ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-12/19 от 29.04.2019 Новониколаевского районного суда (Волгоградская область)

Дело №5-12/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу

об административном правонарушении

р.п. Новониколаевский 29 апреля 2019 года

Федеральный судья Новониколаевского районного суда Волгоградской области Федорченко Т.В., рассмотрев с участием: представителей юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, Общества с ограниченной ответственностью «Новоникойл» - ФИО1, ФИО2, государственного инспектора межрегионального отдела по общепромышленному надзору и надзору за объектами нефтегазового комплекса Нижне-Волжского управления Ростехнадзора - ФИО3,

материалы дела об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Новоникойл», ИНН ОГРН , расположенного по адресу: <адрес><адрес>, р.<адрес>, привлекавшегося в течение последнего года к административной ответственности за совершение административного правонарушения в промышленности, привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях,

установил:

Обществу с ограниченной ответственностью «Новоникойл» государственным инспектором межрегионального отдела по общепромышленному надзору и надзору за объектами нефтегазового комплекса Нижне-Волжского управления Ростехнадзора ФИО3 вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, -нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, при следующих обстоятельствах: Общество с ограниченной ответственностью «Новоникойл» эксплуатирует опасный производственный объект: сеть газопотребления предприятия, рег.№А39-04184-0006 от 18.07.2013, класс опасности - III, имеет лицензию: ВП-39-002259 (Н) на осуществление деятельности эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов от 29.07.2011, виды работ: эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов; хранение воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ, определённых приложением 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», за исключением хранения веществ на объектах, предназначенных для осуществления розничной торговли бензином и дизельным топливом, хранения муки на предприятиях по производству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий; транспортирование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ, определённых приложением 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», за исключением муки на предприятиях по производству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий; ВП-39-002268 (Н) на осуществление деятельности эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов от 02.09.2011, виды работ: эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов; получение воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ, определённых приложением 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; переработка воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ, определённых приложением 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», за исключением муки на предприятиях по производству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий; использование (эксплуатация) на объектах оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия. На основании заявления о внесении изменения в государственный реестр опасных производственных объектов ООО «Новоникойл» вх.№ОПО-39-30 от 21.01.2019, внесены изменения в состав ОПО «сеть газопотребления предприятия», зарегистрированного 09.12.2016г., рег. №А39-04184-0006, краткая характеристика опасности которого определена владельцем ОПО как «использование и транспортирование опасного вещества». В соответствии с приказом от 25.11.2016 г. №495 «Об утверждении Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов» «сеть газопотребления предприятия» идентифицируется по признаку использования и транспортирования опасных веществ, что подтверждается в сведениях, характеризующих опасный производственный объект ООО «Новоникойл». Сеть газопотребления ООО «Новоникойл» состоит из котельной с паровым котлом, ГРПШ-13-1ВУ1, газопровода высокого давления протяженностью 3,7 м., газопровода среднего давления протяженностью 266 м., газопровода низкого давления, протяженностью 20 м., газовых горелок Р65М-MD.S.RU.Y.0.50 - 2 шт., газовых горелок Р71М-MD.S.RU.U.A.1.50 - 2 шт., газовой горелки P60M-PR.S.RU.VS.7.50 - 1 шт. ООО «Новоникойл» использует природный газ, что подтверждается письмом «Об объёмах потребления газа» ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» (на №03-11/1073 от 17.01.2019) от 21.01.2019 №ИСХ-0000443/15. Объём потребления в период с января по декабрь 2018 года составил 869,674 тыс.м3 газа. Согласно п.2 Приложения к Положению о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 №492, к перечню выполняемых работ на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах I, II и III классов опасности относится использование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды на объектах. Использование опасного вещества (природного газа) как вид работ отсутствует в лицензиях ВП-39-002268 (Н) от 02.09.2011, ВП-39-002259 (Н) от 29.07.2011 ООО «Новоникойл». Вышеуказанные лицензии не переоформлены с учетом новых видов работ: использование опасного вещества (природного газа) в соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 №99-ФЗ, лицензия подлежит переоформлению в случаях изменения перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

Таким образом, Обществу с ограниченной ответственностью «Новоникойл» вменяется нарушение ч.ч.1,2 статьи 18 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04 мая 2011 года №99-ФЗ, выразившееся в эксплуатации опасного производственного объекта «Сеть газопотребления предприятия» в отсутствие переоформленной лицензии на использование опасного вещества (природный газ).

В судебном заседании государственный инспектор межрегионального отдела по общепромышленному надзору и надзору за объектами нефтегазового комплекса Нижне-Волжского управления Ростехнадзора ФИО3 пояснил, что документы от ООО «Новоникойл» получены, проведена проверка по составу документов, поданных для лицензирования, пока результаты положительные, сейчас ведётся выездная проверка для выяснения возможности осуществлять лицензируемую деятельность, она пока не закончилась, будет продолжаться до 17 мая 2019 года. Состав административного правонарушения заключается в эксплуатации опасного производственного объекта в отсутствие переоформленной лицензии. Требование о привлечении ООО «Новоникойл» к административной ответственности поддерживает, назначение наказания в виде приостановления деятельности оставляет на усмотрение суда.

В судебном заседании представитель юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, Общества с ограниченной ответственностью «Новоникойл» ФИО1 с протоколом не согласен, просит производство по делу прекратить.

