ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-12729/20 от 22.12.2020 Сургутского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу

об административном правонарушении

22 декабря 2020 года <адрес>

Судья ФИО2<адрес> – Югры ФИО1, расположенного по адресу: <адрес>, рассмотрев в открытом выездном заседании в Центре временного содержания иностранных граждан по адресу: <адрес> дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении

ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина РФ, не работающего, <данные изъяты><данные изъяты>», проживающего по адресу: <адрес>, просп. Ленина, <адрес>,

Установил:

ДД.ММ.ГГГГ старшим оперуполномоченным отделения информационного противоборства экстремистской деятельности ЦПЭ УМВД России по ХМАО-Югре в отношении ФИО3 составлен протокол, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 09:30 часов по 10:15 часов, в служебном помещении УМВД России по ХМАО-Югре, каб. 201, <адрес>, в ходе мониторинга Интернет-ресурса ООО «Вконтакте» установлено, что ФИО3 на своей персональной странице в социальной сети «Вконтакте», расположенной по ссылке https://vk.com/enclavedkd, под именем «К. Столяренко», к которой имеют свободный доступ все пользователи данной социальной сети, разместил по ссылке:https://vk.com/videos167804577?z=video-30316056_456262287%2Fpl_167804577_-2 видео под названием «.webm» на котором демонстрируется атрибутика нацистской Германии в виде фашистской свастики данная видеозапись размещена ДД.ММ.ГГГГ в 18:01 час. по месту проживания в <адрес>., далее гр. ФИО3 разместил видео по ссылке:https://vk.com/videos167804577?z=video-56263398_456243076%2Fpl_167804577_-2 под названием «videosos», данная видеозапись размещена ДД.ММ.ГГГГ в 01:27 час. по месту проживания в <адрес>, на которая содержит демонстрацию атрибутики нацистской Германии, в виде свастики, и нацистского приветствия.

В просмотренных видео демонстрация нацистской атрибутики не формирует у просматриваемых лиц негативного отношения к идеологии нацизма, художественным или историческим, а также юмористическим фильмом не является, то есть содержит признаки демонстрация идеологии нацизма публично через социальную сеть «Вконтакте».

Любая демонстрация данной символики нарушает требования статьи 13 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» № 114-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ.

В профиле в социальной сети «Вконтакте» гр. ФИО3ДД.ММ.ГГГГ г.р. имеет 209 - друзей, 141 – подписчика, где просмотры и положительная оценка («лайк») видеороликов и изображений поступают до сих пор, то есть любой пользователь ПК с использованием сети интернет имеет возможность для ознакомления с изображением атрибутики нацистской Германии в виде фашистской свастики и нацистского приветствия, демонстрация которой запрещена статьей 13 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» № 114-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, а так же ст. 6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 80-ФЗ «Об увековечивании победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Тем самым гражданин ФИО3ДД.ММ.ГГГГ г.р., допустил публичное, массовое демонстрирование атрибутики нацистской Германии в виде фашистской свастики и нацистского приветствия, в нарушение статьи 13 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» № 114-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ.

Действия ФИО3 квалифицированы по ч. 1 ст. 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании ФИО3 факт размещения видеозаписей на свой странице признал, однако вину в совершении правонарушения не признал, пояснил, что на первом видеофрагменте изображено руководство Третьего Рейха фашисткой Германии, при этом идёт наложение музыки и это все стилизовано под танец. Второй видеофрагмент с его точки зрения является мемом, где мужчина представлен в образе СССР (флаг СССР), а женщина в образе нацисткой Германии, который нападает на женщину, таким образом, СССР атакует нацистскую Германию.

Заслушав ФИО3, исследовав материалы дела, судья ФИО2 считает, что, дело об административном правонарушении в отношении ФИО3 подлежит прекращению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Вышеприведенные положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях во взаимосвязи со статьей 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.

Согласно ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 80-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" в Российской Федерации запрещается использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах.

Запрещается пропаганда либо публичное демонстрирование атрибутики или символики организаций, сотрудничавших с группами, организациями, движениями или лицами, признанными преступными либо виновными в совершении преступлений в соответствии с приговором Международного военного трибунала для ФИО2 и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала для ФИО2 и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо вынесенными в период Великой Отечественной войны, Второй мировой войны.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 114-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О противодействии экстремистской деятельности» в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации определяет правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливает ответственность за ее осуществление. В качестве одного из видов экстремистской деятельности (экстремизма) определяет пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций (статья 1).

Нацистской атрибутикой и символикой являются атрибутика и символика, которые использовались организациями, признанными Нюрнбергским международным военным трибуналом преступными. К таковым относят, в частности, знамена, значки, атрибуты униформы, приветственные жесты и пароли, свастику, а также их воспроизведение в любой форме. Демонстрацией нацистской символики признается ее публичное выставление, показ, ношение, вывешивание, изображение, воспроизведение на страницах печатных изданий или в фото-, кино- и видеоматериалах, тиражирование и другие действия, делающие ее восприятие доступным.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 1053-О указал на то, что, применяя положения пунктов 1 и 3 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», ФИО2 следует учесть, что явное или завуалированное противоречие соответствующих действий (документов) конституционным запретам возбуждения ненависти и вражды, разжигания розни и пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства должно определяться с учетом всех значимых обстоятельств каждого конкретного дела (форма и содержание деятельности или информации, их адресаты и целевая направленность, общественно-политический контекст, наличие реальной угрозы, обусловленной в том числе призывами к противоправным посягательствам на конституционно охраняемые ценности, обоснованием или оправданием их совершения, и т.п.).

