ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-126/2023 от 12.09.2023 Центрального районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

№ 5-126/2023

УИД 24RS0056-01-2023-003160-64

КОПИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Красноярск 12 сентября 2023 года

Судья Центрального районного суда г. Красноярска Заббаров А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ в отношении заместителя Главы города – руководителя департамента городского хозяйства администрации города Красноярска ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: г. Красноярск, <адрес>, паспорт серии <данные изъяты>,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель Главы города Красноярска – руководитель департамента городского хозяйства администрации города Красноярска – ФИО1 осуществил нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих частично целям, определенным бюджетной сметой, договором (соглашением).

Постановлением Администрации г. Красноярска от 11.11.2021 г. № 880 утверждена муниципальная программа «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и дорожного комплекса в городе Красноярске» на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов.

Мероприятием 1.7 указанной муниципальной программы предусмотрены расходы на оплату оставшейся части платы за содержание жилого помещения в случае, если установленный размер вносимой нанимателями жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда платы за содержание жилого помещения меньше, чем размер платы за содержание жилого помещения, установленный договором управления многоквартирным домом.

24.12.2021 г. между муниципальным предприятием города Красноярска «Муниципальная управляющая компания «Правобережная» и Департаментом городского хозяйства Администрации города Красноярска заключен договор № 765 о предоставлении субсидии из бюджета города на возмещение недополученных доходов по содержанию общего имущества в домах, все или часть жилых помещений в которых отнесены к жилым помещениям в общежитиях или к жилым помещениям маневренного фонда.

Департаментом городского хозяйства администрации города Красноярска, который является главным распорядителем бюджетных средств, в 2022 году в рамках указанного договора перечислены управляющей компании средства бюджета города в виде субсидии на общую сумму 75518830 руб. 00 коп.

Пунктом 1 Договора № 765 предусмотрено, что предметом договора является предоставление получателю в 2022 году субсидии из бюджета города в целях возмещения недополученных доходов по содержанию общего имущества в домах, все или часть жилых помещений в которых отнесены к жилым помещениям в общежитиях или к жилым помещениям маневренного фонда.

По смыслу п. 8.1 Договора № 765 главный распорядитель бюджетных средств обязуется осуществлять обязательные проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии.

В 2022 году в управлении МП «МУК «Правобережная» находилось 65 домов, расположенных на территории краевого центра.

Постановлением Администрации г. Красноярска от 20.02.2007 г. № 80 «Об отнесении жилых помещений муниципальной собственности к специализированному жилищному фонду» утвержден перечень зданий общежитий, находящихся в муниципальной собственности, жилые помещения которых подлежат отнесению к специализированному жилищному фонду – жилым помещениям в общежитиях, а также перечень муниципальных жилых помещений специализированного жилищного фонда города, отнесенных к жилым помещениям в общежитиях, согласно приложению 7.

В соответствии с указанным постановлением в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>, жилых помещений, включенных в перечень муниципальных жилых помещений специализированного жилищного фонда города, не имеется.

Собственниками комнаты жилого <...> являются ФИО21, ФИО22, право собственности за которыми зарегистрировано 10.06.2010 г., что подтверждается выпиской из ЕГРН от 23.11.2022 г. № КУВИ-001/2022-207925443.

Собственниками жилого <...> являются ФИО23, ФИО24, ФИО25., ФИО26, ФИО27, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 22.11.2022 г. № КУВИ-001/2022-206757428.

Собственниками жилого <...> являются ФИО28, ФИО29., ФИО30, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 23.11.2022 г. № КУВИ-001/2022-207924807.

Собственниками жилого <...> являются ФИО31, ФИО32, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 22.11.2022 г. № КУВИ-001/2022-207924655.

Жилые помещения №№ 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35 указанного дома также принадлежат на праве собственности гражданам.

Изложенное свидетельствует о том, что субсидия в отношении указанных жилых помещений Департаментом городского хозяйства МП г. Красноярска «МУК «Правобережная» предоставлена без законных оснований.

