ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-127/16 от 16.08.2016 Медведевского районного суда (Республика Марий Эл)

Дело №5-127/2016

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о назначении административного наказания

п. Медведево 16 августа 2016 года

Судья Медведевского районного суда Республики Марий Эл Емельянова Е.В.,

с участием защитника юридического лица – ФКУ «Войсковая часть № ...» - начальника службы радиационной, химической и биологической защиты «Войсковой части № ...» ФИО1,

главного государственного инспектора Межрегионального отдела инспекций в Республике Чувашия, Республиках Марий Эл и Татарстан ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело в отношении юридического лица

Федерального казенного учреждения «Войсковая часть № ...», юридический адрес: 424045, ..., фактический адрес: ... ИНН/КПП <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты>, БИК <данные изъяты>, сведений о привлечении к административной ответственности за совершение однородного правонарушения не предоставлено,

об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

На момент проведения проверки государственным инспектором Межрегионального отдела инспекций в Чувашской Республике, ... Эл и Татарстан Волжского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору <...> года в ФКУ «Войсковая часть № ...», расположенном по адресу: ..., при осуществлении хранения градуировочного оборудования типа СО-6 с закрытыми радионуклидными источниками типа ИГИ-Ц-3-5, ИГИ-У-3-11, ИГИ-Ц-4-6 из состава подвижной ремонтной химической мастерской типа ПРХМ-Д при проверке и градуировке войсковых дозиметрических приборов в помещении ремонтно-градуировочной мастерской; хранения закрытых радионуклидных источников в защищенных контейнерах типа КИЗ в хранилище источников ионизирующих излучений, расположенных в ремонтно-градуировочной мастерской лицензиата – лицензия на эксплуатацию установок, в которых содержатся радиоактивные вещества отсутствовала, чем нарушена ст.26 ФЗ «Об использовании атомной энергии» №170-ФЗ, о том, что любая деятельность (в том числе обращение с радиоактивными веществами при хранении) в области использования атомной энергии, подлежащая лицензированию органами государственного регулирования безопасности, не допускается без наличия разрешения (лицензии) на ее проведение.

Защитник ФКУ «Войсковая часть № ...» ФИО1 на судебном заседании с протоколом согласился частично, пояснил, что Ростехнадзором нарушен срок уведомления о проверке; основания для проверки отсутствовали, проверка проведена в отсутствии законных оснований; предписание составлено ранее акта проверки; ранее войсковая часть принимала меры по получению лицензии, обращаясь в ЦВО неоднократно с соответствующими письмами; в настоящее время оформление лицензии восковой частью оплачено, в Ростехнадзор сданы соответствующие документы; по результатам проверки не сделана запись в журнал проверок; протокол об административном правонарушении составлен с нарушением сроков составления протокола, без проведена административного расследования. Просил применить положения ст.2.9 КоАП РФ.

Главный государственный инспектор Межрегионального отдела инспекций в ..., Республиках Марий Эл и Татарстан ФИО2 просил привлечь юридическое лицо к административной ответственности.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Частями 1,2 ст.49 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии). Право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии) возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии).

Из ст.26 ФЗ «Об использовании атомной энергии» от 21.11.1995 №170-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности в области использования атомной энергии - размещение, сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами, при производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении ядерных материалов и радиоактивных веществ. Любая деятельность в области использования атомной энергии, подлежащая лицензированию органами государственного регулирования безопасности, не допускается без наличия разрешения (лицензии) на ее проведение.

Из лицензии регистрационный номер ВО-03-206-1837 от 29 января 2009 года, выданной Войсковой части 34096, и условий действия лицензии, следует, что лицензия выдана на эксплуатацию установок, в которых содержатся радиоактивные вещества (л.д.22). К перечню объектов и разрешенной деятельности отнесено: использование градуировочного оборудования типа СО-6 с закрытыми радионуклидными источниками типа ИГИ-Ц-3-5, ИГИ-Ц-3-11, ИГИ-Ц-4-6 из состава подвижной ремонтной химической мастерской типа ПРХМ-Д при проверке и градуировке войсковых дозиметрических приборов в помещении ремонтно-градуировочной мастерской лицензиата (п.1.2.2.1); Хранить закрытые радионуклидные источники, указанные в п.1.2.2.1, в защитных контейнерах типа КИЗ в хранилище источников ионизирующих излучений, расположенном в ремонтно-градуировочной мастерской лицензиата (п.1.2.2.2) (л.д.23).

Согласно акту инвентаризации № ... от <...> года и формы 2РБ в войсковой части 34096 имеются также радиоактивные и радиоизтотопные источники и изделия: ИГИ-Ц-4-6, ИГИ-Ц-3-11, ИГИ-Ц-3-5 (л.д.28,29).

По смыслу федерального закона, а также положения о лицензировании лицензирование осуществляет держатель лицензии.

Доводы защитника о составлении приказа о запрете с 30 января 2014 года эксплуатации установок, в которых содержатся радиоактивные вещества, а именно градуировочное оборудование типа СО-6 из состава ПРХМ-Д с закрытыми радионуклидными источниками типа ИГИ-Ц-3-5, ИГИ-Ц-3-11, ИГИ-Ц-4-6 не является обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии состава правонарушения, поскольку лицензией предусмотрено не только эксплуатация таких источников, но и их хранение.

Обращение в период с января 2014 года до июня 2016 года в адрес Управления начальника войск РХБ защиты ЦВО с документами на получение лицензии, также не влечет отсутствие состава, поскольку лицензия до настоящего времени у войсковой части 34096 отсутствует, лицензирование деятельности в области использования атомной энергии осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами.

По делу административное расследование не проводилось, поэтому суд не проверяет порядок и сроки проведения такового.

Срок уведомления о проверке не нарушен, о чем свидетельствует запись на распоряжении, о проверке сообщено <...> года.

Поскольку срок действия лицензии истек, то у Ростехнадзора имелись основания проведения проверки.

Составление предписания ранее акта проверки, как и запись в журнале о проведении проверки не является основаниями, свидетельствующим об отсутствии состава правонарушения.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в ФКУ «Войсковая часть № ...» осуществлялось хранение источников в отсутствии разрешения.

Доводы жалобы о малозначительности совершенного административного правонарушения являются несостоятельными, учитывая характер правонарушения, а также, что деятельность в отсутствии разрешения создает реальную угрозу охраняемым общественным отношениям, угрозу здоровью личного состава, не исключает радиационного воздействия на население, окружающую среду.

Исходя из части 2 статьи 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

По мнению суда у юридического лица имелась возможность для соблюдения закона (получение лицензии), но данным лицом не приняты исчерпывающие меры по их соблюдению.

При таких обстоятельствах суд полагает, что вина ФКУ «Войсковая часть № ...» в совершении инкриминируемого правонарушения доказана, приведенными доказательствами, действия ФКУ «Войсковая часть № ...» суд квалифицирует по ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность и имущественное положение виновного. В качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность, суд учитывает совершение административного правонарушения впервые, частичное признание вины, принятие мер по получению лицензии. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 3.2, 3.4, 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд

п о с т а н о в и л:

Признать Федеральное казенное учреждение «Войсковая часть № ...» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, назначить административное наказание в виде предупреждения.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Медведевский районный суд Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Е.В. Емельянова