ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1268/2021 от 24.06.2021 Первомайского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело №5-1268/2021, 51RS0002-01-2021-003490-65

Постановление в окончательной форме составлено 28.06.2021

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

24 июня 2021 года ***

Судья Первомайского районного суда *** ФИО1, рассмотрев в помещении суда *** дело об административном правонарушении в отношении:

Общества с ограниченной ответственностью «СКФ ГЕО», юридический адрес: *** дата государственной регистрации юридического лица при создании ***, к административной ответственности за совершение правонарушений в области таможенного дела не привлекавшегося,

в совершении правонарушения, предусмотренного статьей ч.1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

В ходе проведения камеральной таможенной проверки у ООО «СКФ ГЕО» установлен факт недекларирования по установленной форме данной организацией транспортного средства международной перевозки морского судна «Sunrise–G» при ввозе данного судна в порт ФИО2 при следующих обстоятельствах.

ООО «СКФ ГЕО» *** с иностранной компанией «Exxon Neftegas Limited» заключен Договор *** на выполнение сейсморазведочных работ на шельфе адрес***. В соответствии с данным договором ООО «СКФ ГЕО» (Подрядчик) обязуется периодически предоставлять иностранной компании «Exxon Neftegas Limited» (Покупатель) услуги по сбору/обработке сейсмических данных. Подрядчик предоставляет всю рабочую силу, транспорт, материалы и оборудование, необходимые для выполнения работ. Согласно изменению от ***№*** к договору *** от *** в перечень оборудования, предоставляемого Подрядчиком включены:

***

***

***

***

Впоследствии *** между ООО «СКФ ГЕО» (Компания) и иностранной компанией «Polarcus Asia Pacific Pte. Ltd» (Подрядчик) был заключен контракт № б/н (далее по тексту – контракт № б/н от ***) – договор оказания сейсморазведочных услуг от ***, в соответствии с которым Подрядчик предоставляет Компании комплексную услугу по эксплуатации и надзору за сейсмической съемкой с привлечением Сейсморазведочной партии Группы «Поларкус», с применением Сейсмического оборудования, находящегося на борту Сейсморазведочных судов, и с использованием двух судов сопровождения и двух судов снабжения (группа обеспечения сейсморазведки). Согласно пункту 8.1 контракта № б/н от *** Подрядчик должен «Найти подходящую Группу обеспечения сейсморазведки и доставить Группу обеспечения сейсморазведки в пункт мобилизации Компании согласно Акту технической сдачи–приемки, с целью одновременной мобилизации сейсморазведочных судов и Группы обеспечения сейсморазведки». В соответствии с пунктом 8.2 контракта № б/н от *** Компания обязуется организовать за счет Подрядчика разрешения и лицензии соответствующих органов власти Российской Федерации, которые могут потребоваться Группе обеспечения сейсморазведки для доступа на Участок выполнения работ и для работы на этом Участке, а также выполнить таможенную очистку Группы обеспечения сейсморазведки в соответствии с законодательством Российской Федерации и требованиями СРП «Сахалин–1.

Согласно акту о приемке судна «Sunrise–G», *** ООО «СКФ ГЕО» (Заказчик) в порту Сингапур проинспектировало судно «Sunrise–G» и осуществило его приемку у «Polarcus Asia Pacific Pte. Ltd» (Подрядчик) в состоянии «как есть» для целей договора оказания сейсморазведочных услуг от ***.

С целью помещения товара «многофункциональное вспомогательное грузовое морское судно «Sunrise–G»…*** под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) *** таможенным представителем ООО «Восточные рубежи», действующим от имени и по поручению ООО «СКФ ГЕО» согласно договору №***–Д–18/1 об оказании услуг таможенным представителем от ***, на Южно–Сахалинский таможенный пост была подана предварительная декларация на товары (далее – ДТ) №***. Данная декларация выпущена таможенным органом *** с полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов. Срок временного ввоза судна был установлен до ***.