Таким образом, субсидия выплачена в сумме 263769,24 руб. не по целевому назначению.

Согласно ч. 4 ст. 155 Жилищного Кодекса РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения в соответствии с условиями договора, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей компании. При этом плата за содержание жилого помещения должна устанавливаться в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в МКД. В случае, если размер вносимой нанимателем утвержденной платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления МКД, оставшаяся часть платы вносится наймодателем (собственником) этого жилого помещения в согласованном с управляющей компанией порядке.

Статьей 210 Гражданского Кодекса РФ предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, а также содержания общего имущества в МКД соразмерно своей доле в праве общей собственности на него (ч. 1 ст. 158 ЖК РФ), таким образом, содержание жилых помещений, находящихся в частной собственности граждан и юридических лиц, за счет средств бюджета путем предоставления субсидии противоречит действующему законодательству.

Указанное свидетельствует о том, что полномочия по возмещению управляющей организации разницы в плате за содержание жилого помещения за собственников жилых помещений в МКД, где все или часть жилых помещений в которых отнесены к жилым помещениям в общежитиях, у органов местного самоуправления отсутствуют.

В соответствии с распоряжением Главы города Красноярска от 03.11.2022 г. № 432-р л/с ФИО1 переведен на должность заместителя Главы города – руководителя Департамента городского хозяйства Администрации города с 03.11.2022 г.

Согласно пп. 2.4, 4.2 должностной инструкции руководителя Департамента городского хозяйства Администрации города, руководитель осуществляет контроль за правомерным, целевым, эффективным использованием бюджетных средств, выделяемых Департаменту, осуществляет контроль за организацией процесса финансирования подведомственных учреждений в установленном порядке, организацией финансово-хозяйственной деятельности, несет ответственность по контролю, координации, организации планирования и анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий и учреждений жилищно-коммунального хозяйства в целях обеспечения их нормального функционирования, эффективного использования бюджетных средств и резервов производства.

В судебном заседании старший помощник прокурора г. Красноярска ФИО33 полагала доказанной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, вину заместителя Главы города – руководителя департамента городского хозяйства администрации города Красноярска ФИО1, настаивала на привлечении ФИО1 к административной ответственности.

Представитель ФИО1 – ФИО34, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала привлечению ФИО1 к ответственности, полагая, что в данном случае отсутствует состав административного правонарушения, поддержала доводы письменных возражений, приобщенных к материалам дела, в соответствии с которыми договор, в рамках которого предоставлена субсидия, согласован и заключен ранее назначения ФИО1 на должность, в связи с чем, приступив к исполнению своих должностных обязанностей 03.11.2022 г., он не мог отказаться от исполнения ранее заключенного договора. Первый платежный документ ФИО1 подписал 03.11.2022 г. – в первый день исполнения своих должностных обязанностей, в связи с чем он не имел возможности проверить законность исполняемого платежным поручением договора.

ФИО1, о дате, месте и времени судебного заседания извещенный своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, с ходатайствами об отложении дела слушанием не обращался, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.

Изучив представленные материалы дела, выслушав мнение представителя прокуратуры, прихожу к следующему.

Статьей 15.14 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

В соответствии со ст. 34 Бюджетного Кодекса РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Согласно ч. 1 ст. 158 Бюджетного Кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями по обеспечению результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.

Вина ФИО1 – заместителя Главы города – руководителя Департамента городского хозяйства Администрации города Красноярска в совершении административного правонарушения подтверждается:

- решением заместителя прокурора города Красноярска ФИО35. о проведении проверки от 28.03.2023 г. № 118, в соответствии с которым старшим помощникам прокурора города Красноярска ФИО36, ФИО37 поручено проведение проверки исполнения жилищного законодательства, в том числе – в сфере предоставления субсидий, о бюджете; предмет проверки – документация о предоставлении субсидий МП МУК «Правобережная»; период проведения проверки – с 28.03.2023 г. по 26.04.2023 г. (л.д. 8);

