ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-126/14 от 06.08.2014 Кировского районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 5-126/2014

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

6 августа 2014 года г.Хабаровск

Судья Кировского районного суда г. Хабаровска Костевская И.Д.,

с участием: представителя лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении: ФИО1, действующей на основании доверенности от 28.03.2014 г.,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении юридического лица – Открытое акционерное общество "Хабаровский мукомольный завод", расположенного по адресу: 680000, г. Хабаровск, <адрес>, ОКАТО , ИНН ,

установил :

26 февраля 2014 года в отношении юридического лица – Открытое акционерное общество «Хабаровский мукомольный завод» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ по факту нарушения требований Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Согласно протоколу, 28.01.2014 года в 15.00 часов министерством культуры Хабаровского края в ходе проведения внеплановой выездной проверки выполнения предписания ОАО «Хабаровский мукомольный завод», выявлено, что собственник объекта культурного наследия регионального значения «<данные изъяты>» по <адрес> в г. Хабаровске (состоит на государственной охране на основании решения исполнительного комитета Хабаровского краевого совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Хабаровского края») не выполняет требования сохранения здания-памятника, установленные Федеральным законом от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и принятым охранным обязательством № 1299 от 09.06.2005г., а именно: юридическим лицом не предпринималось никаких действий по восстановлению здания или консервации сохранившегося остова здания, в органы государственной охраны объектов культурного наследия за получением задания на проведение работ по сохранению, согласованием проектной документации и разрешением на проведение работ по сохранению не обращалось.

В судебном заседании представитель юридического лица ОАО "Хабаровский мукомольный завод" ФИО1 поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела, дополнила, что после пожара, произошедшего в 2007 г. в здании ОАО «Хабаровский мукомольный завод», предприятие фактически прекратило деятельность, поскольку утратило здание и оборудование, необходимые для ее осуществления. Имеющиеся денежные средства и имущество ОАО «ХМЗ» были направлены для выплаты заработной платы сотрудникам предприятия и расчетам по его обязательствам. Данные обстоятельства явились причиной, по которой не были выполнены требования законодательства по обеспечению сохранности и восстановлению объекта культурного наследия – «Паровая <данные изъяты>». Только в январе 2014 г. в связи с привлечением инвесторов была изыскана возможность для исполнения предписания министерства культуры Хабаровского края № от 11.06.2013 г., а именно: был заключен договор с <данные изъяты>» на обследование и обмеры строительных конструкций здания от 10.01.2014 г., а также договор № от 21.02.2014 г. с <данные изъяты>» на выполнение работ в соответствии с перечнем платных услуг, оказываемых <данные изъяты>», 19.03.2014 г. ОАО «ЗМЗ» обратилось в министерство культуры Хабаровского края за получением согласования задания на проведение работ по сохранению указанного объекта культурного наследия, разработанного в <данные изъяты> по <данные изъяты> г.Хабаровска. Таким образом, отсутствие финансовой возможности у ОАО «ХМЗ» явилось причиной неисполнения вышеназванного предписания. В настоящее время ОАО «ХМЗ» в судебном порядке решается вопрос об установлении границ земельного участка, принадлежащего ОПО «ХМЗ», после чего будет возможно проведение работ по восстановлению здания.

Кроме того, ОАО «ХМЗ» не имеет финансовой возможности исполнения наказания, которое может быть назначено ему за данное административное правонарушение в размере, установленном санкцией ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, из-за отсутствия денежных средств, что подтверждается годовыми отчетами ОАО «Хабаровский мукомольный завод» по итогам финансово – хозяйственной деятельности за 2012, 2013 годы, наложение административного штрафа по существу явится причиной, по которой будет не возможно дальнейшее проведение намеченных работ по восстановлению объекта культурного наследия, финансирование которых возможно только за счет средств инвесторов.

