ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-125/20 от 05.03.2020 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

УИД 86RS0001-01-2020-000603-31

№5-125/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

05 марта 2020 года г. Ханты-Мансийск

Судья Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры ФИО4,

с участием представителя Казенного образовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Ханты-Мансийская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» ФИО5, представителя административного органа ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании материал об административном правонарушении в отношении юридического лица – Казенного образовательного учреждения <адрес> – Югры «Ханты-Мансийская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (юридический адрес: ХМАО-Югра, <адрес>-А, ИНН <***>), обвиняемого в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Согласно протоколу об административном правонарушении -КоАП-11 от 29.01.2020г. на основании решения Ханты-Мансийской межрайонной прокуратуры ХМАО – Югры от ДД.ММ.ГГГГ с 25.12.2019г. по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения Учреждением требований законодательства об образовании. В ходе проверки установлен факт совершения юридическим лицом Казенным образовательным учреждением <адрес> – Югры «Ханты-Мансийская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» административного правонарушения, выразившегося в осуществлении образовательной деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий лицензии на право осуществления образовательной деятельности.

Так, в нарушение подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, ч.1 ст.46 Федерального Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требований к квалификации педагогических работников, установленных Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГн, в штате Казенного образовательного учреждения <адрес> – Югры «Ханты-Мансийская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» имеются педагогические работники, заключившие с учреждением трудовые договоры, не соответствующие требованиям ч.1 ст.46 Федерального Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», не имеющие профессионального образования и не обладающие соответствующей квалификацией, указанной в Едином квалификационном справочнике, а именно:

- отсутствует высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы у учителя ФИО1 (представлен диплом магистра с отличием по программе 4ДД.ММ.ГГГГ Филология);

- отсутствует высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы у учителя-дефектолога, учителя-логопеда ФИО2 (представлен диплом о высшем профессиональном образовании присвоенной квалификацией «Психолог, Преподаватель психологии», по специальности «Психология» от ДД.ММ.ГГГГ, диплом о профессиональной переподготовке от ДД.ММ.ГГГГ по программе дополнительного образования «Дефектология в образовательной организации» от ДД.ММ.ГГГГ).

В судебном заседании представитель административного органа ФИО6 указал на законность и обоснованность выявленных административных правонарушений.

В судебное заседании представитель юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО7 с указанными правонарушениями согласился, также указал на устранение выявленных нарушений, представив документы о расторжении трудовых договоров с ФИО1 и ФИО2

Выслушав стороны и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Административная ответственность по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ наступает за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с примечанием ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с пунктом 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность подлежит лицензированию.

Частью 1 статьи 8 указанного Федерального закона №99-ФЗ определено, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемых Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждено положение о лицензировании образовательной деятельности, пунктами 6, 7 которого установлены требования к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности.

В соответствии с пунктом 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе нарушение лицензионных требований, предусмотренных подпунктами "а" - "д", "ж" - "к" пункта 6 и подпунктами "б", "д", "е" пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности.

Подпункт «д» пункта 6 вышеуказанного положения устанавливает лицензионные требования к наличию в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.

Согласно ч.1 ст.46 Федерального Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в

Требования к квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Согласно ч.2 ст.46 вышеуказанного закона номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утверждается Правительством Российской Федерации.

квалификации педагогических работников установлены Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГн (далее - Квалификационный справочник).

Разделом 3 Квалификационного справочника «Квалификационные характеристики должностей работников образования» установлены квалификационные требования по должности «Учитель» - высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

Факт осуществления Казенным образовательным учреждением <адрес> – Югры «Ханты-Мансийская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» образовательной деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубыми нарушениями лицензионных требований и условий лицензии установлен материалами дела и нашел свое подтверждение в судебном заседании.

Согласно лицензии от ДД.ММ.ГГГГ Казенному образовательному учреждению <адрес> – Югры «Ханты-Мансийская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» предоставлено право на осуществление образовательной деятельности.