В порт ФИО2 в качестве товара прибыло транспортное средство международной перевозки «Sunrise–G» (судовое дело №***). На приход судна оформлена таможенная декларация транспортного средства (далее – ТДТС) №***.

Во время нахождения судна «Sunrise–G» под таможенной процедурой временного ввоза данным судном в рамках Договора *** от *** и контракта № б/н от *** (договор оказания сейсморазведочных услуг от ***) в период с *** по *** осуществлялась деятельность по оказанию услуг сопровождения, снабжения и смены экипажа судна сейсморазведчика при обеспечении сейсморазведочных работ проводимых указанным судном в Охотском море за пределами таможенной территории Евразийского экономического союза. При этом судно «Sunrise–G» выходило из порта ФИО2 и приходило в порт ФИО2 в следующие даты: *** выход из порта ФИО2; *** приход в порт ФИО2; *** выход из порта ФИО2; *** приход в порт ФИО2; *** выход из порта ФИО2; *** приход в порт ФИО2; *** выход из порта ФИО2; *** приход в порт ФИО2; *** выход из порта ФИО2; *** приход в порт ФИО2; *** выход из порта ФИО2; *** приход в порт ФИО2; *** выход из порта ФИО2; *** приход в порт ФИО2; *** выход из порта ФИО2; *** приход в порт ФИО2.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ***№*** на судно «Sunrise–G» Пограничным управлением по адрес*** ФСБ России *** было выдано Разрешение на неоднократное пересечение иностранным судном государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного контроля (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) 10/ИП №*** от ***. Данное разрешение действовало до ***.

Согласно ответу Сахалинской таможни от ***№***–13/12021, судно «Sunrise–G»…*** было оформлено на прибытие *** (судовое дело №***) и на убытие *** (судовое дело №***).

С целью помещения товара «многофункциональное вспомогательное грузовое морское судно «Sunrise–G»…*** под таможенную процедуру реэкспорта *** таможенным представителем ООО «Восточные рубежи», действующим от имени и по поручению ООО «СКФ ГЕО», согласно договору №***–Д-18/1 об оказании услуг таможенным представителем от ***, на Южно–Сахалинский таможенный пост была подана ДТ №***. Данная декларация была выпущена таможенным органом ***.

Из порта ФИО2 в качестве товара убыло транспортное средство международной перевозки судно «Sunrise–G» (судовое дело №***). На отход судна была оформлена ТДТС №***.

Согласно представленных таможенному органу сведений капитаном морского порта ФИО2 (запрос от ***№***–34/01391), письмом от ***№***, судно «Sunrise–G» фактически пришло в порт ФИО2 в 08:00 (мест.) – заявка на заход №***/А.

На борту судна «Sunrise–G» на момент прихода в порт ФИО2 находилось судовое дизельное топливо в количестве 60,973 тонн, предназначенное для передачи на судно–сейсморазведчик «Polarcus Asima». Данное топливо ранее было помещено под таможенную процедуру экспорта по временной декларации на товары №***. Выпуск разрешен ***.

В соответствии с информацией, представленной ФГУП «МорСвязьСпутник» посредством комплексной интегрированной информационной системы «МоРе» (далее – КИИС «МоРе»), судно «Sunrise–G» фактически вышло за пределы таможенной территории ФИО3 и пришло в порт ФИО2 из-за пределов таможенной территории ЕАЭС.

Таким образом, в ходе таможенной проверки установлено, что судно «Sunrise–G» и находящиеся на его борту товары *** пересекли таможенную границу Союза, соответственно их прибытие осуществлено без совершения таможенных операций, предусмотренных главой 14 ТК ЕАЭС, что является недекларированием по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию.

По данному факту *** в отношении ООО «СКФ ГЕО» вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ.

По результатам административного расследования *** в отношении ООО «СКФ ГЕО» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном части 1 статьи 16.2 КоАП РФ.

