Дело № 5-1279/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
<...> 30 ноября 2023 ода
Куйбышевский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Чукреевой Е.Н., при секретаре Мустаханове А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО8 по ч. 3 ст. 16.1 (№, зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ), находящегося по адресу: 050061, <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
В Куйбышевский районный суд <адрес> поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ) в отношении товарищества с ограниченной ответственностью «АВТОРА» (далее – ФИО29
В ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ декларантом ФИО28 на таможенный пост Майкапчагай Департамента государственных доходов по <адрес> Р.Казахстан представлена электронная книжка №, согласно которой под процедуру таможенного транзита помещено 122 наименования товара в количестве 935 грузовых мест, общим весом брутто 15573,71 кг.
Согласно сведениям, заявленным в книжке МДП №, отправитель товаров – <данные изъяты>
Согласно графе 4 книжки МДП перевозчиком товара выступило - ФИО9
Сведения о наименовании, количестве товара, количестве грузовых мест и весе брутто товара, указанные в книжке МДП, заявлены на основании счёт-фактуры (invoice) № от ДД.ММ.ГГГГг.
На основании выявленного целевого профиля риска на Омском таможенном посту был проведен таможенный контроль в форме таможенного досмотра в отношении товара № по книжке № (акт таможенного досмотра №).
По результатам таможенного досмотра установлено, что фактические сведения о количестве грузовых мест товара, весе брутто товара и коде согласно Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) не соответствуют данным, указанным в счете-фактуре (invoice) № от ДД.ММ.ГГГГ и книжке МДП № №:
Заявлено - товар № «Металлоискатель», классифицирован кодом №, количество грузовых мест - 16, вес брутто – 373,45 кг.
Фактически (согласно АТД № №) перемещался товар:
«Металлоискатель», количество грузовых мест – 22, что превышает заявленное на 6 мест, вес брутто – 375 кг, что превышает заявленное на 1,55 кг.
В соответствии со служебной запиской отдела запретов, ограничений и товарной номенклатуры Омской таможни от ДД.ММ.ГГГГ№ товары, обнаруженные в ходе таможенного досмотра: Металлоискатель (металлодетектор), классифицированный кодом №, необходимо классифицировать кодом №
Таким образом, ФИО27 в нарушение требований таможенного законодательства сообщило таможенному органу недостоверные сведения о количестве грузовых мест, весе брутто товара при помещении товаров под процедуру таможенного транзита путем представления недействительных документов, содержащихся в книжке №
По данному факту сотрудниками Омской таможни проводилось административное расследование, и в отношении ФИО11» старшим уполномоченным по особо важным делам ОАР Омской таможни ФИО3ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении №, предусмотренном ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.
Законный представитель юридического лица – директор ФИО10ФИО4 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, через канцелярию суда представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В целях своевременного разрешения дел об административных правонарушениях Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность рассмотрения дела в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Исходя из положений частей 2 и 3 статьи 25.1 КоАП РФ, судья вправе рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие указанного лица при соблюдении следующих условий: у судьи имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела; по данному делу присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, не является обязательным, и не было признано судом обязательным (часть 3 статьи 25.1 КоАП РФ); этим лицом не заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
При указанных обстоятельствах суд счел возможным рассмотреть дело об административном правонарушении без участия законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности.
Должностное лицо Омской таможни, составившее протокол об административном правонарушении, ФИО5 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, суд пришел к следующему.
Согласно статье 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее также — ТК ЕАЭС, Кодекс) товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ЕАЭС. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим Кодексом. Таможенное декларирование осуществляется в письменной и (или) электронной форме с использованием таможенной декларации.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 105 ТК ЕАЭС, при таможенном декларировании применяется, в том числе и транзитная декларация, являющаяся одним из видов таможенной декларации.
Транзитная декларация используется при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита (пункт 3 статьи 105 ТК ЕАЭС).
Согласно статье 142 ТК ЕАЭС таможенная процедура таможенного транзита - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру.
Согласно подпунктам 4 - 6 пункта 1 статьи 107 ТК ЕАЭС в транзитной декларации указываются сведения:
-о наименовании, количестве и стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами;
- о коде товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС на уровне не менее первых 6 знаков;
- о весе товаров брутто или объеме, а также количестве товаров в дополнительных единицах измерения, если Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза в отношении декларируемого товара установлена дополнительная единица измерения, по каждому коду ТН ВЭД ЕАЭС.
