ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-128/19 от 15.03.2019 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 5-128/19

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

15 марта 2019 года г. Калининград

Судья Ленинградского районного суда г. Калининграда

ФИО1,

при секретаре Бабуновой Э.Р.,

рассмотрел дело об административном правонарушении в отношении

Общества с ограниченной ответственностью «Лина», дата государственной регистрации <данные изъяты>,

о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.1 ч. 3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

05 сентября 2018 года в 17 час. 19 мин. в зону таможенного контроля таможенного поста МАПП Чернышевское Калининградской областной таможни прибыло транспортное средство - автомобиль марки «Вольво» с регистрационным знаком , с полуприцепом с регистрационным знаком , с товаром «Цементно-стружечная плита» под управлением водителя ФИО6 Согласно представленным водителем товаросопроводительным документам – международной товаро-транспортной накладной (далее CMR) без номера от 20 сентября 2018 года; счет-фактуры № 4379 от 20 сентября 2018 года, товар «Плита ЦСП 3200х1250х12 мм» – 6 мест, брусок 75х100х1250 мм – 24 шт. общим весом брутто 18 799 кг, следовал от отправителя ЗАО «ФИО2 Инвест (<адрес>) в адрес получателя ООО «Первый Стройцентр Сатурн-Р» (<адрес>), перевозчик товара ООО «Лина». В ходе проведения таможенного досмотра было установлено, что вес брутто товара «Плита ЦСП 3200х1250х12 мм» - 6 мест (330 штук) составляет 23 860 кг, что превышает вес брутто (18 000 кг), завяленный в товаросопроводительных документах на 5860 кг. Товар в части превышения по весу брутто соответствует: плита ЦСП (плита цементно-стружечная) 3200х1250х12 мм, серого цвета, в количестве 81 шт., общим весом 5860 кг.

Представитель ООО «Лина» в судебное заседание не явился, о месте, времени и дате рассмотрения протокола об административном правонарушении извещен надлежащим образом.

Директор ООО «Лина» ФИО3 представил в суд заявление, в котором указал, что он отказывается признавать вою вину в совершении административного правонарушения, поскольку таможенные органы были уведомлены о товаре «ЦСП» в количестве 6 грузовых мест объемом 15,845 куб. м согласно товаросопроводительным документам – CMR без номера от 20 сентября 2018 года и приложенной к CMR счет-фактуре № 4379 от 20 сентября 2018 года в соответствии со ст. 89 п. 1 ТК ЕАЭС. Водителю ФИО4 он (ФИО3) не давал указание заявлять недостоверные сведения о товаре. В силу характеристики товара вес может существенно изменяться под воздействием погодных условий. В действиях перевозчика ООО «Лина» отсутствует событие административного правонарушения. Ранее он вину признавал, поскольку был введен в заблуждение уполномоченным по ОВД ОАР Калининградской областной таможни ФИО5

В судебном заседании защитник Попов Ю.А. не признал вину ООО «Лина» в совершении административного правонарушения и ходатайствовал о прекращении производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения, поскольку неправильно заявленный в документах вес брутто на товар правового значения не имеет, поскольку товар подвержен существенному изменению под воздействием погодных условий. Перевозчик ООО «Лина» уведомил таможенные органы о товаре, предоставив все необходимые документы, которые содержали полную информацию о грузе – плита «ЦСП» в количестве 6 грузовых мест (330 шт.) размером 3200х1250х12 мм, объемом 15,84 куб. м. В ходе административного расследования должностное лицо ФИО5 не исследовал свойства товара «ЦСП» и не известил защитника Попова Ю.А. о составлении протокола об административном правонарушении. ООО «Лина» не является законным владельцем товара и не несет ответственности за сохранность всего заявленного товара, принятого к перевозке от отправителя, до сдачи получателю в установленный срок и не вправе им распоряжаться. Законный владелец товара не установлен, понятые при изъятии товара не присутствовали.

Выслушав защитника Попова Ю.А., уполномоченного по ОВД отдела административных расследований Калининградской областной таможни ФИО5, исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

На основании ст. 2 п. 1 подп. 45 ТК ЕАЭС любое движимое имущество, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу, являются товаром.

В соответствии со ст. 9 п. 2 Таможенного кодека Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС.

