ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1275/2021 от 09.02.2022 Усть-илимского городского суда (Иркутская область)

УИД 38RS0030-01-2021-004460-70

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о назначении административного наказания

г. Усть-Илимск 09 февраля 2022 года

ул. Братская, 55, каб. 104

Судья Усть-Илимского городского суда Иркутской области Яковенко Екатерина Анатольевна, с участием ФИО1, ее защитника Почивалиной Л.В.,

рассмотрев дело № 5-31/2022 (5-1275/2021) об административном правонарушении в отношении должностного лица – заведующей спортивно оздоровительного комплекса «Боцман» ФИО1, родившейся "дата" в , гражданки РФ, паспорт "номер", , зарегистрированной и проживающей по адресу: ,

привлекаемой к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 вменяется не выполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а именно то, что в нарушение требований указа Губернатора Иркутской области от 12 октября 2020 года № 279-уг. 05 ноября 2021 года в 23 часа 38 минут заведующая СОК «Боцман» ФИО1 при осуществлении предпринимательской деятельности, предполагающей контакты между собой и с иными гражданами, допустила работников к работе, предполагающей контакты между собой и иными гражданами без средств индивидуальной защиты (маски, перчатки и т.д.), не исключила непосредственные (телесные, без средств индивидуальной защиты) контакты работников с другими гражданами и их вещами; не исключила вход в торговый зал и обслуживание граждан без минимальных средств индивидуальной защиты органов дыхания (медицинских или гигиенических масок и т.п.), в СРК «Боцман», расположенном по адресу: <...>.

При рассмотрении дела ФИО1 и ее защитник Почивалина Л.В. вину в инкриминируемом деянии не признали, пояснили, что в указанное в протоколе время СРК «Боцман» был закрыт, фактически деятельность не осуществлялась, что подтверждается постановлением Усть-Илимского городского суда Иркутской области по делу 5-33/2022, предметом рассмотрения которого явилась работа бара после 23 часов. Работодатель не несет ответственности за действия сотрудников за пределами рабочего времени. В материалы дела представлены приказы о рабочем времени сотрудников СРК «Боцман». Доказательств события административного правонарушения не установлено. Просили прекратить производство по делу.

Выслушав ФИО1 и ее защитника Почивалину Л.В., изучив и оценив представленные по делу доказательства, протокол об административном правонарушении и приложенные к нему материалы, судья приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- КоАП РФ), административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").

В силу ст. 14 указанного Закона организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях.

В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории РФ в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, указано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в том числе установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года №417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. В соответствии с подпунктом «г» пункта 4 указанных правил, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.

На территории Иркутской области указом Губернатора Иркутской области от 18 марта 2020 года № 59-уг «О введении режима функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» с 18 марта 2020 года введен и действует режим функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Указом Губернатора Иркутской области от 12 октября 2020 года № 279-уг. (в редакции, действовавшей на момент события административного правонарушения) на территории Иркутской области установлены правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории Иркутской области, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

В соответствии с пудпунктами 4, 6,14 и 14 (1) пункта 7 приложения 1 вышеуказанного Указа юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на территории Иркутской области обязаны допускать работников к работе, предполагающей контакты их между собой и с иными гражданами не иначе как в средствах индивидуальной защиты (медицинские или гигиенические маски, респираторы, перчатки); при продаже товаров и оказании услуг исключить непосредственные (телесные, без средств индивидуальной защиты) контакты работников с другими гражданами и их вещами; исключить вход в помещения (в том числе торговые залы) и транспортные средства, находящиеся на праве собственности, а также используемые на ином другом законном основании граждан без минимальных средств индивидуальной защиты органов дыхания (медицинских или гигиенических масок и т.п.), за исключением случаев допуска в общественный транспорт детей школьного возраста без сопровождения взрослых в зимний период времени; исключить обслуживание граждан без минимальных средств индивидуальной защиты органов дыхания (медицинских или гигиенических масок и т.п.), создав возможные условия для ношения масок (разъяснения для граждан, продажа масок по ценам не выше рыночных, по возможности вручение масок бесплатно отдельным категориям граждан и т.п.).

За нарушение настоящих Правил (Порядка) к находящимся на территории Иркутской области лицам (гражданам; должностным лицам; индивидуальным предпринимателям; юридическим лицам) применяются меры ответственности в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного кодекса.

