ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-127/20 от 16.03.2020 Октябрьского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 5-127/2020

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Резолютивная часть постановления оглашена 13 марта 2020 года

Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2020 года

16 марта 2020 года Санкт-Петербург

Судья Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга Сергеева Е.М.,

при секретаре Пилюгиной К.И.,

в помещении Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга, расположенного по адресу: <...>, зал. 21,

с участием ФИО1,

защитников - ФИО7, ФИО4, ФИО5, допущенных судом к участию в деле,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, гражданки Российской Федерации, официально не трудоустроенной, незамужней, несовершеннолетних детей не имеющей, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес> к административной ответственности за совершение однородных правонарушений в течение года не привлекавшейся,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 совершила проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7 ст. 20.2 КоАП РФ.

Правонарушение было совершено при следующих обстоятельствах.

ФИО1, 12.03.2020 в период с 08 ч. 12 мин. до 09 ч. 40 мин., находясь у <адрес> провела публичное мероприятие в виде одиночного пикетирования с целью «Отменить поправки в Конституцию РФ», имея при себе плакаты следующего содержания «Нет правопреемству с империей зла - СССР. С красным террором, со сталинскими репрессиями и геноцидом, с оккупацией Восточной Европы и «холодной войной». Нет антиконституционным поправкам», «Депутаты законодательного собрания! Не голосуйте за государственный переворот! Отклоните поправки в Конституцию!».

При проведении данного одиночного пикетирования ФИО1 находилась в непосредственной близости, на расстоянии более 50 метров, от иного лица, проводившего одиночное пикетирование, а именно: находящегося по адресу: <адрес>, 12.03.2020 в период с 08 ч. 12 мин. до 09 ч. 40 мин., с плакатом следующего содержания: «Депутаты не участвуйте в преступлении! Отклоните антиконституционные поправки!».

Данные граждане, а именно, ФИО1 и иное лицо, проводили одиночные пикеты, которые с достаточной очевидность были объединены единством цели - отменить поправки в Конституцию РФ, а также проводились одновременно и территориально тяготели друг другу, участники указанных пикетов использовали ассоциативно узнаваемые средства наглядной агитации - плакаты указанного выше содержания, и выдвигали общие требования. При этом проведение данного пикетирования, осуществляемого в виде совокупности одиночных пикетов не было согласовано с органами исполнительной власти Санкт-Петербурга в указанном месте в указанное время, в нарушение п. 6 ст. 2, ч. ч. 1, 1.1 ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

В связи с допущенными нарушениями установленного порядка проведения публичного мероприятия, информация о нарушении требований п. 6 ст. 2, ч. ч. 1, 1.1 ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», была доведена до участников мероприятия сотрудником полиции инспектором ОООП УМВД России по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга ФИО6, осуществлявшим в соответствии со ст. ст. 2, 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», обязанности по обеспечению правопорядка в общественных местах и предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, который неоднократно публично уведомил всех лиц, присутствующих на данном пикетировании, в том числе ФИО1, и потребовал прекратить проведение пикетирования, осуществляемого в виде совокупности одиночных пикетов, однако данное законное требование ФИО1 проигнорировала, несмотря на то, что на прекращение данных противоправных действий у участников данного несогласованного пикетирования, осуществляемого в виде совокупности одиночных пикетов, в том числе и ФИО1 было не менее 10 минут, однако в указанный промежуток времени ФИО1 продолжала нарушать требования п. 6 ст. 2, ч. ч. 1, 1.1 ст. 7, а также п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», а именно целенаправленно продолжала держать в руках плакаты следующего содержания: «Нет правопреемству с империей зла - СССР. С красным террором, со сталинскими репрессиями и геноцидом, с оккупацией Восточной Европы и «холодной войной». Нет антиконституционным поправкам», «Депутаты законодательного собрания! Не голосуйте за государственный переворот! Отклоните поправки в Конституцию!».

Действия ФИО1 квалифицированы должностным лицом, составившим протокол, по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ.

