом ПУ ФСБ России по протоколу об аресте товаров от *** и передана на ответственное хранение капитану ФИО2 В дальнейшем арестованная *** была изъята должностным лицом ПУ ФСБ России по протоколу изъятия вещей и документов №*** от ***.

*** в Мурманскую таможню из ПУ ФСБ России по западному арктическому району поступило сообщение о совершении административного правонарушения по факту ввоза ******.

*** заместителем начальника Мурманской таможни ФИО3 должностному лицу т/поста *** было дано поручение о рассмотрении материалов, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения №***.

Согласно служебной записки т/поста *** от ***№*** в рамках проводимой проверки были получены следующие документы и сведения:

Из заключения ОТПиТК Мурманской таможни (служебная записка от ***№***) следует, что согласно Международной конвенции по предотвращению загрязнения судов 1973 года, измененной Протоколом 1978 (МАРПОЛ 73/78) установлены Правила предотвращения загрязнения мусора с судов, в соответствии с которыми остатки груза, означают остатки любого груза, не охваченные другими Приложениями к данной конвенции и остающиеся на палубе или в трюмах после погрузки или выгрузки, включая излишки или россыпи при погрузке и выгрузке. Согласно п.9 раздела «Правило 1. Определения» Конвенции, мусор означает все виды пищевых, бытовых и эксплуатационных отходов, все виды пластмасс, остатки груза, золу из инсинераторов, кулинарный жир, орудия лова и туши животных, которые образуются в процессе нормальной эксплуатации судна и подлежат постоянному или периодическому удалению. Мусор не включает свежую рыбу и ее остатки, образующиеся в результате промысловых операций в ходе рейса или в результате деятельности, связанной с аквакультурой, к которой относится перевозка рыбы для помещения на объект аквакультуры, а также перевозка добытой рыбы с таких объектов на берег для переработки. В соответствии с Конвенцией сброс в море любого мусора запрещается. Положениями Конвенции предусмотрено ведение Журнала операций с мусором, в котором регистрируются все операции по перемещению мусора. Учитывая изложенное, при выполнении данных условий, по мнению ОТПиТК, остатки груза *** могут относиться к мусору и совершение таможенных операций в отношении остатков груза, являющихся мусором, не требуется. При этом необходимо учитывать качество и количество продукции.

*** при прибытии судна *** в порт ***, в ходе совершения таможенных операций на борту, у администрации судна были запрошены и получены копии журнала операций с мусором, согласно которого сдача мусора после предыдущего рейса была произведена в порту ******. На устный вопрос о том, указана ли там ***, и имеются ли другие документы, подтверждающие информацию данную капитаном ФИО2 в объяснении от ***, был получен отрицательный ответ. От дачи письменных объяснений администрация судна отказалась.

Таким образом, перевозчиком на судне *** фактически ввезены на таможенную территорию ЕАЭС:

*** на *** больше, чем заявлено в судовых документах при прибытии судна в порт ******,

- не указанный в предоставленных таможенному органу документах товар – ***.

*** в отношении ООО «Улисс Риферс» вынесено определение №*** о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, в связи с наличием в его действиях признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, то есть сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.

Кроме этого, *** в отношении ООО «Улисс Риферс» вынесено определение №*** о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, в связи с наличием в его действиях признаков административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.

По результатам административного расследования *** и *** в отношении ООО «Улисс Риферс» составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ.

*** в Первомайский районный суд города Мурманска поступили материалы дела №*** об административном правонарушении в отношении ООО «Улисс Риферс», привлекаемого к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.

*** в Первомайский районный суд города Мурманска поступили материалы дела №*** об административном правонарушении в отношении ООО «Улисс Риферс», привлекаемого к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.

В материалы дела №*** представлено заявление заместителя начальника Мурманской таможни ФИО3 о наличии оснований для рассмотрения вопроса о соединении материалов дел №*** и №*** в одно производство в связи с их возбуждением по одному и тому же факту заявления недостоверных сведений о количестве грузовых мест и наименований товаров *** на судне ***

Определением судьи Первомайского районного суда г. Мурманска от *** материалы двух дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, соединены в одно производство с учетом наличия оснований для применения положений части 2 статьи 4.4 КоАП РФ.

В судебное заседание генеральный директор ООО «Улисс Риферс» ФИО4 не явился, о месте, дате и времени рассмотрения дела Общество извещено надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие и письменные пояснения относительно события правонарушения, в связи с объединением материалов двух дел об административных правонарушениях в одно производство, просил назначить наказание в соответствии с ч.5 ст.4.1 КоАП РФ в виде конфискации предмета административного правонарушения без штрафа.