Частью 1 статьи 20.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами.

Объектом вменяемого противоправного действия являются общественные отношения в сфере противодействия экстремистской деятельности. Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности" в качестве одного из видов экстремистской деятельности определяет пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения. Запрет на использование в любой форме нацистской символики, включая демонстрирование такой символики, как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах, установлен ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 80-ФЗ "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов".

Понятия "нацистская атрибутика и символика" и "атрибутика и символика, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения" носят оценочный характер.

Нацистская атрибутика и символика могут включать в себя знамена, значки, атрибуты униформы, иные отличительные знаки, приветствия и приветственные жесты, использовавшиеся организациями, признанными Нюрнбергским международным трибуналом преступными, а также воспроизведение перечисленных элементов атрибутики или символики в любой форме. При этом решение о признании той или иной атрибутики или символики нацистской или сходной с ней до степени смешения принимается ФИО2 в том числе на основании заключения эксперта.

Объективную сторону правонарушения образует пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики и символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, т.е. публичное выставление, показ, вывешивание, изображение нацистской атрибутики и символики, сходных с ними до степени смешения, воспроизведение нацистских или сходных с нацистскими до степени смешения приветствий и приветственных жестов, а также любые другие действия, делающие рассматриваемые атрибутику и символику доступными для восприятия других лиц, в том числе путем публикации в СМИ.

Действия, выразившиеся в демонстрировании нацистской атрибутики и символики, могут быть квалифицированы как административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, лишь в случаях, если они направлены на пропаганду такой атрибутики и символики.

Как следует из примечания к ст. 20.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, положения названой статьи не распространяются на случаи использования нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии.

По смыслу Примечания не влекут административную ответственность действия, если они совершены в целях, не связанных с пропагандой нацистской атрибутики и символики.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется только прямым умыслом. Одним из элементов субъективной стороны рассматриваемого правонарушения является его цель: распространение и углубленное разъяснение нацизма и тем самым идейное воздействие на широкие массы.

Из представленной видеозаписи, заключения исследователя от ДД.ММ.ГГГГ следует, что первый видеофрагмент (videosos.240p) демонстрирует высшее политическое руководство Третьего рейха, в том числе Адольфа Гитлера в мультяшном, позитивном образе. На 0.22 секунде демонстрируется стилизованная, до степени полного смешения, атрибутика нацисткой Германии.

2-й видеофрагмент (webm.480p.). Демонстрирует одну из кульминационных частей фильма-ужасов С. Кубрика «Сияние». Когда Джек при помощи топора пытается ворваться в комнату, где спрятались его жена и сын. В данном видеофрагменте Джек, орудующий топором представлен в образе СССР (флаг СССР), а прячущаяся супруга в образе нацисткой Германии (флаг нацисткой Германии). С 4 секунды демонстрируется государственный флаг нацисткой Германии. Звучит гимн СССР. По мнению исследователя, обыгрывается образ СССР как агрессора.

С учетом изложенного и установленных в судебном разбирательстве обстоятельств, прихожу к выводу, что при рассмотрении дела, не установлено достоверных и достаточных сведений о событии правонарушения, позволяющих квалифицировать деяние по ч.1 ст.20.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку должностным лицом не установлены юридически значимые по делу обстоятельства, образующие в совокупности объективную и субъективную сторону вменяемого состава правонарушения, не установлен предмет правонарушения.

Исходя из смысла указанной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации не может быть признано подлежащей административной ответственности публичной демонстрацией нацисткой символики размещение содержащего, в том числе изображение нацисткой свастики рисунка в социальной сети в случае, если такое размещение не содержит явного или завуалированного нарушения конституционных запретов возбуждения ненависти и вражды, разжигания розни и пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

При этом представленные видеозаписи, очевидно носят антинацистский характер, поскольку на первой видеозаписи руководство Третьего рейха, в том числе ФИО4 изображены в мультяшном образе, вызывают сатирическое, ироничное отношение. Использование автором видеофрагмента нацистской свастики для идентификации отрицательного персонажа с учётом содержания изображения в целом не меняет его антинацистской направленности. Второй фрагмент видеозаписи в социально-политическом контексте символизирует победу СССР (советского народа) над нацисткой Германией (фашизмом), и в этой части с заключением исследователя, о том, что СССР выступает в роли агрессора, не могу согласиться.

Размещение носящего такой характер видеозаписей, с учетом содержания и общественно-политического контекста на своей личной странице ФИО5 не может расцениваться как публичная демонстрация нацистской символики, ответственность за которую предусмотрена ч.1 ст.20.3 КоАП РФ.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Таким образом, материалами дела об административном правонарушении объективно не подтверждается факт совершения ФИО5 вменяемого административного правонарушения, что исключает в его действиях состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь, ст. ст. 24.5, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

Производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО3 - прекратить, за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в ФИО2<адрес> – Югры в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления путем подачи жалобы через Сургутский ФИО2<адрес> – Югры.

Судья: подпись

КОПИЯ ВЕРНА «22» декабря 2020 г.

Подлинный документ находится в деле

ФИО2 ХМАО-ЮГРЫ

Судья ФИО2

______________________________ ФИО1

Судебный акт вступил (не вступил)

в законную силу «_____»__________________20_____г.

Секретарь ФИО2 __________________________________