В судебное заседание ФИО1 доставлена, процессуальные права и положения ст. 51 Конституции РФ ей разъяснены и понятны. Пояснила, что она узнала о проведении 12.03.2020 одиночных сменяющихся пикетирований у здания Законодательного собрания по адресу: <адрес>, на странице сообщества «Демократический Петербург» в социальной сети «Вконтакте» и решила провести одиночное пикетирование. У здания Законодательного собрания она была в 08 ч. 35 мин., с 09 ч. 30 мин. до 09 ч. 40 мин. она проводила пикетирование. Объектом пикетирования был вход в здание Законодательного собрания, проходу депутатов не препятствовала. В 8 ч. 12 мин. 12.03.2020 она не находилась в указанном протоколе месте. О том, что рядом с ней кто-либо в момент, когда она проводила пикетирование, также проводил пикетирование, ей неизвестно, она никого с плакатами не видела, при этом пояснила, что у нее плохое зрение. Организатором мероприятия себя не считает, причина задержания ей была неизвестна. О том, что мероприятие проводится с нарушениями сотрудники полиции ей не сообщали. С вменяемым правонарушением ФИО1 не согласна.

Защитник ФИО4 в судебном заседании участвовал, на стадии рассмотрения ходатайств зал судебных заседаний покинул, относительно вменяемого ФИО1 правонарушения, позицию не изложил.

Защитник ФИО7 в судебном заседании пояснила, что с вменяемым правонарушением ФИО1 не согласна, считает, что отсутствует событие административного правонарушения. Функция ФИО1 как организатора рассматриваемого мероприятия не указана, при этом ФИО1 проводила одиночное пикетирование в указанном месте. Время проведения одиночного пикетирования в протоколе и иных материалах указано неверно, поскольку у здания Законодательного собрания ФИО1 проводила одиночное пикетирование с 09 ч. 30 мин. до 09 ч. 40 мин. Информацию о проведении одиночных пикетирований она узнала из социальной сети «Вконтакте» на странице сообщества «Демократический Петербург», администратором и автором которого она не является, агитацию не проводила. Задержание ФИО1 было необоснованным, причины невозможности составления протокола на месте, в деле не отражены. Доказательств, подтверждающих изложенные в протоколе обстоятельства, не представлено. Видеозапись и фотофиксация, а также рапорты и объяснения сотрудников полиции являются недопустимыми доказательствами, поскольку получены с нарушением требований КоАП РФ.

Защитник ФИО8 полагает, что в действиях ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного как ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, так и ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ. Задержание ФИО1 проводилось с нарушением закона, сотрудниками полиции допущено унижение ФИО1, ее права и свободы были необоснованно ограничены. Считает, что в данном случае имеет место преследование по политическим мотивам.

Изучив представленные материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, суд приходит к следующему

Частью 2 ст. 20.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за организацию либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7 ст. 20.2 КоАП РФ.

Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление такой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.

Исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями ст. 17, 19, 55 Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, то есть в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Порядок реализации установленного Конституцией РФ права граждан России собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регулируется Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

В силу ст. 2 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

- публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями;

- пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ проведение публичного мероприятия основывается на принципе законности, то есть соблюдения положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.

В силу ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Уведомление о проведении публичного мероприятия депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается в срок не ранее 10 и не позднее 5 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ уведомление о пикетировании, осуществляемом одним участником, не требуется, за исключением случая, если этот участник предполагает использовать быстровозводимую сборно-разборную конструкцию. Минимальное допустимое расстояние между лицами, осуществляющими указанное пикетирование, определяется законом субъекта Российской Федерации. Указанное минимальное расстояние не может быть более пятидесяти метров. Совокупность актов пикетирования, осуществляемого одним участником, объединенных единым замыслом и общей организацией, может быть признана решением суда по конкретному гражданскому, административному или уголовному делу одним публичным мероприятием.

