ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1295/16 от 15.07.2016 Керченского городского суда (Республика Крым)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ №5-1295/2016

15 июля 2016 год г. Керчь

Судья Керченского городского суда Республики Крым (<...>) Григорьевская И.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, поступившее из управления надзорной деятельности и профилактической работы отдела надзорной деятельности по г.Керчь Главного управления министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Крым в отношении ФИО1,ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <адрес><адрес>, работающего <данные изъяты>» <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, ул. <адрес>

по ст. 19.5 ч. 13 КоАП Российской Федерации,

установил:

Согласно протокола об административном правонарушении , от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, в 12 часов 00 минуты, в помещениях МБОУ <адрес> РК «<данные изъяты>» по адресу <адрес>, установлено, что в нарушении статьи 37 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ «О пожарной безопасности», п.61 правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, ч.5 ст.6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора, а именно директором школы , ФИО1, не обеспечено исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических установок пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации), не установлены предусмотренные проектной документацией двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров и лестничных клеток, не разработана декларация пожарной безопасности, за что предусмотрена административная ответственность по ч.13 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При составлении протокола об административном правонарушении директор МБОУ <адрес> РК «<данные изъяты>», ФИО1 в своих объяснениях пояснял, что все меры по установке пожарной сигнализации зависящие от него выполнены им.

В судебном заседании директор МБОУ <адрес> РК «<данные изъяты>», ФИО1 вину не признал, просил прекратить производство по делу за отсутствием его вины, суду пояснил, что администрацией школы с момента получения предписания от ДД.ММ.ГГГГ был проведен ряд мероприятий с целью устранения указанного нарушения норм пожарной безопасности: определена группа компаний, оказывающих услуги по проектированию, монтажу и обслуживанию АПС; проведены переговоры с представителями компаний; определена примерная сметная стоимость работ.

Представитель управления надзорной деятельности и профилактической работы отдела надзорной деятельности по г.Керчь Главного управления министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Крым поддержал протокол.

Исследовав материалы дела, выслушав ФИО1, представителя управления надзорной деятельности и профилактической работы отдела надзорной деятельности по г.Керчь Главного управления министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Крым прихожу к выводу, что производство по делу подлежит прекращению.

Исходя из положений ст. 1.5 КоАП РФ обязанность представления доказательств, что в действиях физического, должностного или юридического лица имеются нарушения определенных норм и правил, которые образуют состав административного правонарушения возложена законом на орган или должностное лицо, которые приняли решение о привлечении к административной ответственности.

Согласно п.61 правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года №390 руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки.

Согласно ч.5 ст.6 ФЗ №123 от 04.07.2008 г «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором, должны в рамках реализации мер пожарной безопасности в соответствии со статьей 64 настоящего Федерального закона разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 г. № 69 ФЗ «О пожарной безопасности» - руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора.

Часть 13 ст.19.5 КоАП РФ предусматривает ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до шести тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ директору Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Керчи Республики Крым «Школа-гимназия », ФИО1 инспектором ОНД по г. Керчь УНД ГУ МЧС России по Республике Крым ФИО2 вынесено предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара (л.д.4). Согласно данному предписанию до ДД.ММ.ГГГГ необходимо обеспечить исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических установок пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации), установить предусмотренные проектной документацией двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров и лестничных клеток, разработать декларацию пожарной безопасности.

Согласно Распоряжению Отдела надзорной деятельности по г. Керчи УНД ГУ МЧС России по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Отделом надзорной деятельности по г. Керчи ГУ МЧС России по Республике Крым была проведена плановая проверка в отношении МБОУ г. Керчи РК «Школа », в результате которой были выявлены нарушения обязательных требований – не обеспечение исправленного состояния систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических установок пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации) (л.д.3, 10-11).

По результатам проверки, ДД.ММ.ГГГГ в отношении директора МБОУ г. Керчи РК «Школа » ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении по ч.13 ст.19.5 КоАП РФ (л.д.5-6).

Также судом установлено, что от начальника Управления образования Керченского городского совета, ФИО3, на имя <данные изъяты>» ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ направлен ответ, что разработан план- график по обеспечению пожарной безопасности в образовательных учреждениях, согласно которому в МБОУ <адрес> РК «<данные изъяты>» проектирование и установку АПС будет произведена в 2016 году (л.д.25).

Согласно приложения к государственной программе развития образования в Республике Крым на 2016-2018 годы на городской округ Керчь распределена субсидия на установку, поддержание, улучшение системы обеспечения пожарной безопасности и в муниципальных образовательных учреждениях в 2016 году (л.д.28,29).

