ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-128/19 от 10.09.2019 Анадырского районного суда (Чукотский автономный округ)

Дело № 5-128/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

10 сентября 2019 года г.п.Угольные Копи

ул.Школьная д.13

Судья Анадырского районного суда Чукотского автономного округа Косматенко О.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N226-ФЗ) в отношении юридического лица:

Открытого акционерного общества «Шахта «Угольная», ИНН <***>, юридический адрес: 689501, Чукотский автономный округ, <...>,

УСТАНОВИЛ:

Согласно протоколу об административном правонарушении №11-13/2019 от 04.07.2019, юридическое лицо – ОАО «Шахта «Угольная» совершило административное правонарушение, предусмотренное ст.8.2 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N226-ФЗ), выразившееся в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, а именно при их сборе, накоплении, транспортировки, размещении и ином обращении, при следующих обстоятельствах.

17.10.2018 отделом по надзору на море по Магаданской области и Чукотскому автономному округа (далее Отдел) Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора (далее ТМУ Росприроднадзора) было возбуждено дело №11-47/2018 об административном правонарушении в отношении ОАО «Шахта «Угольная», предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, и определено провести административное расследование. Данные определения были направлены в адрес ОАО «Шахта «Угольная».

Юридическим лицом ОАО «Шахта «Угольная» была предоставлена в Управление Росприроднадзора по Чукотскому АО информация в области экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами в ходе осуществлениями ими производственной деятельности, из которой следовало, что общество совершило грубейшие нарушения требований природоохранного законодательства при обращении с отходами производства и потребления, в частности:

- утилизирует отходы I – IV класса опасности не имея на то лицензии;

- хранит их, не имея объектов для их размещения;

- осуществляет деятельность по сбору, накоплению, использованию, размещению и иному обращению с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами не имея утверждённых Управлением Росприроднадзора по ЧАО нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Также органом составившим протокол об административном правонарушении указано, что местом административного правонарушения является производственная территория ОАО «Шахта «Угольная», датой совершения административного правонарушения - 11.09.2018.

В судебном заседании представитель юридического лица ОАО «Шахта «Угольная» адвокат В.О.М.., действующий на основании доверенности от 11.07.2019, вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ не признал, указав, что должностное лицо просто пересоставило протокол в отношении ОАО «Шахта «Угольная» №11-47/2018 от 28.12.2018, который был возвращён ему Анадырским районным судом 18.02.2019 для устранения недостатков в соответствии с ч.3 ст.28.8 КоАП РФ не проведя не одного действия по устранению указанных в определении недостатков, присвоив ему новый №11-13/2019, и исключив только сведения о рейдовом мероприятии должностного лица в акватории Анадырского лимана и указав местом совершения административного правонарушения - производственную территорию ОАО «Шахта «Угольная». Также указал, что должностным лицом нарушены положения ст.ст.28.5, 28.7 КоАП РФ, так как протокол об административном правонарушении №11-13/2019 от 04.07.2019 составлен почти через год после его совершения, даже если учитывать, что датой совершения административного правонарушения является – 11.09.2018. В материалах дела №11-13/2019 имеются сведения о возбуждении дела об административном правонарушении №11-47/2018 и проведении по нему административного расследования не по месту совершения или выявления административного правонарушения, срок по которому установлен до 19.12.2018, после чего он более не продлевался должностным лицом. Просил суд производство по делу прекратить в связи с истечением сроков давности привлечения Общества к административной ответственности за вменённое правонарушение, обосновав это тем, что выводы о наличии административного правонарушения в действиях ОАО «Шахта «Угольная» были сделаны должностным лицом составившим протокол об административной ответственности из документов статистической отчётности общества за 2017 год, которые были представлены шахтой в уполномоченный надзорный орган 31.01.2018, соответственно датой совершения вменённого правонарушения является данное число, а не как указано в протоколе №11-13/2019 – 11.09.2018. Кроме этого считает, что протокол об административном правонарушении составлен неправомочным должностным лицом, поскольку его полномочия распространяются на надзор хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами во внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, исключительной экономической зоне Российской Федерации. Учитывая, что вменяемое ОАО «Шахта «Угольная» правонарушение совершено на производственной территории общества, которая не относится к вышеуказанной сфере деятельности, то должностное лицо действовало вне пределов своих полномочий.

В судебное заседание должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении – старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора В.В.В. не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещён надлежащим образом, просил суд рассмотреть дело об административном правонарушении в отношении юридического лица ОАО «Шахта «Угольная» в его отсутствие.