В п. 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 26.06.2018 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» разъяснено, что проведение публичного мероприятия представляет собой его непосредственное осуществление в одной из предусмотренных Законом о публичных мероприятиях форм (собрание, митинг, демонстрация, шествие или пикетирование) либо в их сочетании, направленное на свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 31 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 26.06.2018 , в силу ч. 1.1 ст. 7 Закона о публичных мероприятиях уведомление о пикетировании, осуществляемом одним участником, не требуется, за исключением случая, если этот участник предполагает использовать быстровозводимую сборно-разборную конструкцию. При этом минимальное допустимое расстояние между лицами, осуществляющими указанное пикетирование, определяется законом субъекта Российской Федерации, но не может быть более пятидесяти метров. Совокупность актов пикетирования, осуществляемого одним участником, объединенных единым замыслом и общей организацией, может быть признана решением суда по конкретному гражданскому, административному или уголовному делу одним публичным мероприятием, в отношении которого данным законом установлена обязанность по подаче уведомления о его проведении в орган публичной власти.

Организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, административная ответственность за которые наступает по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, могут иметь место в случае, если несколько пикетов, каждый из которых формально подпадает под признаки одиночного, с достаточной очевидностью объединены единством целей и общей организацией, проводятся одновременно и территориально тяготеют друг к другу, а их участники используют ассоциативно узнаваемые или идентичные наглядные средства агитации и выдвигают общие требования и призывы. Данные обстоятельства могут подтверждаться, например, наличием одного организатора публичных мероприятий, единым оповещением возможных участников и проведением предварительной агитации, изготовлением и распространением средств наглядной агитации в отношении нескольких пикетов.

Оценивая совокупность таких пикетирований в качестве одного публичного мероприятия, необходимо исключить возможность случайного совпадения действий участников одиночных пикетирований и не производить квалификацию пикетирования, осуществляемого одним участником, в качестве публичного мероприятия, в отношении которого Законом о публичных мероприятиях установлена обязанность по подаче уведомления в орган публичной власти, в случае проявления к пикету обычного внимания со стороны заинтересовавшихся им лиц.

При этом исходя из предусмотренной ст. 1.5 КоАП РФ презумпции невиновности лица, в отношении которого ведется производство по делу, обязанность доказывания того, что проведение несколькими лицами одиночных пикетов изначально было задумано и объединено единым замыслом и общей организацией, в связи с чем представляет собой скрытую форму публичного мероприятия, предусматривающего необходимость подачи уведомления о его проведении в орган публичной власти, должна лежать на должностных лицах, уполномоченных составлять протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, либо прокуроре в случае возбуждения им дела о таком правонарушении.

Как усматривается из материалов дела и показаний ФИО1, 12.03.2020 в период с 08 ч. 12 мин. до 09 ч. 40 мин., ФИО1 находясь у <адрес>, где проводила публичное мероприятие в виде одиночного пикетирования с целью «Отменить поправки в Конституцию РФ», имея при себе плакаты следующего содержания «Нет правопреемству с империей зла - СССР. С красным террором, со сталинскими репрессиями и геноцидом, с оккупацией Восточной Европы и «холодной войной». Нет антиконституционным поправкам», «Депутаты законодательного собрания! Не голосуйте за государственный переворот! Отклоните поправки в Конституцию!», при этом, при проведении данного одиночного пикетирования ФИО1 находилась в непосредственной близости, на расстоянии более 50 метров, от иного лица, проводившего одиночное пикетирование, а именно находящегося по адресу: <адрес>, 12.03.2020 в период с 08 ч. 12 мин. до 09 ч. 40 мин., с плакатом следующего содержания: «Депутаты не участвуйте в преступлении! Отклоните антиконституционные поправки!».

Данные граждане, а именно, ФИО1 и иное лицо, проводили одиночные пикеты, которые с достаточной очевидность были объединены единством цели, а именно: отменить поправки в Конституцию РФ, а также проводились одновременно и территориально тяготели друг другу, участники указанных пикетов использовали ассоциативно узнаваемые средства наглядной агитации и выдвигали общие требования. При этом проведение данного пикетирования, осуществляемого в виде совокупности одиночных пикетов не было согласовано с органами исполнительной власти Санкт-Петербурга в указанном месте в указанное время, в нарушение п. 6 ст. 2, ч. ч. 1, 1.1 ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Законное требование сотрудника полиции о прекращении проведения пикетирования, осуществляемого в виде совокупности одиночных пикетов, ФИО1 проигнорировала, несмотря на то, что на прекращение данных противоправных действий у участников данного несогласованного пикетирования, осуществляемого в виде совокупности одиночных пикетов, в том числе и ФИО1 было не менее 10 минут, однако в указанный промежуток времени ФИО1 продолжала нарушать требования п. 6 ст. 2, ч. ч. 1, 1.1 ст. 7, а также п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», а именно целенаправленно продолжала держать в руках указанный плакат.