Судья в соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствии законного представителя и защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Должностные лица, составившие протоколы по делам об административных правонарушениях, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения извещены надлежащим образом.

Изучив протоколы об административных правонарушениях и приложенные материалы административного расследования по объединенному делу, прихожу к выводу, что ООО «Улисс Риферс» своими действиями при прибытии на таможенную территории ЕАЭС совершил одно правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, выразившееся в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест товаров, об их маркировке и наименовании, при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза путем представления недействительных документов.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, судья находит вину ООО «Улисс Риферс» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, установленной и доказанной.

Факт совершения ООО «Улисс Риферс» вменяемых административных правонарушений, подтверждается исследованными в судебном заседании следующими письменными материалами дела:

- Определениями о возбуждении дел об АП №***, №***;

- Копиями документов судового дела №*** от ***, согласно которым в генеральной (общей) декларации и декларации о грузе от ***., содержатся недостоверные сведения о количестве грузовых мест товаров и их наименовании;

- Выпиской Российского морского регистра судоходства, согласно которой судовладельцем судна т/х *** является ООО «Улисс Риферс» (***);

- Копией акта таможенного досмотра (осмотра) от *** и таможенного досмотра от ***, согласно которым на судне т/х *** на *** находятся товары, не заявленные в стандартных документах перевозчика при прибытии - *** В помещении *** находятся товары, не заявленные в стандартных документах перевозчика при прибытии - ***

- Протоколом изъятия вещей и документов от ***, согласно которому *** товары - ***, явившиеся предметами административного правонарушения, были изъяты и согласно акту приема–передачи от *** помещены на хранение в КХВД Мурманской таможни, расположенную по адресу: ***

- Копией протокола об аресте товаров от ***, согласно которому *** была арестована должностным лицом ПУ ФСБ России и передана на ответственное хранение капитану ФИО2;

- Копией протокола изъятия вещей и документов №*** от ***, согласно которому арестованная *** была изъята должностным лицом ПУ ФСБ России и переданы на хранение на склад ООО «***» по адресу: ***

- Объяснением капитана судна ФИО2 от ***, согласно которому обнаруженная в ходе досмотра *** образовалась в результате *** была собрана и упакована в мусорные мешки и перед «экономической зоной России» помещена в мусорные контейнеры для последующей сдачи в порту захода. При заходе в порт *** пограничной службой был обнаружен данный мусор. Также капитаном указано, что данный мусор не является ***;

- Уведомлением ПУ ФСБ России по западному арктическому району от *** (вх.№*** от ***) о совершении административного правонарушения;

- Поручением о рассмотрении материалов, содержащих данные, указывающие на наличие события АП №***;

- Служебной запиской т/п *** от ***№***, из которой следует, что согласно Международной конвенции по предотвращению загрязнения судов 1973 года, измененной Протоколом 1978 (МАРПОЛ 73/78) установлены Правила предотвращения загрязнения мусора с судов, в соответствии с которыми остатки груза, означают остатки любого груза, не охваченные другими Приложениями к данной конвенции и остающиеся на палубе или в трюмах после погрузки или выгрузки, включая излишки или россыпи при погрузке и выгрузке. Согласно п.9 раздела «Правило 1. Определения» Конвенции, мусор означает все виды пищевых, бытовых и эксплуатационных отходов, все виды пластмасс, остатки груза, золу из инсинераторов, кулинарный жир, орудия лова и туши животных, которые образуются в процессе нормальной эксплуатации судна и подлежат постоянному или периодическому удалению. Мусор не включает свежую рыбу и ее остатки, образующиеся в результате промысловых операций в ходе рейса или в результате деятельности, связанной с аквакультурой, к которой относится перевозка рыбы для помещения на объект аквакультуры, а также перевозка добытой рыбы с таких объектов на берег для переработки. В соответствии с Конвенцией сброс в море любого мусора запрещается. Положениями Конвенции предусмотрено ведение Журнала операций с мусором, в котором регистрируются все операции по перемещению мусора. Учитывая изложенное, при выполнении данных условий, по мнению ОТПиТК, остатки груза *** могут относиться к мусору и совершение таможенных операций в отношении остатков груза, являющихся мусором, не требуется. При этом необходимо учитывать качество и количество продукции. *** при прибытии судна *** в порт ***, в ходе совершения таможенных операций на борту, у администрации судна были запрошены и получены копии журнала операций с мусором, согласно которого сдача мусора после предыдущего рейса была произведена в порту ******. На устный вопрос о том, указана ли там ***, и имеются ли другие документы, подтверждающие информацию данную капитаном ФИО2 в объяснении от ***, был получен отрицательный ответ. От дачи письменных объяснений администрация судна отказалась;