Таким образом, заявление в ТД классификационных кодов товаров по ТН ВЭД ЕАЭС, наименования, описания товаров, весе товаров брутто, а также количестве товаров в дополнительных единицах измерения относится к основным сведениям о товарах, необходимых для таможенных целей (ст.107 ТК ЕАЭС).
По решению Комиссии таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита» п.2 раздела II Таможенный орган отправления принимает в качестве транзитной декларации следующие документы, содержащие сведения, указанные в пункте 3 статьи 182 ТК ЕАЭС:
- книжку МДП, заполненную в соответствии с положениями Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года с прилагаемыми к ней транспортными (перевозочными) и коммерческими документами.
Согласно правилам заполнения книжки МДП, графы 6 - 12 заполняются владельцем книжки МДП. Графа 3. «Владелец» указывается наименование и полный почтовый адрес перевозчика, которому выдана книжка МДП. Перевозку с соблюдением процедуры МДП может осуществлять только перевозчик, указанный в графе 3. Графа 8. «Прилагаемые документы». Указываются документы, которые прилагаются к книжке МДП (фотографии, спецификации и т.п.). Графа 10. «Количество и вид грузовых мест, описание товаров» указывается количество грузовых мест, вид упаковки, краткое описание товаров отдельно по каждому грузовому отделению или контейнеру. Графа 12. «Подпись держателя книжки МДП». Проставляется подпись уполномоченного перевозчика, которому выдана книжка МДП. В графах 13-15 грузового манифеста указывается место и дата заполнения книжки МДП, а также подпись держателя книжки МДП или его представителя и делается запись «Я заявляю, что сведения, приведенные выше в рубриках 1-12, точны и полны».
В соответствии со статьей 84 ТК ЕАЭС декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров, представить таможенному органу в случаях, предусмотренных Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных Кодексом, либо по требованию таможенного органа.
В соответствии со ст. 2 ТК ЕАЭС под перевозчиком понимается лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу Союза и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Евразийского экономического союза.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС декларантом признается лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.
Перевозчиком и декларантом таможенной процедуры таможенного транзита при перевозке вышеуказанной товарной партии в соответствии со сведениями, указанными в книжке №, CMR от ДД.ММ.ГГГГ№, счете-фактуре (invoice) №№ от ДД.ММ.ГГГГ является юридическое лицо ФИО12 (юридический адрес: 050061 <адрес>).
Согласно пункту 3 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 статьи 84 ТК ЕАЭС, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.
Частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.
Согласно Примечанию к главе 16 КоАП РФ для целей применения настоящей главы под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Таким образом, ТОО «AВТОРА» в нарушение требований таможенного законодательства сообщило таможенному органу недостоверные сведения о количестве грузовых мест, весе брутто товара при помещении товаров под процедуру таможенного транзита путем представления недействительных документов, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.
Вина ТОО «АВТОРА» в нарушении требований таможенного законодательства, подтверждается совокупностью следующих доказательств:
- определением о возбуждении дела об АП № по данному факту в отношении ТОО «АВТОРА» по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ (л.д. 1-4);
- протоколом об административном правонарушении №, составленным ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным по особо важным делам отдела административных расследований Омской таможенной службы ФИО3 в отношении ФИО13 по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, согласно которому ФИО14» в нарушение требований таможенного законодательства сообщило таможенному органу недостоверные сведения о количестве грузовых мест, весе брутто товара при помещении товаров под процедуру таможенного транзита путем представления недействительных документов, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ (л.д. 80-84);
- копией книжки №, копией СМR от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 18-22);
- копией счёта-фактуры (invoice) № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23-34);
- актом таможенного досмотра № (л.д. 40-42);
- протоколом изъятия вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ: товар, являющийся предметом правонарушения, а именно «Металлоискатель», в количестве 217 шт., количество грузовых мест – 22, вес брутто – 375 кг, был изъят и помещен на ответственное хранение на <данные изъяты>» по адресу: <адрес> (л.д. 13-15);
- актом приема-передачи вещественных доказательств - товара: «металлоискатель», код № 8543, в количестве 217 шт., 22 грузовых мест, вес брутто 375 кг, изъятыми ДД.ММ.ГГГГ протоколом изъятия и помещенными на хранение на склад задержанных товаров <данные изъяты> (<адрес>) (л.д. 17);
- письменными пояснениями директора ФИО15ФИО4, поступивших в Омскую таможню ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что ФИО26 осуществляет деятельность со ДД.ММ.ГГГГ, права и обязанности таможенного перевозчика известны, факт выявленного правонарушения ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ не отрицают, по сообщению заказчика перевозки нарушение вызвано технической ошибкой грузоотправителя (л.д. 46).