Вина ФИО1 в совершении административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами:

- данными протокола об административном правонарушении от 12.03.2020 , составленного инспектором ОООП УМВД России по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга ФИО9, из которого следует, что ФИО1, 12.03.2020 в 08 ч. 12 мин., находясь у <адрес>, где проводила публичное мероприятие в виде одиночного пикетирования с целью «Отменить поправки в Конституцию РФ», имея при себе плакаты следующего содержания «Нет правопреемству с империей зла - СССР. С красным террором, со сталинскими репрессиями и геноцидом, с оккупацией Восточной Европы и «холодной войной». Нет антиконституционным поправкам», «Депутаты законодательного собрания! Не голосуйте за государственный переворот! Отклоните поправки в Конституцию!».

При проведении данного одиночного пикетирования ФИО1 находилась в непосредственной близости, на расстоянии более 50 метров, от иного лица, проводившего одиночное пикетирование, а именно находящегося по адресу: <адрес>, 12.03.2020 в 08 ч. 12 мин., с плакатом следующего содержания: «Депутаты не участвуйте в преступлении! Отклоните антиконституционные поправки!».

Данные граждане, а именно, ФИО1 и иное лицо, проводили одиночные пикеты, которые с достаточной очевидность были объединены единством цели, а именно: отменить поправки в Конституцию РФ, а также проводились одновременно и территориально тяготели друг другу, участники указанных пикетов использовали ассоциативно узнаваемые средства наглядной агитации и выдвигали общие требования. При этом проведение данного пикетирования, осуществляемого в виде совокупности одиночных пикетов не было согласовано с органами исполнительной власти Санкт-Петербурга в указанном месте в указанное время, в нарушение п. 6 ст. 2, ч. ч. 1, 1.1 ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

В связи с допущенными нарушениями установленного порядка проведения публичного мероприятия, информация о нарушении требований п. 6 ст. 2, ч. ч. 1, 1.1 ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», была доведена до участников мероприятия сотрудником полиции инспектором ОООП УМВД России по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга ФИО6, осуществлявшим в соответствии со ст. ст. 2, 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», обязанности по обеспечению правопорядка в общественных местах и предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, который неоднократно публично уведомил всех лиц, присутствующих на данном пикетировании, в том числе ФИО1, и потребовал прекратить проведение пикетирования, осуществляемого в виде совокупности одиночных пикетов.

Данное законное требование ФИО1 проигнорировала, несмотря на то, что на прекращение данных противоправных действий у участников данного несогласованного пикетирования, осуществляемого в виде совокупности одиночных пикетов, в том числе и ФИО1 было не менее 10 минут, однако в указанный промежуток времени ФИО1 продолжала нарушать требования п. 6 ст. 2, ч. ч. 1, 1.1 ст. 7, а также п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», а именно целенаправленно продолжала держать в руках плакат следующего содержания: «Нет правопреемству с империей зла - СССР. С красным террором, со сталинскими репрессиями и геноцидом, с оккупацией Восточной Европы и «холодной войной». Нет антиконституционным поправкам», «Депутаты законодательного собрания! Не голосуйте за государственный переворот! Отклоните поправки в Конституцию!»;

- рапортами инспекторов ОБ ППСП УМВД России по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга ФИО10 и ФИО11, из которых следует, что ими, совместно, при исполнении служебных обязанностей в соответствии со ст. ст. 2, 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», по обеспечению правопорядка в общественных местах и предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, в 10 ч. 20 мин. 12.03.2020 была доставлена в дежурную часть 1 отдела полиции УМВД России по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга ФИО1, задержанная у <адрес> в 10 ч. 00 мин., которая в 08 ч. 12 мин. 12.03.2020 в указанном месте проводила публичное мероприятие в виде одиночного пикетирования с целью «Отменить поправки в Конституцию РФ», имея при себе плакаты следующего содержания «Нет правопреемству с империей зла - СССР. С красным террором, со сталинскими репрессиями и геноцидом, с оккупацией Восточной Европы и «холодной войной». Нет антиконституционным поправкам», «Депутаты законодательного собрания! Не голосуйте за государственный переворот! Отклоните поправки в Конституцию!».

