ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
с. Яр-Сале |
Судья Ямальского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа Степанюк О.В., при секретаре Окотэтто И.М.
рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении № 5-125/2016 в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Ямал» о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20, ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
В ходе плановой выездной проверки Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (территориального органа Росприроднадзора) установлено, что ООО «Газпромнефть-Ямал» (далее – Общество) осуществляло деятельность, не связанную с извлечением прибыли, без специальной лицензии, если такая лицензия обязательна, выразившееся в осуществлении деятельности по размещению (хранению) отходов бурения в шламовом амбаре № куста 5 и шламовом амбаре № куста 6 <адрес> в отсутствие лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов.
Так, в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию (ч. 1). Перечень отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, подлежащих лицензированию, устанавливается федеральными законами (ч.2).
Согласно ч.1 ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона.
При этом согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Исходя из ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что размещение отходов - это хранение и захоронение отходов. При этом хранение отходов - это складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.
Статьей 1 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон «Об отходах») определено, что отходы производства и потребления - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом (редакция закона действовавшая по 31.12.2014). Отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом (в редакции действующей с 01.01.2015). Размещение отходов - это в том числе хранение (содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования (в редукции закона действовавшей до 31.12.2014); складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения и захоронение отходов (в действующей редакции)). Накопление отходов это: временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования (в редакции действовавшей до 31.12.2015); временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования (в действующей редакции).
Согласно представленным Обществом сведениям об объемах образования и способах утилизации отходов бурения, актам начала и окончания бурения скважин и геолого-техническим отчетам Обществом размещались в шламовом амбаре № куста 5 отходы бурения, образовавшиеся при строительстве скважин №№ № куста 5. Периоды бурения скважин и периоды размещения (хранения отходов бурения) приведены ниже:
- скважина № куста 5 бурилась в период ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ. При бурении скважины № образовались отходы бурения в количестве - 838,65 м3, из них: отработанный буровой шлам - 411,55 м3; отработанный буровой раствор - 273,2 м3; буровые сточные воды - 153,9 м3. Накопление отходов бурения бразовавшихся при строительстве данной скважины осуществлялось с ДД.ММ.ГГГГ. Хранение (размещение) отходов осуществлялось с ДД.ММ.ГГГГ (день следующий после истечения одиннадцатимесячного срока с начала образования отходов (от даты начала бурения скважины)) по ДД.ММ.ГГГГ (согласно письму уполномоченного представителя Общества от ДД.ММ.ГГГГ № б/н - отходы, образовавшиеся при бурении указанных скважин еще не переработаны (находятся в амбаре)).
- скважина № куста 5 бурилась в период ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ. При бурении скважины № образовались отходы бурения в количестве - 869,03 м3, из них: отработанный буровой шлам - 441,93 м3; отработанный буровой раствор - 273,2 м3; буровые сточные воды - 153,9 м3. Накопление отходов бурения образовавшихся при строительстве данной скважины осуществлялось с ДД.ММ.ГГГГ. Хранение (размещение) отходов осуществлялось с ДД.ММ.ГГГГ (день следующий, после истечения одиннадцатимесячного срока с начала образования отходов (от даты начала бурения скважины)) по ДД.ММ.ГГГГ (согласно письму уполномоченного представителя Общества от ДД.ММ.ГГГГ № б/н - отходы, образовавшиеся при бурении указанных скважин еще не переработаны (находятся в амбаре)).
- скважина № куста 5 бурилась в период ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ. При бурении скважины № образовались отходы бурения в количестве - 910,47 м3, из них: отработанный буровой шлам - 483,37 м3; отработанный буровой раствор - 273,2 м3; буровые сточные воды - 153,9 м3. Накопление отходов бурения образовавшихся при строительстве данной скважины осуществлялось с ДД.ММ.ГГГГ. Хранение (размещение) отходов осуществлялось с ДД.ММ.ГГГГ (день следующий после истечения одиннадцатимесячного срока с начала образования отходов (от даты начала бурения скважины)) по ДД.ММ.ГГГГ (согласно письму уполномоченного представителя Общества от ДД.ММ.ГГГГ № б/н - отходы, образовавшиеся при бурении указанных скважин еще не переработаны (находятся в амбаре)).
-скважина № куста 5 бурилась в период ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ. При бурении скважины № образовались отходы бурения в количестве - 734,67 м3, из них: отработанный буровой шлам - 307,57 м3; отработанный буровой раствор - 273,2 м3; буровые сточные воды - 153,9 м3. Накопление отходов бурения образовавшихся при строительстве данной скважины осуществлялось с ДД.ММ.ГГГГ. Хранение (размещение) отходов осуществлялось с ДД.ММ.ГГГГ (день следующий после истечения одиннадцатимесячного срока с начала образования отходов (от даты начала бурения скважины)) по ДД.ММ.ГГГГ (согласно письму уполномоченного представителя Общества от ДД.ММ.ГГГГ № б/н - отходы, образовавшиеся при бурении указанных скважин еще не переработаны (находятся в амбаре))
- скважина № куста 5 бурилась в период ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ. При бурении скважины № образовались отходы бурения в количестве - 722,07 м3, из них: отработанный буровой шлам - 294,97 м3; отработанный буровой раствор - 273,2 м3; буровые сточные воды - 153,9 м3. Накопление отходов бурения образовавшихся при строительстве данной скважины осуществлялось с ДД.ММ.ГГГГ. Хранение (размещение) отходов осуществлялось с ДД.ММ.ГГГГ (день следующий после истечения одиннадцатимесячного срока с начала образования отходов (от даты начала бурения скважины)) по ДД.ММ.ГГГГ (согласно письму уполномоченного представителя Общества от ДД.ММ.ГГГГ № б/н - отходы, образовавшиеся при бурении указанных скважин еще не переработаны (находятся в амбаре)),
-скважина № куста 5 бурилась в период ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ. При бурении скважины № образовались отходы бурения в количестве - 900,56 м3, из них: отработанный буровой шлам - 312,26 м3; отработанный буровой раствор - 397,7 м3; буровые сточные воды - 190,6 м3. Накопление отходов бурения образовавшихся при строительстве данной скважины осуществлялось с ДД.ММ.ГГГГ. Хранение (размещение) отходов осуществлялось с ДД.ММ.ГГГГ (день следующий после истечения одиннадцатимесячного срока с начала образования отходов (от даты начала бурения скважины)) по ДД.ММ.ГГГГ (согласно письму уполномоченного представителя Общества от ДД.ММ.ГГГГ № б/н - отходы, образовавшиеся при бурении указанных скважин еще не переработаны (находятся в амбаре)).
Следовательно, Обществом с ДД.ММ.ГГГГ (истечение одиннадцатимесячного срока накоплении с момента начала складировании отходов в шламовый амбар № (от начала бурения скважины №)) по ДД.ММ.ГГГГ, осуществлялась деятельность по размещению (хранение) отходов бурения образовавшихся при строительстве скважин №№, 9286, 9285, 9254,9344, 9315 куста 5 <адрес>
Кроме того, Обществом размещались в шламовом амбаре № куста 6 размещались отходы бурения, образовавшиеся при строительстве скважин №№ № куста 6. Периоды бурения скважин и периоды размещения (хранения отходов бурения) приведены ниже:
- скважина № куста 6 бурилась в период ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ. При бурении скважины № образовались отходы бурения в количестве - 829,38 м3, из них: отработанный буровой шлам - 415,18 м3; отработанный буровой раствор - 265,8 м3; буровые сточные воды - 148,4 м3. Накопление отходов бурения образовавшихся при строительстве данной скважины осуществлялось с ДД.ММ.ГГГГ. Хранение (размещение) отходов осуществлялось с ДД.ММ.ГГГГ (день следующий после истечения одиннадцатимесячного срока с начала образования отходов (от даты начала бурения скважины)) по ДД.ММ.ГГГГ (согласно письму уполномоченного представителя Общества от ДД.ММ.ГГГГ № б/н - отходы, образовавшиеся при бурении указанных скважин еще не переработаны (находятся в амбаре)).
- скважина № куста 6 бурилась в период ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ. При бурении скважины № образовались отходы бурения в количестве - 846,57 м3, из них: отработанный буровой шлам - 419,47 м3; отработанный буровой раствор - 273,2 м3; буровые сточные воды - 153,9 м3. Накопление отходов бурения образовавшихся при строительстве данной скважины осуществлялось с ДД.ММ.ГГГГ. Хранение (размещение) отходов осуществлялось с ДД.ММ.ГГГГ (день следующий после истечения одиннадцатимесячного срока с начала образования отходов (от даты начала бурения скважины)) по ДД.ММ.ГГГГ (согласно письму уполномоченного представителя Общества от ДД.ММ.ГГГГ № б/н - отходы, образовавшиеся при бурении указанных скважин еще не переработаны (находятся в амбаре)).
- скважина № куста 6 бурилась в период ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ. При бурении скважины № образовались отходы бурения в количестве - 698,27 м3, из них: отработанный буровой шлам - 305,07 м3; отработанный буровой раствор - 198,3 м3; буровые сточные воды - 194,9 м3. Накопление отходов бурения образовавшихся при строительстве данной скважины осуществлялось с ДД.ММ.ГГГГ. Хранение (размещение) отходов осуществлялось с ДД.ММ.ГГГГ (день следующий после истечения одиннадцатимесячного срока с начала образования отходов (от даты начала бурения скважины)) по ДД.ММ.ГГГГ (согласно письму уполномоченного представителя Общества от ДД.ММ.ГГГГ № б/н - отходы, образовавшиеся при бурении указанных скважин еще не переработаны (находятся в амбаре)).
- скважина № куста 6 бурилась в период ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ. При бурении скважины № образовались отходы бурения в количестве - 680,67 м3, из них: отработанный буровой шлам - 305,07 м3; отработанный буровой раствор - 180,7 м3; буровые сточные воды — 194,9 м3. Накопление отходов бурения образовавшихся при строительстве данной скважины осуществлялось с ДД.ММ.ГГГГ. Хранение (размещение) отходов осуществлялось с ДД.ММ.ГГГГ (день следующий после истечения одиннадцатимесячного срока с начала образования отходов (от даты начала бурения скважины)) по ДД.ММ.ГГГГ согласно письму уполномоченного представителя Общества от ДД.ММ.ГГГГ № б/н - отходы, образовавшиеся при бурении указанных скважин еще не переработаны (находятся в амбаре)).