На основании определения от *** административное дело в отношении ООО «СКФ ГЕО» передано на рассмотрение судье и *** поступило в Первомайский районный суд адрес***.

В судебном заседании защитник ООО «СКФ ГЕО» Звездина Е.С. возражала против привлечения общества к административной ответственности, просила прекратить производство по делу за отсутствием события инкриминируемого правонарушения. В обоснование своих возражений представила письменные объяснения, а также дополнительные доказательства, подтверждающие позицию защиты.

Представитель административного органа Мурманской таможни ФИО4 в судебном заседании пояснил, что в действии общества состав инкриминируемого правонарушения доказан материалами дела.

Заслушав защитника, представителя административного органа, изучив протокол об административном правонарушении, приложенные материалы административного расследования, проверив доводы защиты, обозрев дело об административном правонарушении №5-1268/2021, в части пояснений эксперта ФИО5, прихожу к выводу о наличии в действии ООО «СКФ ГЕО» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Далее – КоАП РФ).

Частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, которая влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, установленными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями, иными документами, вещественными доказательствами, показаниями специальных технических средств.

Факт совершения обществом вменяемого административного правонарушения, доказан исследованными письменными материалами дела:

- Определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ***, в котором изложены обстоятельства, оцененные должностным лицом Мурманской таможни как событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ; (том 1 л.д. 1-12);

- Копией договора на оказание сейсморазведочных услуг от ***, заключенного между ООО «СКФ ГЕО» и подрядчиком иностранной компанией «ФИО6 Пасифик Пте.Лтд.» (л.д.13-21);

- Копией договора *** от ***; Копией изменения от ***№*** к договору *** от *** (л.д.22-36);

- Копией предварительной декларации на товары от ***№***, поданной таможенным представителем, действующим от имени и по поручению ООО «СКФ ГЕО» согласно договору №***–Д–18/1 от ***, на Южно–Сахалинский таможенный пост с целью помещения товара «многофункциональное вспомогательное грузовое морское судно «Sunrise–G»…*** под таможенную процедуру временного ввоза (допуска). Данная декларация была выпущена таможенным органом *** с полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов. Срок временного ввоза судна был установлен до *** (л.д.38);

- Копией генеральной декларации от *** (л.д.39-40);

- Копией разрешения на неоднократное пересечение иностранным судном государственной границы РФ на море без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля от *** в отношении иностранного судна «Sunrise–G»…*** (л.д.41-42);

- Копией заявления от *** на заход в порт №***/А Порт ФИО2 (л.д.46);

- Копией временной декларации на товары №***, согласно которой *** судовое дизельное топливо в количестве 60,973 тонн, предназначенное для передачи на судно–сейсморазведчик «Polarcus Asima», находящееся на момент прихода в порт ФИО2 на борту судна «Sunrise–G», ранее было помещено под таможенную процедуру экспорта, выпуск разрешен *** (л.д.44);

- Копией акта камеральной таможенной проверки №***/А000001 от ***, по результатам которой установлено, что во время нахождения судна «Sunrise–G» под таможенной процедурой временного таможенного ввоза, данным судном в рамках договора *** от *** и контракта от *** (договор оказания сейсморазведочных услуг) в период с *** по *** осуществлялась деятельность по оказанию услуг сопровождения, снабжения, смены экипажа судна сейсморазведчика при обеспечении сейсморазведочных работ, проводимых указанным судном в Охотском море за пределами таможенной территории ЕАЭС. При этом судно выходило из порта ФИО2 и приходило в порт ФИО2 в следующие даты: *** выход из порта ФИО2; *** приход в порт ФИО2; *** выход из порта ФИО2; *** приход в порт ФИО2; *** выход из порта ФИО2; *** приход в порт ФИО2; *** выход из порта ФИО2; *** приход в порт ФИО2; *** выход из порта ФИО2; *** приход в порт ФИО2; *** выход из порта ФИО2; *** приход в порт ФИО2; *** выход из порта ФИО2; *** приход в порт ФИО2; *** выход из порта ФИО2; *** приход в порт ФИО2.

