ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-126/18 от 24.10.2018 Рыльского районного суда (Курская область)

Э№ 5-126/2018

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Рыльск 24 октября 2018 года

Судья Рыльского районного суда Курской области Николаева Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) в отношении перевозчика ФЛП «Мусаелян Армен Артюшевич» (<адрес>, <адрес>, идентификационный номер физического лица-плательщика налогов и других обязательных платежей 2608219750),

У С Т А Н О В И Л А:

Перевозчик ФЛП «Мусаелян Армен Артюшевич» сообщил в таможенный орган недостоверные сведения о количестве грузовых мест товара при убытии с таможенной территории Таможенного союза, путем представления недействительных документов при следующих обстоятельствах.

16 августа 2018 года в 03 часа 20 минут со стороны России в зону таможенного контроля таможенного поста МАПП Крупец Курской таможни под управлением гражданина Украины ФИО1 прибыл автомобиль марки «DAF FT XF105», регистрационный номер AM8379CH Украины, 2010 года выпуска, цвет белый, VIN: , с полуприцепом марки «SCHMITZ CARGOBULL», регистрационный номер AM4902XP Украины, 2011 года выпуска, цвет синий, VIN: , принадлежащие перевозчику ФЛП «ФИО3». Представителем перевозчика – водителем ФИО1 при убытии товара с таможенной территории Евразийского экономического союза должностным лицам таможенного поста были представлены следующие товаросопроводительные и коммерческие документы: CMR № 834902 от 14.08.2018, счет-фактура № 065 от 14.08.2018, ДТ № 10313140/140818/0033710 от 14.08.2018 (таможенное декларирование производилось в электронной форме), согласно которым в грузовом отделении вышеуказанного полуприцепа перевозится товар – макулатура марки «МС-5Б», в количестве 60 грузовых мест, общим весом брутто товара 20020 кг. В ходе проведения мероприятий по таможенному контролю с использованием МИДК было выявлено наличие подозрительного участка в грузовом отделении вышеуказанного полуприцепа. В ходе проведения таможенного досмотра было установлено, что грузовые места представляют собой тюки прессованного картона, обтянутые металлической проволокой. Грузовые места имеют повреждения, так как товар (макулатура) имеет следы износа, проявления на нем следов сырости и потертости. Общее количество грузовых мест товара составило 73 шт., что на 13 грузовых мест больше, чем указанно в товаросопроводительных и коммерческих документах (далее - ТСД). При полном взвешивании грузовых мест на электронных весах установлено, что общий вес брутто товара составляет 18406 кг, что на 1614 кг меньше веса брутто товара, указанного в ТСД.

Товар - макулатура, в количестве 13 тюков, общим весом брутто 2933,5 кг, изъят по протоколу изъятия вещей и документов от 20.08.2018 и помещен на ответственное хранение СВХ ООО «Знамение» (Россия, <...>).

Своими действиями перевозчик ФЛП «Мусаелян Армен Артюшевич» совершил административное правонарушение, выразившееся в сообщении в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест товара при убытии с таможенной территории Таможенного союза, путем представления недействительных документов, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.1 ч. 3 КоАП РФ.

Законный представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, перевозчика ФЛП «Мусаелян Армен Артюшевич» ФИО3 в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом посредством телефонограммы, просил рассмотреть дело в отсутствие законного представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Исследовав письменные доказательства по делу, полагаю, что вина перевозчика ФЛП «Мусаелян Армен Артюшевич» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.1 ч. 3 КоАП РФ, доказана и нашла свое подтверждение в суде.

В соответствии с подпунктом 21 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку товаров и (или) пассажиров через таможенную границу и (или) перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем, в пределах таможенной территории Таможенного союза, или являющееся ответственным за использование транспортных средств.

ТК ТС устанавливает требование о представлении перевозчиком таможенному органу документов при прибытии в пункт пропуска через таможенную границу или иное установленное место.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 8 Конвенции о договоре международной перевозки грузов 1956 года (далее - КДПГ) при принятии груза перевозчик обязан проверить: а) точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров; б) внешнее состояние и его упаковки. При этом, если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность записей относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров, он должен вписать в накладную обоснованные оговорки. Он должен также обосновать все сделанные им оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки (пункт 2 статьи 8 КДПГ). При отсутствии в накладной обоснованных перевозчиком оговорок имеется презумпция, что груз и его упаковка были внешне в исправном состоянии в момент принятия груза перевозчиком и что число грузовых мест, а также их маркировка и номера соответствовали указаниям накладной (статья 9 КДПГ).