- договором № 765 от 24.12.2021 г. между департаментом городского хозяйства администрации города Красноярска и муниципальным предприятием города Красноярска «МУК «Правобережная» о предоставлении субсидии из бюджета города на возмещение недополученных доходов, предметом которого является предоставлению Получателю (муниципальному предприятию города Красноярска «Муниципальная управляющая компания «Правобережная») в 2022 году субсидии из бюджета города в целях возмещения недополученных доходов по содержанию общего имущества в домах, все или часть жилых помещений в которых отнесены к жилым помещениям в общежитиях или к жилым помещениям маневренного фонда, в связи с утверждением Красноярским городским Советом депутатов размеров платы за содержание жилого помещения в указанных домах по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств бюджета города 915, раздел 05 подраздел 01, целевая статья 1010083060, вид расходов 811, в рамках подпрограммы «Обеспечение управления жилищным фондом и его капитальный ремонт» муниципальной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и дорожного комплекса города Красноярска» на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов» (л.д. 9-14);

- списком домов МП города Красноярска «МУК «Правобережная» на 01.01.2022 года, включающим дом № 42 по улице Ломоносова города Красноярска жилой площадью жилых помещений 501,3 кв.м.; общая жилая площадь жилых помещений по списку – 138017,5 кв.м. (л.д. 15, 16);

- дополнительным соглашением № 1 к договору от 24.12.2021 г. № 765 от 30.12.2022 г., подписанному от лица главного распорядителя ФИО1 (л.д. 17-18);

- приложением № 1 к дополнительному соглашению от 30.12.2022 г. № 1, которым утверждено значение планируемого результата предоставления субсидии (л.д. 19);

- отчетом о достижении значения планируемого результата предоставления субсидии, в соответствии с которым процент выполнения плана составил – 100 % (л.д. 21);

- приложением № 1 к договору от 24.12.2021 г. № 765 – информацией о домах, все или часть жилых помещений в которых отнесены к жилым или к жилым помещениям маневренного фонда, на 2022 год – указанная информация содержит дом № 42 по улице Ломоносова города Красноярска, жилой площадью жилых помещений 501,3 кв.м. (л.д. 23-24);

- приложением № 2 к договору от 24.12.2021 г. № 765 – расчетом потребности в субсидии в целях возмещения муниципальному предприятию «МУК «Правобережная» недополученных доходов по содержанию общего имущества в домах, все или часть помещений в которых отнесены к жилым помещениям в общежитиях или к жилым помещениям маневренного фонда, на 2022 год, в соответствии с которым объем бюджетных средств для заключения договора составляет 75518830,00 руб.; расчет произведен с учетом итоговой площади обслуживаемого жилищного фонда по категориям многоквартирных домов, равной 138017,50 кв.м. (л.д. 25);

- расчетами на возмещение из бюджета города недополученных доходов по содержанию общего имущества в домах, все или часть помещений в которых отнесены к жилым помещениям в общежитиях или к жилым помещениям маневренного фонда в части собственников по договору от 24.12.2021 г. № 765, в соответствии с которыми расчеты произведены с учетом показателя жилой площади комнат в общежитиях на 1 число месяца – 138017, 5 кв.м. (л.д. 54-оборот, 58);

- отчетами об использовании субсидии на возмещение недополученных доходов по содержанию общего имущества в домах, все или часть жилых помещений в которых отнесены к жилым помещениям в общежитиях или к жилым помещениям маневренного фонда, в соответствии с которыми показатель среднеэксплуатируемой жилой площади – 138,018 (л.д. 56, 58-оборот)

- платежными поручениями, в соответствии с которыми ДФ Администрации г. Красноярска (ДГХ Администрации Красноярска) на счет Муниципального предприятия города Красноярска «Муниципальная управляющая компания «Правобережная» 03.11.2022 г., 06.12.2022 г., 30.12.2022 г. переведены суммы субсидии в целях возмещения недополученных доходов по содержанию общего имущества в домах (все или часть жилых помещений в которых отнесены к жилым помещениям в общежитиях или к жилым помещениям маневренного фонда) по договору № 765 от 24.12.2021 г. (л.д. 54, 56-оборот, 59);

