ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1274/2021 от 22.12.2021 Советского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

Дело

УИД 48RS0001-01-2021-007175-02

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

город Липецк 22 декабря 2021 года

Судья Советского районного суда города Липецка Малюженко Е.А., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ в отношении

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, русского, гражданина РФ, разведенного, работающего в <данные изъяты>, имеющего на иждивении одного несовершеннолетнего ребенка, зарегистрированного по адресу: <адрес>, проживающего по адресу: <адрес><адрес>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности по Главе 20 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Из протокола об административном правонарушении от 09.12.2021 г. следует, что ФИО1 09 декабря 2021 года в 10 часов 50 минут у дома 1 на ул. Зегеля г. Липецка, достоверно зная об отсутствии согласования с органами местного самоуправления г. Липецка на проведение публичного мероприятия, принял участие в несогласованной с органами местного самоуправления г. Липецка массовой политической акции – митинга, то есть в массовом присутствии граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера, в нарушении требований ст.ст. 3, 6 и 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.

ФИО1 в судебном заседании свою вину в совершении административного правонарушения не признал и пояснил, что в его действиях никакого нарушения нет, поскольку 09.12.2021 г. в 9 часов 45 минут он приехал в администрацию Липецкой области для того, чтобы передать свое заявление с выражением волеизъявления по поводу введения QR-кодов, поскольку должно было состояться слушание по этому вопросу. После того, как он это сделал, на углу где расположена церковь, он остановился возле примерно 5-6 женщин, так как возле них находились сотрудники полиции и пытались заставить их уйти, поскольку, по их мнению, они проводили «стихийный незаконный митинг». Никакого митинга не было, заранее его никто об этом не оповещал, о проведении митинга он не знал.

Защитник Билиенко В.В. в судебном заседании просил прекратить производство по делу в отношении ФИО1 по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ в связи с отсутствием состава правонарушения, поддержав позицию ФИО1, дополнив, что ФИО1 не принимал участия ни в каком публичном мероприятии, поскольку он не проводился. 09.12.2021 г. в день составления протокола об административном правонарушении сотрудники полиции еще не знали о том, что уведомлений о его проведении в администрацию г. Липецка и в Управление внутренней политики Липецкой области не поступало, поскольку ответы были предоставлены только 13.12.2021 г.

Выслушав ФИО1 и его защитника Билиенко В.В., исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Данное конституционное право обеспечивается государственной защитой и предоставляет гражданам возможность свободно выражать и формировать мнения, выдвигать требования по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики, оказывая тем самым влияние на деятельность органов публичной власти, в том числе посредством критики совершаемых ими действий и принимаемых решений, либо получать информацию о деятельности депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования при встрече соответствующего депутата с избирателями.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).

Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление этой свободы налагает обязанности и ответственности и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.

Порядок обеспечения реализации конституционного права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования регламентирован Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона №54-ФЗ публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями

Под митингом понимается массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера (ст. 2 Федерального Закона №54-ФЗ).

Согласно статье 3 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ одним из принципов, на которых основывается проведение публичного мероприятия, является принцип законности - соблюдения положений Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.

Указанным Федеральным законом установлен уведомительный порядок организации и проведения публичных мероприятий.

В силу части 4 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ обязанность подать уведомление о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления возложена на организатора публичного мероприятия.

Уведомление о проведении публичного мероприятия осуществляется в порядке, установленном статьей 7 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом установлена административная ответственность.

В соответствии с ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 24 октября 2013 г. N 1618-О, от 24 октября 2013 г. N 1619-О, Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12-17). Данным положениям корреспондируют положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.

Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ. Частью 1 ст. 6 Федеральным законом от 19.06.2004 года N 54-ФЗ установлено, что участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.

В соответствии с ч. 3 ст. 6 Закона во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:

1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации);

2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия;

3) соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.

В качестве доказательств вины ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, в деле представлены:

- протокол об административном правонарушении АА от 09.12.2021 года, на составлении которого присутствовал ФИО1, дал объяснения, что с протоколом об административном правонарушении не согласен в связи с отсутствием состава нарушения.