Выслушав представителя юридического лица ОАО «Шахта «Угольная» В.О.М., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Ст.8.2 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N226-ФЗ) предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, которая влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно представленным Управлением Росприроднадзора Положениям «О Тихоокеанском морском управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования» утверждённого приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования №760 от 28.11.2016 и «Об отделе по надзору на море по Магаданской области и Чукотскому автономному округу Тихоокеанского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования» утверждённого приказом Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора №153 от 08.06.2017 а также должностного регламента начальника отдела по надзору на море по Магаданской области Тихоокеанского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования В.В.В., Тихоокеанское морское управление Росприроднадзора может осуществлять контрольно-надзорную деятельность в отношении юридических лиц осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на территории Магаданской области во внутренних морских водах Российской Федерации, континентальном шельфе, исключительной экономической зоне Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, примыкающим к административным границам Магаданской области и Чукотского автономного округа, в том числе и в водоохранной зоне, прилегающей к Чукотскому автономному округу, в морских портах, а также деятельность, в результате которой производится сброс сточных вод, отходов, загрязняющих веществ в море либо оказывается иное негативное воздействие на морскую среду.

Из протокола №11-13/2019 следует, что юридическое лицо совершило вышеуказанное административное правонарушение на производственной территории ОАО «Шахта «Угольная», которая не относится к указанной контрольно-надзорной деятельности Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора.

Таким образом, довод представителя ОАО «Шахта Угольная», о том что, протокол, об административном правонарушении №11-13/2019 составлен неуполномоченным должностным лицом, заслуживает внимания.

Из приобщённого судом к материалам дела протокола по делу об административном правонарушении №11-47/2018 от 28.12.2018 в отношении юридического лица ОАО «Шахта Угольная» о привлечении к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ, а также определения Анадырского районного суда от 18.02.2019 о возвращении указанного протокола должностному лицу для исправления недостатков в соответствии с ч.3 ст.28.8 КоАП РФ следует, что в протоколе не отражены обстоятельства правонарушения, отсутствует описание события административного правонарушения, достаточного для квалификации действия юридического лица по ст.8.2 КоАП РФ, не указано что именно было нарушено ОАО «Шахта Угольная», какие нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами были совершены юридическим лицом, не указаны отходы производства и потребления, которые были обнаружены государственным инспектором, а также место, где они были обнаружены.

Изучив вышеуказанные материалы, суд установил, что действительно протокол №11-13/2019 идентичен протоколу №11-47/2018 за исключением сведений о рейдовом мероприятии должностного лица в акватории Анадырского лимана и указании места совершения административного правонарушения юридическим лицом - производственная территория ОАО «Шахта «Угольная», из чего следует, что при составлении нового протокола должностным лицом, недостатки указанные в определении Анадырского районного суда от 18.02.2019 о возвращении указанного протокола должностному лицу, в полном объёме не устранены.

Согласно ч.2 ст.28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Отсутствие в протоколе об административном правонарушении четкого описания события административного правонарушения, достаточного для квалификации действий юридического лица по указанной в нем норме, противоречит требованиям ч.2 ст.28.2 КоАП, нарушает право лица, в отношении которого ведется производство по делу, на защиту и лишают судью, орган, должностное лицо, рассматривающих дело об административном правонарушении, возможности проверить законность и обоснованность предъявленного правонарушения, его доказанность и принять правильное решение по делу.

В связи с чем, у суда отсутствуют основания, при которых возможно достоверно сделать вывод о том, что имеется событие вменённого ОАО «Шахта Угольная» административного правонарушения.

Кроме того в силу ч.1 ст.4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, составляет 1 год со дня совершения административного правонарушения.

Ч.2 ст.4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч.1 этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Из материалов дела следует, что сведения, из которых Управлению Росприроднадзора по Чукотскому автономному округу стало известно о нарушениях ОАО «Шахта «Угольная» в сфере обращения с отходами производства и потребления, были представлены Обществом в указанное Управление - 31.01.2018, соответственно датой совершения административного правонарушения вменяемого ОАО «Шахта «Угольная» является 31.01.2018. Данный орган и правомочен был составлять протокол о выявленных им нарушениях. Тот факт, что Управление Росприроднадзора по Чукотскому автономному округу направило эти сведения в Тихоокеанское морское Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - 11.09.2018, не может свидетельствовать о том, что датой совершения ОАО «Шахта «Угольная» вменяемого ей правонарушения является - 11.09.2018.

Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности ОАО «Шахта «Угольная» как на момент поступления настоящего административного дела в суд, так и на момент его рассмотрения, истёк - 31.01.2019, в связи с чем, полагаю возможным не входить в обсуждение остальных доводов представителя Общества.

Истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении в соответствии с п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, согласно которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного, производство по делу об административном правонарушении в отношении ОАО «Шахта «Угольная» по ст.8.2 КоАП РФ подлежит прекращению, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Руководствуясь ст.ст.24.5, 29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N226-ФЗ), в отношении юридического лица - Открытого акционерного общества «Шахта «Угольная» прекратить на основании п.6 ч.1 ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Постановление может быть обжаловано в суд Чукотского автономного округа через Анадырский районный суд Чукотского автономного округа в течение 10 дней со дня вручения копии постановления.

Судья О.А. Косматенко