Как установлено в ходе проверки и нашло свое подтверждение в судебном заседании, в нарушение вышеуказанных требований закона, в штате Казенного образовательного учреждения <адрес> – Югры «Ханты-Мансийская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» состояли педагогические работники, не соответствующие установленным требованиям к квалификации по соответствующим должностям «Учитель».

Так, у учителя ФИО1 отсутствует высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы. Предоставлен диплом магистра с отличием по программе 4ДД.ММ.ГГГГ Филология);

У учителя-дефектолога, учителя-логопеда ФИО2 отсутствует высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы. Представлен диплом о высшем профессиональном образовании присвоенной квалификацией «Психолог, Преподаватель психологии», по специальности «Психология» от ДД.ММ.ГГГГ, диплом о профессиональной переподготовке от ДД.ММ.ГГГГ по программе дополнительного образования «Дефектология в образовательной организации» от ДД.ММ.ГГГГ.

Виновность Казенного образовательного учреждения <адрес> – Югры «Ханты-Мансийская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» подтверждается: протоколом об административном правонарушении -КоАП-11 от ДД.ММ.ГГГГ; заключением по результатам участия специалистов Службы по контролю и надзору в сфере образования <адрес> – Югры в проверке казенного образовательного учреждения <адрес> – Югры «Ханты-Мансийская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», лицензией от 15.10.2014г.; копией Устава Казенного образовательного учреждения <адрес> – Югры «Ханты-Мансийская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; пояснениями директора Учреждения ФИО8 от 26.12.2019г. по факту нарушений в сфере образования; копиями документов педагогического работника Учреждения ФИО1 (документы об образовании, трудовой договор, приказ о приеме на работу); копиями документов педагогического работника Учреждения ФИО2 (документы об образовании, трудовой договор, приказ о приеме на работу).

Процессуальных нарушений, допущенных при составлении (оформлении) административного материала, судом не установлено.

Указанное в протоколе об административном правонарушении -КоАП-11 от 29.01.2020г. нарушение в виде отсутствия высшего профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не менее 2 лет у тьютора ФИО3, так как им представлен диплом о среднем профессиональном образовании и присвоенной квалификацией «Учитель начальных классов» от ДД.ММ.ГГГГ, материалами дела не подтверждено, так как согласно Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГн в разделе Специалист в области воспитания, 3.6 Обобщенная трудовая функция, на должность тьютора может быть принят специалист со средним профессиональным образованием.

Оценив приведённые доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что виновность Казенного образовательного учреждения <адрес> – Югры «Ханты-Мансийская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» в части работы педагогических работников ФИО1 и ФИО2 нашла своё полное и объективное подтверждение в судебном заседании, и действия юридического лица суд квалифицирует по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.

Определяя вид и меру наказания юридическому лицу, суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, а также характер его деятельности.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность, суд признает: совершение правонарушения впервые, а также устранение выявленных нарушений. Отягчающих вину обстоятельств судом не установлено.

При этом суд приходит к выводу о возможности применения положений ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ и назначении Учреждению наказания в виде штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.3 ст.19.20 КоАП РФ в виду того, что лицом, привлекаемым к административной, проведены работы по устранению выявленных инкриминируемых нарушений и нарушения фактически устранены.

На основании изложенного, руководствуясь ч.3 ст.19.20, ст.ст.29.9,29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Признать юридическое лицо - Казенное образовательное учреждение <адрес> – Югры «Ханты-Мансийская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (юридический адрес: ХМАО-Югра, <адрес>-А, ИНН <***>), - виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 (семьдесят пять тысяч) рублей.

Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:

Получатель: УФК по ХМАО-Югре (Обрнадзор Югры л/сч 04871W08270)

р/с

Банк получателя РКЦ Ханты-Мансийск <адрес>

БИК 047162000 ИНН <***> КПП 860101001

КБК 077 1 16 07000 016000 140.

На основании п.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления данного постановления в законную силу.

Неуплата штрафа в установленный срок влечет ответственность, предусмотренную ч.1 ст.20.25 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано и опротестовано в суд <адрес>-Югры через Ханты-Мансийский районный суд в течение 10 суток с момента получения копии постановления.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда ФИО4