Согласно ответу Сахалинской таможни от ***№***–13/12021, судно «Sunrise–G»…*** было оформлено на прибытие *** (судовое дело №***) и на убытие *** (судовое дело №***).

Таким образом, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, *** судно «Sunrise–G*** прибывало в порт ФИО2 без таможенного декларирования судна снабжения «Sunrise–G»…*** и находящихся на его борту товаров (л.д.53-74);

- Копией письма ООО «СКФ ГЕО» от *** № ГЕО–2021/0015, согласно которому в период действия процедуры временного ввоза суда сопровождения, в том числе судно «Sunrise–G»…*** во владение и пользование третьих лиц не передавались (л.д.75-79);

- Копией бункерной расписки от *** № ZAn/2019/06–16, счета фактуры от ***, товарной накладной от ***, грузовой декларацией от ***, согласно которым *** судном «Sunrise–G» принято судовое топливо в количестве 726,5 тонн, предназначенное для передачи на судно–сейсморазведчик «Polarcus Asima», которое на момент прихода в порт ФИО2 находилось на борту судна «Sunrise–G» (л.д.81-85);

- Объяснением ООО «СКФ ГЕО» от *** (л.д.96-102);

- Копией распечатки из комплексной интегрированной информационной системы Море-Река (КИИС «МоРе»), представленной ФГУП «МорСвязьСпутник», согласно которой судно «Sunrise–G» фактически вышло за пределы таможенной территории ФИО3 и пришло в порт ФИО2 из–за пределов таможенной территории ЕАЭС (л.д.74);

- Заключением эксперта 01/2021–10 от ***, согласно которому рыночная стоимость судна «Sunrise–G»…*** на *** составляет ***

- Копией счета на оплату №***–10 от ***, согласно которому стоимость работ по товароведческой экспертизе составляет *** (л.д.194);

- Протоколом об административном правонарушении, в котором зафиксировано событие вмененного обществу правонарушения (л.д.203-213), а также иными документами, представленными в материалы дела.

Оценив совокупность представленных доказательств в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, полагаю состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, в действиях ООО «СКФ ГЕО» полностью установленным и доказанным материалами дела в виду следующего.

В соответствии с подпунктами 3,4,7,35 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС ввоз товаров на таможенную территорию Союза – это совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами (подпункт 3);

водные суда – морские суда, суда смешанного (река – море) плавания, а также подлежащие государственной регистрации в соответствии с законодательством государств–членов суда внутреннего водного транспорта (плавания) (подпункт 4);

декларант – лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (подпункт 7);

таможенное декларирование – заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров (подпункт 35).

В соответствии с подпунктами 45,49 и 51 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС товар - любое движимое имущество, в том числе валюта государств-членов, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая энергия, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу; транспортные средства - категория товаров, включающая в себя в том числе водное судно.

Транспортные средства международной перевозки» (ТСМП) – транспортные средства, которые используются для международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально–технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования (подпункт 51).

В соответствии с пунктом 1 статьи 104 ТК ЕАЭС, товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258 ТК ЕАЭС, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 ТК ЕАЭС.

Особенности порядка и условий перемещения ТСМП через таможенную границу Союза установлены главой 38 ТК ЕАЭС.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 272 ТК ЕАЭС, положения главы 38 ТК ЕАЭС применяются в отношении временно вывозимых с таможенной территории Союза для завершения и (или) начала международной перевозки за пределами таможенной территории Союза ТСМП, включая порожние, являющихся товарами, помещенными под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).

Согласно пункту 4 статьи 272 ТК ЕАЭС, ТСМП, указанные в пункте 2 статьи 272 ТК ЕАЭС, для временного нахождения и использования на таможенной территории Союза, временного вывоза с таможенной территории Союза, нахождения и использования за пределами таможенной территории Союза подлежат таможенному декларированию и выпуску без помещения под таможенные процедуры, если иное не установлено главой 38 ТК ЕАЭС.

