ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-126/20 от 21.09.2020 Иультинского районного суда (Чукотский автономный округ)

Дело № 5-126/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

Судья Иультинского районного суда Чукотского автономного округа Востик А.П., рассмотрев в расположении Иультинского районного суда по адресу: ул. Комсомольская, д. 4, п. Эгвекинот, дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.37 КоАП РФ, в отношении ФИО1 ча, родившегося <...> в <...>, гражданина РФ, <...>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <...><...>, <...>,

у с т а н о в и л :

ФИО1 допустил нарушение правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах.

ФИО1, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в свое отсутствие, вину в совершении административного правонарушения признал, в содеянном раскаялся.

При таких обстоятельствах, на основании части 2 статьи 25.1 КоАП РФ считаю возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и, изучив протокол об административном правонарушении с материалами дела, прихожу к следующему выводу.

Часть 2 статьи 8.37 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса.

Отношения, возникающие в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, регулируются Федеральным законом от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее Закон о рыболовстве).

По требованиям части 1 статьи 16 Закона о рыболовстве, граждане и юридические лица могут осуществлять рыболовство в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Одним из принципов законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов, согласно пункту 4 части 1 статьи 2 Закона о рыболовстве, является установление дифференцированного правового режима водных биоресурсов, согласно которому при определении правового режима указанных водных биоресурсов должны учитываться их биологические особенности, экономическое значение, доступность для использования, район добычи (вылова) и другие факторы.

В целях обеспечения сохранения водных биоресурсов и их рационального использования может устанавливаться запрет рыболовства в определенных районах и в отношении отдельных видов водных биоресурсов (пункт 1 части 1 статьи 26 Закона о рыболовстве).

В силу статьи 43.1 Закона о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов, утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна и обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность.

Статьей 25 этого же закона определено, что рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации осуществляется лицами, относящимися к указанным народам, и их общинами с предоставлением рыбопромыслового участка или без его предоставления. Рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации без предоставления рыбопромыслового участка осуществляется без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, за исключением добычи (вылова) редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов. Порядок рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

Приказом Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству от 11 апреля 2008 года № 315 утвержден Порядок осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 4, 5 указанного Порядка традиционное рыболовство осуществляется в соответствии с правилами рыболовства отдельных рыбохозяйственных бассейнов в пределах квот добычи (вылова) водных биоресурсов, выделенных субъектам Российской Федерации, для обеспечения традиционного рыболовства малочисленных народов и распределяются между пользователями органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Традиционное рыболовство осуществляется лицами, относящимися к малочисленным народам, в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности в местах их традиционного проживания с предоставлением рыбопромыслового участка или без его предоставления.

Из протокола об административном правонарушении следует, что 17 августа 2020 года в период времени с 15:30 часов до 16:00 часов ФИО1, проживающий в <...> Чукотского АО, осуществлял традиционное рыболовство на берегу акватории Чукотского моря, с северной стороны с. Ванкарем в юго-восточном направлении на расстоянии 50 метров от дома № 1 по ул. Ленина с.Ванкарем, в нарушение требований пунктов 85, 86, 90 Приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 23 мая 2019 года № 267 "Об утверждении правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна", в отсутствие промыслового журнала и документа, удостоверяющего личность.

В силу требований пунктов 85, 86 Правил, рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 23.05.2019 № 267 (далее Правила) пользователи, осуществляющие традиционное рыболовство без предоставления рыболовного (рыбопромыслового) участка, должны иметь при себе документ, удостоверяющий личность, а также промысловый журнал.

По требованиям п. 90 Правил, запретные для добычи (вылова) водных биоресурсов при осуществлении традиционного рыболовства районы, сроки (периоды), виды водных биоресурсов, шаг ячеи и конструкция орудий добычи (вылова), способы добычи (вылова), минимальный допустимый размер и допустимые приловы молоди водных биоресурсов указываются в разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов при предоставлении водных биоресурсов в пользование для осуществления традиционного рыболовства в соответствии с требованиями статьи 33.2 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и в решении о предоставлении водных биоресурсов в пользование для обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности.

