ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-128/18 от 13.11.2018 Гаврилов-ямского районного суда (Ярославская область)

№ 5-128/2018

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г.Гаврилов-Ям 13 ноября 2018 года

Судья Гаврилов-Ямского районного суда Ярославской области Белова И.В.,

при секретаре Малыгиной Л.А.,

с участием помощников прокурора Гаврилов-Ямского района Денисова В.С., Вакатимова Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материал об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.27 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя Червякова Л.В., <данные изъяты>

у с т а н о в и л :

Индивидуальный предприниматель Червякова Л.В., основным видом деятельности которой является торговля розничная ювелирными изделиями в специализированных магазинах, дополнительными, среди прочего, - торговля оптовая ювелирными изделиями, торговля оптовая золотом и другими драгоценными металлами, торговля оптовая драгоценными камнями, в период с ДД.ММ.ГГГГ и до момента проведения прокуратурой Гаврилов-Ямского района Ярославской области проверки (с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.) не исполняла требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля.

У ИП Червякова Л.В. отсутствует личный кабинет на официальном сайте Росфинмониторинга, а равно отсутствует доступ к актуальному перечню организаций или физических лиц, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

Отсутствие личного кабинета не позволяет ИП Червякова Л.В. исполнять требования п.2 ст.6, п.п.7 п.1 ст.7 ФЗ № 115-ФЗ об обязательном направлении не реже чем раз в три месяца в Росфинмониторинг информации о проверке наличия среди своих клиентов, организаций и физических лицу, в отношении которых применены или должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, соответственно данные требования ею не исполняются.

Представитель прокуратуры Гаврилов-Ямского района – помощник прокурора Денисов В.С. изложенное в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении поддержал, полагал, что требования Федерального закона № 115-ФЗ должны выполнять организации и ИП, занимающиеся куплей-продажей ювелирных изделий, при этом оговорки оптовая она или розничная, в законе нет. Червякова Л.В. является субъектом вменяемого правонарушения, у нее должен быть зарегистрирован личный кабинет. Соответствующие сведения она в Росфинмониторинг не предоставляла. Просил привлечь Червякова Л.В. к административной ответственности по ч.2 ст.15.27 КоАП РФ.

Помощник прокурора Вакатимов Д.А. позицию прокурора также поддержал, просил признать Червякова Л.В. виновной в совершении вменяемого правонарушения, назначить ей наказание в виде штрафа в сумме <данные изъяты> руб.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Червякова Л.В. с постановлением не согласилась и показала, что занимается только розничной торговлей и не может классифицировать покупателей. Самое большее, что наторговывают за месяц – <данные изъяты> тыс.руб., в месяц убытки до <данные изъяты> тыс.руб. Раньше скупали золото, а сейчас обменивают старое на новое. Зарегистрировано у нее много видов деятельности, но занимается только одним. Оптом закупает товар в <адрес> у ФИО8, при этом они ее проверяют. Самая крупная сделка оптом была <данные изъяты> руб., свыше <данные изъяты> руб. никогда. Не подходит под этот закон, зарабатывает меньше <данные изъяты> руб. Не является субъектом данного правонарушения, так как статья 5 закона говорит о том, что он распространяется на филиалы и представительства, дочерние организации, расположенные за пределами РФ. Производство по делу просила прекратить.

Выслушав представителей прокуратуры, Червякова Л.В., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч.1 ст.15.27 КоАП РФ административным правонарушением признается неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи.

Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи, влекут административную ответственность, предусмотренную ч.2 ст.15.27 КоАП РФ.

Статьей 5 Федерального закона от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» предусмотрено, что в целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий. Права и обязанности, возложенные настоящим Федеральным законом на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, распространяются на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.

Утверждение Червякова Л.В., что действие названного Федерального закона распространяется только на филиалы и представительства, а также на дочерние организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, расположенные за пределами Российской Федерации, на законе не основано. Абзац второй статьи 2 Федерального закона от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ определяет, что под его действие подпадают в том числе, а не только, указанные в нем филиалы, представительства, дочерние организации, дополнительно к перечисленным в первом абзаце.

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к скупке, купле-продаже драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.

Кроме того, операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

Порядок определения и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, перечня таких организаций и лиц устанавливается Правительством Российской Федерации. При этом сведения об организациях и лицах, включенных в указанный перечень, подлежат размещению в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа и опубликованию в официальных периодических изданиях, определенных Правительством Российской Федерации.

Соответствующим уполномоченным органом согласно указу Президента РФ от 13 июня 2012 года № 808 является Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).

В силу пп. 4 ч.1 ст.7 Федерального закона от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.

В соответствии с пп. 6 и 7 ч.1 ст.7 Федерального закона от 07 августа 2001 г. N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны

- применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, за исключением случаев, установленных пунктами 2.4 и 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона, незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа информации о включении организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень, незамедлительно проинформировав о принятых мерах уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

- не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Исходя из ч.2 ст.7 Федерального закона от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Согласно ст.3 Федерального закона от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальными предпринимателями, указанными в части второй статьи 5 настоящего Федерального закона, для получения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, решений межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами уполномоченного органа, для реализации иных прав и обязанностей используется личный кабинет.

Постановлением Правительства РФ от 19.03.2014г. № 209 утверждено Положение о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям, в соответствии с п.п.3 и 7 которого организации и индивидуальные предприниматели представляют в Федеральную службу по финансовому мониторингу в электронной форме путем использования личного кабинета либо на машинном носителе следующую информацию (в редакции, действовавшей до 21.09.2018г.):

а) о подлежащих обязательному контролю операциях с денежными средствами или иным имуществом, предусмотренную абзацами вторым - восьмым подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона;

б) об операциях с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которых при реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения об их осуществлении в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

в) о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо организации или физическому лицу, в отношении которых межведомственным координационным органом принято решение, предусмотренное частью 1 статьи 7.4 Федерального закона;

г) о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;

д) о фактах препятствия со стороны государства (территории), в котором (на которой) расположены филиалы и представительства, а также дочерние организации организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, реализации такими филиалами, представительствами и дочерними организациями положений Федерального закона;

е) о приостановленных в соответствии с пунктом 10 статьи 7 и частью четвертой статьи 8 Федерального закона операциях с денежными средствами или иным имуществом;

ж) о случаях отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции с денежными средствами или иным имуществом по основаниям, указанным в пункте 11 статьи 7 Федерального закона.

Постановлением Правительства РФ от 06.08.2015г. № 804, вступившим в силу 19.08.2015 года, утверждены Правила определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с п.п.20-21 Правил (в редакции, действовавшей до 21.09.2018г.), информация о включении в перечень или об исключении из перечня организаций и (или) физических лиц, а также о внесении корректировок в содержащиеся в перечне сведения об организациях и (или) о физических лицах вместе с актуальной информацией об организациях и о физических лицах, включенных в перечень, в течение одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения, предусмотренного абзацем первым пункта 15 и пунктами 16 и 17 настоящих Правил, размещается на официальном сайте.

Доведение информации, предусмотренной пунктом 20 настоящих Правил, до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей осуществляется путем обеспечения доступа этих организаций и индивидуальных предпринимателей к такой информации через их личные кабинеты на официальном сайте.

Из материалов дела следует, что Червякова Л.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, основным видом ее деятельности является торговля розничная ювелирными изделиями в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.77.2), среди дополнительных указаны, в том числе, торговля оптовая ювелирными изделиями, торговля оптовая золотом и другими драгоценными металлами, торговля оптовая драгоценными камнями (ОКВЭД 46.48.2, 46.72.23, 46.76.4).

Червякова Л.В. является собственником магазина модуля «<данные изъяты>» (помещения №) по адресу: <адрес>, который используется ею для организации предпринимательской деятельности.

Таким образом, в соответствии со ст.5 Федерального закона от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ действует он и в отношении ИП Червякова Л.В., осуществляющей скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.

Ссылка Червякова Л.В. на осуществление ею только розничной купли-продажи, в связи с чем Федеральный закон № 115-ФЗ к ней не относится, не основана на нормах действующего законодательства. Указания о том, что купля-продажа драгоценных металлов, ювелирных изделий, должна осуществляться оптом, в законе не предусмотрено, тем самым он распространяет свое действие на любой вид названной деятельности.

Согласно свидетельства о постановке на специальный учет от ДД.ММ.ГГГГ, Червякова Л.В. поставлена на специальный учет в Верхне-Волжской государственной инспекции пробирного надзора Российской государственной пробирной палаты как индивидуальный предприниматель, осуществляющий операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями (свидетельство действительно до ДД.ММ.ГГГГ). При этом среди видов деятельности ИП Червякова Л.В. также указаны розничная торговля ювелирными изделиями, оптовая торговля драгоценными камнями (скупка у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий) и оптовая торговля золотом и другими драгоценными металлами (скупка у граждан ювелирных и других бытовых изделий и драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий).

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с решением от ДД.ММ.ГГГГ. прокуратурой Гаврилов-Ямского района на основании поручения прокуратуры Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ. , приказа Генерального прокурора РФ от 08.02.2017г. № 87 в отношении индивидуального предпринимателя Червякова Л.В. проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию экстремистской деятельности и терроризма.

В ходе проверки установлено, что требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля не исполняются, личный кабинет ИП Червякова Л.В. на сайте Росфинмониторинга не зарегистрирован.

По факту выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ постановлением и.о. прокурора Гаврилов-Ямского района ФИО7 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.27 КоАП РФ.

Вместе с тем, суд полагает, что предусмотренных ч.2 ст.15.27 КоАП РФ последствий в результате бездействия ИП Червякова Л.В. не наступило. Доказательств тому, что она совершала операции, подлежащие обязательному контролю, либо операции, в отношении которых возникали подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, вследствие чего должна была предоставлять определенные сведения о них в Росфинмониторинг, в материалах дела не содержится, в судебное заседание суду не представлено. Сама Червякова Л.В. осуществление таких операций отрицает.

Таким образом, действия ИП Червякова Л.В. подлежат квалификации по ч.1 ст.15.27 КоАП РФ как неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи.

Факт совершения Червякова Л.В. административного правонарушения и ее виновность подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ., решением о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ., справкой МРУ Росфинмониторинга по ЦФО от ДД.ММ.ГГГГ., справкой о проведении проверки и фототаблицей к ней, выпиской из ЕГРИП, свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ., свидетельством о постановке на учет в налоговом органе, уведомлением о постановке на учет в налоговом органе, свидетельством о постановке на специальный учет от ДД.ММ.ГГГГ., приложениями к нему, сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пункта 1 примечаний к статье 15.27 КоАП РФ за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Санкцией ч.1 ст.15.27 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

По данным ИЦ УМВД России по Ярославской области Червякова Л.В. к административной ответственности не привлекалась.

При назначении административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное положение Червякова Л.В., в соответствии с налоговой декларацией за 2 квартал 2018 года ее доход за отчетный период составил 97320 руб. Смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельство судом не установлено.

Суд полагает возможным назначить Червякова Л.В. наказание в виде предупреждения, ограничений в применении данного вида наказания к ней ст.3.4 КоАП РФ не предусмотрено, административное правонарушение совершено ею впервые, при отсутствии причинения какого-либо вреда или возникновения угрозы причинения вреда, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Руководствуясь ст.ст.15.27 ч.1, 29.5-29.7, 29.9-29.10 КоАП РФ, суд

п о с т а н о в и л :

Признать индивидуального предпринимателя Червякова Л.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, назначить административное наказание в виде предупреждения.

Постановление в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления может быть обжаловано в Ярославский областной суд.

Судья И.В.Белова

Копию постановления получил ______________________2018 года