Следовательно, Обществом с ДД.ММ.ГГГГ (истечение одиннадцатимесячного срока накоплении с момента начала складировании отходов в шламовый амбар № (от начала бурения скважины №)) по ДД.ММ.ГГГГ, осуществлялась деятельность по размещению (хранение) отходов бурения образовавшихся при строительстве скважин №№ № куста 6 <адрес>
Отходы бурения, размещенные Обществом в шламовых амбарах № куста 5 и 6 <адрес> являются отходами 4 класса опасности.
Так, ДД.ММ.ГГГГ в рамках плановой выездной проверки ООО "Газпромнефть-Ямал" произведен отбор пробы бурового шлама из шламовом амбаре № куста 5 и 6 <адрес>. По результатам исследования отобранных проб установлено, что проба имеет 4 класс опасности (протокол биотестирования № ОЮ-БТО-16С от ДД.ММ.ГГГГ). Следовательно, размещение указанных отходов может осуществляться только при наличии специальной лицензии.
Управление Росприроднадзора по ЯНАО в пределах установленных полномочий не выдавало ООО «Газпромнефть-Ямал» лицензию на осуществление деятельности по размещению отходов бурения в шламовом амбаре № куста 5 и 6 <адрес>
Таким образом, деятельность ООО «Газпромнефть-Ямал» при размещении отходов бурения ведется с нарушением требований действующего законодательства.
Своими действиями юридическое лицо ООО «Газпромнефть-Ямал» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.19.20. Кодекса РФ об административных правонарушениях – осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без лицензии, если такая лицензия обязательна.
Место совершения правонарушения: шламовый амбар № куста № 5 и 6 <адрес>
Время совершения (выявления) правонарушения: период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ООО «Газпромнефть-Ямал» на рассмотрение дела не явился, просил (ходатайство) рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд посчитал, что отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещённого надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела и не ходатайствовавшего об отложении рассмотрения дела, не препятствует рассмотрению дела по существу, в соответствии с ч.2 ст.25.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Исследовав материалы дела, суд считает, что при рассмотрении дела достоверно установлено о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20. Кодекса РФ об административных правонарушениях, и также достоверно установлено, что в действиях юридического лица ООО «Газпром нефть-Ямал» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20. Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Правонарушение, совершённое юридическим лицом ООО «Газпромнефть-Ямал», подтверждается:
- протоколами по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.;
- Актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ;
- Протоколом отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от ДД.ММ.ГГГГ;
- сведений об объемах образования и способах утилизации отходов бурения;
- Акты о начале бурения и акты об окончании бурения;
- Геолого- технические отчеты по эксплуатации скважин;
- протокола количественного химического анализа от ДД.ММ.ГГГГ;
- протокола определения компонентов состава отхода от ДД.ММ.ГГГГ;
- протокола биотестирования от ДД.ММ.ГГГГ;
- перечня построенных, рекультивированных, эксплуатированных шламовых амбаров (шламонакопителей);
- проектной документацией на земельный участок.
На основании изложенного суд считает, что вина юридического лица ООО «Газпромнефть-Ямал» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20. Кодекса РФ об административных правонарушениях, доказана.
Согласно части 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
При этом, в силу части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
При назначении наказания суд учитывает положения части 2 статьи 4.4. КоАП РФ.
Поскольку оба правонарушения, были совершены юридическим лицом ООО «Газпромнефть-Ямал» в один и тот же период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в одном и том же месте Новопортовское НГКМ куст 5 и 6. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, возбужденных по результатам выявленных нарушений в отношении юридического лица – ООО «Газпромнефть-Ямал» подведомственно одному судье районного суда.
Следовательно, юридическое лицо – ООО «Газпромнефть-Ямал», совершив одним бездействием административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 19.20 и ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому субъекту административной юрисдикции, подлежит привлечению к административной ответственности с назначением административного наказания в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания.
При назначении административного наказания судом учитывается характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Ни смягчающих, ни отягчающих административную ответственность обстоятельств, по делу не установлено.
С учетом всех обстоятельств дела суд считает, что юридическому лицу ООО «Газпромнефть-Ямал» следует назначить наказание в виде административного штрафа.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9.-29.11. Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Юридическое лицо ООО «Газпромнефть-Ямал» (ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: <адрес>) признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20. Кодекса РФ об административных правонарушениях (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) и по ч. 1 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ), и назначить наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>
Реквизиты для уплаты штрафа: ИНН <***>, КПП 890101001 УФК по ЯНАО (Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ЯНАО); р/сч <***> в РКЦ г. Салехард, л/сч <***>, БИК 04718200, ОКТМО 71956000, БИК 04811607000016000140.
Разъяснить, что штраф подлежит уплате не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления, в суд Ямало-Ненецкого автономного округа, путем подачи жалобы через Ямальский районный суд.
Судья | О.В. Степанюк |