- договором управления № 1/жд многоквартирным домом № 42 по ул. Ломоносова г. Красноярска от 13.09.2016 г., в соответствии с которым Управляющей компанией указанного дома является Муниципальное предприятие города Красноярска «Муниципальная управляющая компания «Правобережная» (л.д. 60-72);

- отчетом об исполнении управляющей организацией МП г. Красноярска «МУК «Правобережная» договора управления за 2022 год (<...>), в соответствии с которым сумма субсидии составила 263769,24 руб. (л.д. 73-75);

- распоряжением Главы города Красноярска ФИО2 от 03.11.2022 г. № 432-р л/с «О переводе ФИО1», в соответствии с которым с 03.11.2022 г. ФИО1 переведен с должности муниципальной службы заместителя руководителя департамента городского хозяйства Администрации города по энергетике и энергосбережению на должность муниципальной службы заместителя Главы города – руководителя Департамента городского хозяйства (л.д. 77);

- должностной инструкцией заместителя главы города – руководителя Департамента городского хозяйства Администрации города, утвержденной Первым заместителем Главы города Красноярска ФИО2, в соответствии с п. 2.4 которой заместитель главы города – руководитель департамента городского хозяйства администрации города осуществляет контроль за правомерным, целевым эффективным использованием бюджетных средств, выделяемых Департаменту, в соответствии с п. 4.2 которого к индивидуальным показателям оценки эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности заместителя главы города – руководителя департамента городского хозяйства администрации города относится контроль за исполнением муниципальных контрактов и использованием бюджетных средств, выделенных на эти цели (л.д. 78-83);

- копией паспорта ФИО1 (л.д. 90-91);

- выписками из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости, в соответствии с которыми комната 1, комната 2, комната 3, комната 4, комната 5, квартира 6, квартира 7, квартира 8, комната 9, квартира 10, комната 12, комната 14, комната 16, комната 17, квартира 21, комната 22, комната 23, комната 24, комната 25, комната 26, комната 27, комната 28, комната 29, комната 30, комната 31, квартира 32, комната 33, квартира 34, комната 35 – принадлежат на праве собственности физическим лицам;

- отчетом по результатам контрольного мероприятия «Проверка законности и эффективного использования средств субсидий, направляемых организациям, действующим в сфере управления домами, все или часть жилых помещений в которых отнесены к жилым помещениям в общежитиях или к жилым помещениям маневренного фонда в целях возмещения недополученных доходов по содержанию общего имущества в таких домах», за 2020 год и истекший период 2021 года, в соответствии с выводами которого в бюджете города ежегодно без правовых на то оснований предусматривается не соответствующая жилищному законодательству субсидия на возмещение недополученных доходов, возникающих в связи с содержанием общего имущества в МКД, в том числе – имеющих в своем составе жилые помещения общежитий и маневренного фонда; бюджетные средства направлялись на оплату расходов по содержанию общего имущества МКД в отношении всех без исключения жилых помещений, а не только в отношении тех, которые отнесены к муниципальному специализированному жилищному фонду, что привело к избыточным («инициативным») расходам бюджета города в сумме 134,5 млн. рублей за 2020 и 2021 годы; многочисленные факты несоответствия данных общим площадям жилых помещений МКД, учитываемых в расчетах для определения субсидии, привели к неосновательному получению бюджетных средств.