Пояснил, что 09.12.2021 г. около 9 час. 30 мин. приехал на общественном транспорте по адресу: <...> для того, чтобы подать заявление в администрацию города о несогласии с принятием законопроекта о QR-кодах. Прибыв, он увидел, что площадь перекрыта сотрудниками полиции, которые не предоставляли доступ к администрации г. Липецка, в связи с чем, он не мог подать заявление. Он увидел и услышал громкоговоритель, который сообщал, что проходит незаконный митинг. Он подал заявление, уйти не успел, так как его задержали сотрудники полиции. О том, что митинг был несанкционированный, узнал позже от сотрудников полиции. Лично он никакого митинга там не видел и в нем не участвовал. На площади стояло около 7-ми человек, никаких транспарантов в руках у них и рядом с ними не было. Никаких лозунгов и призывов они не выкрикивали и не высказывали, рядом с ними не находилось никаких усиливающих звук устройств (динамиков или громкоговорителей). Люди просто стояли на площади и беседовали между собой. Когда раздался звук о незаконном митинге из полицейской машины, люди на площади не стояли рядом друг с другом, а стояли по 2-3 человека. Затем этих людей согнали в одну кучу, окружили, сформировали одну группу людей. Затем им предложили проследовать в ОП № 8 на патрульном автомобиле. Он сказал, что это незаконно и необоснованно, но сотрудники полиции сказали, что, если мы этого не сделаем, будет рассмотрено сотрудниками полиции, как сопротивление их законным действиям. Их привезли в ОП № 8 и попросили дать объяснения.

ФИО1 в суде частично подтвердил данные им 09.12.2021 г. объяснения, указав, что он действительно 09.12.2021 г. приехал к зданию администрации области с целью передать заявление о своем волеизъявлении по вопросу введения QR-кодов, но войти в центральный вход ему не удалось, площадь была перекрыта сотрудниками полиции, ему сказали войти в другой вход. После того, как он передал свое заявление, он пошел обратно и остановился возле группы людей, примерно 5-6 женщин, стоявших возле церкви, которым сотрудники полиции говорили разойтись. В остальном объяснения поддержал.

- рапорт и объяснения сотрудников полиции;

- диск с записью несанкционированного митинга с постановлением о приобщении к делу об административном правонарушении вещественных доказательств от 09.12.2021 г.;

- фотоматериал;

- ответ главы города Липецка от 13.12.2021 г., в котором было сообщено, что в адрес администрации г. Липецка не поступали на рассмотрение уведомления о проведении публичного мероприятия 09.12.2021 на территории г. Липецка;

- ответ начальника Управления внутренней политики Липецкой области от 13.12.2021 г. о том, что уведомлений о проведении публичных мероприятий на площади Ленина-Соборная г. Липецка 09.12.2021 г. не поступало и другие доказательства.

Однако, с учетом представленных доказательств, прихожу к выводу об отсутствии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.

Так, признаками и целью публичного мероприятия являются свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Из просмотренного в судебном заседании DVD (СD-R) - диска с записью несанкционированного митинга 09.12.2021 г. отсутствует совокупность признаков публичного мероприятия - митинга.

Кроме того, необходимо отметить, что в протоколе об административном правонарушении от 09.12.2021 г. не раскрыта в полном объеме объективная сторона правонарушения, а именно: не указано по поводу каких актуальных проблем выражал общественное мнение ФИО1 09.12.2021 г. на ул. Зегеля д. 1.

Согласно п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ, постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);…

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах, прихожу к выводу о том, что в представленных материалах дела отсутствуют достаточные и бесспорные доказательства, подтверждающие виновность ФИО1 в совершении инкриминируемого административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, ввиду чего, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденное в отношении ФИО1 прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Диск СD-R с записью несанкционированного митинга 09.12.2021 г. по адресу: <...> у д. 1 - хранить при материалах дела.

Постановление может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный суд города Липецка в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Е.А. Малюженко

Резолютивная часть постановления оглашена 22.12.2021 г.

Мотивированное постановление составлено 22.12.2021 г.