- Служебной запиской ОТПиТК Мурманской таможни от ***№***;

- Служебной запиской т/п *** от ***№***, согласно которой в качестве судового агента на приход судна *** в порт ****** выступало АО «***» (***), судовладелец ООО «Улисс Риферс» (***). ФИО7 арестована должностным лицом ПУ ФСБ России по протоколу об аресте товаров №*** от ***, после чего изъята и передана на ответственное хранение на арендованный склад по адресу: ***

- Письмом АО «***» от *** б/н с приложением, согласно которому АО «***» выступало в качестве судового агента при заходе судна ****** в порт *** по договору морского агентирования №*** от *** заключенному с ООО «Улисс Риферс» (***), которое является судовладельцем судна *** Информацией о том, кто является собственником и законным владельцем обнаруженной в ходе таможенного контроля *** в количестве ***, АО «***» не обладает;

- Письмами ООО «Улисс Риферс» исх.№*** от *** и от ***, из которых следует, что судно *** на дату прибытия на таможенную территорию ФИО8 находилось в оперативном управлении ООО «Улисс Риферс» на праве собственности (копия свидетельства о праве собственности на судно прилагается). ООО «Улисс Риферс» знакомо с таможенным законодательством, регламентирующим порядок представления перевозчиком, таможенному органу документов и сведений при прибытии товаров на таможенную территорию ЕАЭС и знало об ответственности, установленной КоАП РФ, за сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест товаров, об их маркировке, наименовании при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС, путем представления недействительных документов. ООО «Улисс Риферс» не признает события данного правонарушения по следующим основаниям. Обнаруженная *** не была заявлена среди товаров при прибытии судна, т.к. она являлась мусором/отходами и не подлежала учету и заявлению в качестве товара. Мусор подлежал сдаче в качестве отходов в порту ***. Вместе с тем в отношении ООО «Улисс Риферс» уже было возбуждено дело об АП №*** по ч.3 ст.16.1 КоАП РФ по результатам таможенного контроля при прибытии судна *** в порт ******, в связи с чем, данное дело, в соответствии с ч.5 ст.4.1 КоАП РФ, подлежит прекращению. Также Общество просит обратить внимание на следующие обстоятельства. В силу специфики деятельности судна - *** - в *** судна при перегрузке неизбежно образуется *** Поскольку она утрачивает свои потре¬бительские свойства, она подлежит утилизации. Обнаруженная ****** т.е. фактически представляла собой отходы или мусор, который подлежал сдаче для утилизации в порту;

- Письмом РК *** исх.№*** от ***, из которого следует, что между ООО «Улисс Риферс» (судовладелец) и РК *** (фрахтователь) был заключен договор фрахтования от ***№*** (копия прилагается) на перевозку *** как часть груза». Груз перевозился судном т/х *** из порта *** в порт ****** составлявшая груз, являлась продукцией, изготовленной на судне *** (судовладелец - РК ***). Ранее судном т/х *** была осуществлена перевозка этой *** с судна *** до порта *** По договору фрахтования от ***№*** отсутствует факт ***, что подтверждается коносаментами по отгрузке данной *** и документами от компании ***, принимавшего груз в порту *** при приему груза на хранение (копии прилагаются). РК *** не располагает иной информацией касательно рассматриваемого в отношении ООО «Улисс Риферс» правонарушения;

- Протоколом опроса свидетеля главного государственного таможенного инспектора т/поста *** Мурманской таможни ФИО5 от ***, в котором он подтвердил обстоятельства обнаружения данного правонарушения. Пояснил, что дело об АП по данному факту не было возбуждено сразу при проведении таможенного контроля прибытия судна ******, так как капитан судна в своем объяснении сообщил, что *** является мусором, и необходимо было провести дополнительную проверку;