Перечисленные доказательства являются относимыми, достоверными, допустимыми и достаточными, в соответствии с требованиями ст.ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу о нецелевом использовании бюджетных средств, выразившемся в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документам, допущенном ФИО1 - заместителем Главы города – руководителем департамента городского хозяйства Администрации города Красноярска, поскольку ФИО1 в даты перечисления средств субсидий 03.11.2022 г., 06.12.2022 г. и 30.12.2022 г. фактически исполнен договор № 765 между Департаментом городского хозяйства Администрации города Красноярска и муниципальным предприятием города Красноярска «МУК «Правобережная» о предоставлении субсидии из бюджета города на возмещение недополученных доходов, по условиям которого сумма субсидии необоснованно рассчитана, исходя из общей жилой площади жилых помещений домов МП города Красноярска «МУК «Правобережная» (на 01.01.2022 г.), в том числе – с учетом общей жилой площади жилых помещений дома № 42 по ул. Ломоносова города Красноярска, не относящихся к муниципальным жилым помещениям специализированного жилищного фонда города, что подтверждается имеющимися в материалах дела выписками из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости.

Довод представителя ФИО1 об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения в связи с тем, что впервые платежное поручение на перевод денежных средств в счет субсидии был подписан им в его первый рабочий день в должности заместителя Главы города Красноярска – руководителя департамента городского хозяйства Администрации города Красноярска по уже заключенному иным лицом договору о предоставлении субсидии, что исключало для него возможность неисполнения договора, условия по которому ранее были согласованы, не может свидетельствовать об отсутствии состава административного правонарушения в силу следующего.

Платежное поручение 03.11.2022 г. в счет оплаты субсидии подписано ФИО1 в должности заместителя Главы города Красноярска – руководителя департамента городского хозяйства Администрации города Красноярска, с должностными обязанностями по которой он был ознакомлен. С даты начала исполнения своих должностей обязанностей – с 03.11.2022 г. - ФИО1, выступая в лице и в интересах Департамента городского хозяйства Администрации города Красноярска, стал фактическим исполнителем ранее заключенного договора, проверить легитимность условий которого он не был лишен возможности. Ответственность должностного лица в рамках установленных должностной инструкцией обязанностей не может быть обусловлена величиной периода пребывания должностного лица в соответствующей должности, в связи с чем ссылка представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на то, что одна из дат совершения вменяемого административного правонарушения – 03.11.2022 г. – является первым рабочим днем ФИО1 в должности заместителя Главы города Красноярска – руководителя департамента городского хозяйства Администрации города Красноярска – не может свидетельствовать об отсутствии вины ФИО1 в нецелевом использовании бюджетных средств, и, как следствие – об отсутствии состава административного правонарушения.

Кроме того, ФИО1 подписаны платежные поручения в счет оплаты субсидий 06.12.2022 г. и 30.12.2022 г., когда он продолжал исполнять свои должностные обязанности, до периода указанных дат оплаты субсидии ФИО1 также не был лишен возможности принять меры, направленные на проверку условий предоставления субсидии в соответствии с заключенным договором.

Довод представителя ФИО1 о том, что последний не имел возможности вносить изменения в ранее заключенный юридическим лицом договор противоречит фактическим обстоятельствам дела, поскольку судом в ходе судебного разбирательства исследовано дополнительное соглашение № 1 к договору от 24.12.2021 г. № 765, условия которого согласованы ФИО1, о чем свидетельствует его подпись в дополнительном соглашении, как главного распорядителя.

Таким образом, ФИО1 - заместитель Главы города – руководитель Департамента городского хозяйства Администрации города Красноярска - совершил правонарушение, предусмотренное статьей 15.14 КоАП РФ, - нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации в целях, не соответствующих частично целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Постановление выносится в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.

Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ о малозначительности административного правонарушения судом не установлено.

При определении вида и меры наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения, имущественное и финансовое положение лица, привлекаемого к административной ответственности, отсутствие по делу смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств.

На основании вышеизложенного, руководствуясь главой 29 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать заместителя Главы города – руководителя департамента городского хозяйства администрации города Красноярска ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: г. Красноярск, <адрес>, паспорт серии <данные изъяты>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 20000 (двадцати тысяч) рублей.

Штраф вносится по следующим реквизитам: <данные изъяты>.

На постановление может быть подана жалоба в Красноярский краевой суд в 10-дневный срок через Центральный районный суд г. Красноярска.

Копия верна. Подписано судьей

Судья А.И. Заббаров