ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1279/18 от 25.09.2018 Центрального районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 5-1279/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Волгоград 25 сентября 2018 года

Судья Центрального районного суда г. Волгограда Рудых Г.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 18 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Волгограда «Детская музыкальная школа № 1», ИНН <***>, КПП 344401001, ОГРН <***>, адрес: <...>,

с участием представителя комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области ФИО1, директор Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Волгограда «Детская музыкальная школа № 1» ФИО2,

УСТАНОВИЛ:

В Центральный районный суд г. Волгограда из комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области поступил административный материал в отношении Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Волгограда «Детская музыкальная школа № 1», по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Как усматривается из представленных материалов, в том числе протокола об административном правонарушении от 23.08.2018 №..., при проведении внеплановой документарной проверки в отношении Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Волгограда «Детская музыкальная школа № 1» на основании приказа комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области от 10.07.2018 № 137 установлено, что названным юридическим лицом не исполнено предписание комитета от 19.07.2017 №..., а именно: не обеспечено получение разрешения на проведение работ по сохранению объекта; не организовано проведение работ по сохранению объекта; не осуществлена приемка работ по сохранению объекта; не обеспечено предоставление отчетной документации в орган государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области. Таким образом, в действиях, муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Волгограда «Детская музыкальная школа № 1» усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.

В судебное заседание директор Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Волгограда «Детская музыкальная школа № 1» ФИО2 пояснила, что были предприняты максимально возможные меры для исполнения предписания от 19.07.2017 №.... Однако МБУ ДО ДМШ № 1 является муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования Волгограда, учредителем которого является муниципальное образование городской округу город-герой Волгоград, функции и полномочия от имени учредителя осуществляют администрация Волгограда, комитет по культуре администрации Волгограда, департамент муниципального имущества администрации Волгограда. Школа осуществляет свою деятельность на средства субсидии, выделяемой на выполнение муниципального задания, порядок формирования муниципального задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяется администрацией Волгограда. Бюджетных средств, выделяемых школе согласно соглашения на предоставление субсидий из бюджета недостаточно даже на основные статьи расходов, и приходится внебюджетными средствами покрывать эту недостачу.

Представитель комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области ФИО1, действующая на основании доверенности, считает, что в действиях Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Волгограда «Детская музыкальная школа № 1» имеется состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 18 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Судья, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленный материал, приходит к следующему.

Частью 18 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 47.3 ФЗ № 73 от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.

Согласно п. 1 ст. 45 ФЗ № 73 от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В силу п.п. 2 п. 2 ст. 45 ФЗ № 73, выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются: региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.

В соответствии со ст. 30 ФЗ № 73, данная документация подлежит государственной историко-культурной экспертизе, порядок проведения которой определен Положением о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 № 569 «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе».

В силу п. 5 ст. 45 ФЗ № 73 от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», лицо, осуществляющее разработку проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, осуществляет научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением.

Кроме того, к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (п. 6 ст. 45 ФЗ № 73).

В соответствии со списком объектов культурного наследия, находящихся на территории Волгоградской области, подлежащих государственной охране как памятники истории и культуры регионального значения, утвержденным Постановлением Волгоградской областной Думы от 05.06.1997 №... «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Волгоградской области» здание, расположенное по адресу: г. Волгоград, Центральный район, ул. Пушкина, 13 является объектом культурного наследия регионального значения «Частная женская гимназия Стеценко».

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 20.06.2017 №... здание, расположенное по адресу: г. Волгоград, Центральный район, ул. Пушкина, 13, закреплено на праве оперативного управления за Муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования Волгограда «Детская музыкальная школа № 1».

Установлено, что ранее, в соответствии с утвержденным планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2017 год (приказ комитета культуры Волгоградской области от 28.10.2016 №... «Об утверждении плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2017 год», приказом комитета культуры Волгоградской области от 20.12.2016 №... "О внесении изменений в приказ от 28.10.2016 №... «Об утверждении плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2017 год»), согласованного прокуратурой Волгоградской области, приказом комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области от 20.06.2017 № 72 «О проведении плановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя» в период с 03.07.2017 по 12.07.2017 в отношении учреждения проведена плановая выездная проверка по факту использования объекта, в ходе которой выявлены нарушения пп. 1) п. 1 ст. 47.3 и п. 1 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», о чем был составлен акт проверки от 12.07.2017 №....

