ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1264/2021 от 21.10.2021 Первомайского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 5-1264/2021

УИД 55RS0005-01-2021-005444-55

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

(резолютивная часть)

<адрес> 21 октября 2021 года

(резолютивная часть оглашена ДД.ММ.ГГГГ)

Судья Первомайского районного суда <адрес> Карев Е.П., при секретаре судебного заседания Оганян Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.2 ст. 13.15 КоАП РФ в отношении и.о. главного редактора сетевого издания «Ом1.ru» (учредитель Общество с ограниченной ответственностью «Омск 1», ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, юридический адрес: <адрес>) ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженки <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>

УСТАНОВИЛ:

Согласно протоколу об административном правонарушении № АП-55/3/704
от ДД.ММ.ГГГГ, составленному специалистом-экспертом Управления Роскомнадзора по Омской области ФИО2, в ходе анализа материалов сетевого издания «Oml.ru», распространяемых в сети интернет и расположенных на сайте установлено размещение по адресу <адрес> статьи и под названием «», опубликованной ДД.ММ.ГГГГ, время публикации 18:45. Указанная статья содержит название общественного объединения «Общероссийское общественное движение в защиту прав избирателей «Голос», включенного в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, опубликованном на сайте Минюста России, без указания на то, что соответствующая организация является общественным объединением, выполняющим функции иностранного агента. Общероссийское общественное движение в защиту прав избирателей «Голос» включено в реестр НОО, выполняющих функции иностранного агента, опубликованный на сайте Минюста Российской Федерации (/). Данный факт свидетельствует о нарушении редакцией требований, предусмотренных ч. 9 ст. 4 Закона РФ от 27 декабря 1991 г.
№ 2124-1 «О средствах массовой информации». В соответствии со ст. 56 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» - «Учредители, редакции, издатели, распространители, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностные лица, журналисты, авторы распространенных сообщений и материалов несут ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации». В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»: под редакцией средства массовой информации понимается организация, учреждение, предприятия либо гражданин, объединение граждан, осуществляющих производство и выпуск средства массовой информации. Согласно ч. 5 ст. 19 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», Редакцией руководит главный редактор, который осуществляет свои полномочия на основе настоящего Закона, устава редакции, договора между учредителем и редакцией (главным редактором). Главный редактор представляет редакцию в отношениях с учредителем, издателем, распространителем, гражданами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями, государственными органами, а также в суде. Он несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средства массовой информации настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации. В соответствии с положениями Устава редакции сетевого издания «Om1.ru», утвержденного 05.10.2020 г., редакция сетевого издания «Om1.ru» не является юридическим лицом. Редакция является структурным подразделением Учредителя и осуществляет деятельность в рамках осуществления уставных задач Учредителя. Управление Редакцией осуществляет главный редактор в пределах своей компетенции, установленной настоящим Уставом и иными документами. Главный редактор осуществляет управление редакцией на основе принципа единоначалия и самостоятельно решает все вопросы деятельности, несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности СМИ Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» и другими законодательными актами Российской Федерации. Согласно ст. 26 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» распространение продукции средства массовой информации допускается только после того, как главным редактором дано разрешение на выход в свет. Согласно сведениям сайта сетевого издания «Oml.ru», а также приказу № 04-2021/ЛС от 07.09.2021 исполняющим обязанности главного редактора сетевого издания «Oml.ru» является ФИО3.

Данные действия (бездействие) и.о. главного редактора сетевого издания «Oml.ru» ФИО1 квалифицированы по ч. 2.2 ст. 13.15 КоАП РФ – распространение в средствах массовой информации и в сообщениях и материалах средств массовой информации в информационно-телекоммуникационных сетях информации об общественном объединении, включенном в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента (за исключением информации, размещаемой в единых государственных реестрах и государственных информационных системах, предусмотренных законодательством Российской Федерации), либо производимых им материалов без указания на то, что соответствующее объединение является незарегистрированным общественным объединением, выполняющим функции иностранного агента.

В судебном заседании ФИО1 участия не принимала, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом,

Представители Управления Роскомнадзора по Омской области ФИО4, ФИО2, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании протокол об административном правонарушении поддержали.

Выслушав представителей административного органа, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья пришел к следующему.

Согласно положениям ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечаний к указанной статье, под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 14.55, 14.56, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица.

Административная ответственность по ч. 2.2 ст. 13.15 КоАП РФ наступает за нарушение законодательства о средствах массовой информации, выразившееся в распространение в средствах массовой информации и в сообщениях и материалах средств массовой информации в информационно-телекоммуникационных сетях информации об общественном объединении, включенном в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента (за исключением информации, размещаемой в единых государственных реестрах и государственных информационных системах, предусмотренных законодательством Российской Федерации), либо производимых им материалов без указания на то, что соответствующее объединение является незарегистрированным общественным объединением, выполняющим функции иностранного агента.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно статье 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждому гарантируется свобода мысли и слова, свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Правовое регулирование отношений, касающихся свободы слова и свободы массовой информации, осуществляется Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее - Закон о средствах массовой информации)

В силу ст. 2 Закона о средствах массовой информации, под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).

В соответствии с абз. 9 ст. 4 Закона о средствах массовой информации, запрещается распространение в средствах массовой информации и в сообщениях и материалах средств массовой информации в информационно-телекоммуникационных сетях информации о некоммерческой организации, включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, об общественном объединении, включенном в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, о физическом лице, включенном в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента (за исключением информации, размещаемой в единых государственных реестрах и государственных информационных системах, предусмотренных законодательством Российской Федерации), а также материалов, созданных такими некоммерческой организацией, общественным объединением, физическим лицом, без указания на то, что некоммерческая организация, незарегистрированное общественное объединение или физическое лицо выполняет функции иностранного агента.

Редакцией руководит главный редактор, который осуществляет свои полномочия на основе настоящего Закона, устава редакции, договора между учредителем и редакцией (главным редактором). Главный редактор представляет редакцию в отношениях с учредителем, издателем, распространителем, гражданами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями, государственными органами, а также в суде. Он несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средства массовой информации настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации (абз. 5 ст. 19 Закона о средствах массовой информации).

Согласно ст. 56 Закона о средствах массовой информации учредители, редакции, издатели, распространители, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностные лица, журналисты, авторы распространенных сообщений и материалов несут ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.

В силу ч. 2.2 ст. 13.15 КоАП РФ, распространение в средствах массовой информации и в сообщениях и материалах средств массовой информации в информационно-телекоммуникационных сетях информации об общественном объединении, включенном в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента (за исключением информации, размещаемой в единых государственных реестрах и государственных информационных системах, предусмотренных законодательством Российской Федерации), либо производимых им материалов без указания на то, что соответствующее объединение является незарегистрированным общественным объединением, выполняющим функции иностранного агента, является административным правонарушением и влечет административную ответственность.

Как следует из регистрационной карточки, средство массовой информации: «Оm1.ru», форма распространения: сетевое издание, свидетельство: серия ЭЛ дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, учредители: ООО «Омск 1» (ИНН ), редакция: адрес: <адрес>, <адрес>, И.о. главного редактора – ФИО1.

Согласно сведениям с официального сайта Министерства юстиции Российской Федерации, Общероссийское общественное движение в защиту прав избирателей «Голос» включено в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, на сайте сетевого издания «Ом1.ru» по адресу: , размещена статья, под названием «», опубликованной ДД.ММ.ГГГГ, время публикации 18:45, в которой упоминается название общественного объединения «Общероссийское общественное движение в защиту прав избирателей «Голос», указание на то, что данное незарегистрированное общественное объединение выполняет функции иностранного агента, отсутствует.

В связи с выявленными нарушениями специалистом-экспертом Управления Роскомнадзора по <адрес> в отношении и.о. главного редактора сетевого издания «Оm1.ru» ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.2 ст. 13.15 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из регистрационной карточки СМИ, приказа ООО «Омск1» от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 является и.о. главного редактора интернет портала Om1.ru, поэтому по смыслу примечания к ст. 2.4 КоАП РФ является должностным лицом.

Данный протокол составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями законодательства об административных правонарушениях. Действия должностного лица верно квалифицированы по ч. 2.2 ст. 13.15 КоАП РФ.

Вина должностного лица – и.о. главного редактора сетевого издания «Оm1.ru» ФИО1 в совершении указанного правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении № АП-55/3/704 от ДД.ММ.ГГГГ; регистрационной карточкой средства массовой информации «Om1.ru»; докладной запиской должностных лиц Управления Роскомнадзора по Омской области о результатах систематического наблюдения СМИ сетевого издания «Оm1.ru» от ДД.ММ.ГГГГ; копиями актов об изготовлении скриншотов страниц в сети интернет от ДД.ММ.ГГГГ с приложенными скриншотами веб-страниц, содержащими сведения реестра НОО, выполняющих функции иностранного агента, а также публикацию статьи; копией устава редакции средства массовой информации «Оm1.ru», иными материалами дела.

Допустимость и достоверность представленных в материалах дела доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, судья находит их допустимыми и приходит к выводу, что обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, иных материалах дела, не противоречат друг другу, оснований не доверять сведениям, указанным в них, не имеется, протокол составлен уполномоченным должностным лицом административного органа в соответствии с требованиями КоАП РФ, нарушений процессуальных требований не имеется.

Оснований для освобождения ФИО1 от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, не усматривается.

Так, в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. По смыслу названных норм и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2.2 ст. 13.15 КоАП РФ, отсутствие указанных последствий, не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения. Упоминание же в статье, размещенной на сайте сетевого издания «Оm1.ru» общественного объединения, без указания на то, что данная организация включена в реестр НОО, выполняющих функции иностранного агента, в нарушение законодательства о средствах массовой информации, свидетельствует о существенном нарушении охраняемых общественных отношений.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).

Санкция ч. 2.2 ст. 13.15 КоАП РФ для должностных лиц предусматривает административное наказание в виде административного штрафа от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой.

При определении вида и размера административного наказания судья учитывает обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, наличие смягчающих административную ответственность обстоятельств – признание вины, добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение, устранение обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, а также отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств.

Исходя из вышеизложенного, судья считает возможным назначить ФИО1 административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 2.2 ст. 13.15 КоАП РФ, что в данной ситуации будет являться достаточной мерой ответственности в целях предупреждения совершения новых административных проступков лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также другими лицами, и согласуется с его предупредительными целями, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.

Руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, судья, -

ПОСТАНОВИЛ:

Признать должностное лицо – и.о. главного редактора сетевого издания «Ом1.ru» (учредитель Общество с ограниченной ответственностью «Омск 1», ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, юридический адрес: <адрес>,
<адрес>) ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженку <адрес>, виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.2 ст. 13.15 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей.

Административный штраф подлежит зачислению по следующим реквизитам: получатель: УФК России по <адрес> (Управление Роскомндазора по <адрес>; лицевой счет <***>); ИНН <***>; КПП 550401001; наименование банка получателя: отделение Омск банка России//УФК по <адрес>;
БИК 015209001; единый казначейский счет 40; казначейский счет 03; ОКТМО 52701000; КБК 09;
УИН 09.

Одновременно разъяснить, что согласно ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5. настоящего Кодекса.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, судья, вынесший постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Постановление может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 дней с момента его вручения или получения копии постановления через Первомайский районный суд <адрес>.

Судья Е.П. Карев