ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1294/20 от 25.06.2020 Октябрьского районного суда г. Томска (Томская область)

Дело № 5-1294/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Томск 25 июня 2020 года

Судья Октябрьского районного суда г. Томска Мысин И.В., рассмотрев по адресу: <...>, дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.14 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Томскремстройпроект» (далее ООО «Томскремстройпроект») (ИНН <***>, КПП 701701001, ОГРН <***>, дата регистрации 06.03.2001, место нахождения юридический адрес: 634034, <...>),

УСТАНОВИЛ:

Юридическое лицо ООО «Томскремстройпроект» 01.07.2019 приступило к выполнению выборочного капитального ремонта подвальных помещений объекта культурного наследия регионального значения: «Доходный дом И.Тихонова, кон. XIX в.», расположенного по адресу: <...>, а именно,приказом от 01 июля 2019 г. № 19/17/01 «О назначении производителей работ» произведено открытие участка для капитального ремонта здания по указанному выше адресу, назначены ответственные лица на осуществление строительного контроля и руководители участков,произведены работы на указанном выше объекте культурного наследия, в частности, произведен демонтаж кирпичной перегородки (стены) подвального помещения, разделяющей коридор и комнату, расположенную по левую сторону от входа в коридор подвального помещения без разрешения органа охраны объектов культурного наследия, что является нарушением п. 1 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», что было выявлено по результатам внеплановой документарной и выездной проверки в отношении ООО «Томскремстройпроект», проведённой Комитетом по охране объектов культурного наследия Томской области на основании распоряжения от 30.07.2019 № 0033/01-08, таким образом, ООО «Томскремстройпроект» совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.14 КоАП РФ - организация или проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно.

В судебное заседание директор ООО «Томскремстройпроект» ФИО1, будучи надлежащим образом извещенный, не явился, ходатайств об отложении слушания дела не заявлял, в связи с чем, суд, на основании ст. 25.1 КоАП РФ, полагает возможным рассмотреть дело без его участия.

В судебном заседании ФИО2, представляющий интересы ООО «Томскремстройпроект», указал, что разрешение на проведение работ было выдано 04.09.2019, однако, согласно п. 3.1 государственного контракта № 171 от 28.06.2019 срок выполнения работ установлен с 28.06.2019 по 30.11.2019, письмом комитета от 08.07.2019 № 48-01-1649 было отказано в выдаче разрешения на проведение работ. Вынужденность проведения работ была вызвана кратчайшими сроками выполнения работ, установленными государственным контрактом, затягивание которых грозило годности результата работ. Согласно акту рабочей комиссии от 29.11.2019 работы выполненные ООО «Томскремстройпроект» были приняты без замечаний, нарушений не установлено. Ранее ООО «Томскремстройпроект» к административной ответственности не привлекалось, совершило административное правонарушение впервые, объекту культурного наследия не был причинен какой-либо вред, отсутствует имущественный ущерб, в связи с чем, возможно назначение наказания в виде предупреждения, или назначения наказания в виде штрафа меньше минимального, предусмотренного ст. 7.14 КоАП РФ, учитывая тяжелое финансовое положение.

Выслушав участвующее лицо, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 7.14 КоАП РФ, организация или проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей.

Объективная сторона правонарушений состоит в невыполнении или нарушении требований законодательства Российской Федерации о запрещении проведения работ, могущих причинить ущерб памятникам, без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия.

Согласно ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 73-ФЗ) объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе, установление ответственности за противоправные действия (бездействия) в отношении объектов культурного наследия, их территорий и зон охраны.

В силу п. 1 ст. 40 Закона N 73-ФЗ, под сохранением объекта культурного наследия понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

В соответствии с положениями ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ установлен порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия.

Так, согласно п. 1 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3, работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся на основании разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, в соответствии с проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.

Из п. 6 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 следует, что к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

Согласно пп.2 п.2 ст.45 Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-Ф3 выдача, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, осуществляется региональным органом охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.

Согласно п. 4 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 форма выдачи задания, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, порядок выдачи указанных документов, порядок подготовки и согласования проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению данного объекта, устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Приказом Минкультуры России от 21 октября 2015 № 2625 «Об утверждении порядка выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, или выявленного объекта культурного наследия» утвержден порядок выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия. П.п. 5.4. пункта 5 вышеуказанного приказа Минкультуры России предусмотрен список документов необходимый для выдачи разрешения на проведение работ, связанных с ремонтом объекта культурного наследия, проводимых в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.