Администрация города Керчи ДД.ММ.ГГГГ на адрес Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым направило перечень объектов для установки автоматической пожарной сигнализации в общеобразовательных учреждениях МОГОК в 2016 году (л.д.30).

Между Муниципальным бюджетным общеобразовательном учреждении города Керчи Республики Крым «Школа-гимназия », в лице директора ФИО4 и ООО «Служба пожарного мониторинга-91» был заключен гражданско- правовой договор №ПР 86/91 от ДД.ММ.ГГГГ о проведении проектно-изыскательных работ по созданию автоматической системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре с автоматической передачей сигнала о пожаре и неисправности на рабочее место диспетчера, оборудованное системой мониторинга. (л.д.31-44).

Постановлением Совета министров Республики Крым от 16 мая 2016 года

№ 204 «Об утверждении государственной программы развития образования Республики Крым на 2016-2018гг.», установлено распределение субсидий бюджетам муниципальных образований на организацию и проведение комплекса мероприятий, направленных на установку, поддержание, улучшение системы обеспечения пожарной безопасности в муниципальных образовательных учреждениях (межбюджетные трансферты,) в 2016 году. На основании управлением образования Администрации города Керчи Республики Крым составлен перечень объектов для установки АПС в общеобразовательных учреждениях муниципального образования городской округ Керчи в 2016 году.

Распоряжением Совета Министров Республики Крым от 11 сентября 2015 г. № 842-р «Об определении подрядчика (исполнителя) работ по проектированию и монтажу пожарной сигнализации» был определен подрядчик (исполнитель) работ по проектированию и монтажу на объектах отрасли образования и социальной защиты автоматической пожарной сигнализации (АСПС) и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) - ООО «Служба пожарного мониторинга-91).

Распоряжением Совета Министров Республики Крым от 30 сентября 2015 г. № 906-р «О внесении изменений в распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.09.2015 № 842-р» был определен подрядчик по поставке оборудования, выполнению работ по проектированию и монтажу на объектах отрасли здравоохранения, образования и социальной защиты автоматической пожарной сигнализации (АС11С) и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) с автоматической передачей сигнала «Пожар» и «Неисправность» на рабочее место диспетчера, оборудованное системой мониторинга, расположенное в пожарной части МЧС РК - ООО «Служба пожарного мониторинга-91»(л.д.43).

Приказом Управления образования Администрации города Керчи от 06 ноября 2015 г. № 404 «О распределении объемов субсидий на организацию и проведение комплекса мероприятий, направленных на установку, поддержание и улучшение системы обеспечения пожарной безопасности» для МБОУ <адрес> РК «<данные изъяты>» распределена субсидия в объеме 6333642,0 руб.(л.д.44-46).

ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> был заключен Гражданско-правовой договор № ПР 100/91 с ООО «Служба пожарного мониторинга-91» на выполнение работ по разработке проектной документации автоматической системы пожарной сигнализации (АСПС) и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) с автоматической передачей сигнала о пожаре и неисправности на рабочее место диспетчера, оборудованное системой мониторинга, расположенного в пожарной части МЧС, на объекте: МБОУ г.Керчи Республики Крым «Школа », расположенному по адресу: 298330, <адрес>. Общая сумма договора составила 323999,99руб. Настоящий договор вступал в силу с момента подписания и действовал до полного исполнения сторонами своих обязательств.

В процессе исполнения Договора № ПР 100/91 от ДД.ММ.ГГГГ стороны установили факт наличия обстоятельств, связанных с перебоями подачи электроэнергии, препятствующих выполнению проектно-изыскательных работ, в том числе работы по распечатке и брошюровке проектной документации, ее записи на диск. (л.д.35-41).В связи с продолжением действия режима чрезвычайной ситуации техногенного характера, введенного 22 ноября 2015 года Распоряжением Главы Республики Крым № 454-р, руководствуясь разделом 9 Договора «Действия обстоятельств непреодолимой силы» были изменены сроки выполнения работ до 29 февраля 2016 года на основании Дополнительного соглашения № 1 от 30 декабря 2015 года.(л.д.52).

С целью полного выполнения комплекса мероприятий, направленных на установку, поддержание и улучшение системы обеспечения пожарной безопасности и исполнения обязательств, предусмотренных Соглашением между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и Администрацией города Керчи Республики Крым, Управлением образования был издан приказ № 476 от 30.12.2015 г. «Об использовании остатков субсидий на организацию и проведение комплекса мероприятий, направленных на установку, поддержание и улучшение системы обеспечения пожарной безопасности», который предусматривал использование в 2016 году на те же цели остатки неиспользованных целевых средств субсидии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, находящиеся на счетах муниципальных бюджетных общеобразовательных организаций. Остаток средств на лицевом счете школы составил 6236442,01 рублей.(л.д.49-51).