При проведении данного одиночного пикетирования ФИО1 находилась в непосредственной близости, на расстоянии более 50 метров, от иного лица, проводившего одиночное пикетирование, а именно находящегося по адресу: <адрес>, 12.03.2020 в 08 ч. 12 мин., с плакатом следующего содержания: «Депутаты не участвуйте в преступлении! Отклоните антиконституционные поправки!».

Данные граждане, а именно, ФИО1 и иное лицо, проводили одиночные пикеты, которые с достаточной очевидность были объединены единством цели, а именно: отменить поправки в Конституцию РФ, а также проводились одновременно и территориально тяготели друг другу, участники указанных пикетов использовали ассоциативно узнаваемые средства наглядной агитации и выдвигали общие требования. При этом проведение данного пикетирования, осуществляемого в виде совокупности одиночных пикетов не было согласовано с органами исполнительной власти Санкт-Петербурга в указанном месте в указанное время, в нарушение п. 6 ст. 2, ч. ч. 1, 1.1 ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

В связи с допущенными нарушениями установленного порядка проведения публичного мероприятия, информация о нарушении требований п. 6 ст. 2, ч. ч. 1, 1.1 ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», была доведена до участников мероприятия сотрудником полиции инспектором ОООП УМВД России по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга ФИО6, осуществлявшим в соответствии со ст. ст. 2, 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», обязанности по обеспечению правопорядка в общественных местах и предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, который неоднократно публично уведомил всех лиц, присутствующих на данном пикетировании, в том числе ФИО1, и потребовал прекратить проведение пикетирования, осуществляемого в виде совокупности одиночных пикетов, однако данное законное требование ФИО1 проигнорировала, несмотря на то, что на прекращение данных противоправных действий у участников данного несогласованного пикетирования, осуществляемого в виде совокупности одиночных пикетов, в том числе и ФИО1 было не менее 10 минут, однако в указанный промежуток времени ФИО1 продолжала нарушать требования п. 6 ст. 2, ч. ч. 1, 1.1 ст. 7, а также п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», а именно целенаправленно продолжала держать в руках плакаты следующего содержания: «Нет правопреемству с империей зла – СССР. С красным террором, со сталинскими репрессиями и геноцидом, с оккупацией Восточной Европы и «холодной войной». Нет антиконституционным поправкам», «Депутаты законодательного собрания! Не голосуйте за государственный переворот! Отклоните поправки в Конституцию!»;

- ответом Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Санкт-Петербурга от 12.03.2020, согласно которому уведомления о проведении публичных мероприятий 12.03.2020 по адресу: <адрес>, в Комитет не поступали. По информации, полученной из открытых источников в сети «Интернет» (социальная сеть «Вконтакте») организатор публичного мероприятия - группа «Демократический Петербург - Мирное Сопротивление», проводил предварительную агитацию, сообщая гражданам информацию о месте, времени, целях проведения публичного мероприятия «Акция в защиту конституционного строя 12 и 15 марта», формат – сменяющиеся одиночные пикеты, и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывал граждан принять участие в готовящемся публичном мероприятии;

- ответом <адрес> от 12.03.2020, согласно которому уведомления о проведении публичных мероприятий 12.03.2020 по адресу: <адрес>, в администрацию района не поступали;

- постовой ведомостью расстановки патрульно-постовых нарядов, согласно которой 12.03.2020 инспекторы ОБ ППСП УМВД России по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга ФИО10 и ФИО11 прошли инструктаж и несли службу с 08 ч. 00 мин. до 20 ч. 00 мин., в соответствии с расстановкой нарядов;

- рапортом заместителя начальника 1 отдела полиции УМВД России по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга ФИО12 от 12.03.2020, из которого следует, что 12.03.2020 в 1 отдел полиции была доставлена ФИО1, в связи с совершением административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, при этом плакат, с которым ФИО1 проводила публичное мероприятие, при ней отсутствовал, местонахождение плаката не установлено;

