ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1298/18 от 18.12.2018 Нижневартовского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

5-1298/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

город Нижневартовск 18 декабря 2018 года

Судья Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Калашникова Н.Н.,

с участием помощника прокурора Начарова Н.С., защитника администрации Нижневартовского района ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административный материал в отношении администрации Нижневартовского района, ИНН , адрес: г. Нижневартовск, <адрес>, предусмотренный ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Нижневартовского района не обеспечила участие специалистов администрации района (отдела потребительского рынка и защиты прав потребителей) в проведении проверочных мероприятий прокуратуры района, то есть не выполнила требование прокурора, вытекающего из его полномочий, установленных федеральным законом.

Помощник прокурора Начаров Н.С. в судебном заседании подтвердил обстоятельства, изложенные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении. Пояснил, что аналогичные проверочные мероприятия проводились прокуратурой района и ранее, в том числе в сентябре 2017 года, в ходе которых администрацией района было обеспечено участие в качестве специалистов должностных лиц отдела потребительского рынка и защиты прав потребителей администрации Нижневартовского района. Также указал, что дата проверки определяется на совещании, на которое специалист администрации, уведомленный о времени и месте, не явился, поэтому дата проведения проверки была определена с учетом пожеланий явившихся лиц.

Защитник администрации Нижневартовского района ФИО1 в судебном заседании просила прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава правонарушения. Пояснила, что прокуратурой района проводились надзорные мероприятия, направленные на выявление и пресечение нарушений законодательства, регулирующего оборот лекарственных препаратов и медицинских изделий, продовольственных товаров, а также ценообразование на них. В обращении от <дата> прокурор предлагает администрации обеспечить участие в указанной проверке в качестве специалистов сотрудников отдела потребительского рынка и защиты прав потребителей администрации района, в связи с чем предлагает обеспечить явку руководителя указанного отдела в прокуратуру района <дата> в 16:00, для участия в совещании с целью решения организационных вопросов по проверке. Считает, что данное обращение прокуратуры требованием в соответствии с нормами Федерального закона за от <дата> «О прокуратуре Российской Федерации» не является. Полагает, что возникшие в ходе проверки вопросы специалистами администрации могли быть разрешены путем документарной проверки. Кроме того, обеспечение явки по вызову является мерой процессуального принуждения, и поскольку начальник отдела администрации района не является ни обвиняемым, ни подозреваемым и даже не свидетелем по уголовному делу, а администрация района не наделена полномочиями по применению данного принуждения, выполнение данной просьбы прокурора нарушило бы право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, гарантированное Конституцией РФ (часть 1 статьи 27).

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО пояснила, что работает начальником отдела потребительского рынка и защиты прав потребителей департамента экономики администрации района. По требованию прокурора явиться не могли, так как в ее отделе, помимо нее, 3 работника, из них 1 работник находился в отпуске. В период проверки все работники были заняты текущей работой. Считает, что для проведения проверки специалистов отдела потребительского рынка и защиты прав потребителей не требовалось, прокурор самостоятельно мог провести данную проверку, поскольку для ее проведения необходимо использовать два Постановления Правительства ХМАО-Югры -П и -П.

Судья, заслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля, изучив представленный в суд административный материал в целом, приходит к следующему.

Статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Объектом данного административного правонарушения является институт государственной власти в виде реализации полномочий прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, действующего от имени государства и представляющего его интересы, вытекающие из норм закона.

Объективную сторону правонарушения в рассматриваемом случае составляет умышленное невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Законными являются те требования, которые ни по форме, ни по существу не противоречат абсолютно определенным предписаниям правовых норм.

Из материалов дела усматривается, что прокуратурой района во исполнение указания Генерального прокурора Российской Федерации от <дата>, распоряжения прокурора ХМАО-Югры от <дата>-р организовано приведение надзорных мероприятий, направленных на выявление и пресечение нарушений законодательства, регулирующего оборот лекарственных препаратов и медицинских изделий, продовольственных товаров, а также ценообразование на них.

В период с <дата> по <дата> прокуратурой района были запланированы выезды в городские и сельские поселения района для проверки в вышеуказанной сфере в отношении аптечных пунктов и аптек, а также продовольственных магазинов. В связи с чем, в администрацию Нижневартовского района были направлены требования о выделении специалистов для участия в проверочных мероприятиях, с приглашением начальника отдела потребительского рынки и защиты прав потребителей администрации района на организационные совещания <дата> и <дата>.