В соответствии со статьей 159 ТК ТС при международной перевозке автомобильным транспортом перевозчик сообщает таможенному органу сведения, в том числе: о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров, о наименовании товаров, о весе брутто товаров (в килограммах) либо объеме товаров (в кубических метрах), за исключением крупногабаритных грузов, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее чем первых четырех знаков. Перевозчик представляет таможенному органу следующие документы: документы на транспортное средство международной перевозки; транспортные (перевозочные) документы; имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары.

Таким образом, перевозчик несет ответственность перед таможенным органом за представление товаросопроводительных документов, содержащих полные и точные сведения о товаре.

Фактически посредством представления водителем перевозчика ФЛП «ФИО3» ФИО1 при убытии товара с таможенной территории Евразийского экономического союза должностным лицам таможенного поста МАПП Крупец Курской таможни товаросопроводительных и коммерческих документов: CMR № 834902 от 14.08.2018, счет-фактура № 065 от 14.08.2018, ДТ № 10313140/140818/0033710 от 14.08.2018, перевозчиком были сообщены в таможенный орган недостоверные сведения о количестве грузовых мест товара, путем представления недействительных документов.

Вина перевозчика ФЛП «ФИО3» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.1 ч. 3 КоАП РФ, подтверждается следующими письменными доказательствами:

протоколом об административном правонарушении № 10108000-914/2018 от 13.09. 2018 года в отношении перевозчика ФЛП «ФИО3» (л.д.95-100);

актом таможенного осмотра №10108040/160818/000359 от 16.08.2018 2018 года, из которого следует, что при анализе изображения, полученного в результате сканирования транспортного средства с применением МИДК, возникли основания полагать, что в грузовом отделении предположительно находится товар, не заявленный в порядке, установленном ТСД (л.д. 10-13);

актом таможенного досмотра (осмотра) № 10108040/200818/000360 от 16.08 2018 года, согласно которому в ходе таможенного досмотра при полном взвешивании грузовых мест установлено, что общий вес брутто товара составляет 18406 кг, что на 1614 кг меньше веса брутто товара, указанного в ТСД (л.д. 15-43);

копией CMR № 834902 от 14.08.2018 (л.д.49), копией счет-фактуры № 065 от 14.08.2018 (л.д.50), копией упаковочного листа № 065 от 14.08.2018 г. (л.д.51),

протоколом изъятия вещей и документов по делу об административном правонарушении № 10108000-914/2018 от 20.08.2018, согласно которому изъят товар - макулатура в количестве 13 тюков, общим весом брутто 2933,5 кг. (л.д.53-56);

пояснением руководителя перевозчика ФЛП «ФИО3» ФИО3, поступившим в адрес таможенного поста МАПП Крупец Курской таможни 31.08.2018, согласно которому данная перевозка товара осуществлялась на основании Договора-Заявки №535/Т/КТ на перевозку груза автомобильным транспортом от 14.08.2018 с ФЛП «ФИО2». ФЛП «ФИО3» осуществлялись международные перевозки товаров по территории государств Евразийского экономического союза (ранее – Таможенного союза) с февраля 2017 года. Права и обязанности перевозчика, установленные Таможенным кодексом Евразийского экономического союза, а также установленные Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) от 19.05.1956 ФЛП «ФИО3» известны. Руководитель перевозчика знакомил водителя ФИО1 с обязанностями проверки соответствия транспортным и коммерческим документам товаров во время их погрузки в грузовые отсеки транспортных средств для дальнейшей международной перевозки. В обязанности водителя входит присутствие при погрузке товара в транспортные средства, проведение сверки соответствия фактического товара с товаром, сведения о котором заявлены в товаросопроводительных документах. Водитель ФИО1 работает у ФЛП «ФИО3» с 06.08.2018 на основании гражданско-правовой сделки. При погрузке водитель сверил количество грузовых мест товара с таможенными документами, где было указано 73 места. Что нужно было сверять еще и с CMR, водитель не знал. Просит обратить внимание, что это была первая поездка водителя за границу, учесть, что это «человеческий фактор» и никто не хотел давать недостоверные сведения о количестве грузовых мест товара при убытии с таможенной территории Таможенного союза, путем предоставления недействительных документов (л.д.74-87);