- рапортом вр.и.о. начальника ОООП УМВД России по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга ФИО13 от 12.03.2020, согласно которому, видеозапись проведения публичного мероприятия у <адрес> с 08 ч. 00 мин. до 11 ч. 00 мин. 12.03.2020, записана на оптические диски для приобщения к делам об административных правонарушениях;

- видеозаписями и фотофиксацией места совершения вменяемого ФИО1 административного правонарушения, содержащихся на оптическом диске, из которых усматривается, что ФИО1 и иное лицо, при проведении 12.03.2020 у <адрес>, одиночных пикетирований, находились в непосредственной близости друг от друга, на расстоянии более 50 метров, использовали ассоциативно узнаваемые наглядные средства агитации, а именно держали в руках плакаты следующего содержания «Нет правопреемству с империей зла - СССР. С красным террором, со сталинскими репрессиями и геноцидом, с оккупацией Восточной Европы и «холодной войной». Нет антиконституционным поправкам», «Депутаты законодательного собрания! Не голосуйте за государственный переворот! Отклоните поправки в Конституцию!» и «Депутаты не участвуйте в преступлении! Отклоните антиконституционные поправки!» и выдвигали общие требования и призывы, а именно «Отменить поправки в Конституцию РФ».

Все указанные доказательства, исследованные в ходе рассмотрения дела, суд оценивает как относимые, поскольку обстоятельства, которые они устанавливают, имеют значение для правильного разрешения дела; как допустимые, поскольку указанные доказательства получены с соблюдением требований законодательства, проверены судьей, соответствуют фактическим обстоятельствам дела; как достоверные, поскольку не имеется оснований не доверять данным доказательствам, все документы составлены уполномоченными должностными лицами; а в своей совокупности как достаточные для установления вины ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ.

Суд полагает, что в данном случае несколько пикетов, проведенных ФИО1 и иным лицом, каждый из которых формально подпадает под признаки одиночного, с достаточной очевидностью объединены единством целей и общей организацией, проведены одновременно и территориально тяготели друг к другу, а их участники, в том числе ФИО1 и иное лицо, использовали ассоциативно узнаваемые наглядные средства агитации, а именно держали в руках плакаты следующего содержания: «Нет правопреемству с империей зла - СССР. С красным террором, со сталинскими репрессиями и геноцидом, с оккупацией Восточной Европы и «холодной войной». Нет антиконституционным поправкам», «Депутаты законодательного собрания! Не голосуйте за государственный переворот! Отклоните поправки в Конституцию!» и «Депутаты не участвуйте в преступлении! Отклоните антиконституционные поправки!» и выдвигали общие требования и призывы, а именно: «Отменить поправки в Конституцию РФ», что свидетельствует о проведении ими одного публичного мероприятия.

Оценивая совокупность указанных пикетирований в качестве одного публичного мероприятия, суд приходит к выводу, что возможность случайного совпадения действий участников одиночных пикетирований, в данном случае исключена, проведение несколькими лицами одиночных пикетов изначально было задумано и объединено единым замыслом и общей организацией, в связи с чем представляет собой скрытую форму публичного мероприятия, ввиду чего, в отношении данного публичного мероприятия имелась обязанность подавать уведомления в орган публичной власти, которое, как следует из представленных материалов, в Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности, а также в администрацию Адмиралтейского района, не поступало.

При этом ФИО1 была проинформирована о незаконности названного выше публичного мероприятия, что следует из представленных в материалы дела доказательств, в том числе, рапортов сотрудников полиции, согласно которым сотрудники полиции неоднократно предупреждали участников публичного мероприятия о его незаконности.

Суд квалифицирует действия ФИО1 по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, поскольку она совершила проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7 ст. 20.2 КоАП РФ.

Представленный протокол составлен с учетом требований ст. 28.2 КоАП РФ.