В судебное заседание <данные изъяты> отдела надзора в сфере охраны объектов культурного наследия управления культурного наследия министерства культуры Хабаровского края ФИО6 не явилась о месте и времени рассмотрения дела была извещена, причину неявки суду не сообщила. Суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие указанного должностного лица.

В судебном заседании 30.07.2014 г. <данные изъяты> отдела надзора в сфере охраны объектов культурного наследия министерства культуры Хабаровского края ФИО7 пояснил, что предоставленными суду материалами административного дела подтверждается событие административного правонарушения, инкриминируемого ОАО «Хабаровский мукомольный завод», а также его вина в его совершении. Длительное бездействие ОАО «ХМЗ», его руководителя, с 2007 года привело к тому, что объект культурного наследия – «<данные изъяты>», принадлежащий ему продолжает разрушаться и может быть полностью утрачен. ОАО «ХМЗ» как собственник обязан нести бремя содержания, принадлежащего ему имущества, однако свои обязательства не исполняет. Документы, предоставленные представителем ОАО «ХМЗ» в судебное заседание, свидетельствующие о принятии им мер по исполнению предписания министерства культуры Хабаровского края № от 11.06.2013 г., не являются обстоятельствами, освобождающими юридическое лицо от административной ответственности за данное административное правонарушение, поскольку состав административного правонарушение был установлен и подтверждается актом проверки от 21 января 2014 г.

Заслушав показания лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что ОАО «Хабаровский мукомольный завод» является собственником объекта культурного наследия регионального значения «<данные изъяты>», ДД.ММ.ГГГГ., расположенного по адресу г. Хабаровск, <адрес> (Литер А1, Б, Б1, Б5) на основании охранного обязательства № от ДД.ММ.ГГГГ года.

Пунктом 10.2, 11, 13 охранного обязательства предусмотрено, что собственник разрабатывает и согласовывает с Госорганом график производства работ на памятнике с включением в него этапов: разработка научно-проектной документации на основании задания на разработку научно-проектной документации; проведение ремонтно-реставрационных работ на памятнике; составление научно-реставрационного отчета о проделанной работе. В случае выявления нарушений охранного обязательства госорган направляет собственнику предписание об устранении нарушений условий охранного Обязательства. В случае неоднократного нарушения собственником условий охранного обязательства, а также совершения умышленных действий приведших к уничтожению Памятника или причинению ему значительного ущерба, госорган принимает меры по привлечению собственника к административной или уголовной ответственности.

27 июня 2007 года <данные изъяты>» проведена проверка выполнения условий содержания, использования и технического состояния здания-памятника истории и культуры «<данные изъяты>», ДД.ММ.ГГГГ., расположенного по адресу г. Хабаровск, <адрес>, (Литер А1, Б, Б1, Б5) по результатам которой выявлено, что 25.06.2007 года после пожара здание-памятник истории культуры частично уцелел. В целях устранения выявленных нарушений необходимо: выполнить первоочередные мероприятия по усилению стенового остова, а также деформаций и дефектов стен и неудовлетворительного их влажностного состояния; выполнить замену окон в соответствии с историческим видом памятника, подготовить проектную документацию; обеспечить выполнение условий задания на разработку научно-проектной документации № и акта технического состоянии № , о чем составлен акт № .

11.06.2013 года Министерством культуры Хабаровского края собственнику объекта культурного наследия регионального значения ОАО «Хабаровский мукомольный завод» выдано предписание № 18, которым предписано в срок до 16.09.2013 года обратиться в министерство культуры края для получения задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, разработать проект графика производства работ по сохранению объекта культурного наследия и обратиться в министерство культуры края для его согласования.

В период с 21 января 2014 года по 28 января 2014 года на основании приказа министерства культуры Хабаровского края от 09 января 2014 года № проведена плановая выездная проверка с целью государственного контроля за исполнением ОАО "Хабаровский мукомольный завод" предписания № от 11.06.2013 года об устранении нарушений на объекте культурного наследия регионального значения «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ по <адрес>, а также соблюдение обязательных требований законодательств в области охраны, сохранения и использования объекта культурного наследия.