- объяснением ФИО1, в котором он указал, что работает в организации ФИО16» с ДД.ММ.ГГГГ В его должностные обязанности входит: принятие грузов у грузоотправителей; проверка правильности оформления товаро-сопроводительных документов; проверка целостности упаковки; осуществление контроля за наличием специальных приспособлений для перевозки грузов; осуществление контроля за правильностью выполнения погрузочно-разгрузочным работ, размещение и укладкой грузов; перегрузку грузов к месту назначения; обеспечивать необходимый режим хранения и сохранности грузов при транспортировке; сдачу доставленного груза грузополучателю; осуществление контроля за правильностью оформления документов о принятии груза грузополучателем; квалифицированно выполнять работу по должности, соответствующую должностным обязанностям. Товары, перевозимые по книжке № на транспортном средстве с регистрационными номерами №, он принимал к перевозке на территории Р.Казахстан. Для открытия процедуры таможенного транзита документы в таможенный орган отправления передавал представитель перевозчика на территории Республики Казахстан, в том числе счёт-фактуру (invoice) № от ДД.ММ.ГГГГ Книжку МДП заполнял представитель ФИО17». ДД.ММ.ГГГГ на таможенном посту Майкапчагай Республики Казахстан на товар, помещенный на транспортное средство с регистрационными номерами №, следующее из КНР в Венгрию через таможенную территорию Евразийского экономического союза, была открыта таможенная процедура таможенного транзита по книжке МДП №, выдали ему на руки товаросопроводительные документы, в том числе CMR от ДД.ММ.ГГГГ№. Полуприцеп на момент приемки им к перевозке находился на складе (СВХ или ЗТК) и был опломбирован грузоотправителем. Соответствие наименования товара, фактически загруженного, и указанного в товаросопроводительных документах, он не проверял (л.д. 47);
- протоколом опроса свидетеля ФИО6, главного ГТИ ОТД Омского таможенного поста Омской таможни, из которых следует, что в его должностные обязанности входит: осуществление фактического таможенного контроля, в том числе, проведение таможенных осмотров и досмотров, применение мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, осуществление контроля за достоверностью сведений, представляемых для таможенных целей. ДД.ММ.ГГГГ перевозчиком ФИО18 на таможенный пост Майкапчагай Департамента государственных доходов по <адрес><адрес>, представлена книжка № согласно которой под процедуру таможенного транзита помещено 122 наименования товара в количестве 935 грузовых мест, общим весом брутто 15573,71 кг. Товар перемещался на транспортном средстве марки <данные изъяты>
В соответствии со статьей 4 Договора от ДД.ММ.ГГГГ «Об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств - членов Таможенного союза», принятым Решением Евразийского экономического сообщества от ДД.ММ.ГГГГ№ «О международных договорах Таможенного союза в сфере сотрудничества по уголовным и административным делам» лицо, совершившее административное правонарушение на таможенной территории Таможенного союза, подлежит привлечению к административной ответственности по законодательству той Стороны, на территории которой выявлено административное правонарушение.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Конституционный суд РФ, рассматривая вопрос о вине юридического лица применительно к таможенным правонарушениям признал не противоречащей Конституции РФ возможность юридического лица, привлекаемого к ответственности за совершение таможенных правонарушений, должным образом подтверждать, что нарушение таможенных правил вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне их контроля, при соблюдении ими той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от них в целях надлежащего исполнения таможенных обязанностей (Постановление Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-П).
Выполнение юридическим лицом той или иной обязанности в сфере таможенных правоотношений вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закрепленного в статье 15 Конституции РФ, согласно которому любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. То есть, вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, но и обеспечить их выполнение.
