ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-126/2016 от 10.10.2016 Ямальского районного суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

с. Яр-Сале

Судья Ямальского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа Степанюк О.В., при секретаре Окотэтто И.М.

рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении № 5-126/2016 в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Ямал» о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

В ходе плановой выездной проверки Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (территориального органа Росприроднадзора) установлено, что ООО «Газпромнефть-Ямал» (далее – Общество) осуществляло деятельность, не связанную с извлечением прибыли, без специальной лицензии, если такая лицензия обязательна, выразившееся в осуществлении деятельности по размещению (хранению) отходов бурения в шламовом амбаре куста 3 <адрес> в отсутствие лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов.

Так, в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию (ч. 1). Перечень отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, подлежащих лицензированию, устанавливается федеральными законами (ч.2).

Согласно ч.1 ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона.

При этом согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Исходя из ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что размещение отходов - это хранение и захоронение отходов. При этом хранение отходов - это складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.

Статьей 1 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон «Об отходах») определено, что отходы производства и потребления - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом (редакция закона действовавшая по 31.12.2014). Отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом (в редакции действующей с 01.01.2015). Размещение отходов - это в том числе хранение (содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования (в редукции закона действовавшей до 31.12.2014); складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения и захоронение отходов (в действующей редакции)). Накопление отходов это: временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования (в редакции действовавшей до 31.12.2015); временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования (в действующей редакции).

Согласно представленным Обществом сведениям об объемах образования и способах утилизации отходов бурения, актам начала и окончания бурения скважин и геолого-техническим отчетам Обществом размещались в шламовом амбаре куста 3 отходы бурения, образовавшиеся при строительстве скважин №, , , куста 3. Периоды бурения скважин и периоды размещения (хранения отходов бурения) приведены ниже:

- скважина куста 3 бурилась в период ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ. При бурении скважины образовались отходы бурения в количестве - 742,38 м3, из них: отработанный буровой шлам - 328,18 м3; отработанный буровой раствор - 265,8 м3; буровые сточные воды - 148,4 м3. Накопление данных отходов осуществлялось с ДД.ММ.ГГГГ. Хранение (размещение) отходов бурения осуществлялось с ДД.ММ.ГГГГ (с момента истечения одиннадцатимесячного срока с начала бурения скважины) по ДД.ММ.ГГГГ (согласно протоколу отбора проб обследования от ДД.ММ.ГГГГ при проведении в рамках настоящей проверки осмотра куста 3 установлено, что отходы бурения все еще находятся в амбаре (не переработаны));

- скважина куста 3 бурилась в период ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ. При бурении скважины образовались отходы бурения в количестве - 720,54 м3, из них: отработанный буровой шлам - 293,44 м3; отработанный буровой раствор - 273,2 м3; буровые сточные воды - 153,9 м3. Накопление данных отходов осуществлялось с ДД.ММ.ГГГГ. Хранение (размещение) отходов бурения осуществлялось с ДД.ММ.ГГГГ (с момента истечения одиннадцатимесячного срока с начала бурения скважины) по ДД.ММ.ГГГГ (согласно протоколу отбора проб обследования от ДД.ММ.ГГГГ при проведении в рамках настоящей проверки осмотра куста 3 установлено, что отходы бурения все еще находятся в амбаре (не переработаны));

- скважина куста 3 бурилась в период ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ. При бурении скважины образовались отходы бурения в количестве - 725,95 м3, из них: отработанный буровой шлам - 298,85 м3; отработанный буровой раствор - 273,2 м3; буровые сточные воды - 153,9 м. Накопление данных отходов осуществлялось с ДД.ММ.ГГГГ. Хранение (размещение) отходов бурения осуществлялось с ДД.ММ.ГГГГ (с момента истечения одиннадцатимесячного срока с начала бурения скважины) но ДД.ММ.ГГГГ (согласно протоколу отбора проб обследования от ДД.ММ.ГГГГ при проведении в рамках настоящей проверки осмотра куста 3 установлено, что отходы бурения все еще находятся в амбаре (не переработаны));

- скважина куста 3 бурилась в период ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ. При бурении скважины образовались отходы бурения в количестве - 809,31 м3, из них: отработанный буровой шлам - 382,21 м3; отработанный буровой раствор - 273,2 м3; буровые сточные воды — 153,9 м3. Накопление данных отходов осуществлялось с ДД.ММ.ГГГГ. Хранение (размещение) отходов бурения осуществлялось с ДД.ММ.ГГГГ (с момента истечения одиннадцатимесячного срока с начала бурения скважины) но ДД.ММ.ГГГГ (согласно протоколу отбора проб обследования от ДД.ММ.ГГГГ при проведении в рамках настоящей проверки осмотра куста 3 установлено, что отходы бурения все еще находятся в амбаре (не переработаны)).

