ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1257/2022 от 26.07.2022 Первомайского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 5-1257/2022

УИД 51RS0002-01-2022-003611-09

Мотивированное постановление составлено 29.07.2022 г.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

город Мурманск 26 июля 2022 года

Судья Первомайского районного суда города Мурманска Кутушова Ю.В., (<...>), рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении

общества с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «ПЕЛАГИКА», *** ранее к административной ответственности за совершение правонарушений в области таможенного дела не привлекавшегося, в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.16.1 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

*** в *** (здесь и далее время московское) в порт *** с *** прибыло транспортное средство международной перевозки *** Должностным лицом ***ФИО1, действующим на основании договора агентирования №*** от *** по поручению ООО «ПЕЛАГИКА» с использованием Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов КПС «Совершение операции» в ***. было подано уведомление о прибытии товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза в порт *** Уведомление содержало документы и сведения в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 89 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС). Уведомлению был присвоен №***, таможенной декларации на транспортное средство был присвоен №***.

*** уведомление о прибытии транспортного средства международной морской перевозки было обработано должностным лицом таможенного поста *** Мурманской таможни. При обработке сведений, содержащихся в уведомлении, было принято решение о проведении таможенного осмотра транспортного средства международной перевозки ***

*** в период времени с *** должностными лицами таможенного поста *** Мурманской таможни был проведен таможенный осмотр транспортного средства международной перевозки ***, акт таможенного осмотра №***, в результате которого в помещении амбулатории были обнаружены незадекларированные товары, а именно ***.

Используя систему управления рисками с целью идентификации обнаруженных товаров, должностными лицами таможенного поста *** Мурманской таможни было принято решение о проведении таможенного досмотра обнаруженных товаров, не указанных в стандартных документах перевозчика.

*** в период времени с ***. должностными лицами таможенного поста *** Мурманской таможни был проведен таможенный досмотр товаров, акт таможенного досмотра №***, в ходе которого были установлены незадекларированные товары, а именно:

***

***

***

Данные товары не были указаны в уведомлении о прибытии на таможенную территорию Евразийского экономического союза транспортного средства международной перевозки ***

Согласно объяснениям капитана ***ФИО2 следует, что ***, обнаруженные в *** являются судовыми запасами. *** Товары не были задекларированы в стандартных документах перевозчика в связи с плохими погодными условиями и большим объемом информации.

Таким образом, в соответствии с судовыми документами, объяснениями капитана, товар *** незаявленный в стандартных документах перевозчика, идентифицирован сотрудниками таможенного поста *** Мурманской таможни, как судовые припасы, подлежащий таможенному декларированию по установленной форме.

*** должностным лицом Мурманской таможни по указанному факту было возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования №*** по части 3 статьи 16.1 КоАП России.

*** по результатам административного расследования в отношении ООО «ПЕЛАГИКА» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ

*** административное дело в отношении ООО «ПЕЛАГИКА» поступило в Первомайский районный суд города Мурманска.

В судебном заседании законный представитель ООО «ПЕЛАГИКА» ФИО5 обстоятельства вменяемого правонарушения не оспаривал, просил назначить наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, судья находит вину ООО «ПЕЛАГИКА» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, установленной и доказанной.

Факт совершения ООО «ПЕЛАГИКА» административного правонарушения доказан исследованными в судебном заседании письменными материалами дела:

- Определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования №*** от *** (л.д. 1-5);

- Протоколом изъятия вещей и документов от *** с актом, согласно которому *** был изъят и помещен на хранение в КХВД Мурманской таможни, расположенную по адресу: *** (л.д. 55-64);

- Копиями документов судового дела №*** (л.д. 5-30);

- Копией АТО №***, АТД №***, согласно которым в *** были установлены незадекларированные товары, *** (л.д. 31-42, 43-54);

- Объяснением капитана судна ***ФИО2 с приложением, согласно которому ***, обнаруженные в *** являются судовыми запасами. *** Товары не были задекларированы в стандартных документах перевозчика в связи с плохими погодными условиями и большим объемом информации. (л.д. 66-68);

- Заключением эксперта №*** от ***, согласно которому рыночная стоимость товаров, являющихся предметом административного правонарушения ***, на внутреннем рынке Российской Федерации на дату совершения административного правонарушения, то есть на ***, составила 14 189 рублей 56 копеек (л.д. 105-108);

- Служебной запиской отдела контроля таможенной стоимости и таможенных платежей (ОКТСиТП) Мурманской таможни от ***№***, согласно которой таможенная стоимость товара, определена в размере 30619,00 рублей, расет таможенных платежей – 17124,69 рублей (л.д. 117);

- Служебной запиской Отдела запретов, ограничений и товарной номенклатуры (ОЗОиТН) Мурманской таможни от ***№*** (по аналогичному делу об АП) установлено, что товар – *** классифицируется в подсубпозиции *** ТН ВЭД ЕАЭС (л.д. 118);

- Копией договора агентирования №*** от *** заключенного между ООО *** и ООО «ПЕЛАГИКА» (л.д. 123-125);

- Выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО «ПЕЛАГИКА» от *** (л.д. 126-132);

- Пояснениями ФИО3 от ***, согласно которому Общество не признает факт совершения административного правонарушения, так как в ходе проведения внутреннего расследования ООО «Пелагика» было установлено, что ***, обнаруженные в ходе таможенного досмотра судна ****** не являются судовыми припасами, а принадлежат ***ФИО4 как физическому лицу (л.д. 133);

- Письмом ООО «Пелагика» от ***№*** с приложением, согласно которому на *** судно *** находилось в собственности ООО «ПЕЛАГИКА». Товары, являющиеся предметом АП, а именно: *** никогда не находились во владении, пользовании либо распоряжении ООО «ПЕЛАГИКА». Товары, являющиеся предметом АП, не приобретались ООО «ПЕЛАГИКА». В бухгалтерском учёте ООО «ПЕЛАГИКА» отсутствуют документы, подтверждающие приобретение данных товаров. Внутренним расследованием было выяснено, что товары, являющиеся предметом АП, были приобретены ***ФИО4 для личного потребления. Товары, являющиеся предметом АП, не состоят на бухгалтерском учёте в ООО «ПЕЛАГИКА». ООО «ПЕЛАГИКА» знакомо с таможенным законодательством ЕАЭС. ООО «ПЕЛАГИКА» не декларировало товары, являющиеся предметом АП в связи с тем, что не знало о существовании данных товаров на борту судна, т.к. они ООО «ПЕЛАГИКА» не принадлежат. ООО «ПЕЛАГИКА» знает об ответственности за недекларирование товаров, подлежащих таможенному декларированию. ООО «ПЕЛАГИКА» не признаёт факт совершения обществом АП в отношении товаров, являющихся предметом АП. ООО «ПЕЛАГИКА» проведено внутреннее расследование, и выяснено, что товары, являющиеся предметом АП, а именно: *** не являются судовыми припасами судна *** Указанные товары были приобретены ***ФИО4 для личного потребления (л.д. 136-139);

- Протоколом опроса свидетеля ФИО4 от ***, согласно которому с ***ФИО4 находилась в рейсе на судне *** принадлежащем ООО «Пелагика», в должности ***. В указанный период времени, когда судно зашло в порт ***, она приобрела через второго штурмана судна *** При заходе судна в иностранный порт, для личных нужд экипажа, кем-нибудь из экипажа осуществляется заказ необходимых продуктов питания, ***. ФИО4 перевела деньги на покупку *** второму штурману, а он сделал заказ и купил ей ***. Пока судно находилось в порту, то *** находились в ***. Как только судно покинуло территорию ***, то ей выдали ***. ***. По окончанию рейса у неё оставалось ***, которые ФИО4 оставила *** на судне для себя, для следующего рейса. После того как экипаж судна поменяли, и на судно заступил следующий экипаж, то собственниками судна было принято решение, о том, что конечной точкой нового маршрута будет порт ***. Изначально судно *** не должно было заходить в порт ***, поскольку оно было не «растаможенным». О том, что в *** находились купленные ФИО4***, никто из нового экипажа не знал. В ходе досмотра судна Мурманской таможней *** были обнаружены. Подтверждает, что *** принадлежат ей и предназначались для личного употребления (л.д. 145-150);