Статья 10 ТК ЕАЭС предусматривает, что перемещение товаров через таможенную границу Союза осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза, за исключением случаев, когда перемещение товаров через таможенную границу Союза может осуществляться в иных местах в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, и во время работы таможенных органов, находящихся в этих местах (п. 1). Местами перемещения товаров через таможенную границу Союза являются пункты пропуска через государственные границы государств-членов либо иные места, определенные в соответствии с законодательством государств-членов (п. 2). Места перемещения товаров через таможенную границу Союза, через которые товары прибывают на таможенную территорию Союза, являются местами прибытия. Места перемещения товаров через таможенную границу Союза, через которые товары убывают с таможенной территории Союза, являются местами убытия (п. 4)

Согласно ст. ст. 4, 5 Конвенции о международной перевозке грузов от 19 мая 1956 года (далее КДПГ) договор перевозки устанавливается накладной.

Накладная составляется в трех оригиналах, подписанных отправителем и перевозчиком.

Статьей 6 п. 1 подп. f, g, h, k КДПГ установлено, что накладная должна в числе прочего содержать следующие сведения: принятое обозначение характера груза и тип его упаковки и, в случае перевозки опасных грузов, их обычно признанное обозначение; число грузовых мест, их особая разметка и номера; вес груза брутто или выраженное в других единицах измерения количество груза; указание, что перевозка производится независимо от всякой оговорки, согласно требованиям, установленным настоящей Конвенцией.

Статья 7 п. 3 КДПГ предусматривает, что если накладная не содержит указаний, предусмотренных в пункте 1 k) статьи 6, перевозчик отвечает за все расходы и за все убытки, которые могут быть причинены правомочному в отношении груза лицу вследствие такого упущения.

Статья 8 КДПГ предусматривает, что при принятии груза перевозчик обязан проверить: а) точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров; b) внешнее состояние груза и его упаковки (п.1). Если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность записей, упомянутых в пункте 1 a) настоящей статьи, он должен вписать в накладную обоснованные оговорки. Он должен также обосновать все сделанные им оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки. Эти оговорки не имеют обязательной силы для отправителя, если последний намеренно не указал в накладной, что он их принимает (п. 2).

В соответствии со ст. 9 КДПГ накладная, если не доказано противного, имеет силу договора относительно его условий и удовлетворения принятия груза перевозчиком (п.1). При отсутствии в накладной обоснованных перевозчиком оговорок имеется презумпция, что груз и его упаковка были внешне в исправном состоянии в момент принятия груза перевозчиком и что число грузовых мест, а также их маркировка и номера соответствовали указаниям накладной (п. 2).

Статья 87 п. 1 ТК ЕАЭС предусматривает, что после пересечения таможенной границы Союза товары должны быть доставлены перевозчиком или лицом, перемещающим товары для личного пользования, в место прибытия или иные места, указанные в пункте 3 статьи 10 настоящего Кодекса. При этом не допускаются нарушение упаковки товаров, а также изменение, удаление, уничтожение, повреждение или замена наложенных пломб, печатей и иных средств идентификации.

Перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии на таможенную территорию таможенного Союза путем представления документов и сведений, предусмотренных ст. 89 ТК ЕАЭС, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, либо путем предоставления документа, содержащего сведения о номере предварительной информации, представленной в виде электронного документа (ст. 88 п. 1 ТК ЕАЭС).

В соответствии со ст. 89 п. 1 подп. 1 ТК ЕАЭС при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза перевозчик представляет следующие документы и сведения при международной перевозке автомобильным транспортом:

- документы на транспортное средство международной перевозки; транспортные (перевозочные) документы; документы, сопровождающие международные почтовые отправления при их перевозке, определенные актами Всемирного почтового союза; имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары;

- сведения о государственной регистрации транспортного средства международной перевозки; перевозчика товаров (наименование и адрес); стране отправления и стране назначения товаров (наименования); отправителе и получателе товаров (наименование и адрес); о продавце и получателе товаров в соответствии с имеющимися у перевозчика коммерческими документами; количестве грузовых мест, их маркировке и видах упаковок товаров; товарах (наименования и коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее чем первых 6 знаков; вес брутто товаров (в килограммах) либо объем товаров (в кубических метрах), наличии (отсутствии) товаров, ввоз которых на таможенную территорию Союза запрещен или ограничен; месте и дате составления международной товаротранспортной накладной; идентификационных номерах контейнеров.

В статье 2 п. 1 подп. 26 ТК ЕАЭС определено, что перевозчиком является лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу Союза и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза.

В соответствии с подп. 25 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС перемещение товаров через таможенную границу Союза, в том числе с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, равно как и покушение на такое перемещение является незаконным перемещением товаров через таможенную границу Союза.

Исходя из общеправового принципа, закрепленного в ст. 15 Конституции РФ, любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. Вступая в таможенные правоотношения, ООО «Лина» должно было не только знать о существовании обязанностей, установленных для данного вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

Факт совершения ООО «Лина» административного правонарушения подтверждается:

определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 01 октября 2018 года (л.д. 1-8);актом таможенного досмотра (таможенного осмотра) № 10012160/250918/000313 от 25 сентября 2018 года, в соответствии с которым в присутствии представителя ООО «Лина», водителя-экспедитора ФИО6 было досмотрено транспортное средство «Вольво», регистрационный знак , с полуприцепом «Когель», регистрационный знак . После вскрытия грузового отделения транспортного средства было установлено, что требуется производство операций по выгрузке товара для разделения товара на упаковочные места по отдельным видам и наименованиям, с выборочным вскрытием грузовых мест, с выборочным пересчетом количества предметов в грузовых местах и полным взвешиванием (л.д. 15-19);

актом таможенного досмотра (таможенного осмотра) № 10012160/270918/000313 от 27 сентября 2018 года, в соответствии с которым было установлено, что в полуприцепе «Когель», регистрационный знак , находится «Плита цементно-стружечная» размером 3200х1250х12, уложенная в пачки по 55 шт. листов в каждой. Расчетным путем (разница веса транспортного средства с товаром и порожнего, 37560 кг -13580 кг = 23980 кг) установлен вес товара с деревянными брусками. Также произведено взвешивание деревянных брусков, вес которых составил 120 кг. Расчетным путем (разница веса товара с деревянными брусками и веса брусков, 23 980 кг -120 кг = 23 860 кг) установлен вес товара, который превышает вес брутто (18 000 кг), заявленный в товаросопроводительных документах на 5860 кг. Товар в части превышения веса соответствует «Плита цементно-стружечная» размером 3200х1250х12, серого цвета в количестве 81 шт. листов (плит), общим весом брутто 5860 кг (л.д. 21-32);

товаросопроводительными документами, из которых следует, что из <адрес> в <адрес> на транспортном средстве «Вольво» с регистрационным знаком , с полуприцепом с регистрационным знаком , под управлением водителя ООО «Лина» ФИО6 следовал товар - «Плита ЦСП 3200х1250х12» - 6 мест весом брутто 18 000 кг (л.д. 41-44);

протоколом изъятия вещей и документов по делу об административном правонарушении № 10012000-29/20/2018 от 01 октября 2019 года, в соответствии с которым с участием водителя ФИО6 и защитника Попова Ю.А., с использованием видеозаписи был изъят товар в части превышения по весу брутто – «Плита цементно-стружечная» размером 3200х1250х12, серого цвета в количестве 81 шт. листов (плит), общим весом брутто 5860 кг (л.д. 9-13);

протоколом опроса ФИО6 от 01 октября 2018 года, в соответствии с которым ФИО6 пояснил, что он работает водителем в ООО «Лина». Из <адрес> в <адрес> он перевозил груз – «Плита ЦСП 3200х1250х12» - 6 мест, брусок 75х100х1250 мм – 24 шт. общим весом брутто 18 799 кг. Он присутствовал при загрузке товара в грузовой отсек и пересчете грузовых мест. Груз принял по количеству грузовых мест – 6 пачек объемом 15,84 куб.м согласно CMR, счет-фактуры и ст. 8 КДПГ. Отправитель не требовал проверки веса брутто. Взвешивание товара не производилось. Во время движения визуально невозможно было определить какие-нибудь отклонения, усадка, расход топлива соответствовали норме. По результатам таможенного досмотра был выявлен недостоверный вес брутто по товару, заявленному в CMR без номера от 20 сентября 2018 года - «Плита цементно-стружечная 3200х1250х12» - 6 мест (330 штук) общим весом брутто 23 860 кг, что превышает вес брутто (18 000 кг), заявленный в товаросопроводительных документах на5860 кг. У него не было намерения умышленно заявлять недостоверные сведения о товаре (л.д. 71-73);

протоколом опроса директора ООО «Лина» ФИО3 от 22 октября 2018 года, в соответствии с которым ФИО3 пояснил, что ему известны обстоятельства административного правонарушения, которое было совершено в связи с ошибкой грузоотправителя при погрузке товара и подготовке товаросопроводительных документов. Водителю не было известно, что вес брутто, указанный в товаросопроводительных документах, не соответствует фактическому весу брутто. Водитель товар при загрузке не взвешивал, так как не было такой возможности. Водитель не вносил оговорки в товаросопроводительные документы, понадеявшись на правильность сведений, указанных в них грузоотправителем (л.д. 74-76);

протоколом об административном правонарушении от 01 ноября 2018 года, составленным уполномоченным по ОВД отдела административных расследований Калининградской областной таможни ФИО5 в отношении ООО «Лина» (л.д. 86-93).

