ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-129/2023 от 19.09.2023 Белгородского районного суда (Белгородская область)

УИД 31RS0002-01-2023-003973-21 дело № 5-129/2023

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Белгород 19 сентября 2023 года

Судья Белгородского районного суда Белгородской области Еременко А.В.,

с участием ФИО5, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, его представителя ФИО2,

представителя Белгородской таможни ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.16.21 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО4,

У С Т А Н О В И Л:

ИП ФИО1 А.З.О. приобрёл, хранил и пользовался товаром, незаконно перемещённым через таможенную границу Евразийского экономического союза, в отношении которого не соблюдены установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации запреты.

Правонарушение совершено при следующих обстоятельствах:

в период с 13 часов 20 минут 13 апреля 2023 года по 11 часов 30 минут 14 апреля 2023 года в торговом помещении магазина «7 чудес», расположенном по адресу: (адрес обезличен), где осуществляет свою предпринимательскую деятельность ФИО1, в ходе таможенного осмотра, проведенного на основании решения заместителя начальника Белгородской таможни, обнаружены и изъяты 263 пары обуви, которые в нарушение требований таможенного законодательства не имели знаков ЕАС.

В судебном заседании ФИО1 свою вину признал и не оспаривал обстоятельств правонарушения, указанных в протоколе.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя Белгородской таможни, считавшей ФИО1 подлежащим административной ответственности, прихожу к выводу о доказанности вины последнего в совершении правонарушения.

Наличие у ФИО1 товара подтверждается актом таможенного осмотра от 14.04.2023 года, согласно которому при осмотре помещения магазина «7 чудес», расположенного по адресу: (адрес обезличен), был обнаружен и изъят товар в количестве 263 шт., который не имел знаков ЕАС; актами изъятия обнаруженного товара и его приёма-передачи на ответственное хранение (т.1 л.д. 36-39, 49-52, 53-56).

Согласно заключению эксперта изъятый товар является обувью иностранного происхождения, стоимость которой составила 299 672 рубля (т.2 л.д. 5-24).

Экспертиза проведена уполномоченными лицами, имеющими высшее образование и надлежащую квалификацию. Эксперты предупреждены об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, их выводы основаны на непосредственном исследовании товара, в связи с чем, оснований не доверять заключению у судьи не имеется.

В соответствии с п. 1 ст. 53 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.) (далее - Договор о ЕАЭС) продукция, выпускаемая в обращение на территории ЕАЭС, должна быть безопасной.

Согласно п. 2 ст. 53 Договора о ЕАЭС продукция, в отношении которой вступил в силу технический регламент ЕАЭС (Технические регламенты ЕАЭС) выпускается в обращение на территории ЕАЭС при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки соответствия, установленные Техническим регламентом ЕАЭС (Техническими регламентами ЕАЭС).

Согласно п. 2 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (приложение № 9 к Договору о ЕАЭС) «выпуск продукции в обращение» - поставка или ввоз продукции (в том числе отправка со склада изготовителя или отгрузка без складирования) с целью распространения на территории ЕАЭС в ходе коммерческой деятельности на безвозмездной или возмездной основе.

Согласно п. 6 Приложения № 9 (Протокол о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза) к Договору о ЕАЭС от 29 мая 2014 г., продукция, соответствующая требованиям технических регламентов ЕАЭС, распространяющимся на эту продукцию, и прошедшая установленные техническими регламентами ЕАЭС процедуры оценки соответствия, подлежит обязательной маркировке единым знаком обращения продукции на рынке ЕАЭС. При обращении продукции на территории ЕАЭС маркировка продукции должна быть нанесена на русском языке и при наличии соответствующих требований в законодательстве государств-членов на государственном (государственных) языке (языках) государства-члена, на территории которого реализуется продукция.

Требование к маркировке продукции установлено Решением комиссии таможенного союза от 15 июля 2011 г. № 711, в соответствии с которым Единый знак обращения свидетельствует о том, что продукция, маркированная им, прошла все установленные в технических регламентах ЕАЭС (Технических регламентах Таможенного союза) процедуры оценки (подтверждения) соответствия и соответствует требованиям всех распространяющихся на данную продукцию технических регламентов ЕАЭС (Технических регламентах Таможенного союза). Маркировка единым знаком обращения осуществляется перед выпуском продукции в обращении на рынок Евразийского экономического союза.

В соответствии с требованием п/п «в» п. 3 Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2019 г. № 860 (далее - Постановление № 860), обувные товары подлежат обязательной маркировке средствами идентификации обувных товаров при ввозе в Российскую Федерацию обувных товаров, приобретенных в рамках трансграничной торговли на таможенной территории Евразийского экономического союза, - до пересечения государственной границы Российской Федерации.