По итогам проверки учреждению было выдано предписание от 19.07.2017 №..., которым предписывалось в срок до 19.07.2018 в порядке предусмотренном Федеральным закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» устранить выявленные нарушения, а именно: - обеспечить разработку проектной документации по сохранению объекта; - обеспечить получение разрешения на проведение работ по сохранению объекта; - организовать проведение работ по сохранению объекта; осуществить приемку работ по сохранению объекта; - обеспечить предоставление отчетной документации в орган государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области.

В связи с истечением срока исполнения предписания об устранении выявленных нарушений от 19.07.2017 №... и в соответствии с приказом комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области от 10.07.2018 № 137 «О проведении внеплановой документарной проверки в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия» в период с 23.07.2018 по 03.08.2018 комитетом государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области организовано проведение внеплановой документарной проверки по факту исполнения упомянутого предписания в отношении учреждения.

Так, учреждением во исполнение предписания комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области от 19.07.2017 №..., были произведены следующие действия: на основании заявления от 16.11.2017 №... получено в комитете государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области задание на проведение работ по сохранению (задание от 24.11.2017 №...); заключены договоры на разработку проектной документации по сохранению объекта (договор от 18.10.2017 №..., договор от 29.11.2017 №..., договор от 12.04.2018 №...).

На основании данных договоров ООО «Научно-проектная организация Волгоградохранкультура» разработана проектная документация «Научнопроектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Частная женская гимназия Стеценко», кон. XIX расположенного по адресу: Россия, <...>», в отношении которой проведена государственная историко-культурная экспертиза (акт государственной историко-культурной экспертизы от 21.05.2018).

Муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования Волгограда «Детская музыкальная школа № 1» 17.07.2018 в комитет государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области была направлена на согласование проектная документация с положительным заключением государственной историко-культурной экспертизы (заявление от 17.07.2018 №...).

Письмом комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области от 26.07.2018 №... было отказано учреждению в согласовании проектной документации по причине недостоверных сведений в предоставленных документах (при проверки подлинности электронной подписи экспертов, проводивших государственную историко-культурную экспертизу проектной документации статусы сертификатов подписей физических лиц подтверждены, в тоже время статус подписи ООО «Центр экспертиз» истек или еще не наступил).

ДД.ММ.ГГГГ Муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования Волгограда «Детская музыкальная школа № 1» повторно предоставлена на согласование в комитет государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области проектная документация с положительным заключением государственной историко- культурной экспертизы (заявление от 15.08.2018 №...).

В настоящее время акт государственной историко-культурной экспертизы размещен на официальном сайте комитета государственной охраны объектов культурного наследия для проведения публичного обсуждения.

Кроме того, согласно проектной смете бюджета на 2019 год денежные средства на проведение работ по сохранению объекта в размере 2 562 тыс. рублей предусмотрены (письмо комитета по культуре администрации Волгограда от 16.08.2018 №...).

Между тем, как установлено в судебном заседании и не отрицалось представителем Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Волгограда «Детская музыкальная школа № 1» полностью предписание от 19.07.2017 №... не исполнено, а именно пункты по обеспечению получения разрешения на проведение работ по сохранению объекта; по организации проведения работ по сохранению объекта; по осуществлению приемки работ по сохранению объекта; по обеспечению предоставления отчетной документации в орган государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области.

В соответствии с п. 1.6 Устава учреждения, утвержденного распоряжением департамента по делам культуры администрации Волгограда от 10.11.2014 №...-р, учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в установленном порядке, печать с полным наименованием, необходимыми для осуществления деятельности, штампы и бланки.

Учреждение от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, выполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством РФ, ведет бухгалтерский учет, представляет бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством РФ.