В силу положений ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Оценивая имеющиеся в деле доказательства, а также показания самой ФИО1, которая подтвердила проведение 12.03.2020 у <адрес> в Санкт-Петербурге, у входа в здание Законодательного собрания Санкт-Петербурга, одиночного пикетирования, однако не в указанное в протоколе время в 08 ч. 12 мин., а с 9 ч. 30 мин. до 9 ч. 40 мин., суд полагает, что указание периода с 08 ч. 12 мин. до 09 ч. 40 мин., в качестве времени совершения вменяемого ФИО1 административного правонарушения, является надлежащим и установленным совокупностью доказательств по настоящему делу.

Рапорты сотрудников полиции содержат необходимые сведения, указывающие на событие данного нарушения, так и на лицо, к нему причастное. Каких-либо сведений, объективно свидетельствующих о заинтересованности указанных лиц, составивших рапорты, материалы дела не содержат, а исполнение сотрудниками полиции своих служебных обязанностей, включая выявление правонарушений, само по себе, не может свидетельствовать об их предвзятости в изложении совершенного ФИО1 правонарушения. При этом причиной составления рапортов послужило выявление совершения административного правонарушения, порядок составления рапортов был соблюден.

Представленные видеозаписи и фотографии, суд признает допустимыми доказательствами, поскольку данные материалы представлены уполномоченным должностным лицом УМВД России по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга, в соответствии с рапортом которого, указанные видеозаписи и фотоснимки выполнены на месте рассматриваемых событий, записаны на оптический диск и приложены к материалам дела, объективность и достоверность указанных доказательств у суда сомнений не вызывает.

Доводы защитников о том, что время создания файлов указанное в строке их свойств, просмотренных на мониторе компьютера в зале судебных заседаний, находящихся на оптическом диске, не соответствуют действительности, поскольку файлы созданы после указанного в качестве времени правонарушения период, суд находит необоснованными, ввиду того, что время создания либо записи файлов на оптический диск, может не совпадать с временем осуществления видеосъемки, поскольку по объективным причинам запись файлов на компьютер, а затем на оптический диск, были осуществлены спустя некоторое время после рассматриваемых событий. При этом суд учитывает, что сама ФИО1 не отрицает, что на видеозаписях запечатлена, в том числе, она, в период проведения, по ее мнению, одиночного пикетирования.

Суд считает, что версия ФИО1 и ее защитников, относительно событий, имевших место ДД.ММ.ГГГГ у <адрес>, является защитной, вызванной желанием избежать ответственности ФИО1 за совершенное правонарушение, а доводы относительно нарушений, допущенных при производстве по делу и неверной квалификации ее действий, основаны на неверном толковании норм действующего права.

Доводы о том, что ФИО1 к вменяемому правонарушению не причастна, поскольку при изложенных в протоколе обстоятельствах она проводила одиночное пикетирование, организатором публичного мероприятия не является, а о том, что ещё кто-либо в указанном месте в то же время проводил одиночное пикетирование, ей не было известно, а также о том, что в данном случае имеет место преследование по политическим мотивам, являются несостоятельными, объективно ничем не подтверждены, при этом данные доводы опровергаются совокупностью исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств.

Так, из показаний ФИО1 следует, что она узнала о проведении 12.03.2020 одиночных сменяющихся пикетирований, а также о целях его проведения, у здания Законодательного собрания по адресу: <адрес>, на странице сообщества «Демократический Петербург» в социальной сети «Вконтакте» и решила провести в указанные время и месте одиночное пикетирование.

Из содержания просмотренной в судебном заседании видеозаписи рассматриваемых событий, усматривается, что ФИО1 участвовала в публичном мероприятии в форме пикетирования в составе не менее двоих участников, имевших при себе плакаты единого содержания. Из содержания указанных видеозаписи и фотоснимков также однозначно усматривается, что в момент пикетирования возле места его проведения находились сама ФИО1, иное лицо, а также граждане, заранее прибывшие к месту проведения публичного мероприятия и поддерживающие их проведение.

При таких обстоятельствах, по мнению суда, ФИО1 в юридически значимый период участвовала не в одиночном пикетировании, а в пикетировании в составе группы граждан не менее двух человек.

Согласиться с доводом о нарушении права ФИО1 на свободу выражения мнения и свободу собраний в данном случае не представляется возможным.