На основании пункта 5 статьи 272 ТК ЕАЭС, таможенные операции, связанные с таможенным декларированием и выпуском ТСМП, указанных в пункте 2 статьи 272 ТК ЕАЭС, совершаются в местах перемещения через таможенную границу Союза.

Частью 1 статьи 278 ТК ЕАЭС установлено, что транспортные средства международной перевозки, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному декларированию и выпуску: при ввозе на таможенную территорию Союза временно ввозимых транспортных средств международной перевозки и обратном вывозе с таможенной территории Союза таких транспортных средств международной перевозки;

при вывозе с таможенной территории Союза временно вывозимых транспортных средств международной перевозки и обратном ввозе на таможенную территорию Союза таких транспортных средств международной перевозки.

Частью 2 статьи 278 ТК ЕАЭС установлено, что декларантом транспортных средств международной перевозки выступает перевозчик. От имени перевозчика таможенные операции, связанные с таможенным декларированием транспортных средств международной перевозки, могут совершаться иными лицами, действующими по поручению перевозчика, если это допускается в соответствии с законодательством государств–членов.

установлено, что таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки осуществляется с использованием декларации на транспортное средство (ДТС).

Сведения, подлежащие указанию в декларации на транспортное средство, определяются Комиссией при определении порядка заполнения такой таможенной декларации в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка товаров, направления перемещения транспортного средства международной перевозки через таможенную границу Союза, а также категорий товаров, указанных в подпункте 2 пункта 7 статьи 272 настоящего Кодекса.

Частью 4 статьи 278 ТК ЕАЭС в качестве декларации на транспортное средство могут использоваться стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами государств–членов с третьей стороной в области транспорта.

Если в представленных в качестве декларации на транспортное средство стандартных документах перевозчика, предусмотренных международными договорами государств–членов с третьей стороной в области транспорта, не содержатся сведения, подлежащие указанию в декларации на транспортное средство, таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки осуществляется путем представления декларации на транспортное средство установленной формы. При этом представленные стандартные документы перевозчика рассматриваются как неотъемлемая часть декларации на транспортное средство.

Перечень указанных документов определяется Комиссией в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка товаров, и направления перемещения транспортного средства международной перевозки через таможенную границу Союза.

В качестве декларации на транспортное средство допускается использование предварительной информации, представленной в виде электронного документа, в порядке, определяемом Комиссией.

Частью 5 статьи 278 ТК ЕАЭС установлено, что подача декларации на транспортное средство в виде электронного документа не сопровождается представлением таможенному органу документов, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на транспортное средство.

Подача декларации на транспортное средство на бумажном носителе сопровождается представлением таможенному органу документов, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на транспортное средство.

Частью 6 статьи 278 ТК ЕАЭС установлено, что при обратном вывозе с таможенной территории Союза временно ввезенных транспортных средств международной перевозки и при обратном ввозе на таможенную территорию Союза временно вывезенных транспортных средств международной перевозки, таможенное декларирование которых осуществлялось в письменной форме, в качестве декларации на транспортное средство допускается использование декларации на транспортное средство, поданной таможенному органу при таможенном декларировании временно ввозимых или временно вывозимых транспортных средств международной перевозки соответственно.

Комиссия вправе определять иные случаи, когда декларация на транспортное средство, поданная таможенному органу при таможенном декларировании временно ввозимых на таможенную территорию Союза или временно вывозимых с таможенной территории Союза транспортных средств международной перевозки, может использоваться при таможенном декларировании этих транспортных средств международной перевозки при их неоднократном перемещении через таможенную границу Союза в ходе осуществления международной перевозки товаров.

В соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от ***№*** «Об Инструкции о порядке совершения отдельных таможенных операций в отношении временно ввозимых и временно вывозимых транспортных средств международной перевозки» в качестве таможенной декларации транспортного средства используются стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами в области транспорта, участниками которых являются государства – члены Союза (далее – государства–члены), если в них содержатся сведения о ТСМП, его маршруте, грузе, припасах, об экипаже и о пассажирах, цели ввоза (вывоза) ТСМП и (или) наименовании запасных частей и оборудования, которые перемещаются для ремонта или эксплуатации ТСМП.

Пунктом 1 статьи 89 ТК ЕАЭС установлено, что при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза перевозчик представляет следующие документы и сведения при международной перевозке водным транспортом: общая декларация; декларация о грузе; декларация о судовых припасах; декларация о личных вещах экипажа судна; судовая роль; список пассажиров; транспортные (перевозочные) документы, если сведения о товаре, предусмотренные настоящим подпунктом, не содержатся в декларации о грузе; документы, сопровождающие международные почтовые отправления при их перевозке, определенные актами Всемирного почтового союза; сведения о: регистрации судна и его национальной принадлежности; судне (наименование и описание); капитане судна (фамилия); судовом агенте (фамилия и адрес); пассажирах на судне (количество, фамилии, имена, гражданство (подданство), даты и места рождения, порты посадки и высадки); количестве и составе членов экипажа судна; порте отправления и порте захода судна (наименования); количестве грузовых мест, их маркировке и видах упаковок товаров; товарах (наименования, общее количество и описание); порте погрузки и порте выгрузки товаров (наименования); номерах транспортных (перевозочных) документов на товары, подлежащие выгрузке в данном порту; портах выгрузки остающихся на борту товаров (наименования); первоначальных портах отправления товаров (наименования); судовых припасах, имеющихся на судне (наименования и количество); наличии (отсутствии) на борту судна международных почтовых отправлений; наличии (отсутствии) на борту судна лекарственных средств, в составе которых содержатся наркотические, сильнодействующие средства, психотропные и ядовитые вещества; наличии (отсутствии) на борту судна опасных товаров, включая оружие, боеприпасы; идентификационных номерах контейнеров.

С учетом изложенного, принимая во внимание определения, изложенные в подпунктах 49 и 51 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС, а также в силу общих положений о таможенном декларировании, установленных пунктом 1 статьи 104 ТК ЕАЭС, ввозимое на таможенную территорию Союза ТСМП подлежит таможенному декларированию как товар без помещения под таможенную процедуру.

Таможенное декларирование ТСМП, на основании пунктов 3,4 статьи 278 ТК ЕАЭС, осуществляется с использованием ДТС, либо в качестве ДТС используются стандартные документы перевозчика.

Таким образом, при прибытии на таможенную территорию в порт ФИО2 26.07.2019 транспортного средства международной перевозки судна «Sunrise–G» в таможенный орган подлежали подаче документы (стандартные документы перевозчика), указанные в пункте 1 статьи 89 Таможенного кодекса ЕАЭС, которые являлись декларацией транспортного средства и топлива. Данные действия по декларированию судна «Sunrise–G» и товаров, находящихся на его борту, выполнены не были.

Согласно пункту 8.2 Договора оказания сейсморазведочных услуг от 26.04.2019 на ООО «СКФ ГЕО» была возложена обязанность по таможенному декларированию судна «Sunrise–G» в соответствии с действующим законодательством. Соответственно данная организация являлась декларантом в силу подпункта 7 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса ЕАЭС и обязана была декларировать судно «Sunrise–G» при прибытии на таможенную территорию в порт ФИО2 26.07.2019.

Статьей 4 Закона РФ от 01.04.1993 № 4730–1 «О Государственной границе» (далее – закон о госгранице) предусмотрено, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законе о госгранице и других законодательных актах РФ о Государственной границе, то применяются правила международного договора.

Таким образом, при ввозе судна «Sunrise–G» на таможенную территорию ЕАЭС 26.07.2019 подлежали применению положения, касающиеся прибытия транспортных средств, установленные пунктом 1 статьи 89 ТК ЕАЭС, который является международным договором.

Положения подпункта «а» пункта 1 статьи 9.1 Закона о госгранице применяются только при пересечении государственной границы на море.

Соответственно, при таком пересечении границы таможенный контроль не проводится в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов на/с таможенной территории ЕАЭС (пункт 7 статьи 9.1 закона о госгранице).

Между тем в пунктах пропуска через таможенную границу ЕАЭС, таможенный контроль в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов на/с таможенной территории ЕАЭС, проводится в полном объеме в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС. Данное обстоятельство связано с тем, что в рассматриваемом случае пункт пропуска Морской порт ФИО2 расположен на таможенной территории ЕАЭС, но не на таможенной границе ЕАЭС.

Пунктом 2 статьи 5 Закона о госгранице определено, что прохождение Государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, устанавливается на море – по внешней границе территориального моря Российской Федерации, то есть по внешней границе морского пояса, шириной 12 морских миль (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 31.07.1998 № 155–ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»).

Из абзацев 1,3 статьи 9 Закона о госгранице следует, что пересечение Государственной границы на суше лицами и транспортными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами Российской Федерации или решениями Правительства Российской Федерации. Этими актами может определяться время пересечения Государственной границы, устанавливается порядок следования от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и в обратном направлении; при этом не допускается высадка людей, выгрузка грузов, товаров, животных и прием их на транспортные средства.

Под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского, речного порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Пределы пунктов пропуска через Государственную границу и перечень пунктов пропуска через Государственную границу, специализированных по видам перемещаемых грузов, товаров и животных, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 5 ТК ЕАЭС, таможенной границей Союза являются пределы таможенной территории Союза, а также в соответствии с международными договорами в рамках Союза – пределы отдельных территорий, находящихся на территориях государств–членов.

В соответствии с частью 2 статьи 10 ТК ЕАЭС, местами перемещения товаров через таможенную границу Союза являются пункты пропуска через государственные границы государств–членов либо иные места, определенные в соответствии с законодательством государств–членов.

Статьей 4 Закона о госгранице предусмотрено, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Законе о госгранице и других законодательных актах РФ о Государственной границе, то применяются правила международного договора.

Таким образом, при прибытии судна «Sunrise–G» на таможенную территорию ЕАЭС подлежали применению положения, касающиеся прибытия транспортных средств, установленные пунктом 1 статьи 89 ТК ЕАЭС, который является международным договором.

Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами камеральной таможенной проверки, предусмотренные статьей 278 ТК ЕАЭС требования по декларированию судна не выполнены, стандартные документы перевозчика на приход судна, указанные в пункте 1 статьи 89 ТК ЕАЭС в таможенный орган не поданы.

Следовательно, судно «Sunrise–G» и находящиеся на его борту товары при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС 26.07.2019 не задекларированы декларантом, которым в силу подпункта 7 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС является ООО «СКФ ГЕО».

Никаких предусмотренных Законом действий по декларированию ТСМП при прибытии на территорию ЕАЭС судна «Sunrise–G» ООО «СКФ ГЕО» произведено не было.

Для целей таможенных операций под уведомлением таможенного органа о прибытии товаров водным транспортом понимается предоставление документов и сведений, перечень которых определен подпунктом 1 части 1 статьи 89 ТК ЕАЭС. В противном случае при убытии/прибытии судна в порт таможенный орган лишается возможности обеспечить надлежащий таможенный контроль.

Положения подпункта «а» пункта 1 статьи 9.1 Закона о госгранице применяются только при пересечении государственной границы на море.

Между тем пункт пропуска, в рассматриваемом случае пункт пропуска ФИО2, расположен на таможенной территории ЕАЭС, но не на таможенной границе ЕАЭС.

Таким образом, при прибытии на таможенную территорию в порт ФИО2 26.07.2019 транспортного средства международной перевозки судна «Sunrise–G» ООО «СКФ ГЕО» обязано было подать в таможенный орган документы (стандартные документы перевозчика), указанные в пункте 1 статьи 89 Таможенного кодекса ЕАЭС, которые являлись декларацией транспортного средства. Однако данная обязанность ООО «СКФ ГЕО» по декларированию судна «Sunrise–G» не выполнена.