В судебном заседании представитель юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, Общества с ограниченной ответственностью «Новоникойл» ФИО2, не согласился с протоколом, пояснил, что обществу вменяется состав, предусмотренный ч.1 ст.9.1 КоАП РФ. Однако, считает, что работа без лицензии образует состав другого административного правонарушения, предусмотренного ст.14.1. КоАП РФ, при этом ст.9.1. КоАП РФ является специальной по отношению к ст.14.1. КоАП РФ, которой установлена ответственность за осуществление деятельности без специального разрешения. Полагает, что действия Общества с ограниченной ответственностью «Новоникойл» квалифицированы неправильно, аналогичный правовой подход выражен в постановлениях Верховного Суда РФ. Кроме того, обществом заключен договор на эксплуатацию объекта «сеть газопотребления», которое в настоящее время эксплуатирует Общество с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Волгоград», в связи с чем, такое наказание, как приостановление деятельности, является бессмысленным, поскольку Общество с ограниченной ответственностью «Новоникойл» уже не эксплуатирует данное опасное производство. На основании изложенного, просит производство по делу прекратить, считает, что квалификация деяния дана неправильно.

Заслушав доводы участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

Частью 1 статьи 9.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ч.1 ст.6 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности. Отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу положений ч.1 ст.9 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения названного Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 04 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается. Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

В соответствии с ч.1 ст.9 Федерального закона от 04 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п.12 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензированию подлежит эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.

В силу положений ч.ч.1,2 ст.18 Федерального закона от 04 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности (за исключением деятельности по перевозкам грузов, пассажиров или иных лиц), перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, изменения в соответствии с нормативным правовым актом Российской Федерации наименования лицензируемого вида деятельности, перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если необходимость переоформления лицензии определена этим нормативным правовым актом. До переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии, или по истечении срока, определенного частью 5 настоящей статьи, и (или) выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии.

Как следует из материалов дела, ООО «Новоникойл» осуществляет деятельность по эксплуатации опасного производственного объекта - сеть газопотребления предприятия, состоящего из котельной с паровым котлом, ГРПШ-13-1ВУ1, газопровода высокого давления протяженностью 3,7 м., газопровода среднего давления протяженностью 266 м., газопровода низкого давления, протяженностью 20 м., газовых горелок Р65М-MD.S.RU.Y.0.50 - 2 шт., газовых горелок Р71М-MD.S.RU.U.A.1.50 - 2 шт., газовой горелки P60M-PR.S.RU.VS.7.50 -1 шт., расположенных по адресу: <адрес>, <адрес>. ООО «Новоникойл» использует опасное вещество (природный газ), которое как вид работ отсутствует в лицензиях, ранее выданных ООО «Новоникойл», что является нарушением ст.2, п.12 ч.1 ст.12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ч.1 ст.9, ч.1 ст.6 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.2 «Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности», утверждённого Постановлением Правительства РФ от 10 июня 2013 года № 492.

Указанное обстоятельство было выявлено государственным инспектором межрегионального отдела по общепромышленному надзору и надзору за объектами нефтегазового комплекса Нижне-Волжского управления Ростехнадзора ФИО3 при рассмотрении заявления ООО «Новоникойл» о внесении изменения в государственный реестр опасных производственных объектов, и анализа соблюдения требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах ООО «Новоникойл».

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 26.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в числе прочего, иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как указано выше, частью 1 статьи 9.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

По итогам проведённой проверки юридическому лицу Обществу с ограниченной ответственностью «Новоникойл» вменено осуществление эксплуатации опасного производственного объекта (сети газопотребления) в отсутствие переоформленной лицензии на использование опасного вещества (природный газ), в нарушение положений ч.ч.1,2 статьи 18 Федерального закона от 04 мая 2011 года №99-ФЗ.

При этом, как пояснил в судебном заседании должностное лицо, составившее протокол по делу об административном правонарушении государственный инспектор ФИО3, нарушение Обществом с ограниченной ответственностью «Новоникойл» требований промышленной безопасности, которые охватываются диспозицией ч.1 ст.9.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, также заключаются в эксплуатации опасного производственного объекта без переоформленной лицензии.

Вместе с тем, данное деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

По убеждению суда, деяние лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, Общества с ограниченной ответственностью «Новоникойл», квалифицировано неправильно.

Аналогичный правовой подход выражен в постановлениях Верховного Суда Российской Федерации от 2 марта 2015 года №301-АД14-9043, от 1 февраля 2017 года №36-АД16-9, от 12.12.2018 года №7-АД18-4, и не противоречит разъяснениям, содержащимся в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года №18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому в тех случаях, когда административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением предусмотренных в нем условий помимо общих норм, содержащихся в частях 2 и 3 статьи 14.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, установлена другими статьями КоАП РФ, действия лица подлежат квалификации по специальной норме, предусмотренной КоАП РФ.

Оснований для вывода о том, что вменённое юридическому лицу осуществление эксплуатации опасного производственного объекта (сети газопотребления) в отсутствие лицензии на его эксплуатацию образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.

Поскольку составы административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 14.1. и частью 1 статьи 9.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, имеют разный родовой объект посягательства, переквалификация деяния юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Новоникойл» невозможна.

Согласно п.2 ч.1 ст.24.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

При установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельствах производство по делу подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях, за отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, в действиях Общества с ограниченной ответственностью «Новоникойл».

На основании ст.ст.29.7.-29.11. Кодекса РФ об административных правонарушениях,

постановил:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Новоникойл», прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за отсутствием в действиях Общества с ограниченной ответственностью «Новоникойл» состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Новониколаевский районный суд в течение 10 суток со дня его вручения или получения.

Судья: