Постановление
г. Коломна 15.07.2020 года
Судья Коломенского городского суда Московской области Синева И.Ю., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренным ст. 7.15.1 КоАП РФ в отношении
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу <адрес>,
Установил:
ФИО1 в нарушение положений ФЗ от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» совершил сделку с археологическими предметами, а именно, ДД.ММ.ГГГГФИО3 на интернет-сайте «ReviewDetektor.ru» был выигран лот «2 перстня (серебро)», размещенный ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, на покупку двух металлических антикварных перстней, за которые она перечислила продавцу – ФИО1 на принадлежащую ему банковскую карту <данные изъяты> после чего, в тот же день в 15 час. 30 мин. по адресу <адрес> получила от него 2 металлических перстня, которые являются археологическими предметами, свободный оборот которых запрещен в Российской Федерации и на реализацию которых права у ФИО1 отсутствовали.
В судебное заседание ФИО1 уведомленный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, не явился. Суд в соответствии с положениями ч. 2 ст. 25.1 и п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» признает его явку в судебное заседание не обязательной и рассматривает дело в его отсутствие.
Опрошенный в ходе производства по делу должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, виновным себя признал полностью, показав, что ДД.ММ.ГГГГ он разметил на интернет-сайте «ReviewDetektor.ru» объявление о продаже двух археологических предметов: «2 перстня (серебро) 15-16 века», данный лот был выигран на следующий день неизвестной девушкой за <данные изъяты>, которая перечислила ему <данные изъяты> на принадлежащую ему банковскую карту, после чего в тот же день они договорились о встрече около <адрес>, в ходе которой он передал девушке, представившей ФИО5 2 перстня, а также в подарок серебряную серьгу времен СССР и серебряную накладку (домонгольский период).
Допрошенная входе производства по делу об административном правонарушении в качестве свидетеля ФИО3 показала, что зарегистрирована на интернет-сайте «ReviewDetektor.ru», ДД.ММ.ГГГГ она увидела выставленный на аукцион лот «2 перстня (серебро)», который решила приобрести, как антикварные изделия. Она выиграла аукцион с суммой <данные изъяты>, которые перечислила в тот же день продавцу, представившемуся ФИО1, на указанную им банковскую карту. После этого они договорились о встрече около <адрес>, где около 15 часов 30 минут, в ходе личной встречи ФИО1 передал ей два перстня, указанных в лоте, а также в подарок серебряную серьгу и металлическую накладку. Впоследствии она поняла, что приобрела археологические предметы, оборот которых запрещен, в связи с чем, обратилась ДД.ММ.ГГГГ с заявлением в правоохранительные органы.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 7.15.1 КоАП РФ совершение сделок с археологическими предметами в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией археологических предметов; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией археологических предметов; на юридических лиц - от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей с конфискацией археологических предметов.
Под археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок (статья 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», далее - Федеральный закон об объектах культурного наследия).
В соответствии с ч. 11 ст. 36 данного Федерального закона, археологические предметы, обнаруженные в результате проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ, подлежат обязательной передаче физическими и (или) юридическими лицами, осуществляющими указанные работы, государству в порядке, установленном федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Объекты археологического наследия, а также все археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле или под водой, находятся в государственной собственности (пункт 3 статьи 49 Федерального закона об объектах культурного наследия).
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 через интернет-сайт «ReviewDetektor.ru» осуществил продажу двух изделий – перстней, по внешним признакам относящихся к археологическим, свободный оборот которых на территории Российской Федерации запрещен. В ходе проведенного административного расследования установлено, что он разместил на сайте «ReviewDetektor.ru объявление о продаже данных археологических предметов, которые реализовал ДД.ММ.ГГГГ за <данные изъяты>.
Показания ФИО1, свидетеля ФИО3 (л.д. 28-29), сведения скриншота страницы (л.д. 16-22), аудиозапись разговора ФИО1 с ФИО7, относимость которой к рассматриваемым обстоятельствам сторонами не оспаривается, свидетельствуют об умысле ФИО1 на продажу предметов, которые, согласно заключению эксперта относятся к археологическими, изъятыми из мест залегания и соответствуют формулировке ст. 3 ФЗ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (л.д. 69-70).
Также вина ФИО1 установлена протоколом изъятия вещей от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом осмотра интернет-сайта с видеозаписью, копией чека о перечислении ФИО1 <данные изъяты> на его банковскую карту, справкой оперуполномоченного УФСБ России по Москве и Московской области ФИО4, вышеуказанной аудиозаписью разговора ФИО1 и ФИО6, стенограммой аудиозаписи, данными с камер видеонаблюдения, включая видеозапись (л.д. 25, 27, 30-33, 34-50, 51, 52, 53, 58-63, 64)
У суда нет оснований не доверять заключению эксперта, что рассматриваемые предметы являются археологическими. Предметы исследованы им непосредственно путем их осмотра, эксперт обладает специальными познаниями в области археологии, имеет опыт исследования аналогичных предметов.
При этом, иные предметы, переданные ФИО1 ФИО3 (серьга и накладка) в соответствии с заключением эксперта, археологическими предметами не являются.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в совершении сделок с археологическими предметами в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Сделка совершена ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, на момент принятия решения по делу срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности не истек.
Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Указанные обстоятельства по настоящему делу установлены, ФИО1 должен быть признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.15.1 У/КоАП РФ.
Проверив процедуру производства по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1, суд констатирует, что нарушений закона при этом не допущено.
Согласно ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации, а также о внесенном залоге за арестованное судно. При этом вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ, вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.
Как указано выше, часть вещей, изъятых у ФИО1 археологическими предметами не являются (серьга) либо невозможно установить достоверно их принадлежность к таким предметам (накладка), что подтверждено заключением эксперта, к обороту они не запрещены. С учетом изложенного, в соответствии с положениями п. 1 ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Однако 2 перстня признаны заключением эксперта археологическими предметами. Данное заключение является допустимым доказательством по делу об административном правонарушении в соответствии с разъяснениями, изложенными в абз. 4 п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», поскольку получено в рамках проверки по факту незаконного оборота археологических предметов в отношении ФИО1
Как указано выше, в соответствии со ст. 36 ФЗ от 25.06.2002 года № 73-ФЗ, археологические предметы, обнаруженные в результате проведения изыскательских, земляных и иных работ, подлежат обязательной передаче государству в порядке, установленном федеральным органом охраны объектов культурного наследия, в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации изъятые предметы не включены, а в соответствии со ст. 8 ФЗ от 23.07.2013 года № 245-ФЗ, сделки с археологическими предметами запрещены, доказательств законности приобретения и времени приобретения изъятых у него предметов, ФИО1 не представлено.
КоАП РФ не допускает возможности лишения имущества лица, производство по делу в отношении которого прекращено. Исключением являются положения ч. 3 ст. 3.7 КоАП РФ, предусматривающие, что не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению, что в рассматриваемом случае согласуется с приведенными выше положениями ч. 11 ст. 36 и пункта 3 статьи 49 Федерального закона об объектах культурного наследия.
Суд, разрешая судьбу изъятых у ФИО3, переданных ей ФИО1 культурных ценностей, относящихся к археологическим предметам, исходит из незаконности владения, как ФИО3, так и ФИО1 данными предметами, имеющими статус изъятых из незаконного оборота, судьба которых решается на основании вышеприведенных положений ст. 3.7 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ч. 1 п. 2 ст. 29.9, ст. 29.10, п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, ч. 3 ст. 3.7 КоАП РФ, суд
Постановил:
Признать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> зарегистрированного по адресу <адрес>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.15.1 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с конфискацией археологических предметов.
Изъятые у ФИО3 археологические предметы: два перстня, хранящиеся в <данные изъяты>, обратить в собственность Российской Федерации, передав их в Департамент государственной охраны культурного наследия Министерства культуры Российской Федерации.
Предметы: серьгу <данные изъяты> с клеймом в виде буквы В, женщины в кокошнике с косой, и фрагмент ювелирного украшения (металлическую накладку), хранящиеся в <данные изъяты>, вернуть ФИО3
Копию постановления направить ФИО1 для сведения, в <данные изъяты> Департамент государственной охраны культурного наследия Министерства культуры Российской Федерации для исполнения в части конфискации археологических предметов.
Постановление может быть обжаловано в Московский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья И.Ю. Синева