Исходя из Положения об отделе потребительского рынка и защиты прав потребителей администрации района, Отдел готовит анализ состояния торговли продовольственными и непродовольственными товарами, разрабатывает прогнозы, концепции и стратегии развития отрасли на основе изучения рынка спроса и предложения, потребления и уровня цен на товары повседневного спроса. Обеспечивает наличие в постоянной продаже социально значимых товаров путем осуществления мониторинга за соблюдением ассортиментного перечня основных продуктов питания и товаров первой необходимости для наиболее полного удовлетворения потребностей населения района и товарах и услугах.

Администрацией района в прокуратуру района были направлены письма от <дата> и от <дата>, исходя из содержания которых, администрацией района в выделении специалистов для участия в проверочных мероприятий было отказано.

В судебном заседании установлено и не оспаривается защитником, что администрацией Нижневартовского района в период с <дата> по <дата> участие специалистов администрации района (отдела потребительского рынки и зашиты нрав потребителей) в проведении проверочных мероприятий прокуратуры района не обеспечено.

В соответствии со ст. 2 Закона ХМАО-Югры от 30.09.2008 № 97-оз «О государственном регулировании и контроле (надзоре) за ценами (тарифами) на отдельные товары (услуги) в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» ценообразование - это формирование и применение цен, тарифов, надбавок, наценок, стоимости, ставок, размеров платы на товары (услуги) в области государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с нормативными правовыми актами РФ и ХМАО - Югры.

Субъектами ценообразования являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по продаже товаров, оказанию услуг в автономном округе, цены (тарифы) на которые регулируются Правительством ХМАО - Югры (далее - Правительство автономного округа), органом по регулированию цен (тарифов).

Предельная цена - это максимальная и минимальная цена, тариф, надбавка, наценка, стоимость, ставка, размер платы, выше и ниже которых субъекты ценообразования не могут самостоятельно устанавливать.

Предельные размеры торговых надбавок к ценам на некоторые виды продовольственных товаров установлены постановлением Правительства ХМАО - Югры от 06.02.2015 №23-п «О внесении изменения в постановление Правительства ХМАО - Югры от 16.10.2007 года №250-п «Об установлении предельных размеров торговых надбавок к ценам на некоторые виды продовольственных товаров».

В соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2000 №402 «Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)», Нижневартовский район отнесен к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям с ограниченными сроками завоза грузов (продукции).

Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться к предельно допустимые розничные пены. установлен постановлением правительства Российской Федерации от <дата>.

<дата> Генеральным прокурором Российской Федерации издано указание «Об организации надзорных мероприятий, направленных на выявление и пресечение нарушений законодательства, способствующих росту цен на сельскохозяйственную и продовольственную продукцию».

Прокурором ХМАО-Югры во исполнение вышеуказанного указания издано распоряжение от <дата>-р «Об исполнении указания Генерального прокурора Российской Федерации от <дата> «Об организации надзорных мероприятий, направленных на выявление и пресечение нарушений законодательства, способствующих росту цен на сельскохозяйственную и продовольственную продукцию», с изменениями, внесенными распоряжением прокурора автономного округа от <дата> «О внесении изменений в распоряжение прокурора автономного округа от <дата>-р «Об исполнении указания Генерального прокурора Российской Федерации от <дата> 580/7 «Об организации надзорных мероприятий, направленных на выявление и пресечение нарушений законодательства, способствующих росту цен на сельскохозяйственную и продовольственную продукцию».