- Протоколом опроса свидетеля старшего государственного таможенного инспектора т/поста *** Мурманской таможни ФИО6 от ***, в котором он подтвердил обстоятельства обнаружения данного правонарушения. Пояснил, что *** в ходе совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля был проведен таможенный осмотр судна *** в результате которого было установлено, что в помещении *** находятся товары, не заявленные в стандартных документах перевозчика при прибытии. С целью идентификации указанного товара, был проведен таможенный досмотр, в результате которого было установлено, что обнаруженные в результате таможенного осмотра товары являются ***. *** по данному факту должностным лицом таможенного поста *** Мурманской таможни было вынесено определение о возбуждении дела об АП №*** по ч.3 ст.16.1 КоАП РФ. Кроме того, *** досмотровой группой ПУ ФСБ России с участием ФИО6 был проведен осмотр транспортного средства *** в результате которого установлено, что *** находятся товары (***) не заявленные в стандартных документах перевозчика при прибытии. ***. С целью идентификации указанных товаров ФИО6 был проведен таможенный осмотр помещений и территорий, в результате которого установлено, что обнаруженный товар является, *** (код *** ТН ВЭД ЕАЭС), а именно: *** ФИО9 не являлась мусором, видимых повреждений и характерного запаха гниения не имела. Дело об АП по данному факту не было возбуждено сразу при проведении таможенного контроля прибытия судна ******, так как капитан судна в своем объяснении сообщил, что обнаруженная *** является мусором, и необходимо было провести дополнительную проверку;

- Объяснениями старшего механика судна ***ФИО1 от ***, согласно которым ***, находящееся в ***, хранится на борту судна длительное время в закрытом помещении, которое реф. механик посещает только по необходимости. В результате данных обстоятельств, при заходе судна в порт *** сведения о *** не были указаны в стандартных документах перевозчика. Пятый месяц рейса, возможно, это человеческий фактор, усталость;

- Письмом ООО «***» от ***№***, согласно которому судно *** на дату прибытия на территорию ЕАЭС и представления в таможенный орган документов перевозчика *** находилось в оперативном управлении ООО «Улисс Риферс». Обнаруженные в ходе проведения таможенного контроля *** представляют собой *** и находились на борту судна *** в целях обеспечения функционирования судовых систем, т.е. в качестве судовых припасов. По результатам внутренней проверки ООО «Улисс Риферс» установлено, что отсутствие сведений о *** в декларации судовых припасов обусловлено отсутствием надлежащей связи членов экипажа, представляющих сведения о припасах, и капитана судна, декларирующего данные сведения таможенному органу. ООО «Улисс Риферс» знакомо с таможенным законодательством, регламентирующим порядок представления перевозчиком в таможенный орган документов и сведений, при прибытии товаров на таможенную территорию ЕАЭС. ООО «Улисс Риферс» знает об ответственности, в соответствии с КоАП РФ, за сообщением таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест товаров, об их маркировке, наименовании, при их прибытии на таможенную территорию ЕАЭС, путём представления недействительных документов. ООО «Улисс Риферс» признаёт факт вменяемого административного правонарушения, вину в его совершении и раскаивается в содеянном. Вместе с тем Общество просит отметить, что обнаруженный товар, как отмечено выше, представляет собой судовое обеспечение, в связи с чем он не предназначался для ввода в гражданский оборот на территории Таможенного союза. Общество не совершало и не намерено было совершать действий, которые бы привели к перемещению товара с борта судна на берег. Таким образом, Общество не имело намерения каким-либо образом переместить товар без декларирования и уклониться от уплаты таможенных платежей, в связи с чем деяние Общества не повлекло и не могло повлечь какого-либо ущерба экономическим интересам РФ;

- Протоколом опроса от *** свидетеля - главного государственного таможенного инспектора ОТОиТКТС таможенного поста *** Мурманской таможни ФИО10, в котором он подтвердил факт сообщения в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест товаров и их наименовании, при прибытии судна т/х *** в порт ******, путем представления недействительных документов. В качестве приложения к протоколу опроса представил копию заявки на заход в порт №***;

- Копией постановления *** суда *** от *** по делу об административном правонарушении №***, возбужденному должностным лицом ПУ ФСБ России (судебное дело №***), согласно которому должностное лицо - капитан рефрижераторного судна ***ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа. Судьей установлено, что ФИО2 нарушил требования п.14.3 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Минсельхоза России от 30.10.2014 № 414, допустив наличие на борту судна неучтенной в приемо-сдаточных документах вышеуказанной ***. Арестованная на основании протокола №*** от ****** в количестве *** подлежит уничтожению;

- Протоколами об административных правонарушениях №*** от *** и №*** от ***, в которых описаны обстоятельства административных правонарушений, предусмотренных частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, установленные по результатам административных расследований.

Совокупность исследованных доказательств по делу об административном правонарушении судья находит достаточной для установления наличия события административного правонарушения и виновности юридического лица, привлекаемого к административной ответственности.