Как следует из протокола об административном правонарушении № АП 201790 от 09.12.2021 ФИО1, являющейся заведующей СОК «Боцман», вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно в том, что должностное лицо при осуществлении предпринимательской деятельности, предполагающей контакты между собой и с иными гражданами, 05 ноября 2021 года в 23 часа 38 минут допустила работников к работе, предполагающей контакты между собой и иными гражданами без средств индивидуальной защиты (маски, перчатки и т.д.), не исключила непосредственные (телесные, без средств индивидуальной защиты) контакты работников с другими гражданами и их вещами; не исключила вход в торговый зал и обслуживание граждан без минимальных средств индивидуальной защиты органов дыхания (медицинских или гигиенических масок и т.п.), в СРК «Боцман», расположенном по адресу: <...>.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно выписки из ЕГРИП от 15 ноября 2021 года ФИО2 является индивидуальным предпринимателем (ОГРНИП "номер"), основным видом деятельности которого является деятельность физкультурно-оздоровительная (ОКВЭД ОК 029-2014) (л.д. 16-17, 25-29).

Согласно приказу о приеме работника на работу № 7 от 08 февраля 2019 года и трудовому договору № 20 от 08 февраля 2019 года ФИО1 принята индивидуальным предпринимателем ФИО2 на работу в качестве заведующей. Работнику установлен нормированный рабочий день. Конкретное место работы работника ни в приказе, ни в трудовом договоре не указано.

Как следует из должностной инструкции заведующей оздоровительного комплекса в обязанности данного должностного лица входит осуществление общим руководством административно-хозяйственной и экономической деятельностью оздоровительного комплекса, организует работу персонала оздоровительного комплекса, решает все вопросы, связанные с предоставлением посетителям комплекса услуг. С должностной инструкцией ФИО1 ознакомлена 08 февраля 2019 года. Наименование и место нахождения оздоровительного комплекса в должностной инструкции не указано.

В части 1 статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указано, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Наличие вины применительно к вмененному административному правонарушению не презюмируется, а подлежит доказыванию.

Привлекая к административной ответственности, административный орган не может ограничиться формальной констатацией лишь факта нарушения, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства, в том числе наличие или отсутствие вины.

Вина является необходимым условием административной ответственности.

Согласно п. 2 приказа ИП ФИО2 от мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции от 25 мая 2020 года работники данного предпринимателя информированы об обязательном использовании медицинских масок в течении всей рабочей смены, менять маску каждые два часа в течении всей рабочей смены. Обслуживание посетителей и клиентов без масок строго запрещено. Завещающей по административно-хозяйственной части обеспечить наличие в организации запаса дезинфицирующих средств для уборки. Контроль за исполнение приказа ИП ФИО2 оставил за собой.

Из приказа об установлении режима рабочего времени от 12 октября 2021 года установлено, что с 12 октября 2021 года для работников сауны «Боцман» установлен режим рабочего времени ежедневно с 08-00 часов до 23-00 часов. Контроль за исполнение приказа ИП ФИО2 оставил за собой.

Постановлением Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 04 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении № 5-33/2022 производство по делу прекращено, поскольку доказательств осуществления предпринимательской деятельности ИП ФИО2 и как следствие работы сауны «Боцман» 05 ноября 2021 года в 23 часа 38 минуты не представлено.

В исследованных документах отсутствуют сведения об исполнении должностных полномочий и о рабочем месте ФИО1, наименование и место нахождения оздоровительного комплекса в ее трудовом договоре и должностной инструкции не указаны. Исполнение обязанности по допуску работников сауны «Боцман» к работе и организации вопросов, связанных с предоставлением посетителям комплекса услуг по истечении рабочего времени ФИО1 (с 08-00 часов до 23-00 часов) на последнюю указанными выше локальными документами не возложены. Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что ФИО1 является субъектом вмененного административного правонарушения.

В соответствии с частями 1, 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В целях обеспечения вынесения судом законного решения по делу об административном правонарушении процессуальное законодательство регламентирует процедуру получения доказательств и закрепляет гарантии их достоверности.

В соответствии с п. 3 ст. 26.1 КоАП РФ виновность лица в совершении административного правонарушения подлежит обязательному выяснению и доказыванию.

Указанное в совокупности позволяет прийти к выводу о том, что по данному делу вина должностного лица – заведующей спортивно оздоровительного комплекса «Боцман» ФИО1 в совершении вмененного ей административного правонарушения не является доказанной в установленном законом порядке.

На основании изложенного, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.

Руководствуясь статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

П О С Т А Н О В И Л :

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – заведующей спортивно оздоровительного комплекса «Боцман» ФИО1, прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья: Е.А. Яковенко