По результатам проверки выявлено нарушение ОАО «Хабаровский мукомольный завод» требований ФЗ от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации по сохранению, использованию объекта культурного наследия, о чем составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ года

Согласно ст. 6 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно пунктам 1, 2, 4, 7 статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и заданная на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ. Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, а также согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляется в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия – в порядке установленном законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом. Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утверждаемыми федеральным органом охраны объектов культурного наследия. Приемка работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляется соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, выдавшим разрешение на проведение указанных работ, одновременно со сдачей руководителем работ отчетной документации в порядке, установленном федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Согласно пунктам 3, 4 статьи 48 Федерального закона собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия. При государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требованиям к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.

Согласно пункту 4 статьи 52 Федерального закона, выявленный объект культурного наследия используется с обязательным выполнением требований: согласование в порядке, установленном пунктом 4 статьи 35 настоящего Федерального закона, осуществления проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории выявленного объекта культурного объекта культурного наследия либо на земельной участке или части водного объекта, в пределах которых располагается выявленный объект археологического наследия.

В соответствии с ч. 1 ст.7.13 КоАП РФ за нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением выявленных объектов культурного наследия, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

Объективная сторона административная правонарушения состоит в том, что виновный нарушает требования сохранения, использования и охраны объектов, упомянутых в ч.1 ст.7.13 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении установлено, что юридическим лицом ОАО «Хабаровский мукомольный завод» никаких действий после пожара и выдачи предписания по восстановлению здания или консервации сохранившегося остова здания не предпринималось, в органы государственной охраны объектов культурного наследия за получением задания на проведение работ по сохранению, согласованием проектной документации и разрешением на проведение работ по сохранению не обращалось. Таким образом, обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, нашли свое подтверждение.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Факт совершения административного правонарушения, подтверждается оглашенными и исследованными в судебном заседании доказательствами в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, в том числе актом проверки от 28.01.2014 года, приказом от 09.01.2014 года, предписанием № от ДД.ММ.ГГГГ года, охранным обязательством № от ДД.ММ.ГГГГ., актом № от ДД.ММ.ГГГГ., фотоснимками. Данные доказательства, отвечают требованиям ст. 26.2 КоАП РФ и признаются допустимым доказательствами по делу об административном правонарушении, а данные, указанные в документах достоверными.

При таких обстоятельствах, прихожу к выводу о том, что в действиях ОАО "Хабаровский мукомольный завод» имеет место состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.7.13 КоАП РФ.

Вина ОАО «Хабаровский мукомольный завод" в совершении данного административного правонарушения нашла свое полное подтверждение.

Сроки и порядок привлечения юридического лица к административной ответственности, соответствуют требованиям КоАП РФ.

Оценивая размер наказания, подлежащего назначению юридическому лицу за совершение данного административного правонарушения, судья учитывает следующее.

При назначении административного наказания учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Оснований для освобождения от административной ответственности не установлено.

Вместе с тем, суд учитывает, что 1 июня 2013 г. ОАО «ХМЗ» был заключен с <данные изъяты>» договор об оказании охранных услуг здания «<данные изъяты>», расположенного по адресу г. Хабаровск, <адрес> в целях обеспечения его охраны от преступных и иных незаконных посягательств, 19 августа 2013 г. заключен договор с <данные изъяты>» по систематическому надзору за техническим состоянием данного здания с целью недопущения его дальнейшего разрушения и сохранения остаточных элементов, 21 февраля 2014 г. договор с <данные изъяты>» по разработке задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.

Данные обстоятельства хоть и не исключают событие, инкриминируемого ОАО «ХМЗ» административного правонарушения, однако свидетельствуют о том, что юридическим лицом, спустя продолжительное время, прошедшее после пожара в здании - «<данные изъяты>», расположенного по адресу г. Хабаровск, <адрес>, начали предприниматься меры по сохранению указанного здания-памятника.

