ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-127/20 от 01.02.2021 Анучинского районного суда (Приморский край)

№ 5-5/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

с. Анучино 1 февраля 2021 года

Анучинский районный суд Приморского края Российской Федерации в составе председательствующего судьи Юрченко Л.П., при секретаре Падериной А.Р., с участием Белинского Ю.А. и его представителя Жукова А.А., начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в г. Арсеньеве, Вязовик М.М. и заместителя начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в г. Арсеньеве, Коростелёвой Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении должностного лица Белинского Юрия Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, гражданина РФ, врио директора ФГКУ Комбинат «Арктика» Росрезерва, женатого, иждивенцев не имеющего, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КРФ об АП,

УСТАНОВИЛ:

В Анучинский районный суд Приморского края из территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в г. Арсеньеве поступил протокол и материал об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КРФ об АП, в отношении должностного лица - врио директора ФГКУ Комбинат «Арктика» Росрезерва, Белинского Ю.А.

На том основании, что при проведении внеплановой выездной проверки в период с 26.11.2020 по 14.12.2020, с целью эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни с установлением причинно-следственной связи, на основании распоряжения начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в г. Арсеньеве Вязовик М.М. о проведении эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни с установлением причинно-следственной связи № 74 от 25.11.2020, в отношении юридического лица: ФГКУ Комбинат «Арктика» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Дальневосточному Федеральному округу (сокращенное наименование ФГКУ Комбинат «Арктика» Росрезерва); ИНН ; ОГРН ; юридический адрес и фактический адрес: <адрес> при рассмотрении материалов по делу, в том числе: информации из Уссурийского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» (вх. от 24.11.2020); протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и, находящихся там вещей и документов от 28.10.2020 с приложением фото таблицы б/н от 26.11.2020; представленных документов в рамках проверки, приказа о назначении на должность № 375-к от 17.09.2020, должностной инструкции и других материалов по делу №74/20 по акту проверки № 74/1 от 14.12.2020 с 08-30 ч. до 12-00 ч. выявлены нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), совершенные должностным лицом врио директора ФГКУ Комбинат «Арктика» Росрезерва, Белинским Ю.А. при исполнении своих должностных обязанностей, а именно:

Руководителем ФГКУ Комбинат «Арктика» Росрезерва не проводится контроль за полнотой активного выявления лиц с признаками ОРВИ (термометрия и опрос сотрудников в течении рабочего времени) и своевременной изоляции лиц, имеющих признаки респираторной инфекции, что способствовало распространению коронавирусной инфекции среди работников учреждения (при анализе актов эпидемиологического расследования и предоставленных в ходе проверки табелей учёта использования рабочего времени за октябрь и ноябрь 2020 года выявлено, что посещали работу с признаками заболевания, не исключающими новую коронавнрусную инфекцию COVID-19 - 13 чел), что является нарушением требований п. 2.1 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», п. 4.4., СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой короновирусной инфекции (COVID-19).

Не обеспечено наличие в ФГКУ Комбинат «Арктика» Росрезерва дезинфицирующего средства, зарегистрированного в установленном порядке в инструкции по применению которого указаны режимы обеззараживания объектов при вирусных инфекциях, а также отсутствует запас таких дезинфицирующих средств. Для проведения текущей и заключительной дезинфекции используется средство «Белизна гель», данное средство согласно маркировки является универсальным моющим и чистящим средством с дезинфекционным эффектом, применяемым в быту, данное средство не обладает вирулицидным действием и не может применятся для дезинфекции поверхностей в помещениях при проведении дезинфекционных мероприятий в очагах новой короновирусной инфекции (COVID-19), что является нарушением требований ст. 11. ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 4.4, п. 6.1 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой короновирусной инфекции (COVID- 19)»; п. 1.3, п. 2.1, п. 2.6, п. 17.6 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования но профилактике инфекционных и паразитарных болезней».

Не организовано проведение дезинфекционных мероприятий специально обученным персоналом, не представлены документы на ответственное лицо, занимающееся дезинфекционной деятельностью в учреждении, имеющего профессиональную подготовку и аттестацию, включая вопросы безопасного осуществления работ, оказания первой доврачебной помощи при отравлении дезинфекционными средствами, обучения по теме «Актуальные вопросы дезинфекции», что является нарушением требований ст. 11, ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.20, СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности».

При убытии заболевшего из учреждения не организовано проведение заключительной дезинфекции помещений уполномоченными организациями дезинфекционного профиля в местах возможного нахождения больного на работе, для проведения которой используются средства из группы хлорактивных и кислородактивных соединений (акты проведения заключительной дезинфекции не представлены). В учреждении проводилась текущая дезинфекция своими силами средством «Белизна-гель» не относящегося к данным соединениям, что является нарушением требований ст. 11, ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п. 1.3, п. 17.1, п. 17.2, п. 17.4, п. 17.6 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней»; п. 6.4, п. 6.1, п. 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID- 19)»;

Не выделены специальные места для упорядоченного раздельного хранения уборочного инвентаря для уборки туалетов и рабочих помещений, уборочный инвентарь не промаркирован, что является нарушением требований ст. 11, ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п. 4.3, п. 17.1 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней».