По сведениям уполномоченного Главы Администрации ГО Эгвекинот в селе Ванкарем от 02.09.2020 № <...>ФИО1 ч, <...> года рождения, является коренным жителем малочисленных народов Севера, по национальности эскимос, проживает в <...> Чукотского автомноного округа по адресу: <...>.

Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 года № 255 (ред. от 25.08.2015) "О едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации" национальность "эскимос" включена в перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих на территории Чукотского АО

Как разъяснено в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.11.2010 № 27 "О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного, прибрежного и других видов рыболовства" к нарушениям правил осуществления рыболовства относятся, например: добыча (вылов) водных биоресурсов без разрешительных документов, если их получение является необходимым условием осуществления этой деятельности (то есть без разрешения на добычу (вылов), без путевки для осуществления любительского и спортивного рыболовства); несоблюдение установленных запретов (например, в отношении периода, орудий, способов лова, мест добычи (вылова) при осуществлении любительского и спортивного рыболовства); отсутствие учета либо ненадлежащий учет водных биоресурсов в промысловом журнале и (или) иных отчетных документах при условии, что законодательством установлена обязанность по ведению таких документов.

Из пункта 7 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что квалификации по части 2 статьи 8.37 КоАП РФ подлежат действия (бездействие) лиц, нарушивших правила, регламентирующие рыболовство во внутренних водах Российской Федерации (на водных объектах рыбохозяйственного значения, включая Каспийское море), не являющихся внутренними морскими водами. Действия (бездействие) лиц, осуществляющих рыболовство в пределах внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации или открытого моря, также могут быть квалифицированы по части 2 статьи 8.37 КоАП РФ, если будет установлен и подтвержден указанными в части 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами тот факт, что такими лицами нарушены правила, регламентирующие рыболовство, однако водные биоресурсы либо изготовленная из них продукция на момент обнаружения административного правонарушения уполномоченным на то должностным лицом отсутствовали.

Как следует из материалов дела, рыболовство осуществлялось ФИО1 во внутренних морских водах, к которым в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" относятся, в том числе, воды заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, при этом водные биоресурсы у него не обнаружены.

По делу установлено, что ФИО1 осуществлял традиционное рыболовство, не имея при себе промыслового журнала и документа, удостоверяющего личность, чем нарушил требования пунктов 85, 86 Правил рыболовства. Между тем, доказательств того, что ФИО1 нарушены требования пункта 90 данных Правил, материалы дела не содержат, в связи с чем, указанный пункт подлежит исключению из вменяемого ему обвинения.

Осуществление ФИО1 традиционного рыболовства при отсутствии промыслового журнала и документа, удостоверяющего личность, помимо протокола об административном правонарушении, подтверждено собранными по делу доказательствами: рапортом УУП ОУУП и ПДН Отд МВД России по ГО Эгвекинот Р.В.Н.., согласно которому установлено: в период с 15:30 часов до 16:00 часов 17 августа 2020 на берегу Чукотского моря с северной стороны с. Ванкарем, в юго-восточном направлении на расстоянии 50 метров от <...>ФИО1 осуществлял традиционное рыболовство с применением одной ставной сети, общей длиной погружения от края береговой линии в воду на 10 метров и шагом ячеи 45 мм, не имея промыслового журнала и документа, удостоверяющего личность; протоколом осмотра территории от 17.08.2020 с фототаблицей к нему, согласно которому произведен осмотр участка местности на северном берегу акватории Чукотского моря, расположенного напротив <...>, в юго-восточном направлении на расстоянии 50 м от <...>, где обнаружена ставная сеть, длиной погружения от береговой линии в воду 10 м и шагом ячеи 45 мм, на верхнем капроновом шнуре имеются поплавки белого цвета, на нижний шнур насажены кольца металлические в виде грузил, добровольно выданная гражданином ФИО1, в рыболовной сети водных биоресурсов не обнаружено; объяснениями ФИО1 от 17.08.2020, данными им при составлении протокола об административном правонарушении, который вину свою в совершении вменяемого административного правонарушения признал, в содеянном раскаялся, и пояснил, что 17 августа 2020 года он осуществлял традиционное рыболовство с использованием ставной сети длиной погружения в воду на 10 м, размером ячеи 45 мм для личных нужд, с целью употребления в пищу, не имея при себе промыслового журнала и документа, удостоверяющего личность, объектов животного мира (рыбы) на момент проверки им не было добыто; объяснениями свидетеля К.М.А. от 17.08.2020, данными при составлении протокола об административном правонарушении, которая пояснила, что 17 августа 2020 года около 16 часов находилась на берегу моря и видела, что на северном берегу акватории Чукотского моря, расположенного напротив <...> на расстоянии 50 м в юго-восточном направлении от дома № 1 по ул. Ленина с. Ванкарем ФИО1 с помощью ставной сети осуществлял промысел по добыче (вылову) рыбы (л.д. <...>).

Оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, оснований не доверять им не нахожу, поскольку они получены в соответствии с требованиями административного законодательства, согласуются между собой и противоречий не имеют. Неустранимых сомнений в виновности ФИО1 в совершении вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьей 8.37 КоАП РФ, по делу не имеется. В соответствии с требованиями статьи 26.2 КоАП РФ, вышеуказанные доказательства признаются допустимыми.

Таким образом, факт нарушения ФИО1 правил, регламентирующих рыболовство, подтвержден совокупностью собранных по делу доказательств, и сомнений не вызывает.

На основании изложенного, действия ФИО1 квалифицирую по части 2 статьи 8.37 КоАП РФ, как нарушение правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 КоАП РФ.

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений.

В силу части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность ФИО1 в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ признается раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, а в соответствии с частью 2 указанной статьи - признание своей вины.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ФИО1, по делу не установлено.

Санкция части 2 статьи 8.37 КоАП РФ предусматривает наказание в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.

Принимая во внимание, что ФИО1 относится к коренным малочисленным народам Севера, ранее к административной ответственности за нарушение в области охраны окружающей среды и природопользования не привлекался, рыболовство осуществлял для обеспечения своего пропитания, при нарушении правил рыболовства биоресурсы не обнаружены, полагаю, возможным не применять к нему дополнительный вид наказания - конфискацию орудия добычи (вылова) водных биологических ресурсов.

Рыболовная ставная сеть, изъятая в ходе осмотра места происшествия 17.07.2020, на основании пункта 1 части 3 статьи 29.10 КоАП РФ подлежит возвращению законному владельцу ФИО1

При назначении наказания учитывается характер совершенного правонарушения, личность виновного, впервые привлекаемого к административной ответственности, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, считаю возможным назначить ФИО1 наказание за совершение данного административного правонарушения в рамках санкции части 2 статьи 8.37 КоАП РФ, без конфискации орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов.

Руководствуясь частью 2 статьи 8.37, статьями 3.5, 4.1, 29.9-29.10 КоАП РФ, судья

п о с т а н о в и л:

ФИО1 ча признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 (Две тысячи) рублей, без конфискации орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов.

Административный штраф подлежит зачислению по реквизитам: КБК 18811601081010037140, получатель - Управление федерального казначейства по Чукотскому АО (УМВД по Чукотскому АО), ИНН <***>, КПП 870901001, расчетный счет № <***>, Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Чукотскому АО г. Анадырь, БИК 047719001, ОКТМО 77715000, лицевой счет <***>, УИН 18880487200000874216.

По вступлению постановления в законную силу, вещественное доказательство - рыболовную ставную сеть возвратить законному владельцу ФИО1

Разъяснить ФИО1, что в силу требований статьи 31.5 КоАП РФ при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья может отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, вынесшим постановление, на срок до трех месяцев.

Разъяснить ФИО1 положения статьи 32.2 КоАП РФ, в соответствии с которой административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении шестидесяти дней, судья, вынесший постановление, направляет в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

В соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в установленный законом срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление по делу об административном правонарушении одновременно является исполнительным документом.

Постановление может быть обжаловано в суд Чукотского автономного округа в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления через Иультинский районный суд.

Судья <...> А.П. Востик