Вступая в таможенные правоотношения ФИО25» должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона. Каких-либо объективных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля ФИО24 препятствующих выполнению предусмотренных действующим законодательством требований, в ходе рассмотрения дела не установлено.
Таможенным законодательством к оформлению и представлению транзитных деклараций предъявляются требования, аналогичные обычному декларированию товаров и соответственно декларанту, в целях заявления достоверных сведений о товарах предоставляются определенные возможности.
Согласно статье 84 ТК ЕАЭС декларант вправе осматривать, измерять товары, находящиеся под таможенным контролем, и выполнять с ними грузовые операции.
Реализовав надлежащим образом представленное декларанту статьей 84 ТК ЕАЭС право на проведение осмотра и измерение находящихся под таможенным контролем товаров, ТОО «АВТОРА» имело реальную возможность внести обоснованные оговорки в CMR.
Кроме того, на стадии заключения договора перевозки у Общества имелась возможность внесения в условия договора права перевозчика производить проверку соответствия товара и документов на него. Не совершение подобных действий в свою очередь свидетельствует о непринятии всех надлежащих мер для соблюдения таможенного законодательства ЕАЭС. Из документов, имеющихся в деле, не усматривается наличия каких-либо препятствий в этом. Если перевозчик фактически не может реализовать свое право проверить достоверность сведений о грузе, он должен внести в товаротранспортные документы соответствующие обоснованные оговорки.
Заявляя сведения о товарах в транзитной декларации только на основании информации, содержащейся в товаросопроводительных документах, не проверив данные сведения, декларант несет определенный риск и принимает на себя ответственность, возникающую в случае недостоверности данных сведений.
С учетом изложенного, проведение перед подачей таможенному органу транзитной декларации, осмотра и измерения, находящихся под таможенным контролем и подлежащих таможенному декларированию товаров не является чрезмерным и излишним действием, направленным на обеспечение надлежащего исполнения обязанности по достоверному декларированию товаров.
С учетом изложенного, проведение, перед подачей таможенному органу транзитной декларации, осмотра и измерения, находящихся под таможенным контролем и подлежащих таможенному декларированию товаров не является чрезмерным и излишним действием, направленным на обеспечение надлежащего исполнения обязанности по достоверному декларированию товаров.
Таким образом, ТОО «АВТОРА» имело реальную возможность соблюсти правила и нормы, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но вследствие ненадлежащей организации работы общества, связанной с таможенным декларированием, обществом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что в силу пункта 2 статьи 2.1. КоАП РФ указывает на наличие в деянии ТОО «АВТОРА» вины в совершении вменяемого правонарушения.
Давая оценку исследованным доказательствам, учитывая требования ст. 24.1, ст.26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья находит установленным наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 Кодекса, юридическое лицо ФИО22 сообщившее таможенному органу недостоверные сведения о количестве грузовых мест, весе брутто товара при помещении товаров под процедуру таможенного транзита путем представления недостоверных сведений, содержащихся в книжке МДП № XТ86051758, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, приходит к выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, исключающих производство по делу, поименованных в ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматривается.
При назначении административного наказания судья учитывает обстоятельства, предусмотренные ч. 2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: характер совершенного ТОО «АВТОРА» административного правонарушения, отсутствие обстоятельств, отягчающих либо смягчающих административную ответственность, а также принимает во внимание письменное ходатайство законного представителя юридического лица – директора ФИО19» ФИО4 не применять в качестве меры ответственности ФИО23 штрафа, с учетом мнения заказчика перевозки (приложено письмо) применить конфискацию товара, изъятого по акту досмотра, полагает необходимым применить к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.7, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение (ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ), такой меры государственного принуждения, как конфискация предметов административного правонарушения, поскольку она с наибольшим эффектом достигнет цели восстановления справедливости и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также её соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
постановил:
Признать ФИО21 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначить административное наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения «металлоискатель»; код товара 8543 ТН ВЭД ЕАЭС, в количестве 217 шт., 22 грузовых мест, вес брутто 375 кг, находящегося на хранении на складе задержанных товаров ФИО20 (<адрес>).
Постановление может быть обжаловано подачей жалобы в Омский областной суд через Куйбышевский районный суд города Омска в течение 10 суток со дня его вручения или получения копии постановления.
Судья подпись Е.Н. Чукреева
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>