02 февраля 2020 г. вступило в силу Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 ноября 2019 г. № 204, согласно которому при помещении под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта иностранных товаров, подлежащих обязательной маркировке, в графе 31 декларации на товары указываются сведения о средствах идентификации маркированных товаров. При этом неуказание в графе 31 ДТ сведений о средствах идентификации может рассматриваться таможенными органами в качестве основания для отказа в регистрации декларации на товары только с момента вступления в силу требований об их обязательной маркировке в соответствии с п. 6 Приложения № 9 (Протокол о техническом регулировании в рамках ЕАЭС) к Договору о ЕАЭС (далее - Союз) от 29 мая 2014 г., продукция, соответствующая требованиям технических регламентов ЕАЭС, распространяющимся на эту продукцию, и прошедшая установленные техническими регламентами ЕАЭС процедуры оценки соответствия, подлежит обязательной маркировке единым знаком обращения продукции на рынке ЕАЭС. При обращении продукции территории ЕАЭС маркировка продукции должна быть нанесена на русском языке и при наличии соответствующих требований в законодательстве государств-членов на государственном (государственных) языке (языках) государства-члена, на территории которого реализуется продукции.

Маркировка единым знаком обращения осуществляется перед выпуском продукции в обращении на рынок Евразийского экономического союза. Вышеуказанное свидетельствует об отсутствии факта помещения обнаруженных у ИП ФИО5 товаров под таможенную процедуру.

В соответствии с п. 2 ст. 9 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза далее - ТК ЕАЭС), товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС.

Товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений (п. 1 ст. 7 ТК ЕАЭС).

Согласно п. 3 ст. 135 ТК ЕАЭС одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления является соблюдение запретов и ограничений.

На основании п. 1 ст. 118 ТК ЕАЭС выпуск товаров производится таможенным органом при условии, что лицом соблюдены условия помещения товаров под заявленную таможенную процедуру и уплачены таможенные сборы за совершение таможенными органами действий, связанных с выпуском товаров.

Согласно пп. 25 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС незаконное перемещение товаров через таможенную границу Союза - перемещение товаров через таможенную границу Союза вне мест, через которые в соответствии со ст. 10 ТК ЕАЭС должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу Союза, или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.

В соответствии с п. 2 ст. 56 ТК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза возникает у лиц, незаконно перемещающих товары. Лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе товаров на таможенную территорию Союза - также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности их ввоза на таможенную территорию Союза, несут солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов с лицами, незаконно перемещающими товары.

С учетом положений ТК ЕАЭС пользование, хранение и распоряжение иностранными товарами, ввозимыми на таможенную территорию ЕАЭС, допускается после их таможенного декларирования и выпуска таможенными органами.

В нарушение указанных норм ФИО1 приобрел, хранил и пользовался товарами, которые незаконно были перемещены через таможенную границу ЕАЭС, что подтверждается протоколом об административном правонарушении, составленным 15 августа 2023 года уполномоченным должностным лицом с соблюдением требований ст. 28.2 КоАП РФ (т.2 л.д.96-105).

Признавая исследованные в судебном заседании доказательства допустимыми, достоверными, а в целом достаточными для разрешения дела по существу, судья считает вину ФИО1 полностью доказанной и квалифицирует его действия по ст. 16.21 КоАП РФ – приобретение, хранение и пользование товарами, которые незаконно перемещены через таможенную границу Евразийского экономического союза и в отношении которых не соблюдены установленные нормативными правовыми актами РФ запреты.

Правонарушение совершено ФИО1 по неосторожности, так как он не предвидел возможности наступления вредных последствий своего бездействия, хотя должен был и мог их предвидеть.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность ФИО1, не установлено.

Согласно п. 1 примечания к ст. 16.1 КоАП РФ за административные правонарушения, предусмотренные главой 16, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Оснований для признания совершенного ФИО1 правонарушения малозначительным и освобождения его от ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ не установлено, поскольку в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в его пренебрежительном отношении к исполнению своих обязанностей. Кроме того, в данном случае правонарушение в виде нарушения таможенного законодательства РФ посягает на установленный порядок осуществления таможенных операций, цель установления такого порядка - обеспечение экономической безопасности РФ, а также защита внутреннего рынка РФ.

С учётом характера совершенного деяния, судья приходит к выводу о назначении ФИО1 наказания в виде конфискации предметов административного правонарушения.

Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

признать индивидуального предпринимателя ФИО4 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.21 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения: обувь (полуботинки для повседневной носки и для активного отдыха) 263 пары из которых: кроссовки с надписью «Adidas» - 162 пары; кроссовки с надписью «Puma» - 8 пар; кроссовки с надписью « Reebok» - 16 пар; кроссовки с надписью «Nike» - 77 пар.

Постановление может быть обжаловано в Белгородский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии путем подачи жалобы через Белгородский районный суд.

Судья А.В.Еременко