- Протоколом об административном правонарушении №*** в отношении ООО «ПЕЛАГИКА» в котором описаны обстоятельства совершения данного административного правонарушения (л.д. 154-159);

- а также иными документами, представленными в административном деле.

Совокупность исследованных судьей доказательств по делу об административном правонарушении нахожу достаточной для установления наличия события административного правонарушения и виновности юридического лица, привлекаемого к административной ответственности.

В соответствии с подпунктом 26 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС, «перевозчик – лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу Союза и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза».

Согласно подпункта 30 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС, «припасы» – товары: необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания водных судов, воздушных судов и поездов в местах их стоянки и пути следования, за исключением запасных частей и оборудования; предназначенные для потребления и (или) использования пассажирами и членами экипажей водных, воздушных судов или пассажирами поездов и работниками поездных бригад, а также для раздачи или реализации таким лицам.

Согласно подпункту 45 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС, «товар – любое движимое имущество, в том числе валюта государств-членов, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая энергия, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу».

Пунктами 1, 2 статьи 88 ТК ЕАЭС установлено, что перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии товаров на таможенную территорию Союза путем представления документов и сведений, предусмотренных статьей 89 ТК ЕАЭС, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, либо путем представления документа, содержащего сведения о номере регистрации предварительной информации, представленной в виде электронного документа. От имени перевозчика документы и сведения, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть представлены таможенным представителем либо иными лицами, действующими по поручению перевозчика, если это допускается в соответствии с законодательством государств–членов.

Согласно статье 89 ТК ЕАЭС, при международной перевозке водным транспортом при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза перевозчик в том числе представляет декларацию о судовых припасах, а также сведения о судовых припасах, имеющихся на судне (наименования и количество).

Статьями 105, 111 ТК ЕАЭС регламентировано, что при таможенном декларировании применяются в том числе декларация на транспортное средство. Декларация на транспортное средство используется при таможенном декларировании транспортных средств международной перевозки, а в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, – при таможенном декларировании припасов. Регистрация или отказ в регистрации декларации на товары, транзитной декларации и декларации на транспортное средство оформляется в порядке, определяемом Комиссией, а в части, не урегулированной Комиссией, – в порядке, устанавливаемом в соответствии с законодательством государств–членов о таможенном регулировании.

Согласно статье 278 ТК ЕАЭС, транспортные средства международной перевозки, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному декларированию и выпуску при ввозе на таможенную территорию Союза временно ввозимых транспортных средств международной перевозки и обратном вывозе с таможенной территории Союза таких транспортных средств международной перевозки. Таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки осуществляется с использованием декларации на транспортное средство. Сведения, подлежащие указанию в декларации на транспортное средство, определяются Комиссией при определении порядка заполнения такой таможенной декларации в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка товаров, направления перемещения транспортного средства международной перевозки через таможенную границу Союза. В качестве декларации на транспортное средство могут использоваться стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами государств–членов с третьей стороной в области транспорта. В качестве декларации на транспортное средство допускается использование предварительной информации, представленной в виде электронного документа, в порядке, определяемом Комиссией.