Проектно-сметная документация на монтаж автоматической системы пожарной сигнализации (АСПС), системы оповещения людей о пожаре (СОУЭ) и системы передачи извещений (СПИ) на объекте МБОУ <адрес> Республики Крым <данные изъяты>» по адресу РК <адрес> была подготовлена ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует подписанный двухсторонний Акт выполненных работ от 17.02.2016г. Стоимость проекта согласно сводному сметному расчету, составленному ООО «Служба пожарного мониторинга-91», составила 5491,68 тыс. рублей.(л.д.53,63).

После расчета с ООО «Служба пожарного мониторинга-91» за выполненные работы по Гражданско-правовому договору № ПР 100/91 от 26.10.2015 года на лицевом счете № 21756Э06280 МБОУ г. Керчи РК «Школа № 23», открытом в УФК по РК осталось 6009642,01 рублей.

На основании договора возмездного оказания услуг №62/ДСС от 17.02.2016г. изготовленная проектно-сметная документация была направлена в Государственное автономное учреждение Республики Крым «Региональный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов» (г. Симферополь) для прохождения проверки достоверности определения сметной стоимости объекта «Монтаж автоматической системы пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре (СОУЭ) и системы передачи извещений на объекте МБОУ <адрес> Республики Крым <данные изъяты>» по адресу РК <адрес>». Договор вступил в силу с момента подписания и действовал до полного исполнения обязательств сторон. Стоимость работ по указанному договору составила 11740,0руб. Финансирование данных расходов осуществлялось за счет средств местного бюджета.(л.д.55-56).

По результатам проверки достоверности определения сметной стоимости расчетов на Монтаж автоматической системы пожарной сигнализации (АСПС), системы оповещения людей о пожаре (СОУЭ) и системы передачи извещений (СПИ) на объекте МБОУ <адрес> Республики Крым «<данные изъяты>» по адресу РК <адрес> мною 20.04.2016г. получено положительное заключение от 19.04.2016г.(л.д.57-64).

Глава Республики Крым ФИО5 дал поручение (от ДД.ММ.ГГГГ) Комитету конкурентной политики Республики Крым в течение 2016 года, по мере поступления заявок, необходимо организовать совместные торги по закупке товаров, работ и услуг, связанных с мерами по обеспечению пожарной безопасности в бюджетных учреждениях. Для руководителей образовательных учреждений Комитетом конкурентной политики Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> было проведено информационное совещание по порядку формирования заказчиками необходимого пакета документов для проведения совместных торгов.(л.д.67-68).

Организатором совместных электронных торгов Комитетом конкурентной политики Республики Крым 29.06.2016г. на электронном официальном сайте закупок размещено извещение о проведении торгов по закупке товаров, работ и услуг.(л.д.78).

В сроки, установленные действующим законодательством Российской Федерации, по результатам электронного аукциона с победителем торгов директор МБОУ <адрес> РК «<данные изъяты>» заключит контракт на монтаж и установку пожарной сигнализации. Срок исполнения работ и услуг не должен превышать 90 дней с момента заключения контракта.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно ч.1 ст.2.2. КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

В силу ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Оценивая в совокупности представленные суду доказательства, суд приходит к выводу, что невыполнению предписания послужили объективные причины в виду дефицита финансовых средств, выделенных из бюджета города на обеспечение выполнения проектирования и установки пожарной сигнализации, и не усматривает наличие вины в действиях директора школы ФИО1, поскольку им были предприняты все, от него зависящие, меры для выполнения предписания.

В соответствии со ст.28.9 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 настоящего Кодекса, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных статьей 29.10 настоящего Кодекса.

Пунктом 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, суд считает производство по делу подлежит прекращению в отношении <данные изъяты>, ФИО1, за отсутствием состава правонарушения правонарушения предусмотренного ст. 19.5 ч. 13 КоАП РФ.

В соответствии с п.2 ч. 1 ст. 24.5. КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9, ст. 29.10, п. 2 ч. 1 ст. 24.5. КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном

ч.13 ст. 19.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ в отношении <данные изъяты><адрес><данные изъяты> «<данные изъяты>», ФИО1, прекратить.

На постановление может быть подана жалоба, принесен протест в Верховный суд Республики Крым через Керченский городской суд в течение 10 дней.

Судья- Григорьевская И.В.