ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1268/2022 от 15.04.2022 Дзержинского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

УИД 34RS0-73

Дело

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

Резолютивная часть объявлена 4 июля 2022 года.

Постановление в окончательной форме принято 7 июля 2022 года

(протокол 10311000-144/2022 от 15 апреля 2022 года)

г. Волгоград

Судья Дзержинского районного суда г. Волгограда Абакумова ЕА.,

рассмотрев единолично в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении товарищества с ограниченной ответственностью «КаргоТрансКаз», , место нахождение и адрес юридического лица: 050000, <адрес>, зарегистрированного налоговым органом УГД по <адрес> КГД министерства финансов Республики Казахстан – ДД.ММ.ГГГГ,

у с т а н о в и л :

ТОО «КаргоТрансКаз» осуществило приобретение, хранение и транспортировку товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу Евразийского экономического союза, в отношении которых не соблюдены запреты и ограничения, установленные международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации, чем нарушили требования ст. 7, 13 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС), п.6 Приложения 9 к договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 июля 2014 года).

В судебное заседание законный представитель ТОО «КаргоТрансКаз» не явился, явку защитника не обеспечил, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении старший уполномоченный по ОВД Дзержинского таможенного поста Астраханской таможни ФИО2, представитель Астраханской таможни, действующий на основании доверенности, полагал наличие состава и вину ТОО «КаргоТрансКаз» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.21 КоАП РФ доказанными. С учетом всех обстоятельств дела полагал возможным назначить юридическому лицу ТОО «КаргоТрансКаз» наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения.

В силу ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в абз. 2 п. 6 разъяснено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных приказом ФГУП "Почта России" от 31 августа 2005 года N 343.

Принимая во внимание надлежащее извещение лиц, участвующих в деле суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав должностное лицо, изучив представленные материалы, судья приходит к следующему.

В силу ст. 16.21 КоАП РФ Пользование товарами, которые незаконно перемещены через таможенную границу Евразийского экономического союза и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены установленные международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запреты и ограничения, либо товарами, выпущенными, в том числе условно, в соответствии с таможенной процедурой, пользование которыми, передача которых во владение или в пользование либо распоряжение которыми иными способами допущены в нарушение установленных запретов и (или) ограничений, а также приобретение, хранение либо транспортировка таких товаров – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Согласно положениям ст. 28.1 КоАП РФ, поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В силу ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, установленными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями, иными документами, вещественными доказательствами, показаниями специальных технических средств.

Как следует из материалов дела и установлено судьей 21 декабря 2021 года сотрудниками отдела по контролю за ввозом и оборотом товаров №2 службы таможенного контроля после выпуска товаров таможни (далее ОКВОТ№2 СТКПВТ), осуществляющими дежурство на посту ДПС «Ерзовский», трасса Р-228 «Волгоград-Саратов-Сызрань», Городищенский район, Волгоградская область, было выявлено грузовое автотранспортное средство: тягач марки «Daimler Chrysler» с государственным регистрационным номером , полуприцеп марки «Schmitz» с государственным регистрационным номером 39GTA02.

В результате осмотра грузового отделения вышеуказанного транспортного средства, установлено, что в грузовом отсеке находятся: «полипропиленовые тюки с перчатками, на которых имеются наклейки, содержащие информацию на иностранном языке (иероглифы), на перчатках также имеются бирки, содержащие информацию на иностранном языке (иероглифы). Водителем документы, подтверждающие таможенное оформление товаров на территории ЕАЭС не предоставлены.

В ходе проверки представленных документов установлено, что водителем транспортного средства гражданином Республики Казахстан ФИО3 по CMR № 11 от 11.12.2021, товарно-транспортной накладной№11 от 11.12.2021, электронному счету-фактуре от 11.12.2021, договору №03 от 15.07.2021 перемещается товар перчатки, краги, нейлон, инструменты.

Отправителем товаров является: ТОО«КаргоТрансКаз», <адрес>, получателем товаров является: ООО «АВМ Инжиниринг», Российская Федерация, <адрес>.

Согласно положениям пункта 8 статьи 310 Таможенного кодекса ЕАЭС в целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска товаров, таможенными органами может проводиться таможенный контроль в отношении товаров, находящихся на таможенной территории Союза, при наличии у таможенных органов информации о том, что товары были ввезены на таможенную территорию Союза и (или) находятся на таможенной территории Союза с нарушением международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования.