В соответствии с ч. 3 ст. 1 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, включая настоящий Кодекс, и актами, составляющими право Союза (далее - международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования), а также в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.

Положениями пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС определены основные термины и их определения.

Ввоз товаров на таможенную территорию Союза – совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами (подпункт 3).

Выпуск товаров - действие таможенного органа, после совершения которого заинтересованные лица вправе использовать товары в соответствии с заявленной таможенной процедурой или в порядке и на условиях, которые установлены в отношении отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры. (подпункт 6)

Декларант – лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (подпункт 7).

Перевозчик – лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу Союза и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза (подпункт 26).

Перемещение товаров через таможенную границу Союза – ввоз товаров на таможенную территорию Союза или вывоз товаров с таможенной территории Союза (подпункт 27).

Таможенное декларирование – заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров (подпункт 35).

Таможенные операции – действия, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании (подпункт 37).

Таможенный контроль – совокупность совершаемых таможенными органами действий направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании (подпункт 41).

Товар – любое движимое имущество, в том числе валюта государств-членов, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая энергия, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу (подпункт 45).

Согласно статье 9 ТК ЕАЭС, все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом или в соответствии с ТК ЕАЭС. Товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС.

В соответствии с пунктом 4 статьи 10 ТК ЕАЭС места перемещения товаров через таможенную границу Союза, через которые товары прибывают на таможенную территорию Союза, являются местами прибытия.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 ТК ЕАЭС товары, ввозимые на таможенную территорию Союза, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Союза.

В соответствии с пунктом 1 статьи 88 перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии товаров на таможенную территорию Союза путем представления документов и сведений, предусмотренных статьей 89 настоящего Кодекса, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров.

В соответствие с пунктом 1 статьи 89 ТК ЕАЭС, при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза при международной перевозке водным транспортом перевозчик представляет, в том числе следующие документы и сведения: общую декларацию; декларация о грузе; сведения о количестве грузовых мест, их маркировке и видах упаковок товаров, товарах (наименования, общее количество и описание).

Конвенцией по облегчению международного морского судоходства от 09.04.1965 года (Лондон), установлено, что: груз – это любые товары и любого рода предметы, перевозимые на судне, за исключением почты, судовых припасов, судовых запасных частей и снаряжения, личных вещей экипажа и багажа, следующего с пассажирами (пункт А раздела 1 «Определения» приложения к Конвенции).

Государственные власти не требуют для оставления у себя по приходу или отходе судов, к которым настоящая Конвенция относится, каких-либо других документов, кроме тех которые указаны в настоящем разделе, этими документами в том числе являются: общая декларация; декларация о грузе (пункт А «Общая часть» раздела 2 «Приход, стоянка и отход судна» приложения к Конвенции).

Конвенцией по облегчению международного морского судоходства от 09.04.1965 (Лондон) (далее – Конвенция), установлено:

2.1. Стандарт. Государственные власти не требуют для оставления у себя при приходе или отходе судов, к которым настоящая Конвенция относится, каких–либо других документов кроме тех, которые указаны в настоящем разделе. Этими документами являются: Общая декларация; Декларация о грузе.

Пункт В. Содержание и назначение документов:

2.2. Стандарт. Общая декларация служит основным документом, содержащим требуемые государственными властями сведения о судне при его приходе и отходе.

2.2.2. Рекомендуемая практика. Государственным властям не следует требовать включения в общую декларацию сведений иных, чем следующие: …– краткое описание груза,…

2.3. Стандарт. Декларация о грузе служит основным документом, содержащим требуемые государственными властями сведения о грузе судна при его приходе и отходе.

2.3.1. Рекомендуемая практика. Государственным властям не следует требовать включения в декларацию о грузе сведений иных, чем следующие:

a) при приходе: маркировка, число мест и вид упаковки, количество и описание груза

Таким образом, Конвенцией по облегчению международного морского судоходства от 09.04.1965 (Лондон) и статьей 89 ТК ЕАЭС определен исчерпывающий перечень документов и сведений, представляемых таможенному органу перевозчиком при прибытии товаров на таможенную территорию ЕАЭС водным транспортом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров, представить таможенному органу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, либо по требованию таможенного органа.

Положениями пункта 3 статьи 84 ТК ЕАЭС установлено, что декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.

Исходя из вышеизложенного, материалами дела установлено, что *** являются товаром, сведения о котором в соответствии с пп.2 п.1 ст.89 ТК ЕАЭС подлежали заявлению в стандартных документах перевозчика при прибытии судна в порт ******.

Частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.

Примечанием к статье 16.1 указанного Кодекса предусмотрено, что для целей применения настоящей главы под недействительными документами понимаются, в том числе документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

Субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, является перевозчик.

В соответствии со ст.8 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации под судовладельцем понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.

Материалами дела установлено, что в качестве перевозчика товаров, находящихся на борту судна *** при его прибытии на таможенную территорию ФИО8, выступало ООО «Улисс Риферс». Перевозчиком были заявлены недостоверные сведения о наименовании товаров и количестве грузовых мест путем представления таможенному органу недействительных документов.

Следовательно, ООО «Улисс Риферс» является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ.

При решении вопроса о привлечении юридического лица к административной ответственности прихожу к следующему.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, стандартные документы перевозчика – генеральная (общая) декларация и декларация о грузе от ***, представленные *** таможенному органу капитаном судна *** при прибытии указанного судна на таможенную территорию Союза, содержат недостоверные сведения о количестве грузовых мест товаров и их наименовании, следовательно, являются недействительными.

ООО «Улисс Риферс» являясь перевозчиком, имело возможность соблюсти требования международного и таможенного законодательства. При организации должной работы по учету наименований и количества грузовых мест товаров (***) при прибытии *** на таможенную территорию Союза судна ***

Административное правонарушение в данном случае, не было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля ООО «Улисс Риферс». Объективных обстоятельств, препятствующих выполнению ООО «Улисс Риферс» таможенных обязанностей, не установлено, а также отсутствуют факты реализации прав, обеспечивающих исполнение этих обязанностей, т.е. ООО «Улисс Риферс» было обязано, имело и правовую, и реальную возможность эту обязанность выполнить, но не предприняло соответствующих мер.

ООО «Улисс Риферс» сообщило таможенному органу недостоверные сведения о наименовании и количестве грузовых мест товаров (***) при прибытии *** на таможенную территорию Союза судна *** путем предоставления недействительных документов.

Доказательств, свидетельствующих о том, что имелись обстоятельства, по которым у Общества отсутствовала возможность предотвратить правонарушение, в ходе судебного разбирательства по делу не представлено.

Таким образом, прихожу к выводу о признании юридического лица – ООО «Улисс Риферс» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о наименовании и количестве грузовых мест товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, путем представления недействительных документов.

Назначая наказание, судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Обстоятельствами, смягчающими наказание ООО «Улисс Риферс» судьей признаются: признание вины, оказание содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.

Обстоятельств, отягчающих наказание ООО «Улисс Риферс», по рассматриваемому делу не установлено.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно части 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

При этом в силу части 2 статьи 4.4 КоАП РФ об административных правонарушениях при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Санкцией части 3 статьи 16.1 КоАП РФ для юридических лиц предусмотрена ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Как следует из материалов дел об административных правонарушениях, вмененные ООО «Улисс Риферс» правонарушения явились результатом одного действия - сообщения в таможенный орган недостоверных сведений о наименовании и количестве грузовых мест товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, путем представления недействительных документов.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 23.1 КоАП РФ рассмотрение возбужденных в отношении ООО «Улисс Риферс» двух дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, подведомственны одному суду.

Следовательно, ООО «Улисс Риферс», совершив одним действием административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же районному судье, подлежит привлечению к административной ответственности с назначением наказания в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого наказания.

Согласно постановлению *** суда ***№*** от ***, изъятая ***., подлежит уничтожению.

Принимая во внимание приведенные положения законодательства, характер совершенных административных правонарушений, личность правонарушителя, его имущественное положение, наличие смягчающих наказание обстоятельств, отсутствие отягчающих, а также тот факт, что совершенные правонарушения тяжких последствий за собой не повлекли, считаю возможным назначить ООО «Улисс Риферс» наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения, без назначения штрафа.

Руководствуясь ст.ст. 3.7, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Улисс Риферс» признать виновным в совершении двух административных правонарушений, предусмотренных ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, и назначить ему наказание с учетом положений части 2 статьи 4.4 КоАП РФ в виде конфискации предмета административного правонарушения.

Предметы административного правонарушения:

- ***

изъятые по протоколу изъятия вещей и документов по делу об административном правонарушении №*** от *** и согласно акту приема–передачи от *** хранящиеся в камере хранения вещественных доказательств Мурманской таможни (адрес***), - конфисковать, обратить в собственность Российской Федерации.

Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд г. Мурманска в течение 10-ти дней со дня получения его копии.

Судья Ю.В. Кутушова