ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1289/16 от 28.07.2016 Новгородского районного суда (Новгородская область)

Дело № 5-1289/2016

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

28 июля 2016 года судья Новгородского районного суда Новгородской области, расположенного по адресу: ул. Октябрьская, д. 15, Великий Новгород, Пикалева Е.Ф., с участием законного представителя Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» Мониной Е.В., действующей на основании доверенности №356 от 18.07.2016 года, старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды – начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Новгородской области Суслова И.Л., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица -

Общества с ограниченной ответственность «<данные изъяты>», юридический адрес: <адрес>, ИНН , ОГРН от 06.11.2002 года,

установил:

08 июля 2016 года старшим государственным инспектором Российской Федерации по Новгородской области по охране природы (в области охраны окружающей среды) Сусловым И.Л. в отношении Общества с ограниченной ответственность «<данные изъяты>» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, - за несоблюдение экологических требований при размещении отходов производства и потребления.

С учетом характера совершенного правонарушения, на основании ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственность « <данные изъяты>» переданы на рассмотрение в Новгородский районный суд.

Законный представитель юридического лица Монина Е.Ф., в судебном заседании не оспаривая фактических обстоятельств совершенного правонарушения, указала, что в настоящее время все лимиты на АЗС получены, за исключением АЗС № «<данные изъяты>» расположенная по адресу: <адрес>

Старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Суслова И.Л. пояснил, что факт допущенного ООО «<данные изъяты>», нарушения подтвержден доказательствами, полученными в ходе административного расследования, санкция статьи 8.2 КоАП РФ, помимо назначения штрафа предусматривает возможность назначения наказания в виде приостановления деятельности, в настоящее время у ООО «<данные изъяты>» на все АЗС получены лимиты за исключением АЗС №.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав пояснения законного представителя юридического лица Мониной Е.Ф., представителя Управления Росприроднадзора по Новгородской области, судья приходит к следующим выводам.

Согласно статье 8.2 КоАП РФ, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ образуют действия или бездействия, в том числе юридических лиц, состоящие в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

В статье 1 Федерального закона N 89-ФЗ от 24 июня 1998 года "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства, а под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

На основании ст. 11 вышеназванного Закона, индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона N 7-ФЗ от 10 января 2002 года "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.

Часть 2 данной статьи предусматривает, что нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.

В соответствии с п. 1 ст. 39 Федерального закона Российской Федерации N 7-ФЗ от 10 января 2002 года "Об охране окружающей среды" юридические лица, осуществляющие эксплуатацию объектов, обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды.

Согласно положениям п. 2 ст. 39 Федерального закона РФ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В соответствии со статьей 75 Федерального закона N 7-ФЗ за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

Из материалов дела установлено, что 08 июля 2016 года по окончании административного расследования, проведенного на основании определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 09.06.2012, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» (далее - Общество) должностным лицом Управления Росприроднадзора по Новгородской области (далее - Управление) Сусловым И.Л. непосредственно обнаружен факт несоблюдения Обществом экологических и санитарно- эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, а именно: у Общества отсутствовали в период с 3 квартала 2015 года по 30 июня 2016 года установленные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение по следующим автозаправочным станциям (далее - АЗС), принадлежащих Обществу: АЗС № «<данные изъяты>», расположенная по адресу <адрес>; АЗС № «<данные изъяты>», расположенная по адресу <адрес> АЗС № «<данные изъяты>», расположенная по адресу <адрес>; АЗС № «<данные изъяты>», расположенная по адресу <адрес> АЗС № «<данные изъяты>», расположенная по адресу <адрес>, а также для офисного помещения, расположенного по адресу <адрес>

Кроме того, с 1 июня 2016 года и на момент составления данного протокола об административном правонарушении у Общества отсутствуют действующие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение для АЗС № «<данные изъяты>», расположенной по адресу <адрес> и АЗС № «<данные изъяты>», расположенной по адресу <адрес>

При этом в результате деятельности Общества фактически образовывались следующие виды отходов: мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный, исключая крупногабаритный, код отхода по Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора от. 07.2014 № 445 (далее - ФККО), класс опасности IV, смет с территории предприятия малоопасный, код отхода по ФККО , класс опасности IV, песок, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15 %), код отхода по ФККО , класс опасности IV, обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15 %), код отхода по ФККО , класс опасности IV, отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами, код отхода по ФККО класс опасности V, осадок очистных сооружений дождевой (ливневой) канализации малоопасный, код отхода по ФККО класс опасности IV, которые размещались без установленных лимитов на их размещение на объекте размещения отходов.

Факт отсутствия у Общества документа об утверждении установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение подтверждается учетными данными Управления в части выдачи указанных документов (служебная записка начальника отдела государственной экологической экспертизы и нормирования Управления от 27.06.2016).

В рамках административного расследования по делу № у Общества, с участием Регионального управляющего АЗС Новгородской области Общества Мониной ФИО1 (доверенность от 01.03.2016 № ), двух понятых и специалиста филиала ФБУ «<данные изъяты>» - «<данные изъяты>», (далее филиал ФБУ «<данные изъяты>» «<данные изъяты>»), из места накопления отходов была взята проба отхода: мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), образовавшегося на территории АЗС № «<данные изъяты>» ООО «<данные изъяты>», расположенной по адресу <адрес>, в результате деятельности Общества, о чем составлен протокол взятия проб и образцов от 17.06.2016. Проба отхода была предана в филиал ФБУ «<данные изъяты>» «<данные изъяты>» для установления компонентного состава или класса опасности отхода для окружающей природной среды. Филиалом ФБУ «<данные изъяты>» «<данные изъяты>» в адрес Управления представлен протокол от 22.06.2016 № компонентного состава пробы № 2.16.167. С целью установления вида отобранного отхода, образовавшегося в Обществе, полученные в ходе административного расследования, документы переданы на экспертизу на основании определения о назначении экспертизы от 24.06.2016, дело №

Согласно экспертному заключению от 27.06.2016 № 009-Э-16 в результате деятельности Общества на территории АЗС № «<данные изъяты>», расположенной по адресу <адрес> в отсутствии установленного норматива образования отхода и лимита на его размещения образуется отход - мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), код отхода по ФККО - , класс опасности IV.

Факт образования отходов в результате деятельности ООО «<данные изъяты>» на территориях АЗС Новгородской области №№ , , , а также перечень и количество образовавшихся и размещенных отходов подтверждается расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду (страница 3 и раздел 4), принятыми Управлением как подлежащие к оплате, от 15.10.2015 №, № , № (за 3 квартал 2015 года) и от 20.01.2016 № , № , № (за 4 квартал 2015 года), подписанные Региональным управляющим Общества (далее - Расчеты платы). Согласно Расчетам платы всего образовалось: в 3 квартале 2015 года 22,711 тонн отходов, размещенных на полигоне ТБО, в 4 квартале 2015 года 18,468 тонн отходов, размещенных на полигоне ТБО.

В Расчетах платы указано, что в отчетных периодах отходы размещались сверх установленного лимита (графа 17). При этом в отчетных периодах в пределах установленного лимита (графа 16) отходы не размещались, что свидетельствует об отсутствии установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Учитывая изложенное, при рассмотрении дела установлено, что ООО «<данные изъяты>» допустило нарушение требований пункта 1 статьи 22, пункта 1 статьи 24, пункта 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пунктов 1 и 3 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 №98-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Факт наличия выявленных нарушений подтверждается собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 08 июля 2016 года, определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 09 июня 2916 года; протоколом взятия проб и образцов от 17 июня 2016 года; определением о назначении экспертизы от 24 июня 2016 года; расчетом класса опасности отходов; экспертным заключением от 27 июня 2016 года; служебной запиской от 27 июня 2016 года; расчетом платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Субъективная сторона правонарушения заключается в том, что ООО «<данные изъяты>», имея возможность своевременно выполнить установленные законом обязанности и разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, соответствующих мер в период с 3 квартала 2015 года по 30 июня 2016 года не предприняло. Доказательств обратного не представлено.

Доказательствами, подтверждающими изложенные выше обстоятельства, являются письменные материалы дела.

Оценив установленные обстоятельства и исследованные доказательства в совокупности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, судья приходит к выводу о том, что в действиях (бездействии) ООО «<данные изъяты>» усматривается событие и содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, квалифицируемый как несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления.

Санкция указанной статьи КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со ст. 1.2 КоАП РФ, задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

В соответствии с содержанием ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.

Применение данного наказания возможно, если судья придет к выводу, что менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

В силу требований статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Непосредственной целью статьи 8.2 КоАП РФ является обеспечение административно-правовыми средствами установленного порядка при обращении с веществами и отходами на разных стадиях их существования, предотвращение негативного воздействия их на окружающую среду.

Учитывая изложенное, обстоятельства и характер совершенного ООО «<данные изъяты>» административного правонарушения, а также предмет и цели деятельности ООО «<данные изъяты>», судья приходит к выводу о назначении административного наказания в виде административного штрафа, полгая, что данный вид наказания сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Оснований для применения более строгого наказания в виде административного приостановления деятельности не установлено.

С учетом того, что ООО «<данные изъяты>» предпринимает меры к устранению нарушения, а также с учетом обстоятельств, связанных с характером совершенного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением ООО «<данные изъяты>», судья на основании частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ приходит к выводу о назначении минимального размера административного штрафа, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

При этом, обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного административного правонарушения, исходя из оценки конкретных обстоятельств его совершения, судья не усматривает.

Помимо указанного к материалам дела приобщены смета расходов «<данные изъяты>» на проведение аналитического контроля 1 образца опасных отходов.

Содержание и состав издержек по делу об административном правонарушении установлены статьей 24.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Издержки по делу об административном правонарушении состоят, помимо прочего, из сумм, выплачиваемых свидетелям, потерпевшим, их законным представителям, понятым, специалистам, экспертам, переводчикам, в том числе выплачиваемых на покрытие расходов на проезд, наем жилого помещения и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточных) (пункт 1 части 1 статьи 24.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

По настоящему делу издержки понесены в связи с проведением назначенной в ходе административного расследования определением Управления от 24 июня 2016 года экспертизы на предмет определения конкретных видов отобранных отходов (класс опасности для окружающей среды, наименование вида и код вида отхода по федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 №445).

Работы и услуги приняты Управлением Росприроднадзора по Новгородской области, выводы эксперта послужили доказательством совершения правонарушения, экспертное заключение №009-Э-16 от 27 июня 2016 года имеется в материалах дела.

Издержки по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, относятся на счет указанного юридического лица, за исключением сумм, выплаченных переводчику (часть 3 статьи 24.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Решение об издержках по делу об административном правонарушении отражается в постановлении о назначении административного наказания или в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении (часть 4 статьи 24.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при вынесении постановления о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении судье следует иметь в виду, что в соответствии с частью 4 статьи 24.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении должно быть отражено принятое решение об издержках по делу. Размер издержек по делу об административном правонарушении должен определяться на основании приобщенных к делу документов, подтверждающих наличие и размеры отнесенных к издержкам затрат.

Поскольку установленный факт административного правонарушения признан судом правомерным, руководствуясь положениями пункта 1 части 1 статьи 24.7, частей 3, 4 статьи 24.7 КоАП РФ, судья считает необходимым взыскать с ООО «<данные изъяты>» издержки по делу об административном правонарушении в виде расходов на проведение экспертизы, размер которых подтвержден документально и составляет 4990 рублей 62 копейки.

Руководствуясь ст.ст. 29.7, 29.10, 29.11 КоАП РФ, судья

п о с т а н о в и л :

Признать Общество с ограниченной ответственность «<данные изъяты>», юридический адрес <адрес> ИНН , ОГРН от 06.11.2002 года, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (Сто тысяч) рублей.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Реквизиты для уплаты штрафа: Управление федерального казначейства по Новгородской области (Управление Росприроднадзора по Новгородской области), р/с №40101810900000010001 в Отделение Новгород, БИК 044959001, ИНН 5321099417, КПП 532101001, л/с 04501780400, код дохода 04811625050016000140, ОКТМО 49701000.

Издержки по делу об административном правонарушении (стоимость экспертизы) в сумме 4990 рублей 62 копейки отнести на счет Общество с ограниченной ответственность «<данные изъяты>».

Реквизиты для уплаты издержек: «<данные изъяты>» ИНН 7801258484 КПП 532102001 УФК по Новгородской области (5000 «<данные изъяты>» л.с. ) Банк получателя ГРКЦ ГУ Банка России по Новгородской области г. Великий Новгород БИК 044959001 расчетный счет 40501810300002000002 ОКПО 79902817 ОКОНХ 85300 ОКВЭД 74.20.55

Предложить Обществу с ограниченной ответственность «<данные изъяты>» представить в суд документ, свидетельствующий об оплате административного штрафа и разъяснить, что в соответствии с ч.5 ст.32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении указанного выше срока, судья, вынесший постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. За несвоевременную уплату административного штрафа протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, составляет судебный пристав-исполнитель.

Постановление может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд или непосредственно в Новгородский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Новгородского

районного суда Е.Ф.Пикалева