В период с 21.02.2022 по 24.02.2022 проведен таможенный досмотр в ходе которого установлено, что в грузовом отделении вышеуказанного транспортного средства перевозились следующие товары: перчатки, вязанные и перчатки строительные с напылением (прорезиненные). Всего 11917 пар и одна левая печатка, страной происхождения которых является Китай.

По результатам анализа документов, представленных водителем, и данных о товарах, полученных в результате таможенного досмотра, установлено отсутствие документов подтверждающих прохождение данным товаром таможенного оформления.

Обнаруженные товары с маркировкой «SHOUHUDUN», «GAOMISHI SHUNDA RENGSHUN LAOBAO YOUXIANGONGSI», «QINGDAO XINYA SAFETY PRODUCTS.LTD», «TIAN MA», «ПЕГАС» отсутствуют в базах данных ЦИТТУ ФТС России.

Досматриваемые товары: перчатки черного цвета теплые вязанные строительные классифицируются - в подсубпозиции 6116920000 ТН ВЭД ЕАЭС (перчатки, рукавицы и митенки трикотажные машинного или ручного вязания прочие из хлопчатобумажной пряжи) или в подсубпозицию 6116930000 ТН ВЭД ЕАЭС (перчатки, рукавицы и митенки трикотажные машинного или ручного вязания прочие из синтетических нитей). Согласно базе ВЭД-ИНФО ввозная таможенная пошлина 13%, НДС 20%. Перчатки матерчатые трикотажного вязания с покрытием резиной - в подсубпозицию 6116102000 ТН ВЭД ЕАЭС (перчатки, рукавицы и митенки трикотажные машинного или ручного вязания пропитанные или покрытые резиной). Согласно базе ВЭД-ИНФО ввозная таможенная пошлина 12 %, НДС20%.

Согласно информационному письму от ООО «АВМ ИНЖИРИНГ» от 17.01.2022 , названное общество не находится в договорных отношениях с организацией ТОО «КаргоТрансКаз». ООО «АВМ ИНЖИРИНГ» не имеет никаких документов по данной сделке, так как не заключала никаких сделок с ТОО«КаргоТрансКаз».

В связи с вышеизложенным, товары «перчатки, вязанные перчатки с напылением (прорезиненные) незаконно перемещены через таможенную границу Евразийского экономического союза, что явилась основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ТОО «КаргоТрансКаз» по ст. 16.21 КоАП РФ.

Подпункт 3 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС определяет «ввоз товаров на таможенную территорию Союза» как совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы Союза, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, до их выпуска таможенными органами.

В силу подп. 12 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС «иностранные товары» - товары, не являющиеся товарами Союза, в том числе утратившие статус товаров Союза в соответствии с настоящим Кодексом, а также товары, которые приобрели статус иностранных товаров (признаны иностранными товарами) в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно ст. 9 ТК ЕАЭС все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом или в соответствии с настоящим Кодексом.

Товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с настоящим Кодексом (п. 2 ст. 9 ТК ЕАЭС).

В соответствии со ст. 10 ТК ЕАЭС перемещение товаров через таможенную границу Союза осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза, за исключением случаев, когда перемещение товаров через таможенную границу Союза может осуществляться в иных местах в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, и во время работы таможенных органов, находящихся в этих местах. Местами перемещения товаров через таможенную границу Союза являются пункты пропуска через государственные границы государств-членов либо иные места, определенные в соответствии с законодательством государств-членов.

Исходя из положений ст. 104 и п. 3 ст. 105 ТК ЕАЭС, товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ЕАЭС. Таможенное декларирование производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации. При помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.

Согласно ст. 14 ТК ЕАЭС товары, ввозимые на таможенную территорию Союза, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Союза.

Таможенный контроль определен как совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании (п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС).

Согласно пп. 1, 3 п. 1 ст. 351 ТК ЕАЭС, таможенные органы в пределах своей компетенции обеспечивают на таможенной территории Союза выполнение защиты национальной безопасности государств-членов, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды; обеспечение исполнения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, иных международных договоров и актов, составляющих право Союза, законодательства государств-членов о таможенном регулировании, а также законодательства государств-членов, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы.

В целях обеспечения выполнения возложенных на таможенные органы задач таможенные органы в пределах своей компетенции в том числе проводят таможенный контроль (пп. 1 п. 2 ст. 351 ТК ЕАЭС).

В соответствии со ст. 311 ТК ЕАЭС (абзац четвертый), объектами таможенного контроля являются товары, находящиеся на таможенной территории Союза, - при наличии у таможенных органов информации о том, что такие товары были ввезены на таможенную территорию Союза и (или) находятся на таможенной территории Союза в нарушение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования.

Таможенный контроль проводится в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных мер таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля (п.1 ст. 310 ТК ЕАЭС).

Согласно п. 8 ст. 310 ТК ЕАЭС в целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска товаров, таможенными органами может проводиться таможенный контроль в отношении товаров, находящихся на таможенной территории Союза, при наличии у таможенных органов информации о том, что товары были ввезены на таможенную территорию Союза и (или) находятся на таможенной территории Союза с нарушением международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования.

В соответствии с п. 1 ст. 13 ТК ЕАЭС владение, пользование и (или) распоряжение товарами, ввозимыми на таможенную территорию Евразийского экономического союза, после пересечения таможенной границы Евразийского экономического союза и до их выпуска таможенным органом осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены главами 2, 14, 16 ТК ЕАЭС, а в отношении отдельных категорий товаров - также главами 37 - 43 ТК ЕАЭС.

В соответствии с п. 2 ст. 13 ТК ЕАЭС владение, пользование и (или) распоряжение товарами на таможенной территории Союза или за ее пределами после их выпуска таможенным органом осуществляются в соответствии с таможенной процедурой, под которую помещены товары, или в порядке и на условиях, которые установлены для отдельных категорий товаров, подлежащих таможенному декларированию и (или) выпуску без помещения под таможенные процедуры.

В силу пп. 25 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС, незаконным перемещением товаров через таможенную границу является перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или не декларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.

На основании п. 2 ст. 56 ТК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза возникает у лиц, незаконно перемещающих товары. Лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе товаров на таможенную территорию Союза - также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности их ввоза на таможенную территорию Союза, несут солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов с лицами, незаконно перемещающими товары.

Согласно п. 2 ст. 6 ТК ЕАЭС если день фактического пересечения товарами таможенной границы Союза не установлен, применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования, законодательные акты государств-членов в сфере налогообложения, действующие на день выявления нарушения, если иное не установлено ТК ЕАЭС, в соответствии с Договором о Союзе или международными договорами в рамках Союза, а в отношении применения законодательных актов государств-членов в сфере налогообложения - также законодательством государств-членов.

В соответствии с положениями ст. 135 ТК ЕАЭС товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при условии соблюдения запретов и ограничений, в том числе мер технического регулирования. Указанные меры соблюдаются путем оформления сертификата соответствия или декларации о соответствии продукции (товаров) обязательным требованиям (п. 3 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 294).

Согласно п. 6 Приложения N 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) продукция, соответствующая требованиям технических регламентов ЕАЭС и прошедшая установленные процедуры оценки соответствия, подлежит обязательной маркировке единым знаком обращения продукции на рынке ЕАЭС. Изображение единого знака обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза и Порядок его применения утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 711 (далее - Порядок).

Изображение единого знака обращения продукции на рынке ЕАЭС представляет собой сочетание трех стилизованных букв "E", "A" и "C", графически исполненных с применением прямых углов, имеет одинаковые высоту и ширину, составляет точные пропорции квадрата на светлом или на контрастном фоне (рис. 1 и 2 в Решении Комиссии Таможенного союза N 711). Базовый размер единого знака обращения должен быть не менее 5 мм.

Согласно разд. 4 - 5 Порядка изготовители, уполномоченные ими лица, импортеры продукции имеют право маркирования ее единым знаком обращения, если продукция прошла все установленные соответствующим техническим регламентом ЕАЭС процедуры оценки соответствия на территории любого из государств - членов ЕАЭС, что подтверждено документами, предусмотренными для соответствующих форм оценки соответствия в Евразийском экономическом союзе. Единый знак обращения наносится на каждую единицу продукции, упаковку или сопроводительную документацию. Место нанесения единого знака обращения на продукцию, тару (упаковку) и документацию устанавливается в техническом регламенте Евразийского экономического союза.

Товары, являющие предметом административного правонарушения, подлежат подтверждению соответствия обязательным требованиям, установленным Техническим регламентом ТС "О безопасности упаковки" (ТР ТС 005/2011), Техническим регламентом ТС "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" (ТР ТС 007/2011), Техническим регламентом ТС "О безопасности продукции легкой промышленности" (ТР ТС 017/2011), Техническим регламентом ТС "О безопасности средств индивидуальной защиты" (ТР ТС 019/2011), в данных регламентах установлены обязательные требования к маркировке продукции, в том числе единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.

Данная маркировка наносится на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию, или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции.

Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза осуществляется перед выпуском продукции в обращение на рынке.

Единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза наносится любым способом, обеспечивающим четкое и ясное изображение.

Товары маркируются единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза при ее соответствие; требованиям всех технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется и предусматривающих нанесение данного знака. Единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза может наноситься на упаковку, вкладыш, ярлык или приводиться в прилагаемых к продукции документах.

Следовательно, товар должен иметь маркировку «ЕАС» на момент пересечения государственной границы - страны участника Евразийского экономического союза. Поскольку оценка (подтверждение) соответствия выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза осуществляется до выпуска ее в обращение, отсутствие обязательной информации на упаковке товара, самой продукции, ярлыках, прикрепленных к ней, а также отсутствие обозначения единым знаком обращения "ЕАС", влечет за собой отказ в выпуске товара в связи несоблюдением декларантом обязательных требований к маркировке ввозимой продукции единым знаком обращения.

Анализ вышеприведенных норм позволяет сделать вывод о том, что знак "EAC" должен быть нанесен на товар непосредственно при ввозе на территорию ЕАЭС и до его таможенного декларирования с целью идентификации продукции представленным документам, подтверждающим соблюдение запретов и ограничений в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры.

Согласно заключению эксперта от 21.03.2022 следует, что рыночная стоимость товаров, являющихся предметом административного правонарушения по делу об административном правонарушении на внутреннем рынке РФ по состоянию на 21.12.2021 составила 2653449, 32 руб.

Вина ТОО «КаргоТрансКаз» в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.21 КоАП РФ подтверждается письменными доказательствами: определением о возбуждении дела от 24 февраля 2022 года; актом об остановке автмобильного транспорта от 21 декабря 2021 года; докладной запиской от 21 декабря 2021 года .3-14/0437; поручением на досмотр ; копией договора перевозки груза автомобильным транспортом от 11 декабря 2021 года; товаросопроводительными документами; докладной запиской от 15 февраля 2022 года об анализе базы ЦИТТУ; письмом ООО «АВМ Инжиниринг» от ДД.ММ.ГГГГ; декларацией на товары с комплектом документов; актом таможенного досмотра от ДД.ММ.ГГГГ, с фототаблицей; протоколами опроса свидетелей; протоколом изъятия вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом изъятия вещей и документов (с видеозаписью) от ДД.ММ.ГГГГ; определением о назначении товароведческой экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ; заключением таможенного эксперта от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ и иными материалами дела об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, уполномоченным должностным лицом, оснований не доверять сведениям, указанным в них, не имеется, в связи чем, судья признает их допустимыми доказательствами по делу, совокупность которых достаточна для вывода о виновности ТОО «КаргоТрансКаз» в совершении административного правонарушения.

Диспозицией ст. 16.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пользование товарами, которые незаконно перемещены через таможенную границу Евразийского экономического союза и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены установленные международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запреты и ограничения, либо товарами, выпущенными, в том числе условно, в соответствии с таможенной процедурой, пользование которыми, передача которых во владение или в пользование либо распоряжение которыми иными способами допущены в нарушение установленных запретов и (или) ограничений, а также приобретение, хранение либо транспортировка таких товаров.

Статьей 16.21 КоАП РФ, установлена административная ответственность за правонарушение, выразившееся в пользовании, приобретении, хранении либо транспортировке:

1) товарами, которые незаконно перемещены через таможенную границу и в отношении которых:

- не уплачены таможенные пошлины, налоги,

- не соблюдены запреты и ограничения, установленные международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации;

2) товарами, выпущенными, в том числе условно, в соответствии с таможенной процедурой, пользование которыми, передача которых во владение или в пользование либо распоряжение которыми иными способами допущены в нарушение установленных запретов и (или) ограничений.

Согласно ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле, не может быть вынесено по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения.

При длящемся административном правонарушении указанный срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

В целях обеспечения единообразного применения судебными органами положений законодательства об административной ответственности Пленум Верховного Суда РФ указал в п. 14 Постановления от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом.

Согласно позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 26.02.2008 № 9199/07 и согласуется с позицией с позицией Верховного Суда РФ, изложенной в абз. 3 п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5, днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

В данном случае, факт обнаружения правонарушения установлен в рамках таможенного контроля при проведении проверки транспортного средства (акт об остановке автомобильного транспортного средства от 21.12.2021).

Объективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.21 КоАП, состоит в приобретении, пользовании, хранении либо транспортировке товаров, которые незаконно перемещены через таможенную границу Евразийского экономического союза и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены установленные международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запреты и ограничения. Учитывая формулировку указанной нормы, при совершении лицом хотя бы одного из указанных действий оно может быть привлечено к административной ответственности.

Пользование, хранение, транспортировка предполагают определенный период времени, в течение которого они осуществляются, не прекращаясь. Такие действия могут быть отнесены к длящимся.

Таким образом, если приобретение товаров сопровождалось совершением действий (пользование, хранение, транспортировка), указанных в ст. 16.21 КоАП РФ, то данное правонарушение рассматривается как длящееся до момента завершения пользования, хранения или транспортировки.

Субъектами административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.21 КоАП РФ, являются должностные и юридические лица, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие действия, перечисленные в диспозиции рассматриваемой статьи.

Согласно ч. 1, 2 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Привлечение общества к административной ответственности возможно при условии доказанности вины в совершении вменяемого ему административного правонарушения как необходимого элемента его состава.

В данном случае субъектом правонарушения является - ТОО «КаргоТрансКаз».

Привлечение общества к административной ответственности возможно при условии доказанности вины в совершении вменяемого ему административного правонарушения как необходимого элемента его состава.

Осуществляя предпринимательскую деятельность (самостоятельную, осуществляемую на свой риск, направленную на систематическое получение прибыли) ТОО «КаргоТрансКаз» обязано знать действующее законодательство и соблюдать его. Однако общество не предприняло никаких мер по получению документов, подтверждающих законность нахождения товаров на таможенной территории Союза, подтверждающих уплату причитающихся таможенных пошлин, платежей, а так же соблюдение установленные международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений.

ТОО «КаргоТрансКаз» является участником внешнеэкономической деятельности и не могло не знать, что товар должен иметь маркировку «ЕАС» на момент пересечения государственной границы - страны участника Евразийского экономического союза и не могло не знать о неуплате налогов в отношении данной продукции, так как факт отсутствия маркировки очевиден.

ТОО «КаргоТрансКаз» приобретая в коммерческих целях, а так же осуществляя пользование и хранение товаров, в отношении которых не уплачены таможенные платежи, не соблюдены запреты, ограничения, не обеспечило соблюдение права ЕАЭС и законодательства Российской Федерации, не проявило необходимую степень заботливости и осмотрительности, все зависящие от него меры по соблюдению права ЕАЭС и законодательства Российской Федерации не приняло.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.21 КоАП РФ и доказанности вины ТОО «КаргоТрансКаз» в его совершении.

В соответствии с ч. 2 ст.4.1 КоАП РФ, при назначении наказания ТОО «КаргоТрансКаз» за совершенное правонарушение, предусмотренное ст.16.21 КоАП РФ, судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.

Санкция ст. 16.21 КоАП РФ предусматривает возможность назначения наказания для юридических лиц в виде административного штрафа от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 14.05.1999 N 8-П, в целях защиты суверенитета и экономической безопасности Российского государства, прав и законных интересов граждан, обеспечения единого экономического пространства законодатель, устанавливая таможенную территорию Российской Федерации, таможенную границу и соответствующий порядок перемещения, контроля и оформления товаров и транспортных средств, а также обложения таможенными платежами и их уплаты и т.п., может предусматривать административные меры принудительного характера, конкретные составы правонарушений и соответствующие санкции.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 12.05.2011 N 7-П, Конституционный Суд Российской Федерации, признавая соответствующим Конституции Российской Федерации законоположение, запрещающее пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами, в отношении которых таможенное оформление не завершено, исходил прежде всего из необходимости исключения такого правового порядка, при котором имелась бы возможность легализации незаконно ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации транспортных средств (поскольку тем самым наносился бы ущерб таким конституционным ценностям, как суверенитет и экономическая безопасность Российского государства, права и законные интересы граждан, и не достигалась бы цель обеспечения единого экономического пространства).

При рассмотрении дел о нарушении таможенных правил, в которых предполагается в качестве санкции конфискация товаров и транспортных средств у приобретателя или возложение на него обязанности по уплате таможенных платежей, доказывание его вины в таком нарушении осуществляется согласно таможенному законодательству с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 27.04.2001 N 7-П. В частности, если приобретатель не проявил в отношениях, связанных с приобретением имущества, заведомо происходящего из-за границы, ту степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась в целях надлежащего соблюдения вышеуказанного законодательства, то это дает основания говорить о его вине в форме неосторожности. Аналогичные выводы были сделаны в Определениях Конституционного Суда РФ от 27.11.2001 N 202-О, от 12.05.2006 N 167-О.

ТОО «КаргоТрансКаз» нарушены требования ст. 7, 13 ТК ЕАЭС, п. 6 Приложения 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014).

Согласно ст. 4 Договора об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства таможенного союза и государств - членов таможенного союза (Астана, 5 июля 2010 года) лицо, совершившее административное правонарушение на таможенной территории таможенного союза, подлежит привлечению к административной ответственности по законодательству той Стороны, на территории которой выявлено административное правонарушение.

4 марта 2022 года товар являющийся предметом административного правонарушения 11917 пар. перчаток и одна левая перчатка синего цвета, был изъят и составлен соответствующий протокол предусмотренный ст. 27.10 КоАП РФ, товар находится на хранении в камере хранения вещественных доказательств Астраханской таможни, расположенной по адресу: <адрес>.

На основании ч.1 ст. 243 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, имущество может быть безвозмездно изъято у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения (конфискация).

В силу ч. 1 ст. 3.7 КоАП РФ конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей.

Согласно ответам департамента государственных доходов по г. Алматы КГД МФ Республики Казахстан от 29.03.2022, от 04.04.2022 следует, что в отношении ТОО «КаргоТрансКаз» невозможно предоставить, ввиду отсутствия по месту нахождения <адрес>, по адресу г. <адрес> так же отсутствует.

Кроме этого, законный представитель ТОО «КаргоТрансКаз» как в ходе таможенного контроля, так и в ходе проведения административного расследования, производства по делу не проявлял интереса о судьбе изъятого товара, являющегося предметом административного правонарушения.

При таком положении, учитывая, что действующее законодательство не относит товар являющийся предметом административного правонарушения 11917 пар. перчаток и одна левая перчатка к вещам, изъятым из оборота, судья считает необходимым назначить ТОО «КаргоТрансКаз» административное наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения.

При этом, оснований для назначения административного штрафа и его замены на предупреждение, в соответствии с положениями статьи 4.1.1 КоАП РФ, не имеется.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 32.4 КоАП РФ постановление судьи о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.10 или главой 16 настоящего Кодекса, исполняется таможенным органом, осуществившим изъятие указанной вещи, путем ее передачи органу (организации), уполномоченному (уполномоченной) Правительством Российской Федерации на распоряжение товарами, обращенными в федеральную собственность, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.29.10, ст. 16.21 КоАП РФ, судья

п о с т а н о в и л :

товарищество с ограниченной ответственностью «КаргоТрансКаз», место нахождение и адрес юридического лица: 050000, <адрес>, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде конфискации товара, являющегося предметом административного правонарушения: перчатки черного цвета в количестве 462 пары, перчатки прорезиненные зеленого цвета в количестве 4294 пары, перчатки прорезиненные синего цвета в количестве 7161 пары и левая перчатка в количестве 1 шт., находящиеся в камере хранения вещественных доказательств Астраханской таможни по адресу: <адрес>.

По вступлении постановления в законную силу предмет административного правонарушения: перчатки черного цвета в количестве 462 пары, перчатки прорезиненные зеленого цвета в количестве 4294 пары, перчатки прорезиненные синего цвета в количестве 7161 пары и левая перчатка в количестве 1 шт. - обратить в доход государства.

Постановление может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 суток с момента вручения или получения копии постановления.

Судья подпись Е.А. Абакумова

Копия верна:

Судья Е.А. Абакумова