Таким образом, в действиях, Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Волгограда «Детская музыкальная школа № 1»

имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В силу ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

В качестве доказательств виновности Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Волгограда «Детская музыкальная школа № 1» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суду представлены: протокол об административном правонарушении от 23.08.2018 №...; научно-проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Частная женская гимназия Стеценко», кон. XIX века. Ремонт и реставрация фасада»; заявление о согласовании проектной документации; акт проверки №... от 03.08.2018; устав Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Волгограда «Детская музыкальная школа № 1»; заявление о согласовании проектной документации; акт государственной историко-культурной экспертизы; договор №... от 18.10.2017 на разработку научно-проектной документации; договор №... от 12.04.2018 на разработку научно-проектной документации; договор №... от 29.11.2017 на разработку научно-проектной документации; заявление на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия; заявление о выдаче задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия от 16.11.2017; письмо о согласовании ремонтных работ; приказ комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области от 10.07.2018 №... о проведении внеплановой документарной проверки; отчет об исполнении предписания от 19.07.2017 №... об устранении выявленных нарушений; выписка из ЕГРЮЛ от 09.07.2018; предписание от 19.07.2017 №...; акт проверки от 12.07.2017 ; 53-07-13/5; приказ комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области от 20.06.2018 №... о проведении плановой документарной проверки.

В соответствии со ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В силу требований ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Оценив все исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что факт невыполнения в срок законного предписания Муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования Волгограда «Детская музыкальная школа № 1» в судебном заседании нашел свое подтверждение.

Из чего следует, что вина Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Волгограда «Детская музыкальная школа № 1» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, полностью подтверждается собранными по делу доказательствами.

Вместе с тем, при рассмотрении административного дела, исходя из обстоятельств дела, усматриваются основания для признания совершенного правонарушения малозначительным.

В силу положений ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Сама по себе ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не исключает возможности освобождения юридического лица от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, для квалификации которого наступление общественно опасных последствий не обязательно (формальный состав).

Российской законодательство основано на принципах демократизма, гуманности, экономии средств государственного принуждения и последовательного использования убеждения, а потому предусматривает возможность освобождения лиц, совершивших правонарушения, от того или иного вида юридической ответственности.

В этих целях Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрены различные виды освобождения от административной ответственности, в том числе и в связи с малозначительностью правонарушения (ст. 2.9).

В отдельных случаях размер судебных и иных издержек, связанных с производством по делу об административном правонарушении, явно не соответствует общественной опасности совершенного административного правонарушения.

Согласно ч. 1 ст. 3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф, равно как и любое другое административное наказание, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В силу ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за соответствующее административное правонарушение (часть 1); при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2).

Соответственно, необходимость инициирования административной репрессии в отношении правонарушителя должна соотноситься с характером и степенью опасности административного правонарушения и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов.

При этом административная репрессия должна отвечать требованиям процессуальной эффективности, экономии в использовании средств судебной защиты норм права и тем самым обеспечивать справедливость судебного решения, без чего недостижим баланс публично-правовых и частноправовых интересов. Игнорирование же правоприменителями принципа процессуальной экономии влечет неоправданное и лишенное смысла использование временных, финансовых и кадровых ресурсов государства при рассмотрении дела.

Согласно разъяснениям, данным в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях» если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу ч.ч. 2 и 3 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.

В судебном заседании директор Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Волгограда «Детская музыкальная школа № 1» ФИО2 пояснила, что были предприняты максимально возможные меры для исполнения предписания от 19.07.2017 №.... Однако МБУ ДО ДМШ № 1 является муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования Волгограда, осуществляет свою деятельность на средства субсидии, выделяемой на выполнение муниципального задания, порядок формирования муниципального задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяется администрацией Волгограда. Бюджетных средств, выделяемых школе согласно соглашения на предоставление субсидий из бюджета недостаточно даже на основные статьи расходов, и приходится внебюджетными средствами покрывать эту недостачу. Кроме того, выполнение некоторых пунктов предписание требует более длительного времени, в связи с необходимостью прохождения соответствующих процедур, согласований.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание фактические обстоятельства по делу, в том числе, что выполнение некоторых пунктов предписание требует более длительного времени, судья приходит к выводу, что действия МБУ ДО ДМШ № 1, хотя формально и содержат признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера выявленного нарушения, не повлекшего причинение существенного вреда охраняемых общественным правоотношениям, указанное правонарушение может быть признано малозначительным на основании ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с чем, производство по делу подлежит прекращению.

Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по административному делу в отношении Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Волгограда «Детская музыкальная школа № 1» по ч. 18 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях прекратить на основании ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ограничившись устным замечанием.

Постановление может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Судья - Г.М. Рудых