Вопреки доводам защитников, фактов каких-либо грубых процессуальных нарушений, допущенных должностными лицами при производстве по данному делу, влекущих прекращение производства по делу, судом не установлено.

Доводы защитников о том, что для соблюдения принципа состязательности и равноправия сторон, в настоящем судебном заседании должно принимать участие лицо, исполняющее функции государственного обвинения, основаны на неверном толковании права.

Статьей 6 Конвенции о защите прав и основных свобод, ст. ст. 46, 47 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на судебную защиту посредством независимого и беспристрастного суда, компетенция которого установлена законом.

Из разъяснений, содержащихся в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 , должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, а также органы и должностные лица, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 КоАП РФ. Вместе с тем, при рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение, а также по жалобам и протестам на постановления по делам об административных правонарушениях в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд указанных лиц для выяснения возникших вопросов.

Таким образом, требованиями КоАП РФ не предусмотрена необходимость обязательного участия в рассмотрении дела должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении либо прокурора, а необходимость вызова в суд указанных лиц для выяснения каких-либо вопросов, отсутствует.

Доводы о том, что при задержании ФИО1 и составлении процессуальных документов с ее участием сотрудниками полиции нарушены требования КоАП РФ и Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», не нашли своего подтверждения. Доказательств, свидетельствующих о неправомерности действий сотрудников полиции, выявивших административное правонарушение и оформивших необходимые процессуальные документы, в деле не имеется.

В силу ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ доставление, то есть принудительное препровождение физического лица, в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, осуществляется должностными лицами органов внутренних дел (полиции) при выявлении административных правонарушений.

Из смысла ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ следует, что возможность применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде административного задержания, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, связана, в частности, с необходимостью обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении.

Поскольку задержание ФИО1 было осуществлено на <адрес>, составление процессуальных документов на месте по объективным причинам представлялось затруднительным, в связи с чем применение к ФИО1 этих мер не противоречит требованиям КоАП РФ, а примененное к ФИО1 административное задержание и доставление в отдел полиции, не свидетельствует о нарушении прав последней.

Вопреки доводам защитника ФИО5, оснований для квалификации действий ФИО1 по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, а именно как нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия, влекущее административную ответственность по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, может иметь место только в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных ч. ч. 3, 4 ст. 6 Закона о публичных мероприятиях, при наличии поданного в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомления о проведении публичного мероприятия.

Таким образом, суд приходит к выводу, что вина ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, установлена и доказана.

Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода о доказанности вины ФИО1 в совершении инкриминируемого административного правонарушения, материалы дела не содержат, стороной защиты не приведены.

Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение данного правонарушения, в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.

Переходя к назначению наказания за совершенное административное правонарушение ФИО1, суд учитывает, что наказание должно отвечать требованиям пропорциональности, справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также соответствовать целям предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток.

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, судом не установлены.

С учетом характера и степени общественной опасности совершенного административного правонарушения, объектом которого выступает общественный порядок и общественная безопасность, конкретных обстоятельств дела и личности ФИО1, которая ранее не привлекалась к административной ответственности за совершение однородных правонарушений, официально не работает, однако ей оказывают помощь родственники, а также ее отношения к содеянному, в целях достижения задач законодательства об административных правонарушениях и предупреждения совершения ФИО1 новых административных правонарушений, суд полагает возможным подвергнуть ФИО1 административному наказанию в виде административного штрафа.

В силу ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (ч. 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ).

Принимая во внимание данные о личности и имущественном положении ФИО1, а также характер совершенного административного правонарушения, суд считает возможным назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.9 - 29.11 КоАП РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

ФИО1 признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей.

Реквизиты для уплаты штрафа:

Получатель штрафа: УФК по Санкт-Петербургу,

(ГУ УМВД России по СПб и ЛО), ИНН <***>, КПП 784201001,

р/с <***>, ОКТМО 40303000,

Северо-Западное ГУ Банка России, Санкт-Петербург, БИК 044030001,

КБК 18811601201019000140, УИН 18880078200000021763,

штраф по постановлению Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга по делу № 5-127/2020.

Разъяснить лицу, привлеченному к административной ответственности, что в соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 или 1.3 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд, путем подачи жалобы в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга, в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья