ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1279/19 от 14.11.2019 Октябрьского районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)

Дело № <данные изъяты>

<данные изъяты>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

<данные изъяты>

Судья Октябрьского районного суда г<данные изъяты> Ермакова А.В., с участием представителя лица, привлекаемого к административной ответственности МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <данные изъяты> областях Петровичевой С.Л., лица, составившего протокол об административном правонарушении - консультанта отдела контроля за состоянием и использованием объектов культурного наследия управления по государственной охране объектов культурного наследия <данные изъяты> Татрникова В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ в отношении в отношении МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях,

У С Т А Н О В И Л:

<данные изъяты> в ходе проверки объектов культурного наследия, установлено, что из 10 проверяемых объектов культурного наследия, нуждаются в проведении работ по сохранению объектов – 8 объектов культурного наследия, однако МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <данные изъяты> областях не принимало никаких мер, направленных на проведение работ по сохранению данных объектов. Кроме того, в ходе изучения проверяемой документации по отчуждению объектов, в проверяемый период производилось отчуждение из государственной собственности 9 объектов культурного наследия, с нарушением требований Федерального закона от <данные изъяты> «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ».

<данные изъяты> консультантом отдела контроля за состоянием и использованием объектов культурного наследия Управления по государственной охране объектов культурного наследия <данные изъяты> Татарниковым В.В. в отношении МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <данные изъяты> областях составлен протокол об административном правонарушении <данные изъяты> по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <данные изъяты> областях Петровичева С.Л. вину в совершении административного правонарушения не признала, указав, что МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <данные изъяты> областях является представителем собственника на территории <данные изъяты>, вместе с тем, никогда не было наделено полномочиями по сохранению объектов культурного наследия и никогда не финансировалось на проведение подобных действий, полномочия собственника, связанные с сохранением бремени содержания объектов культурного наследия федерального значения относятся к Министерству культуры РФ, которое является ответственными за формирование и реализацию целевой программы "Культура России (2012-2018 годы)", предусматривающую выделение средств федерального бюджета на реставрацию объектов культурного значения. В реализации Программы принимают участие не только Министерство культуры РФ, но и органы исполнительной власти субъектов РФ, которые в совместной работе составляют перечень того имущества, которое нуждается в проведении соответствующих работ. Факт участия Управления по государственной охране объектов культурного наследия <данные изъяты> принимало участие в вышеуказанной программе подтверждается письмами МТУ, которые представлены в материалы дела.

Также Петровичева С.Л. указала, что за весь период действия порядка составления подобных федеральных программ по проведению ремонтно-реставрационных работ в отношении объектов культурного значения, некоторые памятники, поименованные в протоколе ни разу не были включены в заявки по проведению работ.

Также выражая свое несогласие с вменяемым правонарушением Петровичева С.Л. указала, что ряд памятников, поименованных в протоколе переданы в оперативное управление, безвозмездное пользование и у них имеется пользователь, который и должен принимать меры по сохранению соответствующего объекта культурного наследия.

В судебном заседании представитель Управления по государственной охране объектов культурного наследия <данные изъяты> Татарников В.В. настаивал на законности и обоснованности составленного протокола об административном правонарушении и наличии законных оснований для привлечения МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <данные изъяты> областях к административной ответственности по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, указав, что согласно Федерального закона от <данные изъяты> «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» управление по государственной охране объектов культурного наследия <данные изъяты> вправе осуществлять федеральный государственный надзор в области охраны объектов культурного значения. Кроме того, Управление вправе подавать заявки для включения объектов культурного наследия федерального значения в упомянутую представителем МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <данные изъяты> федеральную программу, вместе с тем, денежные средства по данной программе могут быть выделены пользователям объектов культурного значения, при этом 5 объектов культурного значения, находящиеся в государственной собственности РФ переданы МТУ в пользование (оперативное управление, хозяйственное ведение, безвозмездное пользование), 5 оставшихся объектов остались в казне РФ, при этом объекты которые были переданы, переданы с нарушением установленного Федеральным законом от <данные изъяты> «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» порядка, следовательно, денежные средства по федеральной программе не могут быть выделены.

Выслушав мнение участников процесса и исследовав материалы дела в своей совокупности, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 ст. 7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <данные изъяты> областях (далее - МТУ Росимущества) свою деятельность осуществляет в соответствии с Положением о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях (утв. приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от <данные изъяты> П. 4 указанного Положения определено, что территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.

Управлением по государственной охране объектов культурного наследия <данные изъяты> в соответствии с приказом от 4 <данные изъяты> была проведена плановая выездная проверка МТУ Росимущества в отношении следующих объектов культурного наследия федерального значения:

-памятник З.А. Космодемьянской» (<данные изъяты>

- «<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Согласно выписок из ЕГРН указанные объекты относятся к собственности Российской Федерации. Правообладателем вышеназванных памятников является РФ в лице ТУ Росимущества в <данные изъяты>

Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации являются предметом регулирования Федерального закона от <данные изъяты>Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации".

Согласно ч. 1 ст. 33 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории культуры) народов Российской Федерации", объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона N 73-ФЗ от <данные изъяты>Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" собственник объекта культурного наследия в целях поддержания его в надлежащем техническом состоянии обязан осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.

Согласно п. 4 Положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <данные изъяты>, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом <данные изъяты>, территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.

Таким образом, обязанность ТУ Росимущества по содержанию, сохранению и поддержанию объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии, обязанность организации проведения работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, установленным законом, возложена нормами Закона N 73-ФЗ, а также Положением
о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <данные изъяты>

В связи с изложенным, в действиях МТУ Росимущества усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, выразившегося в нарушении требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, выражается в совершении альтернативных действий, перечисленных в диспозиции этой нормы. Следовательно, даже одного из таких действий уже достаточно для квалификации противоправного деяния по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ. В данном случае основанием привлечения МТУ Росимущества к административной ответственности послужило нарушение установленных Федеральным законом от <данные изъяты> "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" требований сохранения, использования и государственной охраны объекта культурного наследия.

Вина МТУ Росимущества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.13 КоАП РФ подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств: протоколом <данные изъяты> об административном правонарушении от <данные изъяты> приказом Управления по государственной охране объектов культурного наследия <данные изъяты> о проведении плановой выездной проверки; актом проверки <данные изъяты>; приложением <данные изъяты>, а также иными материалами дела, признанными достоверными и достаточными по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Действия МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <данные изъяты> областях квалифицирую по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ - нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

Доводы представителя МТУ Росимущества об отсутствии у МТУ Росимущества каких-либо обязательств в отношении указанных объектов культурного значения признаю несостоятельными и опровергающимися материалами дела, при этом обращаю внимание, что доказательств, подтверждающих принятие исчерпывающих мер по сохранению и использованию объекта культурного наследия, МТУ Росимущества не представлены. Имеющаяся в материалах дела переписка МТУ Росимущества и управления по государственной охране объектов культурного наследия <данные изъяты> не свидетельствует о том, что МТУ принимались необходимые и предусмотренные Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории культуры) народов Российской Федерации" меры по сохранению и использованию объектов культурного значения, расположенных на территории <данные изъяты>, при этом суд отмечает, что МТУ Росимущества не представлены доказательства согласно которым неисполнение своих обязательств в отношении объектов культурного значения не исполнено МТУ Росимущества в виду неисполнения управлением по государственной охране объектов культурного наследия <данные изъяты> либо иными лицами своих обязанностей в отношении указанных объектов.

Утверждение представителя МТУ Росимущества о том, что учреждение не финансируется на проведение действий по сохранению объектов культурного наследия не свидетельствует о невиновности МТУ Росимущества в совершении административного правонарушения.

В соответствии с абз.3 п.11 ст.47.6 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории культуры) народов Российской Федерации", если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению либо не передан в безвозмездное пользование, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования охранное обязательство подлежит выполнению федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, уполномоченными на осуществление полномочий собственника соответствующего имущества.

Вопреки доводам возражений ТУ Росимущества, каких-либо доказательств законной передачи 5 объектов в пользование иным лицам, материалы дела не содержат, при этом суд отмечает, что в отношении 5 объектов договоров о передаче в пользование (оперативное управление, хозяйственное ведение, безвозмездное пользование) не заключалось.

Исходя из фактических обстоятельств дела, принимая во внимание то обстоятельство, что ТУ Росимущество является бюджетной организацией, наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей, безальтернативно определенном санкцией статьи, не соответствует характеру совершенного административного правонарушения, материальному положению юридического лица, характеру его уставной деятельности, поэтому может повлечь избыточное ограничение его прав. На основании ч. ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и с учетом конкретных обстоятельств дела штраф подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией статьи, - <данные изъяты>

При этом достаточных оснований для применения при рассмотрении настоящего дела положений ст. 2.9 КоАП РФ не усматриваю.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 23.1, 29.10 КоАП РФ

ПОСТАНОВИЛ:

МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <данные изъяты>, зарегистрированное по адресу: г<данные изъяты> признать виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ и подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>

Реквизиты для уплаты штрафа: УФК по <данные изъяты>

Разъяснить, что в соответствии с ч.1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки срока или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.

Документ, подтверждающий оплату штрафа, необходимо представить в Октябрьский районный суд г. <данные изъяты> или 32.

Согласно ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам <данные изъяты> областного суда в десятидневный срок со дня получения копии постановления.

Судья А.В. Ермакова