В судебном заседании должностное лицо Белинский Ю.А. вину признал в части его работы с работниками учреждения, просил назначить наказание ниже низшего предела по статье, в настоящее время мероприятия по предписанию выполнены, многие вопросы от него не зависят, будет ставить вопрос перед вышестоящей организацией, чтобы такого больше не повторилось и пояснил, что в ФГКУ Комбинат «Арктика» Росрезерва произошло массовое инфицирование работников, которые проживают в <адрес>, то есть компактное проживание людей, заражение произошло контактно-бытовым способом. От момента забора анализов на определение наличия вируса до получения результатов проходило 4-5 дней, в этот период люди могли находиться на работе без признаков заболевания. По дезинфицирующим средствам ещё в апреле 2020 года он подавал заявку в управление Росрезерва на приобретение дезинфицирующих средств и проведение дезинфекции сторонними организациями, провели мероприятия только после возникновения очага заражения, в декабре 2020 года. Всего выявили 45 человек заболевших. Сейчас заболевших людей на комбинате нет, дезинфекционные мероприятия проводятся в полном объёме, человек обучен, средства приобретены, всё соответствует. До возникновения очага термометрия проводилась, средства обработки рук имелись, масочный режим соблюдался, записи в журналах имеются, рециркуляторы на входе и в рабочих помещениях были установлены. Больные к работе не допускались. Белинский Ю.А. считает, что им были приняты все меры, которые можно было принять на тот момент.

Представитель Белинского Ю.А., Жуков А.А., считает, что проверка проведена с нарушениями. Считает, что должностное лицо сделало всё, что от него зависело, чтобы не допустить в дальнейшем развития заболеваемости, его вины нет, и пояснил, что финансирование комбината осуществляется из средств федерального бюджета РФ, при осуществлении закупочной деятельности, в том числе услуг на оказание дезинфекции, приобретения дезинфицирующих средств, они руководствуются Методикой нормативных затрат, утвержденной 23.05.2019 приказом Росрезерва № 131. Закупочная деятельность регламентирована в Федеральном законе «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

22.04.2020 письмом и 24.04.2020 письмом комбинат указывал на необходимость внесения изменений в Методику нормативных затрат, для создания правомерной возможности осуществления закупки дезинфицирующих средств и создания их запаса, но письма остались без ответа. Обучение человека и заключительная дезинфекция не проводились по той же причине – из-за отсутствия финансирования.

Требование о термометрии является рекомендацией Роспотребнадзора, которое не является нормативно-правовым актом, не является обязательным к исполнению, за неисполнение не предусмотрена санкция. На входе в комбинат стоит входной фильтр, осуществляется термометрия, всё записывается в журнал. Письмо из Уссурийского филиала «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» не может являться доказательством по делу, так как сведения документально не подтверждены, аудиозаписей не представлено.

Выслушав должностное лицо Белинского Ю.А., его представителя Жукова А.А., представителей территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в г. Арсеньеве, Вязовик М.М. и Коростелёву Т.Н., исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд считает вину должностного лица Белинского Ю.А. доказанной.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих», коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих».

Согласно Постановления Губернатора Приморского края от 18.03.2020 № 21-пг (в актуальной редакции) «О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)» введён режим повышенной готовности на территории Приморского края.

Согласно ст. 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина). Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ) на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В статье 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ изложены обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в частности они обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.

Из части 1 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ следует, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, пункты 1.3, 2.6, 2.7, 10.1, 13.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», утвержденных постановлением врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 года № 65).

Деяние совершенное должностным лицом Белинским Ю.А. образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При рассмотрения дела об административном правонарушении установлено и следует из материалов дела, что врио директора ФГКУ Комбинат «Арктика» Росрезерва, Белинский Ю.А., при исполнении своих должностных обязанностей совершил нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), а именно:

1. Руководителем ФГКУ Комбинат «Арктика» Росрезерва не проводится контроль за полнотой активного выявления лиц с признаками ОРВИ (термометрия и опрос сотрудников в течении рабочего времени) и своевременной изоляции лиц, имеющих признаки респираторной инфекции, что способствовало распространению коронавирусной инфекции среди работников учреждения (при анализе актов эпидемиологического расследования и предоставленных в ходе проверки табелей учёта использования рабочего времени за октябрь и ноябрь 2020 года выявлено, что посещали работу с признаками заболевания, не исключающими новую коронавнрусную инфекцию COVID-19 - 13 чел), что является нарушением требований п. 2.1 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», п. 4.4., СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой короновирусной инфекции (COVID-19).