Статьями 281, 282 ТК ЕАЭС также установлено, что припасы перемещаются через таможенную границу Союза и используются на таможенной территории Союза или за пределами таможенной территории Союза в порядке, установленном главой 39 ТК ЕАЭС, а в части, не урегулированной настоящей главой, – в порядке, установленном иными главами ТК ЕАЭС. Припасы, перемещаемые через таможенную границу Союза для нахождения и использования на таможенной территории Союза либо вывоза с таможенной территории Союза и использования за пределами таможенной территории Союза, подлежат таможенному декларированию и выпуску в порядке и на условиях, которые предусмотрены главой 39 ТК ЕАЭС, без помещения под таможенные процедуры. Таможенные операции, связанные с таможенным декларированием и выпуском припасов при их ввозе на таможенную территорию Союза, совершаются в местах прибытия либо местах завершения международной перевозки. Таможенное декларирование припасов, находящихся на транспортном средстве международной перевозки (на борту водного или воздушного судна либо в поезде), прибывшем на таможенную территорию Союза и убывающем с такой таможенной территории Союза, может осуществляться одновременно с таможенным декларированием транспортного средства международной перевозки с использованием декларации на транспортное средство.

Выявленные в ходе таможенного досмотра товары не были заявлены должностным лицом судна *** в представленных при прибытии стандартных документах перевозчика, то есть не были задекларированы таможенному органу по установленной форме.

В ходе производства административного расследования установлено, что товар ***, не заявлены в стандартных документах перевозчика.

В соответствии с подпунктом 26 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС «перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу Союза и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза».

Согласно положению пункта 1 статьи 88 «перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии товаров на таможенную территорию Союза путем представления документов и сведений, предусмотренных статьей 89 настоящего Кодекса, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров…».

В соответствие с подпунктом 2 пункта 1 статьи 89 ТК ЕАЭС при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза при перевозке водным транспортом перевозчик представляет среди прочих и сведения о количестве грузовых мест, их маркировке и видах упаковок товаров.

Согласно примечанию 2 к статье 16.1 КоАП РФ, для целей применения главы 16 КоАП РФ, под недействительными документами понимаются, в частности, документы, содержащие недостоверные сведения.

Следовательно, стандартные документы перевозчика (уведомление о прибытии №***), подписанные и представленные *** таможенному органу капитаном судна ***ФИО2, как представителем перевозчика, при прибытии указанного судна на таможенную территорию Союза, в которых содержатся недостоверные сведения о количестве грузовых мест товаров и их наименовании, являются недействительными.

В ходе административного расследования установлено, что собственником судна *** является ООО «Пелагика».

Согласно положению пункта 1 статьи 88 «перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии товаров на таможенную территорию Союза путем представления документов и сведений, предусмотренных статьей 89 настоящего Кодекса, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров…».

В соответствие с подпунктом 2 пункта 1 статьи 89 ТК ЕАЭС при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза при перевозке водным транспортом перевозчик представляет среди прочих и сведения о наименовании товаров.

Согласно п.п. 27 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС перемещение товаров через таможенную границу Союза – ввоз товаров на таможенную территорию Союза или вывоз товаров с таможенной территории Союза. Ввоз товаров на таможенную территорию Союза - совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами (п.п. 3, п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС).

Согласно статье 9 ТК ЕАЭС все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом или в соответствии с ТК ЕАЭС. Товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС. В соответствии с пунктом 1 статьи 14 ТК ЕАЭС товары, ввозимые на таможенную территорию Союза, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Союза.

Согласно положениям статьи 278 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС):

1. Транспортные средства международной перевозки (далее – ТСМП), перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному декларированию и выпуску:

2) при вывозе с таможенной территории Союза временно вывозимых ТСМП и обратном ввозе на таможенную территорию Союза таких ТСМП.

2. Декларантом ТСМП выступает перевозчик.

3. Таможенное декларирование ТСМП осуществляется с использованием декларации на транспортное средство (далее – ДТС).

Сведения, подлежащие указанию в ДТС, определяются Комиссией при определении порядка заполнения такой таможенной декларации в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка товаров, направления перемещения ТСМП через таможенную границу Союза, а также категорий товаров, указанных в подпункте 2 пункта 7 статьи 272 настоящего Кодекса.