В судебном заседании уполномоченный по ОВД отдела административных расследований Калининградской областной таможни ФИО5 пояснил, что он составил протокол в соответствии с требованиями административного законодательства на основании доказательств, собранных в ходе административного расследования. О месте, времени и дате составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.1 ч. 3 КоАП РФ, юридическое лицо – ООО «Лина» было извещено надлежащим образом.

Согласно примечанию к ст. 16.1 КоАП РФ под недействительными документами понимаются: поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

Таким образом, ООО «Лина» в нарушение вышеназванных требований законодательства, сообщило таможенному органу недостоверные сведения о весе (брутто) товаров при прибытии на таможенную территорию Союза путем предоставления недействительных документов, что образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.

Согласно ст. 2.1 ч. 2 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ за «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», оценивая вину перевозчика в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, выразившегося в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о количестве товара, надлежит выяснять, в какой мере положения действующих международных договоров в области перевозок (Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) 1956 г., Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) 1951 г., Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г., Конвенции Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов 1978 г. и других) предоставляли перевозчику возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена ответственность частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, а также какие меры были приняты перевозчиком для их соблюдения. При определении вины перевозчика, сообщившего таможенному органу недостоверные сведения о грузах, количество которых определяется весовыми параметрами, необходимо выяснять, значительна ли разница между количеством фактически перемещаемого товара и количеством, указанным в товаросопроводительных документах, а также насколько такое несоответствие могло быть очевидным для перевозчика, осуществляющего свою деятельность на профессиональной основе, исходя из осадки транспортных средств, его технических возможностей и других подобных показателей. Вопрос о том, значительно ли несоответствие между количеством фактически перемещаемого товара и количеством, указанным в товаросопроводительных документах, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств данного правонарушения.

Установленная разница между самим количеством перемещаемого, определяемого весовыми параметрами (23 860 кг) и количеством, указанным в товаросопроводительных документах (18 000 кг) является значительной (5860 кг). Такое несоответствие не могло быть неочевидным для перевозчика, осуществляющего свою деятельность на профессиональной основе.

Однако ООО «Лина», имея правовую и реальную возможность надлежащего выполнения своих обязанностей перед таможенными органами, не потребовало от отправителя предоставить в его распоряжение документы, подтверждающие заявленный в товаросопроводительных документах вес брутто товара, а также не внесло в товаросопроводительные документы соответствующие обоснованные оговорки.

Обстоятельств, объективно препятствовавших выполнению ООО «Лина» обязанностей, предусмотренных таможенным законодательством, не установлено и защитником Поповым Ю.А. не представлено.

Действия ООО «Лина» судья квалифицирует по ст. 16.1 ч. 3 КоАП РФ, как сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о весе брутто перевозимого товара при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза.

Оснований для освобождения ООО «Лина» от административной ответственности с учетом конкретных обстоятельств дела судья не усматривает.

При назначении административного наказания юридическому лицу судья учитывает характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность ООО «Лина», судья не усматривает.

Обстоятельством, отягчающим административную ответственность ООО «Лина», судья признает повторное совершение однородного правонарушения.

Давая оценку характеру совершенного правонарушения, обстоятельствам его совершения, а также с учетом отягчающего ответственность ООО «Лина» обстоятельств, судья считает необходимым назначить ООО «Лина» административное наказание в виде штрафа, без конфискации товара, явившегося предметом административного правонарушения.

Руководствуясь ст. ст. 29.7, 29.9-29.11, 30.1-30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

П О С Т А Н О В И Л :

Признать Общество с ограниченной ответственностью «Лина» (дата <данные изъяты>) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.1 ч. 3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде штрафа в размере 70 000 (семидесяти тысяч) рублей без конфискации предметов административного правонарушения.

Товар – «плита ЦСП (плита цементно-стружечная) 3200х1250х12 мм, серого цвета, общим весом 5860 кг в количестве 81 шт. – возвратить законному владельцу.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение десяти суток со дня получения копии постановления.

Судья подпись ФИО1