Согласно п.п. 2 п. 2 приказа Минкультуры России от 05 июня 2015 № 1749 «Об утверждении порядка подготовки и согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, или выявленного объекта культурного наследия», согласование проектной документации осуществляется региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством РФ), регионального значения, выявленных объектов культурного наследия. Выдача разрешения осуществляется комитетом в соответствии с административным регламентом предоставления государственной услуги «Выдача разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения, выявленного объекта культурного наследия» (далее по тексту - Административный регламент), утвержденный приказом Комитета по охране объектов культурного наследия Томской области от 10.04.2019 № 0054/01-07.

В силу п. 15.1.4 Административного регламента, для получения разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в случае проведения работ, связанных с ремонтом объекта культурного наследия, проводимых в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны, необходимо предоставить ряд документов.

Здание, расположенное по адресу: <...> - «Доходный дом И. Тихонова, кон. ХIХ в.», является государственной собственностью РФ и передано на праве оперативного управления УСД в Томской области, и является объектом культурного наследия регионального значения, который, в соответствии с постановлением Главы администрации Томской области от 22 декабря 1993 г. № 426, объект принят на государственную охрану. Приказом Министерства культуры РФ от 04 декабря 2015 г. № 24189-р зарегистрирован в ЕГР объектов культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

В ходе осмотра 14 августа 2019 г. должностными лицами установлено, что на указанном объекте проведены выборочные работы по капительному ремонту подвальных помещений, зафиксирован демонтаж кирпичной перегородки.

Кроме того, факт совершения ООО «Томскремстройпроект» инкриминированного ему правонарушения, подтверждается так же совокупностью следующих доказательств.

в Томе № 1:

- протоколом об административном правонарушении от 21 апреля 2020 года, из которого следует, что юридическое лицо ООО «Томскремстройпроект» 01.07.2019 приступило к выполнению выборочного капитального ремонта подвальных помещений объекта культурного наследия регионального значения: «Доходный дом И.Тихонова, кон. XIX в.», расположенного по адресу: <...>, а именно,приказом от 01 июля 2019 г. № 19/17/01 «О назначении производителей работ» произведено открытие участка для капитального ремонта здания по указанному выше адресу, назначены ответственные лица на осуществление строительного контроля и руководители участков,произведены работы на указанном выше объекте культурного наследия, в частности, произведен демонтаж кирпичной перегородки (стены) подвального помещения, разделяющей коридор и комнату, расположенную по левую сторону от входа в коридор подвального помещения без разрешения органа охраны объектов культурного наследия, что является нарушением п. 1 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», что было выявлено по результатам внеплановой документарной и выездной проверки в отношении ООО «Томскремстройпроект», проведённой Комитетом по охране объектов культурного наследия Томской области на основании распоряжения от 30.07.2019 № 0033/01-08, за что предусмотрена ответственность по ст. 7.14 КоАП РФ;

- распоряжением о проведении внеплановой проверки ООО «Томскремстройпроект» от 30 июля 2019 года № 0033/01-08, с целью контроля соблюдения требований Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;

- актом от 14 августа 2019 г. осмотра объекта культурного наследия регионального значения «Доходный дом И. Тихонова, кон. ХIХ в.», расположенного по адресу: <...>, с фототаблицей к нему;

- актом проверки от 06 сентября 2019 года № 05/04-02 ООО «Томскремстройпроект»;

- предостережением № 27/04-11 о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства об охране объектов культурного наследия от 06 сентября 2019 года;

- предписанием № 05/04-04 об устранении выявленных нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда объектам культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;

- лицензией № МКРФ 00212 от 04 октября 2012 г. и приложением на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности;

- лицензией № 6-Б/01019 от 14.06.2013 предоставленной ООО «Томскремстройпроект»;

- выпиской из реестра от 18.07.2019 № 0000805 на ООО «Томскремстройпроект»;

- приказом № 19/07/01 от 01 июля 2019 г., о назначении производителей строительно-монтажных работ, которым открыт участок для капительного ремонта здания по адресу: <...>, подписанным директором ООО «Томскремстройпроект» ФИО1;

- государственным контрактом № 171 от 28 июня 2019 г. на выполнение работ по выборочному капитальному ремонту подвальных помещений и территории комплекса зданий Томского районного суда Томской области, заключенным с УСД в Томской области, содержащим условие о необходимости получения разрешения на проведение указанных работ (п. 5.1.19 государственного контракта), поскольку комплекс зданий Томского районного суда является объектом культурного наследия регионального значения «Доходный дом И.Тихонова, кон. XIX в.», находящийся под охраной;

- научно-проектной документацией, проектной документацией ООО «Ай Джи Групп»;