протоколом опроса свидетеля ФИО1 от 20.08.2018 (л.д.58-61), из которого следует, что он работает у перевозчика ФЛП «ФИО3» в качестве водителя с 2018 года. В круг его обязанностей входит: соблюдение таможенного и другого законодательства, условий Конвенции дорожных перевозок грузов, осуществление контроля при погрузке товаров в грузовой отсек (в том числе пересчет количества грузовых мест), обеспечение сохранности перевозимых товаров в пути следования, также средств идентификации товаров (включая таможенных), а также представление в таможенный орган сведений о перевозимых товарах путем подачи товаросопроводительных и коммерческих документов в таможенные органы при пересечении таможенной границы. С таможенным законодательством Евразийского экономического союза в части международной перевозки грузов он ознакомлен. 14 августа 2018 года он на автомобиле марки «DAF FT XF105», регистрационный номер AM8379CH Украины, с полуприцепом марки «SCHMITZ CARGOBULL», регистрационный номер AM4902XP Украины, по распоряжению руководителя ФЛП «ФИО3» выехал из г. Ростова-на-Дону (Россия) в г. Обухов (Украина) с товаром – макулатура марки «МС-5Б», общим количеством грузовых мест 60 тюков, общим весом брутто товара 20020 кг. При погрузке вышеуказанного товара в грузовой отсек полуприцепа он не присутствовал и не мог осуществить сверку соответствия количества грузовых мест и наименования фактически загруженного товара со сведениями о товарах, которые заявлены в товаросопроводительных и коммерческих документах ввиду того, что он в этот момент находился в офисе и получал документы на получаемый им груз. Содержание документов после их получения он проверил. 16 августа 2018 года примерно в 03 часа 20 минут он прибыл в МАПП «Крупец» Курской таможни, где представил вышеуказанные ТСД должностным лицам таможни. После проверки данных документов был назначен таможенный осмотр вышеуказанных транспортных средств с применением МИДК, в ходе проведения которого инспектором МИДК была выделена зона под подозрением – грузовой отсек полуприцепа. После этого транспортное средство было направлено для проведения таможенного досмотра, в ходе которого перемещаемый им товар был выгружен из грузового отделения транспортного средства в складское помещение. По итогам таможенного досмотра было установлено, что общее количество грузовых мест на 13 грузовых мест превышает указанное в ТСД. По какой причине достоверные сведения о количестве грузовых мест товара не были внесены в товаросопроводительные и коммерческие документы, ему не известно.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с частью 1 статьи 2.6 КоАП РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.

Согласно примечанию к статье 16.1 КоАП РФ за административные правонарушения, предусмотренные главой 16 КоАП России, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Согласно пункту 2 примечания к главе 16 КоАП РФ под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

Из материалов дела установлено, что перевозчик ФЛП «ФИО3» должен был выполнить обязанности, установленные таможенным законодательством Евразийского экономического союза, то есть сообщить в таможенный орган достоверные сведения о наименовании и весе брутто товаров при прибытии на таможенную территорию Евразийского экономического союза, однако не выполнил этого. Объективных обстоятельств, которые могли бы препятствовать перевозчику ФЛП «ФИО3» выполнению обязанностей, предусмотренных таможенным законодательством, не установлено.

Необходимость выполнения той или иной обязанности в сфере таможенных правоотношений вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закрепленного в статье 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. Вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть проявить ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

Согласно положениям ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу суд учитывает характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность перевозчика, не установлено.

С учетом всех обстоятельств дела считаю целесообразным назначить перевозчику ФЛП «ФИО3» административное наказание в виде конфискации товаров, явившихся предметом административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 3.7, 23.1, 29.10, 29.11 КоАП РФ, судья,

П О С Т А Н О В И Л А:

Признать перевозчика ФЛП «Мусаелян Армен Артюшевич» <адрес>, идентификационный номер физического лица-плательщика налогов и других обязательных платежей 2608219750) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.1 ч. 3 КоАП РФ, и назначить наказание в виде конфискации товаров, явившихся предметом административного правонарушения: макулатура в количестве 13 тюков, общим весом брутто 2933, 5 кг, находящихся на ответственном хранении в СВХ ООО «Знамение» (Россия, <...>).

Денежные средства, полученные от реализации конфискованного имущества перечислить на счет Курской таможни: счет 40101810800000002901; получатель – Межрегиональное операционное УФК (ФТС России); ИНН <***>; КПП 773001001, ОКТМО 45328000. Банк получателя - «Операционный департамент Банка России», г.Москва 701, БИК 044501002; назначение платежа: код вида платежа - 7015, код таможенного органа 10108000, код бюджетной классификации 15311403012010400440 (в части реализации основных средств) средства от реализации товаров, обращенных в федеральную собственность.

Постановление может быть обжаловано в Курский областной суд через Рыльский районный суд Курской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья: Л.Н. Николаева