Во исполнение организационно-распорядительных документов органов прокуратуры Российской Федерации прокурорам надлежит во взаимодействии с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности, территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и др. организовать надзорные мероприятия, направленные на выявление и пресечение нарушений законодательства, способствующих росту цен на сельскохозяйственную и продовольственную продукцию, определить комплекс совместных действий путем сочетания надзорных, контрольных и иных имеющихся полномочий, установить оперативный контроль за ситуацией в области ценообразования на внутреннем продовольственном рынке, по результатам проверок обеспечить решительное и принципиальное реагирование на случаи необоснованного роста цен на сельскохозяйственную и продовольственную продукцию (п.п. 1.1, 1.2 указания Генерального прокурора Российской Федерации от <дата> «Об организации надзорных мероприятий, направленных на выявление и пресечение нарушений законодательства, способствующих росту цен па сельскохозяйственную и продовольственную продукцию»).Также в соответствии с распоряжением прокурора ХМАО-Югры от <дата>-р «Об исполнении указания Генерального прокурора Российской Федерации от <дата> «Об организации надзорных мероприятий, направленных на выявление и пресечение нарушений законодательства, способствующих росту цен на сельскохозяйственную и продовольственную продукцию» прокурорам городов, районов надлежит наладить должное взаимодействие с органами местного самоуправления, органами внутренних дел, Роспотребнадзора и Росстата по вопросам ценообразования на социально значимую продукцию, установить оперативный контроль за ситуацией в области ценообразования на внутреннем продовольственном рынке на поднадзорной территории, организовать прокурорам районов с ограниченными сроками завоза грузов - мониторинг цеп па социально значимую продукцию на предмет соблюдения розничными реализаторами требований постановления Правительства ХМАО - Югры от <дата>-п в части установления торговых надбавок (п.п. 2.1, 2.2, 2.6).Согласно ст. 1 Федерального закона от <дата> «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет: надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением нрав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.В соответствии со ст.ст. 5, 6, ст. 21, ст. 22 Федерального закона требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность.Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.Прокурор при осуществлении возложенных на пего функций вправе: требовать от руководителей и других должностных лиц указанных в пункте 1 статьи 21 Федерального закона органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 Федерального закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций. Должностные лица органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.Учитывая изложенное, обращения прокуратуры от <дата> и <дата> являются требованиями в соответствии с нормами Федерального закона за от <дата> «О прокуратуре Российской Федерации» и подлежали исполнению администрацией района.Доводы защитника об обратном являются несостоятельными.

Ссылку защитника на то, что обеспечение явки по вызову является мерой процессуального принуждения, ограничивающей конституционные права на свободу передвижения гражданина, а именно руководителя отдела потребительского рынка и защиты прав потребителей администрации района, судья находит несостоятельной, поскольку нарушений прав, связанных с применением к руководителю меры процессуального принуждения в виде обязательства о явке, а также действительным ограничением ее прав на свободу передвижения, то есть нарушений прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации, допущено не было. Мера пресечения в отношении нее не избиралась, она не была лишена возможности вести сложившийся привычный уклад жизни и права свободного передвижения.

Также не состоятельной является ссылка на то, что не было необходимости в привлечении к проверке специалиста отдела потребительского рынка и защиты прав потребителей, поскольку прокурор не является специалистом в сфере ценообразования отдельных товаров.

Из выше изложенного следует, что администрация Нижневартовского района не имея объективных препятствий для выполнения законного требования прокурора о выделении специалиста и не имея никаких законных оснований для отказа в выполнении, требования прокурора, в нарушении Закона о прокуратуре, отказалась выполнить законное и обоснованное требование прокурора о выделении специалиста.

Объективных данных свидетельствующих о том, что специалист отдела потребительского рынки и защиты прав потребителей администрации района не имел реальной возможности выполнить требования прокурора об участии в проверке судье не представлено.

Судья, изучив и оценив все доказательства по делу в их совокупности, считает, что вина администрации Нижневартовского района материалами дела установлена, а ее действия подлежат квалификации по ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, за что предусмотрено наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

При назначении административного наказания администрации Нижневартовского района судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица. При отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, приходит к выводу о назначении наказания в виде административного штрафа.

Руководствуясь статьями 29.10, 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать администрацию Нижневартовского района виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей.

Административный штраф перечислять: УФК по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа - Югры), лицевой счет: <***>, ИНН <***>, КПП 860101001, БИК 047162000 р/счет <***> в РКЦ Ханты-Мансийск, КБК 41511690010016000140, ОКТМО 71871000.

В соответствии со ст. 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф, назначенный по вышеуказанному постановлению, должен быть уплачен в срок не позднее 60 дней с момента вступления настоящего постановления в законную силу. Документ, подтверждающий уплату штрафа, необходимо в установленный законом срок предоставить в канцелярию по административным делам Нижневартовского городского суда по адресу: <...>.

За несвоевременную уплату штрафа предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры через Нижневартовский городской суд.

Судья /подпись/ Н.Н. Калашникова

Копия верна

Судья Н.Н. Калашникова