- постановлением Главы администрации Томской области от 22 декабря 1993 года № 426, с приложением, согласно которому объект по адресу: <...> подлежит охране как памятники федеральной собственности;

- приказом Министерства культуры РФ от 04 декабря 2015 года № 24189-р объект по ул. Обруб 8 в г. Томске зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» с присвоением регистрационного номера 701510371420005;

- охранным обязательством 61/06-07 от 28 августа 2012 г. и актом технического состояния объекта культурного наследия;

- распоряжениями, выписками из реестра федерального имущества объект по ул. Обруб 8 в г. Томске, свидетельством о государственной регистрации права, постановки на учет в налоговый орган, выпиской из ЕГРН;

- выпиской из ЕГРН на ООО «Томскремстройпроект».

в Томе № 2:

- локально-сметными расчетами, ведомостями объема работ;

- письмом ООО «Томскремстройпроект» от 02 июля 2019 года в Комитет по охране объектов культурного наследия Томской области;

- заявлением ООО «Томскремстройпроект» от 02 июля 2019 года о выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;

- письмом Комитета по охране объектов культурного наследия Томской области от 08 июля 2019 года об отказе в выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;

- разрешением на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия от 04 сентября 2019 г., полученным ООО «Томскремстройпроект» после организации проведения указанных работ.

Таким образом, ООО «Томскремстройпроект» располагало сведениями об отнесении здания к объекту культурного наследия и о наложении обязанности на получении разрешения. Указанные обстоятельства подтверждают наличие вины ООО «Томскремстройпроект» в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 7.14 КоАП РФ - организация или проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно.

Юридическое лицо ООО «Томскремстройпроект» является надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.14 КоАП РФ, поскольку имеет лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия и уполномочено на обращение в Комитет за выдачей соответствующего разрешения, а кроме того, ООО «Томскремстройпроект» знало об обязанности получать разрешение от органа охраны объектов культурного наследия на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия до начала проведения таких работ и имело возможность соблюсти правила и нормы, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. ООО «Томскремстройпроект», как подрядчик государственного контракта № 171, располагал необходимыми сведениями об отнесении здания по адресу: <...> к объекту культурного наследия и наличии предусмотренной законом обязанности на получение им соответствующего разрешения у уполномоченного органа на проведение строительно-монтажных и иных работ до начала их фактической организации и проведения, при этом имело возможность соблюсти данные требования закона и принять все зависящие меры по их соблюдению, но данные, императивные требования закона были им проигнорированы в отсутствие должного контроля, а имеющееся разрешение от 04 сентября 2019 г. получено ООО «Томскремстройпроект» после фактической организации и проведения указанных работ.

Ссылка представителя ООО «Томскремстройпроект» на кратчайшие сроки, установленные для выполнения работ, сама по себе не может служить обстоятельством для освобождения юридического лица от административной ответственности предусмотренной ст. 7.14 КоАП РФ.

При назначении административного наказания юридическому лицу, суд учитывает характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие исключительных обстоятельств, а также обстоятельств смягчающих и отягчающих ответственность.

Учитывая изложенное, суд считает необходимым назначить наказание в виде штрафа. Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным или назначения иного вида наказания, а также назначения менее минимального размера штрафа, установленного санкцией статьи, с учетом характера правонарушения и всех обстоятельств дела, суд не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 29.7 - 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать Общество с ограниченной ответственностью «Томскремстройпроект» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.14 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

Административный штраф уплатить по следующим реквизитам:

Наименование получателя платежа: Межрегиональное операционное УФК (Министерство культуры Российской Федерации л/с <***>) ИНН: <***>, КПП: 770301001, Расчетный счет: <***>, Наименование банка: Операционный департамент Банка России <...>; БИК 044501002; ОКТМО 45382000, КБК: 054.1.16.01071 019000 140.

Согласно ч. ч. 1, 5 ст. 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки. При неуплате штрафа в срок сумма штрафа будет взыскана в принудительном порядке.

В силу ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата штрафа в срок, предусмотренный указанным Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Сведения (квитанцию) об оплате штрафа необходимо представить в канцелярию Октябрьского районного суда г. Томска посредством почтовой связи.

Постановление может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней со дня получения копии постановления.

Судья И.В. Мысин

Копия верна

Судья И.В. Мысин

Секретарь В.А. Ефремова

25 июня 2020 года

Постановление вступило в законную силу «____» ___________ 202_ года

Секретарь суда ___________________________________________

Оригинал постановления хранится в деле № 5-1294/2020 в Октябрьском районном суде г. Томска

УИД 70RS0003-01-2020-003105-94