Следовательно, Обществом с ДД.ММ.ГГГГ (истечение одиннадцатимесячного срока накопления с момента начала складирования отходов в шламовый амбар (от начала бурения скважины )) по ДД.ММ.ГГГГ (дата окончания переработки отходов бурения в шламовом амбаре куста 3 согласно письму уполномоченного представителя Общества исх. от ДД.ММ.ГГГГ б/н), осуществлялась деятельность, но размещению (хранение) отходов бурения образовавшихся при строительстве скважин №, , , куста 3 <адрес>

Отходы бурения, размещенные Обществом в шламовом амбаре <адрес> являются отходами 4 класса опасности.

Так, ДД.ММ.ГГГГ в рамках плановой выездной проверки ООО "Газпромнефть-Ямал" произведен отбор пробы бурового шлама из шламового амбара куста 3 <адрес>. По результатам исследования отобранных проб установлено, что проба имеет 4 класс опасности (протокол биотестирования от ДД.ММ.ГГГГ). Следовательно, размещение указанных отходов может осуществляться только при наличии специальной лицензии.

Управление Росприроднадзора по ЯНАО в пределах установленных полномочий не выдавало ООО «Газпромнефть-Ямал» лицензию на осуществление деятельности по размещению отходов бурения в шламовом амбаре куста 3 <адрес>

Таким образом, деятельность ООО «Газпромнефть-Ямал» при размещении отходов бурения ведется с нарушением требований действующего законодательства.

Своими действиями юридическое лицо ООО «Газпромнефть-Ямал» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.19.20. Кодекса РФ об административных правонарушениях – осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без лицензии, если такая лицензия обязательна.

Место совершения правонарушения: шламовый амбар куста <адрес>

Время совершения (выявления) правонарушения: период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ООО «Газпромнефть-Ямал» на рассмотрение дела не явился, просил (ходатайство) рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд посчитал, что отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещённого надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела и не ходатайствовавшего об отложении рассмотрения дела, не препятствует рассмотрению дела по существу, в соответствии с ч.2 ст.25.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Исследовав материалы дела, суд считает, что при рассмотрении дела достоверно установлено о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20. Кодекса РФ об административных правонарушениях, и также достоверно установлено, что в действиях юридического лица ООО «Газпром нефть-Ямал» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20. Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Правонарушение, совершённое юридическим лицом ООО «Газпромнефть-Ямал», подтверждается:

- протоколом по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.;

- Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ;

- Протоколом отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от ДД.ММ.ГГГГ;

- сведений об объемах образования и способах утилизации отходов бурения;

- Акты о начале бурения и акты об окончании бурения;

- Геолого- технические отчеты по эксплуатации скважин;

- протокола количественного химического анализа от ДД.ММ.ГГГГ;

- протокола определения компонентов состава отхода от ДД.ММ.ГГГГ;

- протокола биотестирования от ДД.ММ.ГГГГ;

- перечня построенных, рекультивированных, эксплуатированных шламовых амбаров (шламонакопителей);

- проектной документацией на земельный участок.

На основании изложенного суд считает, что вина юридического лица ООО «Газпромнефть-Ямал» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20. Кодекса РФ об административных правонарушениях, доказана.

При назначении административного наказания судом учитывается характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Ни смягчающих, ни отягчающих административную ответственность обстоятельств, по делу не установлено.

С учетом всех обстоятельств дела суд считает, что юридическому лицу ООО «Газпромнефть-Ямал» следует назначить минимальное наказание в виде административного штрафа.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9.-29.11. Кодекса РФ об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Юридическое лицо ООО «Газпромнефть-Ямал» (ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: <...>) признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20. Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>

Реквизиты для уплаты штрафа: ИНН <***>, КПП 890101001 УФК по ЯНАО (Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ЯНАО); р/сч <***> в РКЦ г. Салехард, л/сч <***>, БИК 04718200, ОКТМО 71956000, БИК 04811607000016000140.

Разъяснить, что штраф подлежит уплате не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления, в суд Ямало-Ненецкого автономного округа, путем подачи жалобы через Ямальский районный суд.

Судья

О.В. Степанюк