На основании изложенного, в ходе таможенного контроля в деянии ООО «СКФ ГЕО» были установлены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 КоАП России.

Доводы защиты об отсутствии в действии ООО «СКФ ГЕО» события инкриминированного правонарушения со ссылкой на полученное в установленном порядке разрешение Пограничного органа ФСБ России на неоднократное пересечение Государственной границы Российской Федерации без прохождения таможенного контроля (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов), не основаны на законе, в связи с чем, подлежат отклонению.

По мнению защитника порядок получения разрешения на неоднократное пересечение Государственной границы без совершения таможенных операций, связанных с убытием и прибытием при каждом пересечении границы, не противоречит таможенному законодательству, а является альтернативным, упрощенным порядком получения разрешения на убытие и прибытие. Общество полагает, что в размариваемом случае подлежат применению нормы подп.2 п.5 ст.87, подп.1, п.5 ст. 302 и п.2 ст. 303 ТК ЕАЭС, предусматривающие неприменение положений главы 15 ТК ЕАЭС при перемещении товаров водным транспортом с таможенной территории Союза на таможенную территорию Союза без захода водного судна в порт государства, не являющегося членом Союза.

Между тем, данное утверждение нахожу необоснованным, противоречащим установленным по делу обстоятельствам.

Особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу ЕАЭС товаров, перевозимых с одной части таможенной территории ЕАЭС на другую часть таможенной территории ЕАЭС через территории государств, не являющихся членами ЕАЭС, и (или) морем, регламентированы главой 43 ТК ЕАЭС.

Пунктом 1 статьи 302 ТК ЕАЭС установлено, что глава 43 ТК ЕАЭС определяет особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу ЕАЭС товаров ЕАЭС, в том числе пересылаемых в почтовых отправлениях, и иностранных товаров, указанных в пункте 4 статьи 302 ТК ЕАЭС, которые перевозятся с одной части таможенной территории ЕАЭС на другую часть таможенной территории ЕАЭС через территории государств, не являющихся членами ЕАЭС, и (или) морем, за исключением товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС физическими лицами, а также товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи.

Согласно пункту 4 статьи 302 ТК ЕАЭС иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления, таможенную процедуру временного ввоза (допуска), а также иностранные товары, полученные (образовавшиеся) в результате операций по переработке на таможенной территории ЕАЭС или в результате операций по переработке для внутреннего потребления (продукты переработки, отходы и остатки), для их перевозки (транспортировки) с одной части таможенной территории ЕАЭС на другую часть таможенной территории ЕАЭС через территории государств, не являющихся членами ЕАЭС, и (или) морем подлежат помещению под таможенную процедуру таможенного транзита, за исключением перевозки (транспортировки) таких иностранных товаров воздушным или водным транспортом без совершения соответственно посадки воздушного судна на территории государства, не являющегося членом ЕАЭС, либо захода водного судна в порты государств, не являющихся членами ЕАЭС (далее – иностранные товары, перевозимые воздушным или водным транспортом без совершения посадки воздушного судна на территории государства, не являющегося членом ЕАЭС, либо захода водного судна в порт такого государства).

При этом положения пункта 4 статьи 302 ТК ЕАЭС не распространяются на транспортные средства, помещенные под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), используемые в качестве транспортных средств международной перевозки (далее – ТСМП).

Одновременно пунктами 1 и 2 статьи 303 ТК ЕАЭС установлено, что положения глав 14 и 15 ТК ЕАЭС не применяются в отношении товаров ЕАЭС и иностранных товаров, перевозимых воздушным или водным транспортом без совершения посадки воздушного судна на территории государства, не являющегося членом ЕАЭС, либо захода водного судна в порт такого государства.