В органы государственной охраны объектов культурного наследия за получением задания на проведение работ по сохранению, согласованием проектной документации и разрешением на проведение работ по сохранению ОАО «ХМЗ» обратилось в 2014 г. посредством заключения договора от 21.02.2014 г. № .

Данные обстоятельства суд признает смягчающими вину ОАО «ХМЗ» обстоятельствами.

Действия по восстановлению здания или консервации сохранившегося остова здания ОАО «ХМЗ» не предпринимались.

Обстоятельств отягчающих административную ответственность, не установлено.

Санкция ч.1 ст.7.13 КоАП РФ предусматривает административную ответственность юридических лиц в виде штрафа в размере от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

Согласно части1 статьи3.1 КоАП Российской Федерации административный штраф, равно как любое другое административное наказание, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Судом установлено, что ОАО «Хабаровский мукомольный завод» после пожара, имевшего место в 2007 году в помещении здания завода, в результате которого здание было частично разрушено, уничтожено и повреждено оборудование, в виду специфики его деятельности не осуществляет свою непосредственную деятельность, в связи с чем, не получает прибыль от данного вида деятельности, находится в тяжелом имущественном положении, что подтверждается годовыми отчетами по итогам финансово – хозяйственной деятельности за 2012 – 2013 годы.

Вместе с тем, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности назначения административного наказания ниже низшего предела санкции, установленной за конкретное административное правонарушение, а тяжелое имущественное положение и добровольное устранение допущенных нарушений, предшествовавшее назначению административного наказания, не могут быть основанием для освобождения от административной ответственности.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2014г. N4-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Арбитражного суда Нижегородской области и жалобами обществ с ограниченной ответственностью "Барышский мясокомбинат" и "ВОЛМЕТ", открытых акционерных обществ "Завод "Реконд", "Эксплуатационно-технический узел связи" и "Электронкомплекс", закрытых акционерных обществ "ГЕОТЕХНИКА П" и "РАНГ" и бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики "Детская городская больница N3 "Нейрон" Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью1 статьи7.3, частью1 статьи9.1, частью1 статьи14.43, частью2 статьи15.19, частями 2 и 5 статьи15.23.1 и статьей19.7.3 КоАП Российской Федерации, а равно за совершение других административных правонарушений, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен на основе требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, если наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица.Меры административной ответственности и правила их применения, устанавливаемые законодательством об административных правонарушениях, должны не только соответствовать характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений.Размеры административных штрафов в совокупности с правилами их наложения должны позволять в каждом конкретном случае привлечения юридического лица к административной ответственности обеспечивать адекватность применяемого административного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания за совершенное административное правонарушение.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, с учетом вышеприведенных требований закона, а также учитывая то, что ОАО "Хабаровский мукомольный завод" ранее к административной ответственности не привлекалось, исходя из характера совершенного административного правонарушения, предпринятых мер к устранению, выявленных в протоколе нарушений, всех обстоятельств дела считаю, возможным, назначить наказание в виде административного штрафа, снизив и определив его размер в сумме 50 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 4.1, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

постановил :

Открытое акционерное общество "Хабаровский мукомольный завод" признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей.

Штраф подлежит оплате в течение 60 дней со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам: Получатель УФК по Хабаровскому краю (Министерство культуры Хабаровского края, л/с <***>), номер счета получателя 40101810300000010001, Банк получателя ГРКЦ ГУ Банка России по Хабаровскому краю г. Хабаровска БИК 040813001 ОКАТО 08401000000 КБК 004 11690040040000140 ИНН <***> КПП 272101001.

Квитанцию об уплате штрафа необходимо представить в Кировский районный суд г. Хабаровска.

Неуплата штрафа в установленный срок влечет за собой ответственность по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ в виде двукратного размера неуплаченной суммы штрафа.

Постановление может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г. Хабаровска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья И.Д.Костевская