2. Не обеспечено наличие в ФГКУ Комбинат «Арктика» Росрезерва дезинфицирующего средства, зарегистрированного в установленном порядке в инструкции по применению которого указаны режимы обеззараживания объектов при вирусных инфекциях, а также отсутствует запас таких дезинфицирующих средств. Для проведения текущей и заключительной дезинфекции используется средство «Белизна гель», данное средство согласно маркировки является универсальным моющим и чистящим средством с дезинфекционным эффектом, применяемым в быту, данное средство не обладает вирулицидным действием и не может применятся для дезинфекции поверхностей в помещениях при проведении дезинфекционных мероприятий в очагах новой коронавирусной инфекции (COVID-19), что является нарушением требований ст. 11. ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 4.4, п. 6.1 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID- 19)»; п. 1.3, п. 2.1, п. 2.6, п. 17.6 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования но профилактике инфекционных и паразитарных болезней».

3. Не организовано проведение дезинфекционных мероприятий специально обученным персоналом, не представлены документы на ответственное лицо, занимающееся дезинфекционной деятельностью в учреждении, имеющего профессиональную подготовку и аттестацию, включая вопросы безопасного осуществления работ, оказания первой доврачебной помощи при отравлении дезинфекционными средствами, обучения по теме «Актуальные вопросы дезинфекции», что является нарушением требований ст. 11, ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.20, СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности».

4. При убытии заболевшего из учреждения не организовано проведение заключительной дезинфекции помещений уполномоченными организациями дезинфекционного профиля в местах возможного нахождения больного на работе, для проведения которой используются средства из группы хлорактивных и кислородактивных соединений (акты проведения заключительной дезинфекции не представлены). В учреждении проводилась текущая дезинфекция своими силами средством «Белизна-гель» не относящегося к данным соединениям, что является нарушением требований ст. 11, ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п. 1.3, п. 17.1, п. 17.2, п. 17.4, п. 17.6 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней»; п. 6.4, п. 6.1, п. 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID- 19)»;

5. Не выделены специальные места для упорядоченного раздельного хранения уборочного инвентаря для уборки туалетов и рабочих помещений, уборочный инвентарь не промаркирован, что является нарушением требований ст. 11, ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п. 4.3, п. 17.1 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней».

В связи с выявленным нарушением 14.12.2020 составлен протокол об административном правонарушении в отношении должностного лица врио директора ФГКУ Комбинат «Арктика» Росрезерва Белинского Ю.А., по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.

Действия должностного лица Белинского Ю.А. необходимо квалифицировать по ч. 2 ст. 6.3 КРФ об АП – нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина).

Вина должностного лица Белинского Ю.А. в совершении данного административного правонарушения, подтверждается: информацией из Уссурийского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» (вх. от 24.11.2020) (л.д. 17-22); протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и, находящихся там вещей и документов от 28.10.2020 (л.д. 5 – 8), с приложением фото таблицы б/н от 26.11.2020 (л.д. 9 – 11), актом проверки от 14.12.2020 (л.д. 12-16), приказом о назначении на должность от 17.09.2020 (л.д. 230), должностной инструкцией (л.д. 24 -26), дополнением к должностной инструкции (л.д. 27 -28), табелями учета использования рабочего времени (л.д. 20 -36), протоколом об административном правонарушении по делу -ТО от 14.12.2020 (л.д. 3 – 4).

Должностное лицо Белинским Ю.А. не проявил должной степени заботливости и осмотрительности, необходимой для строгого соблюдения действующих норм и правил, нарушил требования вышеуказанного законодательства, в связи с чем суд приходит к выводу о правомерном привлечения его к административной ответственности.

При назначении наказания суд учитывает личность правонарушителя должностного лица Белинского Ю.А., который ранее не привлекался к административной ответственности, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, обстоятельством, смягчающим административную ответственность, суд признает частичное признание вины, и считает возможным назначение наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 6.3 КРФ об АП, в соответствии с частью 2.2 статьи 4.1 КРФ об АП.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 29.9 КРФ об АП, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Признать должностное лицо Белинского Юрия Александровича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КРФ об АП и назначить наказание в виде административного штрафа, с применением требований предусмотренных частью 2.2 статьи 4.1 КРФ об АП, в размере 25000 (двадцать пять тысяч) рублей 00 копеек.

Перечислить административный штраф на следующие реквизиты:

<данные изъяты>

Разъяснить Белинскому Ю.А., что административный штраф подлежит уплате не позднее 60-тидневного срока с момента вступления постановления в законную силу с последующим направлением в суд документа, свидетельствующего об уплате штрафа.

В соответствии с ч. 5 ст. 32.2. КРФ об АП, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате штрафа по истечении шестидесяти дней с момента вступления постановления в законную силу, постановление будет направлено судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы штрафа в порядке исполнительного производства и, кроме того, судебным приставом-исполнителем по факту неуплаты штрафа будет решаться вопрос о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25. КРФ об АП.

Постановление может быть обжаловано в Приморский краевой суд с подачей жалобы через Анучинский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Юрченко Л.П.