4. В качестве ДТС могут использоваться стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами государств-членов с третьей стороной в области транспорта.

Если в представленных в качестве ДТС стандартных документах перевозчика, предусмотренных международными договорами государств-членов с третьей стороной в области транспорта, не содержатся сведения, подлежащие указанию в ДТС, таможенное декларирование ТСМП осуществляется путем представления ДТС установленной формы. При этом представленные стандартные документы перевозчика рассматриваются как неотъемлемая часть декларации на транспортное средство.

Капитаном судна ***ФИО2 с целью соблюдения требований таможенного законодательства *** были подписаны и поданы стандартные документы перевозчика, однако имеющиеся на борту судна товары, обнаруженные в рамках таможенного контроля, не были заявлены в документах на приход судна.

Частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.

Примечанием к статье 16.1 указанного Кодекса предусмотрено, что для целей применения настоящей главы под недействительными документами понимаются, в том числе документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

Следовательно, ТДТС №*** и включенные в ее состав стандартные документы перевозчика, не содержащие сведения о наличии на транспортном средстве международной перевозки *** товаров *** согласно примечанию 2 к статье 16.1 КоАП РФ, является недействительным документом.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об АП установлена административная ответственность.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ООО «ПЕЛАГИКА» имела возможность соблюсти таможенное законодательство, так как у Общества была возможность предоставить таможенному органу действительный документ, необходимый для международной морской перевозки и сообщить достоверные сведения о количестве и наименовании грузовых мест, но Обществом не были предприняты все надлежащие для этого меры, а именно, не был осуществлен должный контроль со стороны руководства ООО «ПЕЛАГИКА» за работниками, в чьи обязанности входило предоставление документов. Работа по предоставлению документов не была организована ООО «ПЕЛАГИКА» должным образом и данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению таможенных правил, то есть объективных обстоятельств, препятствующих выполнению компанией таможенных обязанностей, не установлено.

ООО «ПЕЛАГИКА» предвидела возможность наступления вредных последствий своего деяния, выразившегося в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест и наименовании при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС с *** путем представления недействительных документов, т.к. являясь перевозчиком и декларантом товара знало положения таможенного законодательства, было проинформировано агентом об установленных требованиях таможенного законодательства ЕАЭС и имело возможность воспользоваться правами перевозчика, однако без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий.

Действия юридического лица судья квалифицирует по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ, ООО «ПЕЛАГИКА» своими действиями нарушило требования таможенного законодательства, а именно сообщило таможенному органу недостоверные сведения о количестве грузовых мест, об их маркировке, наименовании и весе брутто товаров, при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС, путем представления недействительных документов, совершив при этом административное правонарушение,

Назначая наказание, судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Обстоятельством, смягчающим наказание ООО «ПЕЛАГИКА», судья признает совершение административного правонарушения впервые, признание вины, содействие органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.

Обстоятельств, отягчающих наказание ООО «ПЕЛАГИКА», судьей не установлено.

Учитывая изложенное и принимая во внимание, что ООО «ПЕЛАГИКА», ранее к административной ответственности за совершение правонарушений в области таможенного дела не привлекалась, правонарушение тяжких последствий за собой не повлекло, судья считает возможным назначить наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения, без штрафа, поскольку данный вид наказания соответствует целям административного наказания, предусмотренным статьей 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и оно соразмерно содеянному.

Руководствуясь ст.ст. 3.7, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «ПЕЛАГИКА» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ и назначить наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения.

Предметы административного правонарушения:

***

изъятые по протоколу изъятия вещей и документов от ***, согласно акту приема-передачи вещественных доказательств от ***, помещенные на хранение в камеру хранения вещественных доказательств Мурманской таможни (адрес***), - конфисковать, обратить в собственность Российской Федерации.

Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд г. Мурманска в течение 10-ти дней со дня получения его копии.

Судья Ю.В. Кутушова